Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.
Ребенок не рождается с готовой функцией внимания, произвольное внимание – является высшей психической функцией, развитие которой происходит постепенно в ходе онтогенеза и опосредовано развитием других познавательных функций – памяти, речи, мышления.
Особенно интенсивно развитие внимания у детей происходит в младшем школьном возрасте, при этом преобладающим является непроизвольное внимание. В младшем школьном возрасте ребенок осваивает новую и ведущую для данного возраста деятельность – учение. У младшего школьника происходит развитие психических процессов в сторону их произвольности и осознанности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Именно в этот период развитие идет бурно и стремительно.
Внимание является необходимым условием овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте – от уровня развития свойств внимания и его произвольности зависит процесс обучения ребенка и его успешность.
Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания. В связи с этим актуальным является изучение возможностей развития произвольного внимания у младших школьников.
Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учение, игра все еще является важным, а часто и приоритетным аспектом в жизни детей. Дидактическая игра в полной мере отвечает возрастным особенностям младших школьников и является естественным механизмом развития их психики. Поэтому целенаправленная организация игровой деятельности может оказать помощь в развитии произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Разработанность. Изучением проблемы внимания и его особенностями в младшем школьном возрасте занимались Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев, И.Л. Баскакова, М.Н. Волокитина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов, Ф.Н. Гоноболин и многие другие. Значение игры для развития детей рассматривались многими учеными (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Педагогическая сущность игры, как средства активизации познавательной деятельности школьников, прослеживается в исследованиях А.Б. Аникеевой, З.П. Буслаевой, Н.И. Гамбург, Т.Е. Конниковой, Г.А. Ляпиной, Э.В. Паничевой, С.А. Шмаковой, М.Г. Яновской и др.
Цель данного исследования – изучение развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности
Объект исследования: особенности развития внимания младшего школьника.
Предмет исследования: развитие произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что специально организованная игровая деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности.
2. Организовать и провести диагностику свойств внимания младших школьников.
3. Разработать программу игровой деятельности для развития произвольного внимания школьников и апробировать ее в процессе обучения с экспериментальной группой.
4. Организовать и провести повторную диагностику свойств внимания младших школьников. Выявить эффективность организованной игровой деятельности для развития произвольного внимания младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, статистические методики.
Методики исследования внимания:
- корректурная проба (буквенный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчивости и концентрации внимания;
- кольца Ландольта с целью изучения распределения внимания;
- методика Шульте с целью изучения направленности внимания;
- методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова для оценки объема внимания ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в изучении развития внимания посредством игровой деятельности, что дает возможность модификации учебной деятельности учителя и детей на уроке с целью развития произвольности учащихся.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе общеобразовательной школы во вторых классах. В исследовании приняли участие два класса: 2А (экспериментальная группа, 20 детей, из них 10 девочек и 10 мальчиков и 2Б (контрольная группа, 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков).
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности 6
1.1. Характеристика внимания в психологии 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Особенности произвольного внимания младших школьников 13
1.3. Возможности использования игровой деятельности для развития произвольного внимания младших школьников 21
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование развития произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Результаты диагностики произвольного внимания у младших школьников 33
2.3. Программа развития произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности 40
2.4. Оценка эффективности программы развития произвольного внимания у младших школьников посредством игровой деятельности 47
Выводы по главе 2 58
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 66
Заключение
Данное исследование предпринято с целью изучения развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования было подчеркнуто, что внимание определяется как когнитивный познавательный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от целей субъекта. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и постпроизвольным. Внимание обладает следующими свойствами: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение. Выдвинуто несколько теорий внимания, которые рассматривают его как отдельный психический процесс, либо не выделяют его в отдельный процесс. Единого мнения на природу и протекание внимания в настоящее время нет. В ходе онтогенеза психический процесс внимание проходит путь от непроизвольного процесса ко все большей его произвольности. Произвольность развивается в ходе человеческой деятельности, включенности в нее ребенка вначале в процессе игры, когда ребенок воспроизводит социальные функции взрослых, затем в ходе учебной деятельности. Внимание тесно связано со всеми психическими процессами: познавательными, эмоционально – волевыми, потребностно – мотивационными, психофизиологическими.
