Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием; небольшая площадка, мяч да сетка на двух стойках. Немного времени уходит и на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Отсюда, однако, часто делаются неправильные выводы о том, что волейбол - простая и доступная всем игра и, чтобы научиться играть в волейбол, нужны всего лишь сетка, мяч и площадка. Главной приманкой волейбола является возможность начать играть без всякой подготовки. Это неправильное мнение. [8]
Нельзя смешивать внешний характер игры, её сущность и правила с процессом овладения навыками игры. Овладение техникой и тактикой в совершенстве - процесс сложный и трудоёмкий, он требует больших совместных усилий тренера и обучающегося.
Только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе. Систематическая подготовка волейболиста под руководством тренера или учителя физической культуры срок технической подготовки игрока, значительно сокращается, и успех его значительно выше.
В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ. [6]
Цель исследования – рассмотреть обучение технике игре в волейбол на занятиях физической культурой в среднем школьном возрасте
Объект исследования – волейбол.
Предмет исследования – обучение технике игре в волейбол
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу и дополнительные источники информации.
2. Рассмотреть волейбол как вид спорта
3. Определить возрастные особенности среднего школьного возраста.
4. Охарактеризовать методы обучения технике основных двигательных действий волейболиста
5. Составить методические рекомендации по применению элементов волейбола на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте
Теоретическую значимость исследования составили труды в области физического воспитания и спорта Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов - основы теории и методики физической культуры; труды в области подготовки волейболистов и методике волейбола В.П.Губа, Л.В. Еремина, И.Ф. Межман
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: опрос тренеров и спортсменов, занимающихся волейболом.
База исследования: исследование проводилось в рамках преддипломной практики в «МБОУ № 71». В исследовании, через социальные сети, обучающиеся МБОУ «Школы № 71».
Этапы исследования:
На первом этапе исследования осуществлялся теоретический анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования, сбор и систематизация материала. Определялся общий замысел исследования, цель, задачи и организация исследования.
На втором этапе исследования осуществлялась обработка теоретического материала.
На третьем этапе исследования составлен план конспект занятия для обучающихся с элементами волейбола, методические рекомендации для занимающихся волейболом и завершен анализ материала.
Практическая значимость исследования определяется его актуальностью в процессе занятия занимающихся волейболом.
Практический вклад в спортивную тренировку по волейболу внесли выдающиеся спортсмены – волейболисты, тренеры-преподаватели, специалисты в области физической культуры, ведущие Российские учёные, педагоги.
Материалы дипломного исследования могут быть использованы в качестве методической рекомендации для учителей физической культуры и тренеров детско - юношеских спортивных школ и начинающих заниматься волейболом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………..6
1.1Волейбол как вид спорта…………………………………………….…6
1.2Возрастные особенности среднего школьного возраста обучающихся……………………………………………………………….……12
1.3Особенности обучения технике игры в волейбол обучающихся среднего школьного возраста………………………………………………...…19
Выводы по первой главе………………………………………………….25
2.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….…..27
2.1Средства и методы развития физических качеств для обучения технике игры в волейбол………………………………………………………..27
2.2Методика обучения технике основных двигательных действий волейболиста…………………………………………………………….……….29
2.3Оценка и результат методики обучения техническим приемам волейболиста…………………………………………………………………..…42
Выводы по второй главе …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………….............46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………….……………………..52
Тема: ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЕ В ВОЛЕЙБОЛ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
1. Аверьянов, И.В. Технология спортивной тренировки в избранном виде спорта: игровые виды спорта / И.П. Аверьянов, Ю.Н. Эртман, В.А. Блинов В.А. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. - 96 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/95615.html (дата обращения: 02.05.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
2. Баландин, В. П. Педагогические основы теории физической культуры: учебное пособие / В. П. Баландин, Ж. В. Тома, А. А. Пашин. - Пенза: Издательство ПГУ, 2017. - 123 с. - Текст: непосредственный.
3. Бушаева, А.А. Физическая культура: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.А. Бушаева. – 7-е изд. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с. - Текст: непосредственный.
4. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 381 с. – Текст: непосредственный.
