Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью

  • 64 страниц
  • 2016 год
  • 188 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

В решение актуального вопроса социальной адаптации детей с недостатками интеллекта важное значение имеет уровень сформированности их межличностных отношений. При этом коррекционная ориентированность работы психологов с такими детьми неизменно предполагает поиск более эффективных методов и приемов сглаживания недостатков и несформированности межличностных отношений детей с умственной отсталостью, которые учитывали бы специфику психического развития таких детей, а также их возможности в установлении межличностных связей.
На современном этапе многие отечественные исследования наглядно доказывают, что процесс общения и межличностные отношения формируют основу развития всех психических функций личности в онтогенезе. При этом опыт общения ребенка со взрослым и со сверстниками в большей мере определяет отличительные особенности его самосознания, его отношение к миру в целом, его поведение и самочувствие в коллективе (М.И. Лисина, И.А. Коробейников, Е.О. Смирнова и некоторые другие).
С позиции известного отечественного психолога Л.С. Выготского и некоторые его последователей, так называемый закон социальной обусловленности неизменно прослеживается также и в развитии аномального ребенка. Названным исследователем отмечалась мысль относительно единства закономерностей как аномального, так и нормального развития, в том числе об межличностном общении в качестве источника социализирующих влияний в процессе формирования и развития личности. При этом дефект аномального ребенка (в нашем случае интеллектуальный) формирует необходимую почву для появления препятствий как в формировании, так и развитии личностного общения детей и из отношений с окружающими людьми, а также в установлении ребенком более широких социальных связей.
Тем не менее, несмотря на то, что все эти принципиально ценные для выявлении и понимания основных закономерностей аномального развития детей с умственной отсталостью, а также необходимой им организация коррекционно-педагогической, весьма важны и актуальны, анализ основных исследований о роли межличностного общения таких детей как со взрослым, так и сверстником говорит о том, что данные идеи Л.С. Выготского пока еще не получили достаточной разработки в специальной психологии. Так, например, однако выделенные названным исследователем принципы изучения умственно отсталых детей нашли свое теоретическое и практическое отражение в исследованиях Ю.А. Ильина, Е.Е. Дмитриева, А.В. Закрепина, И.А. Коробейников, Е.Л. Индебаум, С.Н. Сорокоумова и др. Однако полного раскрытия данная тема пока еще не получила.
Значимая роль межличностного общения в развитии умственно отсталых детей и недостаточная разработанность данной проблемы делают рассмотрение темы «Межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью» актуальным.
Целью данного исследования выступает выявление специфики межличностных отношения младших школьников с умственной отсталостью и определение возможности их коррекции. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих основных задач:
1.Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данной теме исследования;
2.Подобрать методики изучения межличностного общения учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
3.Выявить особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
4.Разработать методические рекомендации по коррекции нарушений межличностного общения детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Объект исследования – отличительные особенности межличностного общения умственно отсталых детей.
Предмет – межличностное общение умственно отсталых детей младшего школьного возраста и возможности его коррекции.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме, метод сравнения и сопоставления, эксперимент, метод тестирования, метод математической обработки данных, метод логической группировки полученной информации.
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 6
1.1. Понятие и психологические особенности межличностных отношений 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 11
1.3. Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 19
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 29
2.1. Организация исследования межличностных отношений 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
Глава 3. Коррекция межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 40
3.1.Методы и приемы коррекции межличностных отношений 40
3.2. Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 47
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 64




Отношения личности к другим выступают в качестве взаимоотношений. Главными психологическими параметрами оценки оптимальности межличностных отношений исследователи считают: деловую совместимость, организованность как формальной, так и неформальной деятельности; целостность группы; имеющееся ценностно-ориентационное единство, а также совместимость; нравственную аффективную совместимость всех членов малой группы; разного рода аспекты межличностного общения. Межличностные отношения обладают своей качественной характеристикой и при этом могут быть: конструктивные и деструктивные, гуманные и негуманные, толерантные и интолерантные. Могут быть положительный, отрицательный и индифферентный вид отношений. Межличностные отношения отличаются своей вариативностью и весьма важны для человека. Какие-либо негативные моменты в межличностных отношениях весьма негативно сказываются на его жизнедеятельности.
