Актуальность исследования
Проблема сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. Здоровье - одна из главных общечеловеческих ценностей, а здоровье населения - основа благополучия страны.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования ( далее ФГОС НОО), программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [3]
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Важнейшая социальная задача – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. [2]
Физическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, обучающийся попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. Именно в младшем школьном и возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни, взрослого человека. С началом учебы значительно растет объем умственного труда обучающихся и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности обучающихся, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. [15]
Цель исследования: рассмотрение формирования ценностей здорового образа жизни на занятиях физической культурой в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: физическая культура в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: формирование ценностей здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную и дополнительную литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать понятие здоровья.
3. Описать негативные факторы, влияющие на здоровье.
4. Особенности психофизиологического развития, обучающихся младшего школьного возраста.
5. Проанализировать особенности психофизиологического развития, обучающихся младшего школьного возраста.
6. Рассмотреть содержание физической культуры в общеобразовательной школе.
7. Составить сценарий внеклассного мероприятия «В здоровом теле здоровый дух».
Теоретическую значимость исследования составили труды в области физической культуры и спорта Ж.К. Холодов - Теория и методика физического воспитания и спорта; Л.П. Матвеев – Теория и методика физической культуры Б.Т. Лихачев - Педагогика и физическая культура. [11,14,27]
Анализ практики формирования ценностей и мотивации здорового образа жизни, проведенный в контексте дипломной работы, показал, что в настоящее время накоплен значительный объем научных данных: о психологической сущности мотивов и мотивации (С.А. Алиева, Н.Б. Коростелев, Р.С. Немов). [4,9,17]
Методы исследования:
теоретические: анализ литературы по теме исследования, обобщение.
эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование.
База исследования: исследование проводилось в рамках преддипломной практики в МБОУ «Школа № 15». В исследовании принимали участие учителя физической культуры и обучающиеся младшего школьного возраста.
Этапы исследования
На первом этапе исследования осуществлялся теоретический анализ проблемы, сбор и систематизация материала. Изучалась специальная и дополнительная литература по теме исследования. Определялся общий замысел, цель и задачи исследования.
На втором этапе исследования осуществлялось работа по обобщению изученной литературы. В этот период также осуществлялось анкетирование обучающихся по теме: сценарий спортивного праздника «В здоровом теле-здоровый дух» в процессе прохождения преддипломной практики.
На третьем этапе исследования проводилось теоретическое обоснование и подведение итогов исследования, проведена работа по составлению сценария внеклассного мероприятия «В здоровом теле здоровый дух».
Практическая значимость исследования определяется его актуальностью в процессе реализации Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». [1]
Составленный сценарий внеклассного мероприятия «В здоровом теле здоровый дух» может быть использован учителями физической культуры в общеобразовательной школе и студентами техникума физической культуры в рамках преддипломной практики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………… ………………3
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…………… ….…….....7
1.1 Понятие здоровья……………………………………………..………………7
1.2 Негативные факторы, влияющие на здоровье……………………..………..9
1.3 Компоненты здорового образа жизни……………………………..……….12
Вывод по первой главе……………………………………………….……………32
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА………………………………………....35
2.1 Особенности психофизиологического развития обучающихся младшего школьного возраста…………………………………………………………..…….35
2.2 Содержание физической культуры в общеобразовательной школе………..39
2.3 Практическая реализация формирования ценностей здорового образа жизни на занятиях физической культурой у обучающихся младшего школьного возраста………………………………………………………………….………......44
Выводы по второй главе………………………………………………………..….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……...….….…47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ А...………….………………………………………………..…...53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..56
Тема:ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложения.
1. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон №329 - ФЗ.: [принят 04 декабря 2007 года]. - Москва: Норматика,2014. - 41с. - Текст: электронный - URL: https://goo.su/5knL (дата обращения: 03.02.2021)
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273 – ФЗ: [принят 29.12.2012]. – Новосибирск: Норматика, 2014. – Текст: непосредственный.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты: сайт. - Москва. - Текст: электронный. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 01.03.2021).