Младший школьный возраст — это период 6 – 11 лет, совпадающий с обучением в начальной школе. Вступая в период обучения, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. В младшем школьном возрасте ребенка привлекают только внешние впечатления, что мешает ему понять суть событий, вещей или явлений и усложняет контроль над своей деятельностью. Младший школьник еще не умеет распределять внимание. У детей часто проявляется высокая неустойчивость внимания. Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного вида занятий к другому, так как у малыша еще плохо сформированы учебные навыки и умения. Совершенствование этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формированию у ребенка умения переключаться от одного урока к другому, от одной работы к другой. Для формирования произвольного внимания в младшем школьном возрасте необходима близкая мотивация. Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу младших школьников по изучению материала. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действа не только развивает внимание, но и активизирует память, мышление, воображение ребенка.
В эмпирическом исследовании приняли участие 41 младший школьник из 2-х классов. В ходе исследования было организовано две группы: экспериментальная и контрольная.
В качестве методик диагностики особенностей внимания младших школьников были выбраны: корректурная проба (буквенный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчивости и концентрации внимания; кольца Ландольта с целью изучения распределения внимания; методика Шульте с целью изучения направленности внимания и методика «Запомни и расставь точки» с целью диагностики объема внимания.
В ходе диагностики свойств внимания выяснилось, что у младших школьников в обеих группах испытуемых диагностируется низкий уровень устойчивости и концентрации внимания, низкий уровень распределения внимания, нормальный уровень направленности внимания и низкий объем внимания.
На основе результатов диагностики были разработаны игровые упражнения для развития произвольного внимания. Игровые действия были направлены на развитие концентрации внимания; повышение объема внимания; развитие переключения распределения и устойчивости внимания. Игры проводились в процессе обучения с экспериментальной группой на уроках русского языка, математике, рисовании, физкультуре в течение 6 месяцев.
После проведения повторной диагностики свойств внимания испытуемых выявилась эффективность игровых упражнений для развития внимания младших школьников в процессе обучения. В экспериментальной группе значительно выше уровень концентрации внимания, его продуктивности, точности, выше уровень распределения и направленности внимания, а также значительно выше объем внимания, чем в контрольной группе. У детей экспериментальной группы появились значительные положительные сдвиги во всех свойствах внимания.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Специально организованная игровая деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования позволили ответить на поставленные вопросы в данном исследовании и наметить дальнейшие пути решения проблемы развития произвольного внимания младших школьников: регулярное включение игровых упражнений на развитие внимание в процессе обучения в начальных классах.
Список литературы
1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М. : Аспект-Пресс, 2001.
2. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2006. - 174 с.
3. Баскакова И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Институт общегуманитарных исследований. – М., 2002.
4. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – С. 42-47.
5. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой. – 2011.- №8, с. 25 – 28.
6. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
7. Бильгильдеева Т. Здравствуй, цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей к образовательной среде / под ред. И.В. Вачкова. – М.: Чистые пруды, 2006.
8. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 160 с.
9. Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса. М.: Учпедгиз. 1954. -137с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский //Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Наука, 1984.- 214 с.
11. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. – 510 с.
12. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноболин. – М.: Педагогика, 1972. – 325 с.
13. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
14. Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.
15. Добрынин Н.Ф. Внимание и память/ Н.Ф. Добрынин. – М., 1998. - 229 с.
16. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 148 с.
17. Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника /О.Ю.Ермолаев. – М.: Знание, 1974. -314 с.
18. Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
19. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жукова // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С.30-31.
20. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
21. Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // «Дефектология» №10, 1965., с. 72-79.
22. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005. – 342 с.
23. Игровые технологии обучения в начальной школе / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. – М.: Академия, 2007. – 164 с.
24. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.
25. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.
26. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С. Левитина. – М.: Знание, 1980. - 280 с.
27. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избранные психологические произведения. 1 том страницы 303-323. – М., 1983.
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2011. – 584с.
29. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
31. Общение и формирование личности школьника / Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 245с.
32. Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012.
33. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
34. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
35. Психология внимания / под .ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., Черо, 2001.
36. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004. – 224с.
37. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
38. Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
39. Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М., Гардарики, 1998. – 176 с.
40. Рабочая книга школьного психолога [Текст]: / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.
41. Рахновская И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. – М.: Школьная Пресса, 2005.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
43. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 161-167.
44. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996.
45. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
46. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
47. Степанова О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - №8. С. 39-49.
48. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 287 с.
49. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
50. Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с.
51. Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.
52. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
54. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Просвещение, 1999. – 410с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.