Умственная отсталость представляет собой стойкое, необратимое нарушение в большей степени познавательной деятельности ребенка, а также поведенческой и эмоционально-волевой сфер, которое обусловлено органическим поражением коры головного мозга, обладающим диффузным характером. При этом состав лиц с нарушением интеллекта достаточно разнороден как по времени и причинам поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины, а также психолого-педагогическим характеристикам. В соответствии с международной классификации, выделено четыре формы умственной отсталости, а именно: легкую, умеренную, тяжелую, а также глубокую умственную отсталость. У таких детей все психологические процессы отстают в своем развитии от нормы. Основным недостатком мышления детей с легкой степенью умственной отсталости является слабость обобщений. Данное нарушение усиливается сниженной функциональностью других мыслительных процессов, таких как, анализ, синтез, абстрагирование, сравнение. Объём зрительных восприятий у умственно отсталых детей также сужен и замедлен. Замедленность у умственно отсталых детей наблюдается и во всех других видах восприятий. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением у них объема воспринимаемого материала. Умственно отсталые дети имеют нарушения или отставания в развитии в сравнении с детьми в норме практически по всем показателям психических и учебных качеств.
У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью значимую роль в межличностных отношениях играют эмоции, при этом эмоции как свои, так и тех детей, находящихся с ними в одном коллективе. При этом отсутствие у ребенка осознания себя непосредственно в системе отношений с другими неизменно приводит к формированию у него ряда негативных качеств, существенным образом осложняющих вхождение данного ребенка в нормальную социальную жизнь общества. Кроме этого, неумение такого ребенка сравнивать основные причины возникновения ряда своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников также приводит к дефициту эмоциональной отзывчивости у ребенка, его эмоциональной глухоте, к трудностям формирования у таких детей основных, принятых в конкретном обществе морально-этических правил поведения и, как логический итог, к значительной ограниченности внутренней жизни ребенка с умственной отсталостью
С целью выявление специфики межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью нами было организовано и проведено эмпирическое исследование. Оно было ориентировано как на выявление проблем межличностных отношений обозначенной группы детей младшего дошкольного возраста, так и выработку практических рекомендаций по их преодолению.
Его результаты позволяют заключить следующее. У половины умственно отсталых детей младшего школьного возраста отмечается низкий показатель тревожности. Высокий уровень тревожности у небольшого числа детей может свидетельствовать об эмоционально-негативного восприятии умственно отсталыми детьми-школьниками системы взаимоотношений со значимыми для них взрослыми и сверстниками. Кроме этого, младшим школьникам с умственной отсталостью больше свойственны агрессия, избегание общения, стремление к уединению, плаксивость. Они не имеют друзей, не стремятся общаться и к лидерству в группе. У них несколько отстраненные отношения с родителями и родственниками. При этом они стремятся к душевной близости с материю и учителем.
Было установлено, что для умственно отсталых детей младшего школьного возраста преимущественно свойственны негативные эмоции и негативные черты характера и поведения. У исследуемых детей не сформировано умение определить эмоциональных состояний взрослых и сверстников, способность выявления невербальные признаки настроения другого человека. Таким детям свойственна детей низкая активность общения, они не обращаются к своим сверстникам за помощью, только изредка они самостоятельно организовывают совместную деятельность, однако у многих отмечается совместная игровая деятельность. Невербальное общение для налаживания контактов пользуются единицы.
Все это свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы с данными детьми.
