ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, входящий в программу летних Олимпийских игр. Суть ее заключается в том, что под музыку выполняются сложные по координации комбинации, составленные на основе акробатических элементов в сочетании с хореографией классического балета, танцевальных движений, взятых из народных танцев с применением предметов: гимнастический мяч, гимнастическая скакалка, обруч, булавы, гимнастическая лента [34].
Многие гимнастики рано заканчивают свою спортивную карьеру в среднем в 14-15 лет из-за полученных травм, и они не видят перспектив спортивного роста в дальнейшем. Поэтому очень важно правильно спланировать тренировочный процесс с первых лет спортивной подготовки. В начальной подготовке должна быть разработана модель приобретения спортсменками необходимых знаний, умений и навыков для создания прочного фундамента на котором можно выстраивать свое дальнейшее развитие и совершенствование в избранном виде спорта при этом сохраняя и укрепляя свое здоровье.
В нашей дипломной работе будет рассмотрена модель развития у гимнасток начальной подготовки таких физических качеств, как: быстрота, гибкость, сила, общая и специальная выносливость, скоростно-силовые качества, координационные способности и ловкость. При регулярных занятиях художественной гимнастикой развивается и совершенствуется пластика, эстетичность движений, музыкальный слух и чувство ритма. [34]
Целесообразно начинать занятия по художественной гимнастике с 7 лет, так как это возраст, когда опорно-двигательный аппарат и координация движений, позволяют выполнять те сложные элементы, из которых состоит художественная гимнастика. Основное физическое качество в художественной гимнастике – это гибкость. При отборе юных спортсменок в группы начальной подготовки тренеру необходимо обращать внимание на врожденные задатки пропорционального телосложения, гибкости, координации движений [34].
В группах начальной подготовки перед тренером стоят следующие основные задачи:
1. Укрепление и сохранение здоровья юных спортсменок
2. Формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков.
3. Освоение необходимых акробатических элементов.
4. Прививание эстетического вкуса, развивать музыкальность и чувство ритма. На занятиях должна быть разнообразная музыка от простых детских песен, до классического репертуара русских и зарубежных композиторов, соответствующая задачам тренировочного занятия, от музыкальных композиций зависит техническая программа танцевальных и акробатических элементов.
5. Освоение техники работы с предметами: скакалка, мяч, обруч, лента, булавы.
6. Освоение различных танцевальных элементов и танцевальных композиций [10].
Объект исследования – воспитанницы групп начальной подготовки по художественной гимнастике.
Предмет исследования – основы планирования тренировочного процесса в группах начальной подготовки в художественной гимнастике.
Цель исследования – раскрыть суть и значение планирования тренировочного процесса в группах начальной подготовки в художественной гимнастике.
Исходя из цели работы, нами были поставлены для решения ряд задач:
1. Изучить и проанализировать источника современной литературы по планированию тренировочного процесса по художественной гимнастике в группах начальной подготовки.
2. Раскрыть основные аспекты планирования спортивной подготовки в группах начальной подготовки по художественной гимнастике, используя опыт квалифицированных тренеров спортивных школ города Пензы.
3. На основании изученных современных источников литературы и опыта тренеров по художественной гимнастике, разработать планирование для групп начальной подготовки первого и второго года обучения.
4. В результате полученной синтезированной информации сформировать соответствующие выводы.
Разработанное нами планирование для групп начальной подготовки по художественной гимнастике может быть использовано в практической деятельности как начинающих тренеров, так и опытных квалифицированных тренеров для повышения эффективности подготовки олимпийского резерва.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.
1.1. Основы планирования тренировочного процесса в спортивных школах по художественной гимнастике
Планирование тренировочного процесса основывается на федеральном стандарте спортивной подготовки по художественной гимнастике. Исходя из положений и разработок федеральных стандартов, разрабатывается программа по виду спорта художественная гимнастика для всех этапов спортивной подготовки [34].
Программа спортивной подготовки включает в себя следующие пункты:
1. Пояснительная записка, где излагается суть программы, какие средства и методы к ней применимы, контингент занимающихся.
2. Продолжительность этапов спортивной подготовки.
3. Возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки, их количество в группах.
4. Какими знаниями, умениями и навыками должны обладать спортсмены на конкретном этапе спортивной подготовки.
5. Соотношение объемов тренировочного процесса: количество часов в процентах, отведенных на основные виды тренировочного процесса:
- Теоретическая подготовка;
- Общая физическая подготовка;
- Специальная физическая подготовка;
- Технико-тактическая подготовка;
- Психологическая подготовка;
- Инструкторско-судейская практика;
- Медико-восстановительные мероприятия;
- Контрольные и контрольно-переводные нормативы;
- Участие в соревнованиях.
1. Врачебно-педагогический контроль.
2.Нормативы для зачисления на этапы спортивной подготовки по художественной гимнастике
3. Тренировочные и спортивно-оздоровительные сборы.
4. Материально-техническое обеспечение (спортивная форма для тренировок и соревнований, инвентарь и оборудование)
На основании программы спортивной подготовки по художественной гимнастике тренер разрабатывает годовой тренировочный план, тематическое планирование, недельный, месячный и план-конспект тренировочного занятия. Планирование составляется с учетом возраста, этапа спортивной подготовки, физической подготовки, технико-тактической подготовки. Помимо этого, на тренировках к каждой спортсменке применяется индивидуальный подход. [34]
Целью спортивной тренировки в художественной гимнастике является совершенствование технико-тактической работы с предметами в сочетании с акробатическими и хореографическими элементами, совершенствование необходимых навыков общей и специальной физической подготовки, правила соревнований по художественной гимнастике, теоретическая и психическая подготовка в совокупности для достижения высокого спортивного мастерства [10].