5. Горбань, И.Г. Основные требования к организации мест занятий физической культурой: учебное пособие / И.Г. Горбань, В.А. Гребенникова. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - 122 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL://www.iprbookshop.ru/78804.html
6. Губа, В.П. Волейбол: основы подготовки, тренировки, судейства: монография / В.П. Губа, Л.В. Булыкина, П.В. Пустошило. - Москва: Издательство «Спорт», 2019. - 192 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88477.html (дата обращения: 22.02.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
7. Ерёмина, Л.В. Спортивные игры в вузе. Волейбол: учебно-методическое пособие / Л.В. Ерёмина - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. - 88 c.- Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/87205.html(дата обращения: 11.04.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
8. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура» / Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – Изд 7-е испр. - Москва: Академия, 2012. – 517 с. - Текст: непосредственный.
9. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие/ Э.Б. Кайнова. - Москва: Издательство «Форум» - ИНФРА-М,2014. - 280 с. - Текст непосредственный.
10. Карась, Т.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие / Т.А. Карась. Комсомольск-на-Амуре: -АмГПГУ:2012. -131с.- Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/22259.html
11. Криличевского, В.И. Педагогика физической культуры: учебник/ В.И.Криличевского, А.Г. Семенова, С.Н. Бекасовой. - Москва: КНОРУС,2018. -320с. - Текст непосредственный.
12. Лукьяненко, В.П. Концепция реформирования учебной работы по физической культуре в школе / В.П. Лукьяненко. - Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2015. -128 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/62845.html
13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физ. культуры / под общей ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 543 с. - Текст: непосредственный.
14. Межман, И.Ф. Научись играть в волейбол: учебное пособие / И.Ф. Межман - Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. - 335 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/75390.html (дата обращения: 17.04.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
15. Мухина, М.П. Физкультурное образование: учебное пособие / М.П. Мухина. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 402 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/64970.html (дата обращения: 08.04.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
16. Начинская, С.В. Спортивная метрология / С.В. Начинская. – Москва: Академия, 20012. 239 с. - Текст: непосредственный.
17. Организация и проведение спортивных соревнований в школе. – Москва, 2015. Текст: электронный. - URL: https://nsportal.ru/vuz/ (дата обращения: 18.03.2020).
18. Пушкаренко, К. Ю. Обучение технике игры в волейбол в школе / К. Ю. Пушкаренко. - // Молодой ученый. – Москва: ООО «Издательство АСГАРД»,2018. - № 52 (238). - С. 78-81. - URL: https://moluch.ru/archive/238/55280/ (дата обращения: 07.05.2020).
19. Роль массовых спортивно соревнований в формировании культуры здорового образа жизни школьников - Текст: электронный. - URL: https://wiki.soiro.ru/ (дата обращения: 18.03.2020).
20. Смолин, Ю. В. Организация и проведение соревнований и подвижных игр: учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» / Ю. В. Смолин. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2010. - 68 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/56463.html (дата обращения: 17.01.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
21. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ А.М. Столяренко. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 479 c.- Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71029.html (дата обращения: 23.03.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
22. Тихонов А.М. Физическая культура. Системно-деятельностный подход в преподавании: направление подготовки: 050100 - «Педагогическое образование». Профиль подготовки: «Физическая культура». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / А.М. Тихонов, Д.Д. Кечкин. - Электрон. текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. - 104 c. - Текст: электронный - URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/4957/Andreev_vkr.pdf (дата обращения 23.03.2020)
23. Физическая культура. Часть 2: учебное пособие / составители Е. Г. Бабушкин, В. А. Барановский, Л. Н. Вериго. – Омск: Омский государственный институт сервиса, Омский государственный технический университет, 2014. - 124 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/12706.html (дата обращения: 15.03.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. Учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва: Издательство: Академия: 2016. – 496с. - Текст: непосредственный.
25. Шулятьев, В.М. Студенческий волейбол: учебное пособие / В.М. Шулятьев - Москва: Российский университет дружбы народов, 2011. - 196 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/11555.html (дата обращения: 10.03.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
26. Щукина, Г. И. Педагогика / Г. И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1971. - 384 с. - Текст: непосредственный.