В качестве основных форм, используемых для развития у детей с умственной отсталостью межличностных отношений, выступают диалоговые (например, дискуссия, дебаты, диспут, игровые, различные коммуникативные тренинги, игровые программы, коллективные творческие занятия). Весьма эффективно в работе, направленной на улучшение межличностных отношений в детском коллективе вести каждому отдельному ребёнку своего рода «Дневник моих достижений» для фиксации в нем своих положительных достижений, а также повышения уровня самоотношений. Можно также младшему школьнику с умственной отсталостью совместно со взрослым вести так называемый « Ящик доверия», в который те младшие школьники, которые по ряду причин не идут на вербальный контакт, вкладывают свои письма с описанием своих проблем и пожеланий.
В рамках методических рекомендаций по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью можно предложить отдельные занятия по психокоррекции межличностных отношений, а также обозначим основные методические рекомендации к их организации и проведению; «Адекватное отношение детей к другому», «Дружеский шарж, портрет, фотография», «Как мы можем общаться», «Это я», «Я во времени».
В качестве общепедагогических можно назвать: разного рода убеждения, специальные упражнения, использование примера, стимулирования поведения ребенка и его деятельности. К числу специальных следует отнести: переубеждение ребенка, его принуждение, метод приучения, прием переучивания, поощрение ребенка, реконструкцию характера, так называемый метод «взрыва» и др. В рамках специфических методов и приемов необходимо применять такие, как: метод так называемого «сократического диалога», суггестивные, прием оказания рассудочного аргументированного воздействия, метод разрушения конфликтов, методы конгруэнтной коммуникации, а также арттерапию, игротерапию и др.
При этом очень важно формирование спокойной и комфортной атмосферы в коллективе и доверчивого отношения со взрослым. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, среди друзей – именно тогда он раскрепостится, и будет стремиться к межличностному общению.

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие ребёнка в детской субкультуре [Текст]: учеб. пособие / В.В. Абраменкова. – М.: Академия, 2013 – 244 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Академия, 2013. – 456 с.
3. Безруких, М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушения психического здоровья [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.Н. Юркевич // Мир психологии. – 2003. – № 4(36). – С. 211 – 218.
4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] П.П. Блонский // Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М., 2004. – С. 76 – 80.
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 234 с.
6. Бражнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И.М. Бражникова. – М., 1997. – 244 с.
7. Брюховских, Л.А. Особенности понимания речи у детей с умственной отсталостью [Текст] / Л.А. Брюховских // Вестн. Краяноярск. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – 2009.- № 1. – С. 43 – 46.
8. Вентланд, М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Текст]: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.. Мн.: БГПУ, 2009. – 268 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 76 - 84.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М. : Пед. о – во России , 2013. – 488 c.
11. Гилевич, И.М. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: методич. пособие / И.М. Гилевич, Е.А. Забара. – М., Аквариум, 1997. – 217 с.
12. Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А.Н. Граборов. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 344 с.
13. Григорьева, М.В. Взаимодействие как категория современной психологи [Текст] / М.В. Григорьева // Известия Сарат. ун-та. Новая версия. Сер. Акмеология образования и психология развития. – 2014. – № 3 – 4. – С. 55 - 57.
14. Гроголева, О.Ю. Тревожность как проявление школьной дезадаптации младших школьников [Текст] / О.Ю. Гроголева // Актуальные проблемы психологии. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. – С. 43 – 47.
15. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2004. – 246 с.
16. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 288 с.
17. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети [Текст] / Х.С. Замский. – М.: НПО, Образование, 1995. – 312 с.
18. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
19. Клепцова, Е.Ю. Виды межличностных отношений [Текст] / Е.Ю. Клепцова // Известия. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. – 2013. - № 2. – Т. 15. – С. 54 - 56.
20. Клепцова, Е.Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности [Текст]: Монография / Е.Ю. Клепцова. – Киро,: 2012. – 310 с.
21. Кузьмайте, Л.И. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов [Текст] / Л.И. Кузьмайте // Дефектология. – 1970. – №3. – С. 31 - 33.
