все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Научно-технический прогресс помогает человеку достичь больших возможностей в освоении различной информации, которая была накоплена человечеством за все время его существования. Освоение информации и применение ее в деятельности возможно при условии устойчивого познавательного интереса и достаточного уровня развития интеллектуальных умений и навыков. Следовательно, на современном этапе развития общества к человеку и ребенку предъявляются высокие требования к уровню развития познавательной сферы, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию, вырабатывать свою точку зрения.
По мнению известных психологов А.В. Запорожеца, Н.Н. Поддъякова, Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого и др. эти задачи решают в период дошкольного детства. В этом возрасте познавательные процессы возникают и начинают активно развиваться, начиная с непроизвольности и, заканчивая к концу дошкольного возраста, произвольностью всех когнитивных процессов. Для активного развития познавательной активности ребенок начинает проявлять активность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие выделено в отдельное направление или образовательную область. К тому же познавательное развитие «пронизывает» и другие образовательные области, является основой для гармоничного развития и воспитания личности дошкольника.
В младшем дошкольном детстве закладываются познавательные действия, познавательная мотивация через игровую деятельность, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Именно игра занимает основное время, удовлетворяет его основные потребности. В дидактической игре ребенок получает новые знания, способы восприятия окружающего мира, тем самым с помощью игры ребенок обучается.
В последнее время педагоги и психологи все больше внимания уделяют проблемам, возможностям и особенностям игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследователями (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Я.Михайленко и др.) установлено, что в игре активно развиваются все психические и личностные свойства детей.
Игра как вид деятельности применяется взрослыми в целях обучения и воспитания. В процессе игровой деятельности происходит обучение различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Цель исследования: изучить особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры, направленные на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;
2. Провести исследование познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
3. Спланировать работу по познавательному развитию детей младшего школьного возраста с применение дидактических игр.
База исследования: ГБОУ Детский сад № 2352 район Хамовники. Участие в исследовании приняли дети младшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, два педагога группы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 5
1.1 Общее представление о познавательной сфере 5
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего дошкольного возраста 10
1.3 Использование дидактической игры в работе с детьми младшего дошкольного возраста 12
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента 19
2.2 Анализ результатов исследования познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста 20
Выводы по 2 главе 25
Глава 3. ПРОЕКТ (формирующий эксперимент) 27
Заключение 33
Литература 35
Приложение 38
Заключение
В основе познания лежит способность человека узнавать что-то новое о себе, о мире, сравнивать это со своими мыслями, чувствами, ощущениями.
Основы познавательной деятельности закладываются у ребенка в период раннего возраста и развиваются на протяжении всего дошкольного детства. В структуру познавательной сферы отдельного человека входят все психические процессы, но не изолированно, а в совокупности. Именно с помощью синтеза когнитивных процессов ребенок начинает реально воспринимать и оценивать окружающий мир. В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции. Все познавательные процессы делят на уровни: чувственный уровень восприятия информации (ощущения, внимание, восприятие), рационально-логический уровень (память, мышление, воображение).
Было организовано экспериментальное исследование, направленное на исследование умения устанавливать причинно-следственные связи, целостного восприятия, анализа образца.
Для достижения цели была определена база исследования: ГБОУ Детский сад № 2352 район Хамовники. В исследовании участие приняли 20 детей младшего дошкольного возраста, два педагога. Педагогам была предложена анкета. По результатам ответов было выяснено, что в теоретическом плане педагоги не полностью владеют вопросами познавательного развития. Вместе с тем используют большее разнообразие дидактических игр и упражнений, учебных заданий, расширяющих познавательную активность младших дошкольников.
Младшим дошкольникам были предложены диагностические методики «Разбитая чашка», «Разрезанные картинки», «Конструирование из палочек».
Исходя из полученных результатов были выделены следующие группы дошкольников по уровню познавательного развития:
выше среднего уровень – 3 человека (15%),
средний уровень – 6 человек (30%),
ниже среднего уровень – 11 человек (55%).
Таким образом, познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста находится не на должном уровне.
