Актуальность. Происходящие в настоящее время в Республике Казахстан реформы в системе среднего образования привели в движение механизмы, предъявляющие повышенные требования к личности обучаемого, качеству знаний, умений и навыков, его адаптации к условиям динамично меняющейся жизни, значимости здоровья и высокой работоспособности.
Несомненно, одним из важнейших факторов для решения столь актуальных задач служат физическая культура и массовый спорт, которые своим социальным, материальным, интеллектуальным и духовным ценностным потенциалом способны:
1. Сформировать и гармонично развить личность.
2. Повысить двигательный потенциал человека.
3. Приумножить здоровье.
4. Способствовать социальной активности.
В этой связи существенно возрастает необходимость использования занятий физическими упражнениями, направленными не только на достижение высоких результатов, но и на повышение оздоровления детей школьного возраста.
Одним из наиболее эффективных средств, повышения уровня физической подготовленности детей школьного возраста, как отмечают специалисты Ю.М. Портнов (1996, 1997), Ф.П. Суслов (2000), Ю.Д. Железняк, (2002), Е.В. Конеева (2004), являются спортивные игры и, в частности, игра в баскетбол, которая способствует:
• развитию двигательных и координационных способностей ребенка;
• укреплению его здоровья;
• устранению эмоциональных напряжений, возрастающих школьных нагрузок.
На современном этапе развития баскетбола возникает проблемная ситуация подготовки российских игроков, в условиях острой конкуренции со стороны зарубежных спортсменов. Данная ситуация требует поиска новых научных решений на пути совершенствования • образовательно-тренировочных технологий, ориентированных на дальнейший рост двигательного потенциала юных баскетболисток
Кроме того, одним из важнейших технических приемов в баскетболе являются броски по корзине. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре, встрече, матче.
Все это диктует необходимость разработки новых методических приемов, обеспечивающих педагогический подход для повышения физических качеств юных баскетболисток 12 — 13 лет и на этой базе обучение технике ориентированной на повышение меткости бросков по корзине.
Поэтому целенаправленная подготовка спортивного резерва и, прежде всего, формирование спортивно-технической «школы» двигательных действий у юных баскетболисток 10-12 лет являются основополагающими факторами повышения эффективности их соревновательной деятельности
Теоретико-методологической базой исследования явились:
• теория построения двигательных действий;
• теория и методика физического воспитания и спорта;
• современное представление о развитии двигательных способностей;
• теория и методика комплексного контроля в спорте.
Опора при проведении исследования на эти положения позволила представить учебно-тренировочный процесс как результат активного и деятельностного овладения ценностями физической культуры и спорта.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс юных баскетболисток 12-13 лет на начальном этапе тренировки.
Предмет исследования. Педагогические условия формирования физической и технической подготовленности юных баскетболисток 12-13 летнего возраста.
Цель исследования. Повышение эффективности методики физической и технической подготовки юных баскетболисток на этапе начальной тренировки.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что повышение уровня физической подготовленности юных баскетболисток 12-13 лет позволит повысить эффективность обучения броску одной рукой от плеча, что обусловлено:
• взаимосвязью физической и технической сторон подготовленности юных баскетболисток 12-13 лет, специализирующихся в баскетболе;
• оперативной коррекцией учебно-тренировочного процесса на основе контрольно-педагогических испытаний.
Научная новизна данной работы состоит в следующем:
1. Доказано стимулирующее влияние комплексов физических упражнений на динамику показателей физической подготовленности и точности бросков по корзине юных баскетболисток 12-13 лет.
2. Выявлена объективная информация о динамике уровня физической и технической подготовленности юных баскетболисток 12-13 летнего возраста.
3. Теоретически разработана, экспериментально апробирована и внедрена в практику учебно-тренировочных занятий обучающая программа, позволяющая целенаправленно управлять процессом повышения уровня физической и технической подготовленности юных баскетболисток 12-13 летнего возраста.
Теоретическая значимость. Основные выводы и положения данного исследования расширяют и дополняют:
• теоретическую и практическую базу спортивно-технической подготовки юных баскетболисток;
• возможности для эффективного решения задач спортивной тренировки юных баскетболисток на этапе начальной специализации;
• данные о взаимосвязи физической и технической сторон подготовки юных баскетболисток.
Практическая значимость. Разработанные и внедренные в практику юных баскетболисток 12-13 летнего возраста средства и методы тренировки показали свою эффективность и способствовали прогрессивному повышению спортивно-технического мастерства.
Данные настоящего исследования следует использовать:
• в практической работе тренеров-преподавателей специализирующихся в баскетболе, а также для дальнейших научных изысканий;
• при разработке программно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса баскетболисток 12-13лет;
• на курсах повышения квалификации тренеров-преподавателей специализирующихся в баскетболе;
• при подготовке специалистов физического воспитания в высших и средних специальных учебных заведениях.