22. Кумарина, Г.Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения [Текст] / Г.Ф. Кумарина. – М.: Наука, 1999. – 164 с.
23. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника [Текст] М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.П. Парина. – М.: Педагогика, 1976. – 278 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество В.С. Мухина. – М., 1997. – 376 с.
25. Мыслюк, В.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.В. Мыслюк, Ю.Н. Кислякова. – Минск, 2010. – 268 с.
26. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: 2013. – 164 с.
27. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л. В. Кузнецовой. –М.: «Академия», 2012. – 410 с.
28. Прежесецкая, С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в разных системах обучения [Текст] / С.И. Прежесецкая. – М., 2005. – 114 с.
29. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : Хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 366 с.
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / : учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1 / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2013. – 384 с.
31. Саенко, Ю.В. Специальная психология [Текст] / Ю.В. Саенко. – М.: Академия, 2002. – 244 с.
32. Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии [Текст] / В.И. Слободчиков // Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 52 - 55.
33. Современная экспериментальная психология [Текст]: В 2 т. / под ред. В.А. Барабанщикова. – М.,2013. – Т. 1. – 398 с.
34. Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с.
35. Специальная психология [Текст] / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная, ред. Л.И. Александрова. – М.: Академия, 2011. – 344 с.
36. Унковская, Е.С. Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида [Текст] / Е.С. Унковская // Дефектология. – 2009. – № 4. – C. 27 – 30.
37. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития [Текст] / О.Н. Усанова. – М., 1995. – 296 с.
38. Федосеева, О.А. Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью [Текст] / О. А. Федосеева // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 323-325.
39. Холодна, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – М.; Томск, 1996. – 214 с.
40. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации [Текст] / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. – 274 с.
41. Шамко, Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников [Текст] / Л.Ю. Шамко // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 17 – 21.
42. Шипицына Л.М. Исследование когнитивных особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. – СПб: Изд-во ИСПиП, 2007. – 232 с.
43. Шипицина, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицина. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

В решение актуального вопроса социальной адаптации детей с недостатками интеллекта важное значение имеет уровень сформированности их межличностных отношений. При этом коррекционная ориентированность работы психологов с такими детьми неизменно предполагает поиск более эффективных методов и приемов сглаживания недостатков и несформированности межличностных отношений детей с умственной отсталостью, которые учитывали бы специфику психического развития таких детей, а также их возможности в установлении межличностных связей.
На современном этапе многие отечественные исследования наглядно доказывают, что процесс общения и межличностные отношения формируют основу развития всех психических функций личности в онтогенезе. При этом опыт общения ребенка со взрослым и со сверстниками в большей мере определяет отличительные особенности его самосознания, его отношение к миру в целом, его поведение и самочувствие в коллективе (М.И. Лисина, И.А. Коробейников, Е.О. Смирнова и некоторые другие).
С позиции известного отечественного психолога Л.С. Выготского и некоторые его последователей, так называемый закон социальной обусловленности неизменно прослеживается также и в развитии аномального ребенка. Названным исследователем отмечалась мысль относительно единства закономерностей как аномального, так и нормального развития, в том числе об межличностном общении в качестве источника социализирующих влияний в процессе формирования и развития личности. При этом дефект аномального ребенка (в нашем случае интеллектуальный) формирует необходимую почву для появления препятствий как в формировании, так и развитии личностного общения детей и из отношений с окружающими людьми, а также в установлении ребенком более широких социальных связей.
Тем не менее, несмотря на то, что все эти принципиально ценные для выявлении и понимания основных закономерностей аномального развития детей с умственной отсталостью, а также необходимой им организация коррекционно-педагогической, весьма важны и актуальны, анализ основных исследований о роли межличностного общения таких детей как со взрослым, так и сверстником говорит о том, что данные идеи Л.С. Выготского пока еще не получили достаточной разработки в специальной психологии. Так, например, однако выделенные названным исследователем принципы изучения умственно отсталых детей нашли свое теоретическое и практическое отражение в исследованиях Ю.А. Ильина, Е.Е. Дмитриева, А.В. Закрепина, И.А. Коробейников, Е.Л. Индебаум, С.Н. Сорокоумова и др. Однако полного раскрытия данная тема пока еще не получила.