К задачам спортивной тренировки можно отнести следующие основные критерии:
1. Укрепление и сохранение здоровья;
2. Гармоничное физическое развитие спортсменок;
3. Развитие и совершенствование основных физических качеств;
4. Повышение теоретических знаний в области спортивных достижений российских и зарубежных спортсменов, технических элементов художественной гимнастики, основных знаний в области физической культуры и спорта и смежных с ними науках;
5. Следить за изменениями и модернизацией правил соревнований, которые меняются по мере необходимости и после Олимпийских игр, так как девочки достигают такого уровня мастерства, что постепенно усложняется техника, добавляются новые элементы повышенной сложности;
6. Получение и освоение знаний в области гигиены и гигиены спорта, норм здорового образа жизни, контроля и самоконтроля, техники безопасности на тренировочных занятиях и соревнованиях по художественной гимнастике;
7. Антидопинговый контроль и знание антидопинговых правил;
8. Воспитание морально-волевых качеств, патриотизма и любви к Родине;
9. Взаимоотношения в коллективе, дружелюбное отношение друг к другу.
Тренировочная работа определяется периодами и этапами подготовки с учётом возраста, спортивного стажа, уровня спортивного мастерства, тренированности и другими факторами для каждой гимнастки в отдельности [20].
Процесс спортивной тренировки гимнасток слагается из пяти взаимосвязанных между собой частей: общей физической подготовки, специальной физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, психологической подготовки. Психологическая подготовка решается попутно с физической, технической и тактической подготовкой и является единым учебным процессом [20].
Особенности подготовки юных гимнасток в группах начальной подготовки. Особенности вида спорта художественная гимнастика, методы работы с девочками в возрасте 7-10 лет. Подбор необходимых средств и методов спортивной тренировки по художественной гимнастике в соответствии с возрастом, физическим развитием, физической подготовкой и уровнем освоения технических элементов избранного вида спорта
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адеева Л.М. Пластика, ритм, гармония. Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков. Учебное пособие.- Санкт-Петербург, 2006.- 51 с.
2. Афанасьев В.В. Основы отбора, прогноза и контроля в спорте / В.В. Афанасьев, А.В. Муравьев, И.А. Осетров. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008.- 278 с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.- М.: Физическая культура и спорт, 2009.- 215 с.
4. Барышникова Т. Азбука хореографии.- М.: Айрис-Пресс, 2000. – 263 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие.- М.: Академия, 2000.- 192 с.
6. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способгностей человека.- М.: Физкультура и спорт, 2011.- 144 с.
7. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2009.- 240 с.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331 с.
9. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни.- М.: Мысль, 2009.- 286 с.
10. Гимнастика // Большая советская энциклопедия / Главный редактор А.М. Прохоров, т. 6.- М.: Советская энциклопедия, 2010.- 527 с.
11. Горцев Г. Ничего лишнего. Аэробика. Фитнес. Шейпинг / Г. Горцев.- М.: Фениск, 2004.- 256 с.
12. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков.- М.: Физкультура и спорт, 2006. – 138 с.
13. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов ВУЗов / В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 1998.- 480 с.
14. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте.- М.: Академия, 2009.- 264 с.
15. Журавлева А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура.- М.: Медицина, 1993. – 432 с.
16. Захаров Р. Сочинение танца: страницы педагогического опыта.- М.: Искусство, 1989. – 238 с.
17. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский.- М.: Физкультура и спорт, 1982.- 254 с.
18. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / В.В. Иванов.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 256 с.
19. Ивашковский А.А. Хореокоррекция: теоретические и практические основы: научное издание. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – 440 с.
20. Карпенко Л.А. Теория и методика физической подготовки в художественной гимнастике и эстетической гимнастике.- М.: Советский спорт, 2014.- 264 с.
21. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков.- М.: Физкультура и спорт, 1983.- 256 с.
22. Кукарин А.В. Профессиональное мастерство как творческое отношение педагога-хореографа к своей деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Вестник МГУКИ, 2009. – 198 с.
23. Лулик И.В. Как определить тренированность спортсмена / И.В. Аулик. – Физкультура и спорт, 1977.- 101 с.
24. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова.- М.: Советский спорт, 2003.- 480 с.
25. Макарова Г.А. Справочник детского спортивного врача.- М.: Советский спорт, 2008.- 430 с.
26. Макарова Г.А. Медицинский справочник тренера / Г.А. Макарова, С.А. Локтев.- М.: Советский спорт, 2005.- 587 с.
27. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Н. Мильнер.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 112 с.
28. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.- 432 с.
29. Поэзия движения: К истории создания художественной гимнастики в Ленинграде.- М.: Лениздат, 1987.- 160 с.
30. Собинов Б. Художественная гимнастика / Б. Собинов.- М.: Искусство, 2011.- 192 с.
31. Таймазов В.А. Спорт и иммунитет / В.А. Таймазов, В.Н. Цыган, Е.Г. Мокеева.- Санкт-Петербург, 2003.- 200 с.
32. Ткачук М.Г. Анатомия. Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Советский спорт, 2010.- 392 с.
33. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. – М.: Лань, 2011. – 544 с.
34. https://sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii-ot-20082019-n-675/federalnyi-standart-sportivnoi-podgotovki-po/ [Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Художественная гимнастика». Утвержден приказом Минспорта России от 20.08.2019 г. № 675].