Литература
4. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -№ 9. - С. 17 -20. - Текст: непосредственный.
5. Амельченко, И.Л. Современные тенденции физической культуры и спорта: сборник докладов Международной научно-практической и учебно- методической конференции / И.Л. Амельченко - Москва: Московский государственный строительный университет, 2016. - 315с. - Текст: электронный - URL: http://www.iprbookshop.ru/60955.html (дата обращения: 7.04.2021)
6. Баландин, В. П. Педагогические основы теории физической культуры: учебное пособие / В. П. Баландин, Ж. В. Тома, А. А. Пашин. - Пенза: Издательство ПГУ, 2017. - 123 с. - Текст: непосредственный.
7. Валден, Р.Н. ЗОЖ и дети: учебное пособие для студентов / Р.Н. Валден - Москва: Флинта, 2014.- 112с.- Текст непосредственный.
8. Виноградов, Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни:учебное пособие / Д.А. Виноградов -Москва: Просвещение, 2015.-288с.
9. Коростелев, Н. Б. Воспитание здорового школьника / Н.Б. Коростелев. - Москва: Просвещение, 2016. - 176 c. - Текст: непосредственный.
10. Курамшина, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшина - Москва: Советский спорт, 2017г. - С. 40- Текст: непосредственный.
11. Лихачев, Б.Т. Педагогика и физическая культура / Б.Т. Лихачев. - Москва: АСТ, 2012. 249 с. - Текст: непосредственный.
12. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учебноеее пособие / В.П. Лукьяненко - Москва: Советский спорт, 2003. -224с. - Текст: непосредственный.
13. Матвеев, А. П. Концепция профильного обучения предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе / А. П. Матвеев, А. Я. Журкина, В. А. Панов // Физическая культура. - 2019. - № 2. - С.2-8. - Текст: непосредственный.
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев - Москва: Физкультура и спорт, 2016. - 543 с. - Текст: непосредственный.
15. Мухина, М.П. Физкультурное образование: учебное пособие / М.П. Мухина. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2015. - 402 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/64970.html (дата обращения: 08.04.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
16. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов высшего ученого заведения / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурин. - Москва: Академия, 2017. - 336с. - Текст: непосредственный.
17. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: - Текст: непосредственный.
18. Николаев, Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - №6. - С. 2-16. - Текст: непосредственный.
19. Николаев, Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - №8. - С. 2-10. - Текст: непосредственный.
20. Организации занятий физической культурой - Москва, 2015. Текст: электронный. - URL: https://clck.ru/V3f9U (дата обращения: 23.04.2021).
21. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студентов высшего ученого заведения / И.П. Подласый. - в 2кн. - Москва: Владос, 2019. - 574 с. - Текст: непосредственный.
22. Решетников, Н. В. Физическая культура: учебное пособие / Н.В. Решетников. - Москва: Академия, 2016г. - 152 с. - Текст: непосредственный.
23. Тимушкин, А.В. Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А. В. Тимушкин. - Балашов: Николаев, 2016. - 120 с. - Текст: непосредственный.
24. Тихонов, А.М. Физическая культура. Системно-деятельностный подход в преподавании: направление подготовки: 050100 - «Педагогическое образование». Профиль подготовки: «Физическая культура». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / А.М. Тихонов, Д.Д. Кечкин. - Электрон. текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. - 104 c. - Текст: электронный - URL: https://goo.su/5KWS (дата обращения 23.03.2021)
25. Физическая культура. Часть 2: учебное пособие / Е. Г. Бабушкин, В. А. Барановский, Л. Н. Вериго. - Омск: Омский государственный институт сервиса, Омский государственный технический университет, 2018. - 124 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/12706.html (дата обращения: 15.03.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
26. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. А. Бишаева. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2015. - 304 с. - Текст: непосредственный.
27. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К.Холодов. - Москва: Академия, 2017. - 479 с. - Текст: непосредственный.
28. Щукина, Г. И. Педагогика / Г. И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1971. - 384 с.- Текст: непосредственный.