Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего (полного) образования требованиями к предметным результатам освоения физической культуры относится умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Организация школьной секции по хоккею с шайбой среди учащихся 9-11 класса позволит дополнительно совершенствовать их техническую подготовку, повысить уровень владения элементами игры и дальнейшее развитие в данном виде спорта.
Хоккей с шайбой является массовым и популярным видом спорта, основанным на сложных технических элементах, от которых зависит исход игры. Владение техникой ведения игры позволяет команде занимать наивысшие места и стабильно поддерживать хороший результат. Поэтому технике уделяется большой период подготовки и регулярное её совершенствование.
На основе изложенного выше возникает проблема исследования: как совершенствовать техническую подготовленность учащихся 9-11 классов посредством специальных упражнений в школьной секции по хоккею с шайбой?
Объект исследования: процесс развития технической подготовленности у учащихся 9-11 классов посредством специальных упражнений в школьной секции по хоккею с шайбой.
Предмет исследования: средства и методы совершенствования технической подготовленности посредством специальных упражнений у учащихся 9-11 классов в школьной секции по хоккею с шайбой.
Цель исследования: подбор специальных упражнений для совершенствования технической подготовленности учащихся 9-11 классов и дальнейшее их апробирование в школьной секции по хоккею.
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-физиологические и психологические особенности развития учащихся 9-11 классов.
2. Раскрыть сущность и содержание специальных упражнений спортивной игры «хоккей с шайбой».
3. Рассмотреть принципы организации секционных занятий по хоккею с шайбой с учащихся 9-11 классов.
4. Подобрать методы и средства совершенствования технической подготовленности посредством специальных упражнений у учащихся 9-11 классов в школьной секции по хоккею с шайбой.
5. Провести серию занятий по совершенствованию технической подготовленности посредством специальных упражнений у учащихся 9-11 классов в школьной секции по хоккею с шайбой.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение, апробирование, тестирование.
Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи:
1) Н. А. Фомин об анатомо-физиологических и психологических особенностях развития учащихся 9-11 классов.
2) Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов об особенностях организации секционных занятий с учащихся 9-11 классов.
3) Тарасов А.В. об особенностях использования специальных упражнений для совершенствования технической подготовленности в хоккее.
Новизна опытно-практического исследования заключается в подборе специальных упражнений для совершенствования технической подготовленности учащихся 9-11 классов в школьной секции по хоккею, создание технологических карт для внеурочных занятий с учащихся 9-11 классов.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей физической культуры старших классов и студентами педагогических учебных заведений, тренерами спортивных секций.
Глава I. Теоретические основы совершенствования технической подготовленности посредством специальных упражнений у учащихся 9-11 классов в школьной секции по хоккею с шайбой
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности развития учащихся 9-11 классов
К учащимся старшего школьного возраста относятся дети в возрасте от 16 до 18 лет.
Изучив исследования Ж.К. Холодова мы выяснили, что в этом возрасте продолжается равномерное развитие отдельных органов и систем организма школьника, а так же завершается процесс полового созревания. Отличия между мальчиками и девочками максимальны.
В физическом развитии мальчики сильно опережают девочек. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.
Продолжает изменяться эндокринная система, в связи с чем происходит формирование фигуры по женскому и мужскому типу под действием половых гормонов.
У девочек в 16-18 лет заканчивается рост скелета, у мальчиков рост скелета останавливается в 17-21 год. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий и связок. Строение грудной клетки, таза и костной системы в целом схоже с их строением у взрослого человека. Заканчивается окостенение скелета, поэтому неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и другие недостатки исправить очень трудно, а зачастую и вообще невозможно.
Мышечная масса тела и сила растут за счёт того, что мышцы развиваются равномерно и быстро. В старшем школьном возрасте присутствует асимметрия в росте силы мышц правой и левой стороны тела. Так же в данном возрасте появляются благоприятные условия для развития силы и мышечной выносливости [25].
В отличие от юношей, девушки обладают меньшим приростом мышечной массы, плечевой пояс заметно отстаёт в развитии, однако тазовый пояс и мышцы тазового дна интенсивно развиваются. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиля¬ция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кро-вообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.
Сердечно-сосудистая система по своим характеристикам также приближается к строению у взрослых людей. Частота пульса – примерно 60-80 ударов в минуту, артериальное давление – 120/70 мм рт. ст. Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у деву¬шек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление.
Для развития нервной системы характерно формирование и улучшение нервно-психической деятельности. Учащиеся старшего школьного возраста отвлекаются от наглядно-образного мышления и отдают предпочтение абстрактному мышлению. Формирование познавательной сферы старшеклассников завершается в 16-17 лет. У учащихся старшего школьного возраста способность понимать структуру движения возрастает, точность в воспроизведении и дифференциации отдельных (силовых, временных, пространственных) движений повышается.