С целью развития познавательного развития у младших дошкольников запланирована работа. Основным принципом работы является интеграция и комплексность. Для дошкольников проводятся как специальные занятия, так и отдельные дидактические игры на учебных занятиях и в свободной деятельности. Для родителей предусмотрены теоретический материал в родительском уголке, выставки достижений детей, тематические родительские собрания, практикумы. Для воспитателей повышение профессиональных компетенций на методических и педагогических советах.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Литература
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.
2. Анищенко, О.А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практич. Психологов дошк. учреждений / О.А. Анищенко, Л.А. Вяткина, М.В. Мащенко. – Минск: «Асар», 2000.
3. Бахарева И.С. Структурные элементы дидактических игр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/strukturnye-elementy-didakticheskikh-igr
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
5. Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 2000.
6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
8. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
9. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.
10. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.
11. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1994.
12. Зарубежные исследования по психологии познания. / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: ИНИОН, 1997..
13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1999. – 127с.
14. Корзун А.В. Веселая дидактика: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн., 2000
15. Корзун А.В. Мир чувственного восприятия. (К вопросу о содержании сенсорного воспитания в дошкольном возрасте). – Мн., 2000
16. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2004.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
18. Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103-106.
19. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции / А.С. Микерина // Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: материалы международной научно-практической конференции (10-12 октября 2012 г., г. Пермь) / под ред. Ю.М. Хохряковой; Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – С. 275-278.
20. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997
21. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Выпуск 1. – Воронеж, 2007.
22. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», 2006.
23. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений /Авт.-сост. Е.Е.Данилова:-2-еизд., стереотип.-М.: Издательский центр ''Академия'',1999..
24. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
25. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр / Под. ред. А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. – М.: Просвещение, 1990.
26. Развивающее обучение в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://merti.ru/doshkolniki/razvivayushchee-obuchenie-v-detskom-sadu
27. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1996.
28. Синякина Е., Синякина С. Что должен знать ребенок 3-4 лет. – М.: Стрекоза, 2008.
29. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
30. Смирнова Е.О., Зебзеева В.А., Ильина С.К. и др. Игры с детьми 3-4 лет / Под ред. М.А. Араловой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
31. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 1976
32. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964..
33. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Научно-технический прогресс помогает человеку достичь больших возможностей в освоении различной информации, которая была накоплена человечеством за все время его существования. Освоение информации и применение ее в деятельности возможно при условии устойчивого познавательного интереса и достаточного уровня развития интеллектуальных умений и навыков. Следовательно, на современном этапе развития общества к человеку и ребенку предъявляются высокие требования к уровню развития познавательной сферы, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию, вырабатывать свою точку зрения.
По мнению известных психологов А.В. Запорожеца, Н.Н. Поддъякова, Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого и др. эти задачи решают в период дошкольного детства. В этом возрасте познавательные процессы возникают и начинают активно развиваться, начиная с непроизвольности и, заканчивая к концу дошкольного возраста, произвольностью всех когнитивных процессов. Для активного развития познавательной активности ребенок начинает проявлять активность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие выделено в отдельное направление или образовательную область. К тому же познавательное развитие «пронизывает» и другие образовательные области, является основой для гармоничного развития и воспитания личности дошкольника.
В младшем дошкольном детстве закладываются познавательные действия, познавательная мотивация через игровую деятельность, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Именно игра занимает основное время, удовлетворяет его основные потребности. В дидактической игре ребенок получает новые знания, способы восприятия окружающего мира, тем самым с помощью игры ребенок обучается.
В последнее время педагоги и психологи все больше внимания уделяют проблемам, возможностям и особенностям игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследователями (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Я.Михайленко и др.) установлено, что в игре активно развиваются все психические и личностные свойства детей.
Игра как вид деятельности применяется взрослыми в целях обучения и воспитания. В процессе игровой деятельности происходит обучение различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Цель исследования: изучить особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры, направленные на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;
2. Провести исследование познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
3. Спланировать работу по познавательному развитию детей младшего школьного возраста с применение дидактических игр.
