Введение
Актуальность темы исследования соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в котором предметные результаты в области «физическая культура» должны отражать понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, укреплении и сохранении здоровья, в активном включении в здоровый образ жизни.
Лыжная подготовка в школе является составляющей частью образовательной программы. Лыжная подготовка – важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу. Применение соревновательных заданий является эффективным средством в обучении и совершенствовании лыжной техники, а также развитии физических качеств на уроках лыжной подготовки. Соревнуясь, учащиеся успешно приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а также закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности. При прохождении раздела «Лыжная подготовка» предусмотрены учебные нормативы. Приём учебных нормативов целесообразно организовать в виде соревнований; при этом необходимо провести соответствующую подготовку, красочно оформить места старта и финиша, создать праздничное настроение. При использовании урока-соревнования на длинных дистанциях дети учатся тактично противостоять сопернику, а также развивают выносливость. Всё это заметно поднимет интерес школьников не только к сдаче нормативов, но и к урокам лыжной подготовки в целом.
Проблема: как организовать урок-соревнование по лыжной подготовке в 6 классе?
Объект исследования: процесс организации урока-соревнования по лыжной подготовке у учащихся 6 класса.
Предмет исследования: средства организации урока-соревнования на уроках лыжной подготовки с учащимися 6 класса.
Цель исследования: организация урока-соревнования на уроках лыжной подготовки с учащимися 6 класса.
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса;
2. Раскрыть сущность понятия «урок-соревнование»;
3. Рассмотреть особенности организации урока-соревнования по лыжной подготовке с учащимися 6 класса;
4. Организовать и провести урок-соревнование по лыжной подготовке с учащимися 6 класса.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение, беседа, опрос.
Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи Л. К. Караулова об анатомо-физиологических и психологических особенностях учащихся среднего звена; Н.В. Барышева об организации процесса физического воспитания в средних классах; И.М. Бутин о применении «урока-соревнования» на занятиях по лыжной подготовке.
Новизна опытно-практического исследования заключается в организации урока-соревнования, создание технологических карт для уроков лыжной подготовки с учащимися 6 класса.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей физической культуры 6 классов, студентами-практикантами, тренерами спортивных секций.
Глава I. Теоретические основы организации урока-соревнования по лыжной подготовке у учащихся 6 класса
1.1. Анатомо-возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса
Возраст 6 класса, иначе говоря, подростковый, охватывает учащихся в возрасте от 11 до 12 лет.
Учащиеся 6 класса отличается интенсивным ростом и увеличением размеров тела. За 1 год прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счёт увеличения длины ног. Масса тела каждый год прибавляется на 3-6 кг. У девочек интенсивное увеличение роста происходит в 11-12 лет в среднем на 7 см, а у мальчиков интенсивный темп роста происходит в 12 лет, когда за год длина тела прибавляется на 7-9 см.
Изучив работы А.С. Солодкова мы выяснили, что в подростковом возрасте быстрым ростом отличаются длинные трубчатые кости рук и ног, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночник в среднем школьном возрасте очень подвижен. Однако, чрезмерные мышечные нагрузки могут ускорить процесс окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину. У подростков непривычно вытягиваются конечности, но отстаёт рост грудной клетки, проявляются избыточность или дефицит массы тела [20].
Мышечная система в этом возрасте развивается так же быстро. Резкий скачок в увеличении общей массы отмечается с 12 лет, в основном за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Особенно интенсивно мышечная масса нарастает у мальчиков в 12 лет, у девочек – в 11-12 лет [26].
Возраст 6 класса является сенситивным для развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.
На протяжении всего 6 класса увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов. Полностью формируется система кровообращения. Масса и объём сердца растут, но с незначительным отставанием от роста тела. За счёт увеличенного систолического объёма крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений.
М.Р. Сапин писал, что совершенствуется система дыхания, увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, выдох становится продолжительнее, чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа снижается, совершенствуется регуляция дыхания, экономизируются дыхательные реакции на нагрузки. Возрастает дыхательный объём и снижается частота дыхания за минуту. У подростков неритмичность дыхания наблюдается в период полового созревания, процесс расширения воздухоносных путей ещё не завершён. Происходит бурное развитие альвеол. Объём лёгких зависит от стадии полового созревания. Жизненная ёмкость лёгких зависит от многих факторов: возраста, пола, стадии полового созревания и т.д. [19].
В 6 классе значительное развитие отмечается во всех высших структурах центральной нервной системы. Период с 11 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами. В возрасте 11-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 12 лет. Эта способность имеет большие индивидуальные различия и контролируется генетически, мало изменяется при нагрузке. В связи с половым развитием подростка изменения в коре головного мозга ведут к нарушению тонкой мозаики возбуждённых и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростка становиться нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. Также ухудшается деятельность второй сигнальной системы, повышается значимость зрительно-пространственной информации. Отмечаются нарушения всех видов внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов [20].
В 6 классе в основном заканчивается формирование сенсорных систем организма. Зрительная сенсорная система в 11-12 лет достигает функциональной зрелости. Глаза становятся соразмерными, то есть длина зрительной оси глаза соответствует преломляющей силе, и фокусирование лучей происходит непосредственно на сетчатке. Детская дальнозоркость при этом исчезает. У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различение цветовых оттенков. Пропускная способность зрительной сенсорной системы растёт с возрастом. Причём у девочек поле и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже [20].
Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой информации из потока внешних сигналов. Всё это повышает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма.
Созревание слуховой сенсорной системы завершается к 12 годам. Резко снижаются пороги слышимости звуков. Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители, улучшается скорость и точность восприятия речи.
Вестибулярная сенсорная система созревает, она может характеризоваться неустойчивостью к действию ускорений. В этом возрасте усиливаются вестибуловегетативные реакции симпатического типа, что вызывает повышение частоты сердечно-сосудистых сокращений. В результате вестибулярных нагрузок возникают различные эмоциональные реакции, а также замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов [26].
Таким образом, подростковый возраст - один из самых сложных и важных этапов в жизни человека. Это возраст интенсивного взросления. Данный возраст - один из главных периодов роста и формирования организма; в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем. Происходит всестороннее половое созревание, сопровождающееся активным физическим ростом; проявляются трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании лёгких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма; появляется способность логически мыслить, фантазировать; появляется умение сопереживать, интерес к ранее неинтересным сферам жизни.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации урока-соревнования по лыжной подготовке у учащихся 6 класса……………..…………………….......5
1.1. Анатомо-возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса………………………...……………………………………………………….5
1.2. Сущность понятия «урок-соревнование»………………………….........8
1.3. Особенности организации урока-соревнования у учащихся 6 класса..........................................................................................................................11
Глава II. Содержание опытно-практической работы по организации урока-соревнования по лыжной подготовке у учащихся 6 класса…………………17
2.1. Организация опытно-практического исследования…………...……...17
2.2. Содержание опытно-практического исследования…………………..18
2.3. Результаты опытно-практического исследования……………………22
Заключение………………………………………………………………………...24
Библиографический список……………………….…………………………….26
Приложения………………………………………………………………………..29
Библиографический список
1. Антонова О. Н. Лыжная подготовка : методика преподавания : учеб. пособие для сутд. сред. пед. учеб. заведений / О. Н. Антонова, В. С. Кузнецов. – Москва : Академия, 1999. – 208с. - Текст : непосредственный
2. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учебн. пособ. / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2003. – 56с. - Текст : непосредственный
3. Барышева Н. В. Основы физической культуры учащихся средних классов: учеб. пособие / Н. В. Барышева, В.М. Минияров, М.Г. Неклюдова – Самара : Самара, 1995. – 235с. - Текст : непосредственный
4. Бутин И. М. Дифференцированное обучение на уроках по лыжной подготовки / И.М. Бутин // Физическая культура в школе. - 1991. - № 1. - С. 27-32. - Текст : непосредственный
5. Бутин И. М. Лыжный спорт : Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. М. Бутин. - Москва.: Академия, 2000. - 121с. - Текст : непосредственный
6. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса : учеб. пособие / Ю. М. Верхошанский – Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 175с. - Текст : непосредственный
7. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – Москва : Академия, 2003. – 288с. - Текст : непосредственный
8. Грехова Т. Л. Анатомо-физиологические особенности среднего школьного возраста // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт] / [ООО «Квазар»] – Самарская обл., 2015. –(Дата обращения: 13.11.2020). - Текст : электронный
9. Гурская Л. А. Организация, содержание и проведение уроков лыжной подготовки в общеобразовательной школе : учебное пособие / Л. А. Гурская – Смоленск : СГИФК, 1996. - 73с. - Текст : непосредственный
10. Дронов В. Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста : метод.пособие / В. Я. Дронов – Москва : НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с. - Текст : непосредственный
11. Капланский В. Е. Уроки лыжной подготовки / В. Е. Капланский // Физическая культура в школе. - 1990. - № 11. - С15-19. - Текст : непосредственный
12. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2012. – 296с. - Текст : непосредственный
13. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний : учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2001. – 224с. - Текст : непосредственный
14. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с. - Текст : непосредственный
15. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос / пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва : Лаборатория знаний, 2019. — 424с. - Текст : непосредственный
16. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. - Текст : непосредственный
17. Основы теории и методики физической культуры : учеб. для техникумов физ.культ. / [В.М. Выдрин, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж и др.] / под ред. А. А. Гужаловского. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 351с. - Текст : непосредственный
18. Раменская Т. И. Техническая подготовка лыжника : учеб. пособ. / Т. И. Раменская – Москва : Физкультура и спорт, 1999. – 264 с. - Текст : непосредственный
19. Сапин М. Р. Анатомия человека : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. Кн. 1 Анатомия человека / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, В.М. Николенко. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 528с. - Текст : непосредственный
20. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : ученик / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 8-е изд. – Москва : Спорт, 2017. – 620с. - Текст : непосредственный
21. Теория и методика физической культуры : учебник / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.] / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. - Москва : Советский спорт, 2010. – 464с. - Текст : непосредственный
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 8-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2019. – 61с. - Текст : непосредственный
23. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2003. – 656с. - Текст : непосредственный
24. Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам М. Я. Виленского, В. И. Ляха / сост. Г. О. Рощина. – Волгоград : Учитель, 2019. – 187с. - Текст : непосредственный
25. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания : книга для препод. физ. восп., трен., науч. раб., врачей и психологов спорта / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 176с. - Текст : непосредственный
26. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2004. – 480с. - Текст : непосредственный