Значимая роль межличностного общения в развитии умственно отсталых детей и недостаточная разработанность данной проблемы делают рассмотрение темы «Межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью» актуальным.
Целью данного исследования выступает выявление специфики межличностных отношения младших школьников с умственной отсталостью и определение возможности их коррекции. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих основных задач:
1.Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данной теме исследования;
2.Подобрать методики изучения межличностного общения учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
3.Выявить особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
4.Разработать методические рекомендации по коррекции нарушений межличностного общения детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Объект исследования – отличительные особенности межличностного общения умственно отсталых детей.
Предмет – межличностное общение умственно отсталых детей младшего школьного возраста и возможности его коррекции.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме, метод сравнения и сопоставления, эксперимент, метод тестирования, метод математической обработки данных, метод логической группировки полученной информации.
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 6
1.1. Понятие и психологические особенности межличностных отношений 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 11
1.3. Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 19
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 29
2.1. Организация исследования межличностных отношений 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
Глава 3. Коррекция межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 40
3.1.Методы и приемы коррекции межличностных отношений 40
3.2. Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 47
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 64




Отношения личности к другим выступают в качестве взаимоотношений. Главными психологическими параметрами оценки оптимальности межличностных отношений исследователи считают: деловую совместимость, организованность как формальной, так и неформальной деятельности; целостность группы; имеющееся ценностно-ориентационное единство, а также совместимость; нравственную аффективную совместимость всех членов малой группы; разного рода аспекты межличностного общения. Межличностные отношения обладают своей качественной характеристикой и при этом могут быть: конструктивные и деструктивные, гуманные и негуманные, толерантные и интолерантные. Могут быть положительный, отрицательный и индифферентный вид отношений. Межличностные отношения отличаются своей вариативностью и весьма важны для человека. Какие-либо негативные моменты в межличностных отношениях весьма негативно сказываются на его жизнедеятельности.
Умственная отсталость представляет собой стойкое, необратимое нарушение в большей степени познавательной деятельности ребенка, а также поведенческой и эмоционально-волевой сфер, которое обусловлено органическим поражением коры головного мозга, обладающим диффузным характером. При этом состав лиц с нарушением интеллекта достаточно разнороден как по времени и причинам поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины, а также психолого-педагогическим характеристикам. В соответствии с международной классификации, выделено четыре формы умственной отсталости, а именно: легкую, умеренную, тяжелую, а также глубокую умственную отсталость. У таких детей все психологические процессы отстают в своем развитии от нормы. Основным недостатком мышления детей с легкой степенью умственной отсталости является слабость обобщений. Данное нарушение усиливается сниженной функциональностью других мыслительных процессов, таких как, анализ, синтез, абстрагирование, сравнение. Объём зрительных восприятий у умственно отсталых детей также сужен и замедлен. Замедленность у умственно отсталых детей наблюдается и во всех других видах восприятий. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением у них объема воспринимаемого материала. Умственно отсталые дети имеют нарушения или отставания в развитии в сравнении с детьми в норме практически по всем показателям психических и учебных качеств.
У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью значимую роль в межличностных отношениях играют эмоции, при этом эмоции как свои, так и тех детей, находящихся с ними в одном коллективе. При этом отсутствие у ребенка осознания себя непосредственно в системе отношений с другими неизменно приводит к формированию у него ряда негативных качеств, существенным образом осложняющих вхождение данного ребенка в нормальную социальную жизнь общества. Кроме этого, неумение такого ребенка сравнивать основные причины возникновения ряда своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников также приводит к дефициту эмоциональной отзывчивости у ребенка, его эмоциональной глухоте, к трудностям формирования у таких детей основных, принятых в конкретном обществе морально-этических правил поведения и, как логический итог, к значительной ограниченности внутренней жизни ребенка с умственной отсталостью
С целью выявление специфики межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью нами было организовано и проведено эмпирическое исследование. Оно было ориентировано как на выявление проблем межличностных отношений обозначенной группы детей младшего дошкольного возраста, так и выработку практических рекомендаций по их преодолению.