Согласно научным исследованиям Н.А. Фомина проявление высокой волевой активности (настойчивость, усердие, терпение и т.д.) характерно для старшеклассников, однако у девушек повышается боязнь выполнения некоторых упражнений, что может замедлить процесс физического воспитания. В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности [22].
Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает большие возможности для выбора будущей профессии. Вместе с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Таким образом, старший школьный возраст — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движениями и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
1.2. Сущность и содержание специальных упражнений спортивной игры «Хоккей с шайбой»
Техника хоккея представляет собой совокупность способов выполнения специальных приёмов для ведения игры. Невозможно достичь высоких результатов, если хоккеист не владеет всем многообразием технических приёмов игры в совершенстве.
Для дальнейшего развития технической подготовленности используются специальные упражнения, направленные на закрепление тех или иных навыков техники игры в хоккей с шайбой.
Специальные упражнения предназначены для целенаправленного воздействия на мышечные группы и качества, которые преимущественно задействованы в том или ином действии.
Одним из основных двигательных действий во время игры в хоккей является передвижение на коньках – неестественное и сложно-координационное движение, которое требует определённых физических и психических напряжений. Для успешного развития различных способов передвижений на коньках необходимо включать в занятие специальные упражнения.
Из работ В.Ю. Железняка мы выяснили, что к специальным упражнениям для совершенствования техники передвижения на коньках относятся: ходьба в основной стойке хоккеиста, имитация бега на коньках, имитация бега скрестными шагами по кругу влево и вправо, имитация скрестными шагами по ломаной линии (змейке) и др.
В процессе совершенствования стартов и бега короткими шагами следует практиковать упражнения в переходе с бега короткими шагами на бег скользящими шагами и наоборот, а также переход с бега короткими шагами на торможение, после которого снова следует старт и бег в том же или обратном направлении [3].
Для совершенствования приёмов передвижения на коньках необходимо почти в каждое занятие включать и выполнять в различных сочетаниях с другими приёмами передвижения, с техническими приёмами владения клюшкой и шайбой, во взаимосвязи с развитием физических качеств, в стандартных и усложнённых, сложных и внезапно меняющихся условиях игровой деятельности.
Для совершенствования техники владения клюшкой в занятия включаются специальные упражнения, которые выполняются из разных исходных положений и направлены на укрепление мышц плечевого пояса и кистей рук, также на координацию движений, на «чувство» клюшки, как инструмента.
При совершенствовании ведения стоит обратить внимание на координацию движения рук и ног в ходе передвижения хоккеиста на коньках, на переключение с одного способа ведения на другой, на устойчивый контроль шайбы с одновременным видением окружающей обстановки, на повышение скорости ведения и сочетание его выполнения с другими приёмами: бросками, передачами, приёмами и остановками шайбы.
Овладев основными приёмами, хоккеисту необходимо постоянно их совершенствовать, добиваясь появления прочного навыка. С этой целью логично менять объёмные задания в стандартных и сложных условиях соревновательной деятельности. Также существует индивидуализированный подход в процессе совершенствования технических приёмов, когда есть возможность подтянуть отстающие и развить сильные стороны техники у отдельных хоккеистов.
Выполнение любого технического приёма хоккея с шайбой требует проявление физических качеств и двигательного навыка, иначе говоря техники движения. Соответственно техническая подготовка не может получить своё развитие без развития соответствующих ей физических качеств.
Тарасов А.В. отмечал, что специализированная физическая подготовка проводится в условиях спортивного зала, манежа или спортивной площадки и имеет более узкую и специфическую направленность [17].
В качестве специализированной физической подготовки будут являться упражнения, которые по динамике и кинематике, характеру нервно-мышечных усилий будут соответствовать основным движениям хоккеиста, выполняемых в процессе игры: имитация различных технических приёмов; упражнения, выполняемые на специальных тренажёрных устройствах, основные движения хоккеиста с различными отягощениями; имитационные прыжковые упражнения; модифицированные спортивные игры ( баскетбол, ручной мяч, регби), проводящиеся по правилам хоккея в режиме соревновательной деятельности.
Специальная физическая подготовка хоккеистов осуществляется непосредственно на льду, направлены на развитие самых важных двигательных качеств в структуре двигательных навыков, т. е. непосредственно в основных движениях выполняемых хоккеистом во время игры.
В качестве основных средств специальной физической подготовки применяют в большей степени игровые упражнения в различных условиях.
Таким образом, специальные упражнения направлены на развитие физических качеств и технико-тактическую подготовку. Они должны соответствовать выполняемому двигательному действию, чтобы повысить уровень его исполнения, стойкость техники и скорость выполнения того или иного технического приёма.
