Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего (полного) образования требованиями к предметным результатам освоения физической культуры относится умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Футбол является командным видом спорта, в настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире. При организации спортивной секции для среднего звена в школе футбол отлично подойдёт как средство развития быстроты, так как данный возраст является сенситивным для развития данного физического качества.
На основе изложенного выше возникает проблема исследования: как развивать быстроту у учащихся 8 класса посредством специальных упражнений в школьной секции по футболу?
Объект исследования: процесс развития быстроты у учащихся 8 класса посредством специальных упражнений в школьной секции по футболу.
Предмет исследования: средства и методы развития быстроты у учащихся 8 класса посредство специальных упражнений в школьной секции по футболу.
Цель исследования: подбор специальных упражнений для развития быстроты у учащихся 8 класса посредство специальных упражнений в школьной секции по футболу.
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности развития учащихся 8 класса.
2. Раскрыть сущность и содержание спортивной игры «футбол».
3. Рассмотреть принципы организации секционных занятий по футболу с учащимися 8 класса.
4. Подобрать методы и средства развития быстроты у учащихся средних классов посредством специальных упражнений в школьной секции по футболу.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение.
Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи:
1) Н. А. Фомин об анатомо-физиологических особенностях развития учащихся 8 класса;
2) Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов об особенностях организации секционных занятий с учащимися 8 класса;
3) И. А. Швыков о теории и методике игры в футбол.
Новизна: подбор специальных упражнений для развития быстроты у учащихся 8 класса и дальнейшее их апробирование в школьной секции по футболу.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей физической культуры средних классов и студентами педагогических учебных заведений, тренерами спортивных секций.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Перестройка воспитательной работы с учащимися 8 класса является важнейшей из нынешних задач. Нужно глубоко понимать особенности развития современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия жизни. Ученик 8 класса способен понять аргументацию, убедиться в её обоснованности.
2. Современный футбол является ярким зрелищем, сочетающим в себе высокое исполнительское мастерство футболистов и «мужские» единоборства на каждом участке футбольного поля. Физическое совершенство игроков и колоссальные эмоции болельщиков.
3. Специфика организации секционных занятий футболом с учащимися среднего школьного возраста основана на принципах физического воспитания и спортивной тренировки. Одной из сторон подготовки юных футболистов является всесторонняя техническая подготовка и её взаимосвязь с развитием необходимых физических качеств.
4. Быстрота является важным физическим качеством для юного футболиста. Её развитию уделяется большое количество времени. Максимально эффективными средствами и методами развития быстроты являются специальные упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью, игровой и соревновательный методы, которые наиболее целесообразно решают задачи воспитания скоростных способностей.
Введение……………………………………………….…………...........…………. 3
Глава I. Теоретические основы развития быстроты у учащихся 8 классов средствами футбола в школьной секции..............................................................5
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 8 класса.5
1.2. Сущность и содержание спортивной игры «Футбол»............................7
1.3. Специфика организации секционных занятий футболом с учащимися 8 класса……………………………………………………………………………….9
1.4. Методы и средства развития быстроты у учащихся 8 класса посредством специальных упражнений в школьной секции по футболу………12
Глава II. Содержание опытно-практической работы по использованию специальных упражнений для развития быстроты у учащихся 8 классов по футболу на внеурочных занятиях………………………………………………16
2.1. Организация исследования…………………………………………….16
2.2. Содержание исследования.......................................................................19
2.3 Результаты исследования……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………….......30
Библиографический список……………………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..35
Библиографический список:
1. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – Москва : Академия, 2003. – 288с.– Текст : непосредственный.
2. Голомазов С. В. Методика совершенствования техники эпизодов игры :учебн. пособ. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – Москва :Спортакадем-пресс, 2001. – 190с.– Текст : непосредственный.
3. Голомазов С. В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства :учебн. пособ. / С.В. Голомазов, Б. Г. Чирва. – Москва :Спортакадем-пресс, 2001. – 140с.– Текст : непосредственный.
4. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2012. – 296с.– Текст : непосредственный.
5. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребёнка :учебн. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 312с.– Текст : непосредственный.
6. Комаров А. В.Футбол :учебн. пособие для трен. / А.В. Комаров. – 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Физкультура и спорт, 1969. – 280 с.– Текст : непосредственный.
7. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний : учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2001. – 224с.– Текст : непосредственный.
8. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры :учебн. пособие / А.М.Максименко. – Москва :4-й филиал военного издательства, 2001. – 310с.– Текст : непосредственный.
9. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – Москва : Физическая культура, 2005. – 544с.– Текст : непосредственный.
10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с.– Текст : непосредственный.
11. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос/ пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва :Лаборатория знаний, 2019. — 424с.– Текст : непосредственный.
12. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. – Текст : непосредственный.
13. Основы теории и методики физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / под ред. А. А. Гужаловского. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.– Текст : непосредственный.
14. Полишкис М. С. Футбол : учебник для инст. физ. культ. / М. С. Полишкис, В.А. Выжгин. – Москва : Физкультура, образование и наука, 1999. – 254с.– Текст : непосредственный.
15. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта :учебник для студентов сред. и высш. уч. заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – Москва :Владос, 2002. – 608с.– Текст : непосредственный.
16. Теория и методика физического воспитания :учебн. для инст. физ. культ. / [Л.П. Матвеев] под ред. А.Д. Новикова. – 2-е изд. стереотип. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. - 256с.– Текст : непосредственный.
17. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / [И. С. Барчуков] / под ред. Г. В. Барчуковой. – Москва : КНОРУС, 2011. – 368с.– Текст : непосредственный.
18. Теория и методики физического воспитания : учебник для студентов факультетов физ. культ. / [Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.] / под общ. ред. Б. А. Ашмарина. – Москва : Просвещение, 1990. – 329с. – Текст : непосредственный.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд., перераб. –Москва : Просвещение, 2014. – 63с.– Текст : непосредственный.
20. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2003. – 656с.– Текст : непосредственный.
21. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания : книгадля препод. физ.восп., трен., науч. раб., врачей и психологов спорта / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 176с. – Текст : непосредственный.
22. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 13-е изд., исправ. и дополн. – Москва : Академия, 2016. – 496с.– Текст : непосредственный.
23. Чанади А. Футбол. Техника :учебн. пособ. / А. Чанади. – Москва : Физкультура и спорт, 1978.– 280с.– Текст : непосредственный.
24. Чесно Ж-Л. Футбол - обучение базовой технике : / пер. с фран. – Москва :Спортакадем-пресс, 2002. – 300с.– Текст : непосредственный.
25. Швыков И. А. Футбол в школе : учебник / И.А. Швыков. – Москва : Терра, 2002. – 110с.– Текст : непосредственный.