База исследования: ГБОУ Детский сад № 2352 район Хамовники. Участие в исследовании приняли дети младшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, два педагога группы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 5
1.1 Общее представление о познавательной сфере 5
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего дошкольного возраста 10
1.3 Использование дидактической игры в работе с детьми младшего дошкольного возраста 12
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента 19
2.2 Анализ результатов исследования познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста 20
Выводы по 2 главе 25
Глава 3. ПРОЕКТ (формирующий эксперимент) 27
Заключение 33
Литература 35
Приложение 38
Заключение
В основе познания лежит способность человека узнавать что-то новое о себе, о мире, сравнивать это со своими мыслями, чувствами, ощущениями.
Основы познавательной деятельности закладываются у ребенка в период раннего возраста и развиваются на протяжении всего дошкольного детства. В структуру познавательной сферы отдельного человека входят все психические процессы, но не изолированно, а в совокупности. Именно с помощью синтеза когнитивных процессов ребенок начинает реально воспринимать и оценивать окружающий мир. В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции. Все познавательные процессы делят на уровни: чувственный уровень восприятия информации (ощущения, внимание, восприятие), рационально-логический уровень (память, мышление, воображение).
Было организовано экспериментальное исследование, направленное на исследование умения устанавливать причинно-следственные связи, целостного восприятия, анализа образца.
Для достижения цели была определена база исследования: ГБОУ Детский сад № 2352 район Хамовники. В исследовании участие приняли 20 детей младшего дошкольного возраста, два педагога. Педагогам была предложена анкета. По результатам ответов было выяснено, что в теоретическом плане педагоги не полностью владеют вопросами познавательного развития. Вместе с тем используют большее разнообразие дидактических игр и упражнений, учебных заданий, расширяющих познавательную активность младших дошкольников.
Младшим дошкольникам были предложены диагностические методики «Разбитая чашка», «Разрезанные картинки», «Конструирование из палочек».
Исходя из полученных результатов были выделены следующие группы дошкольников по уровню познавательного развития:
выше среднего уровень – 3 человека (15%),
средний уровень – 6 человек (30%),
ниже среднего уровень – 11 человек (55%).
Таким образом, познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста находится не на должном уровне.
С целью развития познавательного развития у младших дошкольников запланирована работа. Основным принципом работы является интеграция и комплексность. Для дошкольников проводятся как специальные занятия, так и отдельные дидактические игры на учебных занятиях и в свободной деятельности. Для родителей предусмотрены теоретический материал в родительском уголке, выставки достижений детей, тематические родительские собрания, практикумы. Для воспитателей повышение профессиональных компетенций на методических и педагогических советах.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Литература
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.
2. Анищенко, О.А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практич. Психологов дошк. учреждений / О.А. Анищенко, Л.А. Вяткина, М.В. Мащенко. – Минск: «Асар», 2000.
3. Бахарева И.С. Структурные элементы дидактических игр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/strukturnye-elementy-didakticheskikh-igr
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
5. Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 2000.
6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
8. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
9. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.
10. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.
11. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1994.
12. Зарубежные исследования по психологии познания. / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: ИНИОН, 1997..
13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1999. – 127с.
14. Корзун А.В. Веселая дидактика: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн., 2000
15. Корзун А.В. Мир чувственного восприятия. (К вопросу о содержании сенсорного воспитания в дошкольном возрасте). – Мн., 2000
16. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2004.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
18. Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103-106.
19. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции / А.С. Микерина // Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: материалы международной научно-практической конференции (10-12 октября 2012 г., г. Пермь) / под ред. Ю.М. Хохряковой; Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – С. 275-278.
20. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997
21. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Выпуск 1. – Воронеж, 2007.
22. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», 2006.
23. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений /Авт.-сост. Е.Е.Данилова:-2-еизд., стереотип.-М.: Издательский центр ''Академия'',1999..
24. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
25. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр / Под. ред. А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. – М.: Просвещение, 1990.
26. Развивающее обучение в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://merti.ru/doshkolniki/razvivayushchee-obuchenie-v-detskom-sadu
27. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1996.
28. Синякина Е., Синякина С. Что должен знать ребенок 3-4 лет. – М.: Стрекоза, 2008.
29. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
30. Смирнова Е.О., Зебзеева В.А., Ильина С.К. и др. Игры с детьми 3-4 лет / Под ред. М.А. Араловой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
31. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 1976
32. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964..
33. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145151 Курсовая работа — поможем найти подходящую