Ребенок не рождается с готовой функцией внимания, произвольное внимание – является высшей психической функцией, развитие которой происходит постепенно в ходе онтогенеза и опосредовано развитием других познавательных функций – памяти, речи, мышления.
Особенно интенсивно развитие внимания у детей происходит в младшем школьном возрасте, при этом преобладающим является непроизвольное внимание. В младшем школьном возрасте ребенок осваивает новую и ведущую для данного возраста деятельность – учение. У младшего школьника происходит развитие психических процессов в сторону их произвольности и осознанности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Именно в этот период развитие идет бурно и стремительно.
Внимание является необходимым условием овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте – от уровня развития свойств внимания и его произвольности зависит процесс обучения ребенка и его успешность.
Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания. В связи с этим актуальным является изучение возможностей развития произвольного внимания у младших школьников.
Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учение, игра все еще является важным, а часто и приоритетным аспектом в жизни детей. Дидактическая игра в полной мере отвечает возрастным особенностям младших школьников и является естественным механизмом развития их психики. Поэтому целенаправленная организация игровой деятельности может оказать помощь в развитии произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Разработанность. Изучением проблемы внимания и его особенностями в младшем школьном возрасте занимались Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев, И.Л. Баскакова, М.Н. Волокитина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов, Ф.Н. Гоноболин и многие другие. Значение игры для развития детей рассматривались многими учеными (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Педагогическая сущность игры, как средства активизации познавательной деятельности школьников, прослеживается в исследованиях А.Б. Аникеевой, З.П. Буслаевой, Н.И. Гамбург, Т.Е. Конниковой, Г.А. Ляпиной, Э.В. Паничевой, С.А. Шмаковой, М.Г. Яновской и др.
Цель данного исследования – изучение развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности
Объект исследования: особенности развития внимания младшего школьника.
Предмет исследования: развитие произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что специально организованная игровая деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности.
2. Организовать и провести диагностику свойств внимания младших школьников.
3. Разработать программу игровой деятельности для развития произвольного внимания школьников и апробировать ее в процессе обучения с экспериментальной группой.
4. Организовать и провести повторную диагностику свойств внимания младших школьников. Выявить эффективность организованной игровой деятельности для развития произвольного внимания младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, статистические методики.
Методики исследования внимания:
- корректурная проба (буквенный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчивости и концентрации внимания;
- кольца Ландольта с целью изучения распределения внимания;
- методика Шульте с целью изучения направленности внимания;
- методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова для оценки объема внимания ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в изучении развития внимания посредством игровой деятельности, что дает возможность модификации учебной деятельности учителя и детей на уроке с целью развития произвольности учащихся.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе общеобразовательной школы во вторых классах. В исследовании приняли участие два класса: 2А (экспериментальная группа, 20 детей, из них 10 девочек и 10 мальчиков и 2Б (контрольная группа, 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков).
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности 6
1.1. Характеристика внимания в психологии 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Особенности произвольного внимания младших школьников 13
1.3. Возможности использования игровой деятельности для развития произвольного внимания младших школьников 21
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование развития произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Результаты диагностики произвольного внимания у младших школьников 33
2.3. Программа развития произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности 40
2.4. Оценка эффективности программы развития произвольного внимания у младших школьников посредством игровой деятельности 47
Выводы по главе 2 58
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 66
Заключение
Данное исследование предпринято с целью изучения развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования было подчеркнуто, что внимание определяется как когнитивный познавательный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от целей субъекта. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и постпроизвольным. Внимание обладает следующими свойствами: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение. Выдвинуто несколько теорий внимания, которые рассматривают его как отдельный психический процесс, либо не выделяют его в отдельный процесс. Единого мнения на природу и протекание внимания в настоящее время нет. В ходе онтогенеза психический процесс внимание проходит путь от непроизвольного процесса ко все большей его произвольности. Произвольность развивается в ходе человеческой деятельности, включенности в нее ребенка вначале в процессе игры, когда ребенок воспроизводит социальные функции взрослых, затем в ходе учебной деятельности. Внимание тесно связано со всеми психическими процессами: познавательными, эмоционально – волевыми, потребностно – мотивационными, психофизиологическими.
