Нынешняя система образования нацелена, прежде всего, на здоровье сберегающее обучение и развитие. Проблемой улучшения работы физкультурно-оздоровительной направленности в дошкольных учреждениях занимались О.В. Уваровская, Н.Н. Чесноков, Н.Д. Фролова, В.В. Кузин, А.Г. Барабанов, Л.А. Додонова, В.Ф. Костюченко, А.П. Слободин, Е.П. Каргаполов, Н.А. Курышева, Ю.М. Город, Н.К. Шамаев, В.П. Ноговицын, Д.Н. Платонов, И.И. Портнягин и др.
Перед дошкольным образованием обостренно стоит проблема о путях улучшения работы по укреплению самочувствия, формированию процессов и физическому развитию ребенка. Федеральные требования к структуре главной образовательной программы дошкольного образования характеризуют как одну из основных проблем: охрану и усиление здоровья воспитанников посредством интеграции образовательных сфер, формирование обстоятельств безопасной образовательной сферы, реализация комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Как отмечает М.И. Лыткин, на сегодняшний день модель физкультурно-оздоровительной работы не всегда справляется с установленными проблемами и требует серьезных изменений и добавлений.
В соответствии с этим особую значимость обретает поиск новейших форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных организациях, создание подходящих условий для всестороннего слаженного развития личности ребёнка.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить влияние форм физкультурно-оздоровительной работы на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования выступает процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие детей старшего дошкольного возраста зависит от содержания и форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и мотивации воспитанников.
Для реализации цели нами были определены следующие задачи исследования:
1.Определить сущность физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2.Охарактеризовать формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3.Выявить уровень влияния форм физкультурно-оздоровительной работы на развитие детей старшего дошкольного возраста, используемые воспитателем в ДОУ.
4.Разработать методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ научно-методической литературы, синтез, обобщение.
Эмпирические: эксперимент, анализ документации
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Общие понятия физкультурно-оздоровительной работы и ее влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Характеристика форм физкультурно-оздоровительной работы 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Формы физкультурно- оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста, используемые воспитателем в ДОУ 22
2.2. Рекомендации по организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
1.Определить сущность физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2.Охарактеризовать формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3.Выявить уровень влияния форм физкультурно-оздоровительной работы на развитие детей старшего дошкольного возраста, используемые воспитателем в ДОУ.
4.Разработать методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Амарян, Р.И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Р.И. Амарян. - Москва: Детство, 2010. – 67 с.
2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская.- М.: Педагогика, 2009. – 209 с.
3. Алямовская, В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания / В. Г.Алямовская. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 168 с.
4. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю. Е.Антонов. – М.: Аркти , 2009. – 211 с.
5. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. : Методическое пособие / Т.Л.Богина. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. - 112 с.
6. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта : учебное пособие для вузов / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия , 2005. - 240 с.
7. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / / Под ред. С.А.Козловой. - Москва: Академия, 2008. - 320 с.
8. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 187 с.
9. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста /Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Педагогика, 2011. – 256 с.
10. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста / В.В. Голубев. – М.: Академия, 2012.
11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – М.: Сфера, 2011. – 144 с.
12. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / - СПб., 2012. – 234 с.
13. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова// Дошкольное воспитание. - 2007. - №1. - С.63.
14. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова. – М.: Сфера, 2009. – 96 с.
15. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н.Жуков. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
16. Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников / А.А.Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К.Полещук и др. - Калининград: Калинингр. ун-т., 2007. - 71 с.
17. Замотаева, Л. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки / Л. Замотаева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. -С. 34 – 36.
18. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.
19. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду/ Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006. – 233с.
20. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт. сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
21. Зимонина, В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым/ В.А.Зимонина – М.: ВЛАДОС, 2008. - 304 с.
22. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. – 256 с.
23. Каштанова, Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников / Г.В.Каштанова, Е.Г.Мамаева. – Москва: АРКТИ, 2006. – 64 с.
24. Каштанова, Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении / Г.В.Каштанова. – М.: Просвещение, 2009. – 89 с.
25. Квашук, П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков / П.В.Квашук, Г.Н.Семаева. – М.: Де-Ново, 2014. – 35 с.
26. Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет / М.: Детство,2013. – 167 с.
27. Кузнецова, М. Н. Современные пути оздоровления дошкольников / М. Н. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11.- С.56-58.
28. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н. Кузнецова. М.: АРКТИ, 2014 – 64 с.
29. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М.: Академия, 2008. – 232 с.
30. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе / М.Маханева. – М.: АРКТИ, 2007. – 263 с.
31. Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ / О.Н. Моргунова. – Воронеж: ИкМА, 2009 – 127 с.
32. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание. – 1997. - №12. – С. 23-25.
33. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий / под ред. А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковой, Т.И.Осокиной. – Москва: Наука, 2014. – 176 с.
34. Терехова Н.Т. Индивидуально – дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.Т.Терехова – М.: Педагогика, 2011. – 211 с.