Кроме того, знание уровня развития физических качеств и динамики становления техники броска юных баскетболисток 12-13 позволит тренерам-преподавателям подбирать и использовать в учебно-тренировочных занятиях средства, обеспечивающие обучение игре в баскетбол на следующем этапе спортивной подготовки.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена соблюдением исходных методологических положений, применением современных методов исследования, адекватных цели и задачам работы, достаточной продолжительностью эксперимента, объемом экспериментальных данных и корректностью статистической обработки данных исследования.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологический обзор переходного периода развития девочек ……………………………………………………………………………….6
1.1Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста ………………………………………………………………………………6
1.2. Анатомо-физиологические и морфо-функциональные особенности юных баскетболисток ……………………………………………………………..12
1.3. Особенности двигательного навыка юных баскетболисток ………..15
2. Особенности методики учебно-тренировочного процесса по баскетболу с девочками 12-13 лет ……………………………………………………………..20
2.1 Основные стороны спортивной тренировки ………………………….20
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки ………..37
2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период ………………………………………………………………………………39
3. Организация и проведение исследования определения тренировочных навыков девочек 12-13 лет занимающихся баскетболом ……………………….44
3.1 Организация и методы исследования …………………………………44
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования …………………44
Заключение ………………………………………………………………….53
Список использованной литературы ………………………………………55
Приложение …………………………………………………………………58
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологический обзор переходного периода развития девочек ……………………………………………………………………………….6
1.1Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста ………………………………………………………………………………6
1.2. Анатомо-физиологические и морфо-функциональные особенности юных баскетболисток ……………………………………………………………..12
1.3. Особенности двигательного навыка юных баскетболисток ………..15
2. Особенности методики учебно-тренировочного процесса по баскетболу с девочками 12-13 лет ……………………………………………………………..20
2.1 Основные стороны спортивной тренировки ………………………….20
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки ………..37
2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период ………………………………………………………………………………39
3. Организация и проведение исследования определения тренировочных навыков девочек 12-13 лет занимающихся баскетболом ……………………….44
3.1 Организация и методы исследования …………………………………44
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования …………………44
Заключение ………………………………………………………………….53
Список использованной литературы ………………………………………55
Приложение …………………………………………………………………58
1. Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры, Москва, ФКиС, ИЦ «Академия» 2004г, с.5,9,18-23
2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. М, Просвещение, 1989г, с.6-9
3. З.Зельдович С.Н. и Кераминас С.А. в монографии «Подготовка юных баскетболисток, М, ФиС, 1973г., с.28-34
4. Горелкин А.С. Н.М. Баскетбол на уроках физической культуры// Физическая культура в школе, № 6, 2000г., с.40-46
5. Загорский П.Н. Уроки физической культуры в старших классах, Астана, Атамура, 2001г.г., с.31-33
6. Сапруненко О.М. Основы баскетбольных правил. М. ФиС, 2003г., с.287-296
7. Донской Д.Д. Движение спортсмена. М, ФиС,1988г., с.219
8. Родинскинс Р.Т. Спортивные игры на уроках физической культуры, М. ФиС, 2003г., с.32
9. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. М, Просвещение, 1984г., с.4-7
10. Кузнецов З.И Уроки физической культуры. М. Просвещение, 1996г., с.78
11. Звягинцева О.Г. Из практики работы по физической культуре/ Атамура, 2003г., с.66
12. Станкин А.Н. в работе «Теория и практика физической культуры и спорта»М, Просвещение, 1967г., с.39
13. Касымбекова С, Тайжанов С. Физическая культура. Алматы. Мектеп, 2005г.,с.36
14. 14.Коробков И.Н. «Развитие скоростных качеств спортсмена», М, ФиС, 1976г. ,с. 65-69
15. , ПросвещениеКостонеев A.M. Факторы, влияющие на качество подготовки баскетболиста. М Пр, 1967г., с.123-125
16. Юнаев СМ. Факторы, влияющие на качество бросков баскетболе. М, Просвещение, 1976г., с. 45-46
17. Охлаков И.Ф. Факторы риска в спорте. Л, Наука, 1985г., с.154
18. Молотов И.К. «Специальные упражнения для начинающих баскетболисток» М, ФиС,1978г.,с.110-113
19. Солодов Г.В. Упражнения, подводящие к баскетболу// Физическая культура в школе №6,2000г., с.23-24
20. Качашкин В.И. Методика физического воспитания. М, ФиС, 1986г., с. 55-56
21. Матушевич О.П. Учет возрастных особенностей при обучении баскетболу, М,ФиС,1987г., с.68-69
22. Столяров И.С., Чудинов И.Г. «История физической культуры», М, ФиС, 1987г., с. 74-77
23. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., ФиС, 1975 г., с.115-1117
24. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,1978., с.7-8
25. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболисток. - Киев, 1985, с.15-17
26. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. \под общ. ред. Ю.М. Портнова\. 6-е издание, переработанное. – М.: Физкультура и спорт,1988.,с.249
27. Баскетбол: Поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.: Физкультура и спорт, 1982., с.13-15
28. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 1996, с.106
29. Бондарь А.Н. Учись играть в баскетбол. - Минск,1986,с.86
30. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 1997,с.133-135
31. Грасис А.М. Методика подготовки баскетболисток разрядников. - М.: Физкультура и спорт, 1962,с.88
32. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболисток. - М.: Физкультура и спорт, 1967,с.98
33. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987
34. Журнал Теория и практика физической культуры, № 4, 2000; № 1 –12, 1993 – 1999.
35. Журнал Физкультура и спорт, № 1 – 12, 1993 – 1999; № 1 – 6, 2000; № 1 – 5, 2001
36. Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин \\ Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.
37. Журнал Физкультура и спорт. О. В Жбанков \\ Развитие прыгучести у юных баскетболисток, № 3, 1995.
38. Журнал Физкультура и спорт. Л. С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф,№5,2004
39. Евтушенко Н.Г. \\ Использование отягощений на тренировках, № 3, 1999.
40. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970,с.233-238
41. Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболисток. - М.: Физкультура и спорт, 1964,с.178-180
42. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1975,с.203
43. Комплексная программа для 1–11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.
44. Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных баскетболисток. - Минск, 1980,с.122-126
45. Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт,1971,с.18-25
46. Маркосян А.А. Физиология. 6-е издание, переработанное. - М.: Медицина, 1969,с.20-27