Младший школьный возраст — это период 6 – 11 лет, совпадающий с обучением в начальной школе. Вступая в период обучения, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. В младшем школьном возрасте ребенка привлекают только внешние впечатления, что мешает ему понять суть событий, вещей или явлений и усложняет контроль над своей деятельностью. Младший школьник еще не умеет распределять внимание. У детей часто проявляется высокая неустойчивость внимания. Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного вида занятий к другому, так как у малыша еще плохо сформированы учебные навыки и умения. Совершенствование этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формированию у ребенка умения переключаться от одного урока к другому, от одной работы к другой. Для формирования произвольного внимания в младшем школьном возрасте необходима близкая мотивация. Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу младших школьников по изучению материала. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действа не только развивает внимание, но и активизирует память, мышление, воображение ребенка.
В эмпирическом исследовании приняли участие 41 младший школьник из 2-х классов. В ходе исследования было организовано две группы: экспериментальная и контрольная.
В качестве методик диагностики особенностей внимания младших школьников были выбраны: корректурная проба (буквенный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчивости и концентрации внимания; кольца Ландольта с целью изучения распределения внимания; методика Шульте с целью изучения направленности внимания и методика «Запомни и расставь точки» с целью диагностики объема внимания.
В ходе диагностики свойств внимания выяснилось, что у младших школьников в обеих группах испытуемых диагностируется низкий уровень устойчивости и концентрации внимания, низкий уровень распределения внимания, нормальный уровень направленности внимания и низкий объем внимания.
На основе результатов диагностики были разработаны игровые упражнения для развития произвольного внимания. Игровые действия были направлены на развитие концентрации внимания; повышение объема внимания; развитие переключения распределения и устойчивости внимания. Игры проводились в процессе обучения с экспериментальной группой на уроках русского языка, математике, рисовании, физкультуре в течение 6 месяцев.
После проведения повторной диагностики свойств внимания испытуемых выявилась эффективность игровых упражнений для развития внимания младших школьников в процессе обучения. В экспериментальной группе значительно выше уровень концентрации внимания, его продуктивности, точности, выше уровень распределения и направленности внимания, а также значительно выше объем внимания, чем в контрольной группе. У детей экспериментальной группы появились значительные положительные сдвиги во всех свойствах внимания.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Специально организованная игровая деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования позволили ответить на поставленные вопросы в данном исследовании и наметить дальнейшие пути решения проблемы развития произвольного внимания младших школьников: регулярное включение игровых упражнений на развитие внимание в процессе обучения в начальных классах.
Список литературы
1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М. : Аспект-Пресс, 2001.
2. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2006. - 174 с.
3. Баскакова И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Институт общегуманитарных исследований. – М., 2002.
4. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – С. 42-47.
5. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой. – 2011.- №8, с. 25 – 28.
6. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
7. Бильгильдеева Т. Здравствуй, цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей к образовательной среде / под ред. И.В. Вачкова. – М.: Чистые пруды, 2006.
8. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 160 с.
9. Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса. М.: Учпедгиз. 1954. -137с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский //Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Наука, 1984.- 214 с.
11. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. – 510 с.
12. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноболин. – М.: Педагогика, 1972. – 325 с.
13. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
14. Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.
15. Добрынин Н.Ф. Внимание и память/ Н.Ф. Добрынин. – М., 1998. - 229 с.
16. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 148 с.
17. Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника /О.Ю.Ермолаев. – М.: Знание, 1974. -314 с.
18. Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
19. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жукова // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С.30-31.
20. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
21. Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // «Дефектология» №10, 1965., с. 72-79.
22. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005. – 342 с.
23. Игровые технологии обучения в начальной школе / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. – М.: Академия, 2007. – 164 с.
24. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.
25. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.
26. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С. Левитина. – М.: Знание, 1980. - 280 с.
27. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избранные психологические произведения. 1 том страницы 303-323. – М., 1983.
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2011. – 584с.
29. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
31. Общение и формирование личности школьника / Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 245с.
32. Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012.
33. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
34. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
35. Психология внимания / под .ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., Черо, 2001.
36. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004. – 224с.
37. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
38. Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
39. Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М., Гардарики, 1998. – 176 с.
40. Рабочая книга школьного психолога [Текст]: / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.
41. Рахновская И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. – М.: Школьная Пресса, 2005.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
43. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 161-167.
44. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996.
45. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
46. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
47. Степанова О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - №8. С. 39-49.
48. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 287 с.
49. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
50. Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с.
51. Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.
52. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
54. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Просвещение, 1999. – 410с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55696 Дипломных работ — поможем найти подходящую