1.2. Характеристика скоростных способностей.
1.4. Физиологическая характеристика скоростных качеств
2.1. Средства и методы развития скоростных способностей
Методика развития скоростных способностей
Заключение
Список литературы
1.2. Характеристика скоростных способностей.
Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы способностей быстроты существенно различаются. Все это требует дифференцированного выбора средств и методов воздействия для каждой из них.
Быстрота двигательной реакции как сенсомоторная реакция характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения (26, 18). Различают простые и сложные двигательные реакции. Простая реакция — это ответ заранее определенным движением на ожидаемый, но внезапно появляющийся известный сигнал (например, реакция бегуна на выстрел стартера)'.
...
1.4. Физиологическая характеристика скоростных качеств
Скоростной компонент мощности. Согласно второму закону Ньютона, чем больше усилие - сила, приложенная к массе, тем больше скорость, с которой движется данная масса. Таким образом, сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем больше сила, тем быстрее движение.
Скорость спринтерского бега зависит от двух факторов: величины ускорения скорость разбега и максимальная скорости (15, 12, 25). Первый фактор определяет, как быстро спортсмен может увеличить скорость бега. Этот фактор наиболее важен для коротких отрезков дистанции 10 – 15м в беге для игровых видов спорта, где требуется максимально быстрое перемещение тело из одного положения в другое. Для более длинных дистанций важнее максимальная скорость бега, чем величина ускорения. Если спортсмен имеет высокий уровень обеих форм проявления скорости, это дает ему большое преимущество на спринтерских дистанциях. Эти два фактора скорости бега не имеют тесной связи друг с другом.
...
2.1. Средства и методы развития скоростных способностей
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).
Их можно разделить на три основные группы (17).
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом
(например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
Методика развития скоростных способностей
Быстрота воспитывается с помощью многообразных двигательных задач, успешность решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач диктует соблюдение двух методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия, а с другой — наличия оптимального функционального состояния организма. Первое положение предполагает повышение трудностей задач за счет уменьшения времени выполнения двигательного действия, когда техника владения движением не лимитирует его скоростные параметры. Второе положение предполагает решение двигательных задач до фазы компенсированного утомления, сопряженной с замедлением движений, а следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения (25).
...
Заключение
В ходе проведения данной работы нами была изучена научно-методическая литература по теме исследования. Многие авторы занимались изучением данного вопроса, каждый из них давал свое определение этому физическому качеству, но все авторы сходились на том, что СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Проведя анализ литературных источников, мы пришли к выводу, что быстроту на учебно–тренировочных занятиях в колледже можно развивать через упражнения, которые соответствуют интересам и двигательным потребностям студентов колледжа, стимулируют их эмоционально-волевые проявления и приучают к мобилизации максимальных усилий в нужный момент.
...
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
2. Афтимичук, О.Е. Музыкально-ритмические подвижные игры// Физическая культура в школе.-2006.-№8.-С.19-20.
3. Байбородова, Л.В. Методика обучения физической культуре.1-11 классы: метод.пособие -М.: ВЛАДОС.-2004.- 248 с.
4. Байков, В.П. А бегать ты умеешь? // Физическая культура в школе.-2006.-№6.-С.38-40.
5. Баранцев, С.А., Баранников, В.В. Совершенствование техники бега на скорость // Физическая культура в школе.-2001.-№4.-С.30-34.
6. Баранцев, С.А., Зайцева В.В.. Возрастные изменения кинематики скоросного бега детей младшего и среднего школьного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2005. - №5.- 15-19.
7. Безруких, М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.-М.: Изд. центр «Академия».-2002.-С.367-382.
8. Богданова, И.В. Как научиться быстро бегать? // Спорт в школе.-2007.- №4.-С.3.
9. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике. Бубэ.Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф., - М. Физкультура и спорт, 1968. – 240с.
10. Былеева, Л.В., Коротков, И.М. Подвижные игры [Текст]: учеб.пособие для ин-тов физ.культуры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. -М.: Фис.- 2001.- 224 с.
11. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст]: учеб.пособие для ин-тов физ.культуры / Л.В. Былеева.-М.: Фис.- 2006.- 208 с.
12. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 488 с.
13. Васильков, Г.А. Васильков, В.Г. От игры - к спорту. –М.: ФиС.-2005. – 80с.
14. Володина, В.С.Основы теории и методики физического воспитания детей [Текст]: учеб.пособие.-Красноярск: КГПИ. – 2006 .- С. 90-92.
15. Глязер, С.В. Зимние игры и развлечения.-М.: ФиС. – 2006. – 80с.
16. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов – 2-е изд., дораб. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
17. Дубровский, В.И. Спортивная медицина [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 1998. – 480 с.
18. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.
19. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. пособие. – СПб.: Сов. спорт, 2007. – 448 с.
20. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
21. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
22. Железняк, Ю.Д, Петров, П.К. Основы научно-педагогической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров.-М.: Изд.центр «Академия».-2002.-264 с.
23. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст]: учеб.пособие для студентов пед.вузов / М.Н. Жуков.- М.: Академия.- 2004.- 160с.
24. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В.М. Зациорский.- М.: ФиС, 1999.- С. 45-46.
25. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
26. Загвязинский В.И. Физическая культура в системе отечественного образования // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – №8. – С. 59 – 61.
27. Захаров, Е.Н., Карасев, А.В. , Сафонов, А.А. . Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст]: учеб. пособие / под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос.- 2000. - 368 с.
28. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, Т 1. Л., 1997. – 264с.
29. Кон И.С. Психология старшеклассников. – М., 1964. – 175с.
30. Коротков, И.М. Подвижные игры во дворе. – М.: Знание.- 2007.- 96 с.
31. Кузнецов В., Колодницкий Г. Скоросные способности и их развитие // Основы безопасности жизни. -2003. - №12. – С. 31-33.
32. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
33. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
34. Лебедев, Н.А. Использование различных средств повышения выносливости при подготовке молодых бегунов на средние и длинные дистанции // Физкультура: воспитание, образование, тренировка.- 2001.- №2.- С.28-30.
35. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. [Текст] – М.: Академия, 2003. – 464с.
36. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
37. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. [Текст]. – М. 1999.250с.
38. Маслоу А. Психология физического воспитания. [Текст] – М., 1998. – 96с.
39. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.
40. Матвеев, Л.П., Мельников, С.Б. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]: учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / Л.П. Матвеев, С.Б. Мельников.- М.: Просвещение, 2005-191 с.
41. Массовая физическая культура в вузе / под ред. В.А. Маслякова,
В.С. Мятежева. – М.: Высш. шк., 1991. – 164 с.
42. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: пособие для учителя / под ред. В.И.Ляха. – М., 1997. С. 480.
43. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.
44. Начинская, С.В. Спортивная метрология [Текст]: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений / С.В. Начинская.- М.: Изд.центр «Академия».- 2005.-240 с.
45. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2004. – 863 с.
46. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб.пособие для техн.физ. культуры / под ред. А.А. гужаловского. – М.: ФиС. – 1986.- С. 83-88.
47. Погодаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г.И. Погодаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.
48. Решетников, Н.В. Физическая культура [Текст]: Учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 152 с.
49. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2002. – 608 с.
50. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учеб. для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 520 с.
51. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие пединститутов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1990. С.161.
52. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. Спорт. – 2004. – С. 135-146.
53. Фафель В.С. Современные проблемы физиологии спортивной тренировки. М. 1989. – 564с.
54. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2005. – С. 92-103.