Его результаты позволяют заключить следующее. У половины умственно отсталых детей младшего школьного возраста отмечается низкий показатель тревожности. Высокий уровень тревожности у небольшого числа детей может свидетельствовать об эмоционально-негативного восприятии умственно отсталыми детьми-школьниками системы взаимоотношений со значимыми для них взрослыми и сверстниками. Кроме этого, младшим школьникам с умственной отсталостью больше свойственны агрессия, избегание общения, стремление к уединению, плаксивость. Они не имеют друзей, не стремятся общаться и к лидерству в группе. У них несколько отстраненные отношения с родителями и родственниками. При этом они стремятся к душевной близости с материю и учителем.
Было установлено, что для умственно отсталых детей младшего школьного возраста преимущественно свойственны негативные эмоции и негативные черты характера и поведения. У исследуемых детей не сформировано умение определить эмоциональных состояний взрослых и сверстников, способность выявления невербальные признаки настроения другого человека. Таким детям свойственна детей низкая активность общения, они не обращаются к своим сверстникам за помощью, только изредка они самостоятельно организовывают совместную деятельность, однако у многих отмечается совместная игровая деятельность. Невербальное общение для налаживания контактов пользуются единицы.
Все это свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы с данными детьми.
В качестве основных форм, используемых для развития у детей с умственной отсталостью межличностных отношений, выступают диалоговые (например, дискуссия, дебаты, диспут, игровые, различные коммуникативные тренинги, игровые программы, коллективные творческие занятия). Весьма эффективно в работе, направленной на улучшение межличностных отношений в детском коллективе вести каждому отдельному ребёнку своего рода «Дневник моих достижений» для фиксации в нем своих положительных достижений, а также повышения уровня самоотношений. Можно также младшему школьнику с умственной отсталостью совместно со взрослым вести так называемый « Ящик доверия», в который те младшие школьники, которые по ряду причин не идут на вербальный контакт, вкладывают свои письма с описанием своих проблем и пожеланий.
В рамках методических рекомендаций по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью можно предложить отдельные занятия по психокоррекции межличностных отношений, а также обозначим основные методические рекомендации к их организации и проведению; «Адекватное отношение детей к другому», «Дружеский шарж, портрет, фотография», «Как мы можем общаться», «Это я», «Я во времени».
В качестве общепедагогических можно назвать: разного рода убеждения, специальные упражнения, использование примера, стимулирования поведения ребенка и его деятельности. К числу специальных следует отнести: переубеждение ребенка, его принуждение, метод приучения, прием переучивания, поощрение ребенка, реконструкцию характера, так называемый метод «взрыва» и др. В рамках специфических методов и приемов необходимо применять такие, как: метод так называемого «сократического диалога», суггестивные, прием оказания рассудочного аргументированного воздействия, метод разрушения конфликтов, методы конгруэнтной коммуникации, а также арттерапию, игротерапию и др.
При этом очень важно формирование спокойной и комфортной атмосферы в коллективе и доверчивого отношения со взрослым. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, среди друзей – именно тогда он раскрепостится, и будет стремиться к межличностному общению.

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие ребёнка в детской субкультуре [Текст]: учеб. пособие / В.В. Абраменкова. – М.: Академия, 2013 – 244 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Академия, 2013. – 456 с.
3. Безруких, М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушения психического здоровья [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.Н. Юркевич // Мир психологии. – 2003. – № 4(36). – С. 211 – 218.