Оглавление
Введение……………………………………………….…………...........…………. 3
Глава I. Теоретические основы совершенствования технической подготовленности посредством специальных упражнений у учащихся 9-11 классов в школьной секции по хоккею с шайбой...............................................5
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности развития учащихся 9-11 классов…………………………..............…………………….…….5
1.2. Сущность и содержание специальных упражнений спортивной игры «Хоккей с шайбой»....................……………………………………………………..7
1.3. Принципы организации секционных занятий хоккеем с шайбой с учащимися 9-11 классов……………………………………………………………10
1.4. Методы и средства совершенствования технической подготовленности посредством специальных упражнений у учащихся 9-11 классов в школьной секции………………………………………………………..14
Глава II. Содержание опытно-практической работы по совершенствованию технической подготовленности учащихся 9-11 классов посредством специальных упражнений в школьной секции по хоккею с шайбой………18
2.1. Организация опытно-практического исследования …………………18
2.2. Планирование работы по совершенствованию технической подготовленности посредством специальных упражнений в школьной секции по хоккею с шайбой с учащимися 9-11 классов…………………….……………21
2.3. Результаты опытно-практического исследования……………………28
Заключение…………………………………………………………………….......32
Библиографический список……………………………………………………..33
Приложения………………………………………………………………………..36
Библиографический список:
1. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебн. пособ. / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2003. – 56с. – Текст : непосредственный.
2. Горский Л. Тренировка хоккеистов : учебн. пособие / Л. Горский. – Москва : Физкультура и спорт, 1981. – 224с. – Текст : непосредственный.
3. Железняк Ю.Д. Спортивные игры : Техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2004. – 520с. – Текст : непосредственный.
4. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2012. – 296с. – Текст : непосредственный.
5. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребёнка: учебн. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 312с. – Текст : непосредственный.
6. Костка В. Современный хоккей / пер. с чеш. – Москва : Физкультура и спорт, 1976. – 256с. – Текст : непосредственный.
7. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний: учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2001. – 224с. – Текст : непосредственный.
8. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры : учебн. пособие / А.М.Максименко. – Москва : 4-й филиал военного издательства, 2001. – 310с. – Текст : непосредственный.
9. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – Москва : Физическая культура, 2005. – 544с. – Текст : непосредственный.
10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с. – Текст : непосредственный.
11. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос / пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва : Лаборатория знаний, 2019. — 424с. – Текст : непосредственный.
12. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. – Текст : непосредственный.
13. Петрусева Н. А. Лед, труд и характер… : учебн. пособ. / Н. А. Петрусева. – Москва : Физкультура и спорт, 1985. – 80с. – Текст : непосредственный.
14. Савин В. П. Теория и методика хоккея : учеб. для ин-тов физ. культ. / В. П. Савин. – Москва : Академия, 2003. - 400с. – Текст : непосредственный.
15. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студентов сред. и высш. уч. заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – Москва : Владос, 2002. – 608с. – Текст : непосредственный.
16. Спасский О. Д. Хоккей : учебн. пособие / О. Д. Спасский. – 2-е изд. доп. – Москва : Физкультура и спорт, 1983. – 175с. – Текст : непосредственный.
17. Тарасов А. В. Тактика хоккея : учебн. пособие / А.В. Тарасов – Москва : Физкультура и спорт, 1963. – 272с. – Текст : непосредственный.
18. Тарасов А. В. Хоккей без тайн : учебн. пособ. / А. В. Тарасов. – Москва : Молодая гвардия, 1988. – 269с. – Текст : непосредственный.
19. Теория и методика физической культуры : учебник / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.] / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. - Москва : Советский спорт, 2010. – 464с. - Текст : непосредственный
20. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2003. – 656с. – Текст : непосредственный.
21. Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам М. Я. Виленского, В. И. Ляха / сост. Г. О. Рощина. – Волгоград : Учитель, 2019. – 187с. – Текст : непосредственный.
22. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания : книга для препод. физ. восп., трен., науч. раб., врачей и психологов спорта / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 176с. – Текст : непосредственный.
23. Хоккей: Малая энциклопедия спорта : энцикл. / сост. А.М. Брусованский, Ю.С. Лукашин, Д. Л. Рыжков. – Москва : Физкультура и спорт, 1990. – 686с. – Текст : непосредственный.
24. Хоккей: теория и практика П. Твист / пер. с англ. – Москва : АСТ: Астрель, 2005. – 288с. – Текст : непосредственный.
25. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 13-е изд., исправ. и дополн. – Москва : Академия, 2016. – 496с. – Текст : непосредственный.