4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] П.П. Блонский // Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М., 2004. – С. 76 – 80.
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 234 с.
6. Бражнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И.М. Бражникова. – М., 1997. – 244 с.
7. Брюховских, Л.А. Особенности понимания речи у детей с умственной отсталостью [Текст] / Л.А. Брюховских // Вестн. Краяноярск. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – 2009.- № 1. – С. 43 – 46.
8. Вентланд, М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Текст]: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.. Мн.: БГПУ, 2009. – 268 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 76 - 84.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М. : Пед. о – во России , 2013. – 488 c.
11. Гилевич, И.М. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: методич. пособие / И.М. Гилевич, Е.А. Забара. – М., Аквариум, 1997. – 217 с.
12. Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А.Н. Граборов. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 344 с.
13. Григорьева, М.В. Взаимодействие как категория современной психологи [Текст] / М.В. Григорьева // Известия Сарат. ун-та. Новая версия. Сер. Акмеология образования и психология развития. – 2014. – № 3 – 4. – С. 55 - 57.
14. Гроголева, О.Ю. Тревожность как проявление школьной дезадаптации младших школьников [Текст] / О.Ю. Гроголева // Актуальные проблемы психологии. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. – С. 43 – 47.
15. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2004. – 246 с.
16. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 288 с.
17. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети [Текст] / Х.С. Замский. – М.: НПО, Образование, 1995. – 312 с.
18. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
19. Клепцова, Е.Ю. Виды межличностных отношений [Текст] / Е.Ю. Клепцова // Известия. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. – 2013. - № 2. – Т. 15. – С. 54 - 56.
20. Клепцова, Е.Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности [Текст]: Монография / Е.Ю. Клепцова. – Киро,: 2012. – 310 с.
21. Кузьмайте, Л.И. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов [Текст] / Л.И. Кузьмайте // Дефектология. – 1970. – №3. – С. 31 - 33.
22. Кумарина, Г.Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения [Текст] / Г.Ф. Кумарина. – М.: Наука, 1999. – 164 с.
23. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника [Текст] М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.П. Парина. – М.: Педагогика, 1976. – 278 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество В.С. Мухина. – М., 1997. – 376 с.
25. Мыслюк, В.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.В. Мыслюк, Ю.Н. Кислякова. – Минск, 2010. – 268 с.
26. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: 2013. – 164 с.
27. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л. В. Кузнецовой. –М.: «Академия», 2012. – 410 с.
28. Прежесецкая, С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в разных системах обучения [Текст] / С.И. Прежесецкая. – М., 2005. – 114 с.
29. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : Хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 366 с.
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / : учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1 / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2013. – 384 с.
31. Саенко, Ю.В. Специальная психология [Текст] / Ю.В. Саенко. – М.: Академия, 2002. – 244 с.
32. Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии [Текст] / В.И. Слободчиков // Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 52 - 55.
33. Современная экспериментальная психология [Текст]: В 2 т. / под ред. В.А. Барабанщикова. – М.,2013. – Т. 1. – 398 с.
34. Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с.
35. Специальная психология [Текст] / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная, ред. Л.И. Александрова. – М.: Академия, 2011. – 344 с.
36. Унковская, Е.С. Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида [Текст] / Е.С. Унковская // Дефектология. – 2009. – № 4. – C. 27 – 30.
37. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития [Текст] / О.Н. Усанова. – М., 1995. – 296 с.
38. Федосеева, О.А. Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью [Текст] / О. А. Федосеева // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 323-325.
39. Холодна, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – М.; Томск, 1996. – 214 с.
40. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации [Текст] / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. – 274 с.
41. Шамко, Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников [Текст] / Л.Ю. Шамко // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 17 – 21.
42. Шипицына Л.М. Исследование когнитивных особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. – СПб: Изд-во ИСПиП, 2007. – 232 с.
43. Шипицина, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицина. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с.


Купить эту работу

межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

15 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