Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Оглавление
стр
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика мотивации в творческом мышлении 5
1.1 Общая характеристика творческого мышления 5
1.2 Виды и функции мотивов в творческом мышлении 10
1.3 Выводы 14
Глава 2 Анализ проблемы мотивации творческого мышления 16
2.1 Проблема мотивации творческого мышления в зарубежной психологии 16
2.2 Проблема мотивации творческого мышления в отечественной психологии 21
2.3 Выводы 25
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
В современных условиях, когда конкуренция на рынке труда возросла, когда темп жизни увеличился, необходимо мыслить творчески. Любое решение должно нести за собой нечто новое, оригинальное, а не просто традиционное и верное. В век новых технологий, постоянно сменяющих друг друга, важно стремиться успеть себя проявить, показать свои возможности в профессиональной деятельности. Только так можно добиться успеха, карьерного роста. Для этого мы должны быть замотивированны на достижение положительного результата. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходимы желания и воля, которые и составляют мотивационную основу. Так, при отсутствии всякого желания работать творчески, искать новые пути решения проблемы, никакого положительного результата не будет. Однако стоит учитывать, что мотивация имеет свой предел.
...
1.1 Общая характеристика творческого мышления
Наше исследование хотелось бы начать с рассмотрения понятия творческого мышления.
Первым, кто попытался дать определение творческому мышлению, был Джон Гилфорд. Он выделил четыре характеристики:
A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
B. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей [18].
...
1.2 Виды и функции мотивов в творческом мышлении
В предыдущем параграфе мы попытались выяснить, что такое творческое мышление, рассмотрели несколько определений и особенностей. Теперь же попытаемся определить, что именно побуждает человека мыслить творчески.
Начнем с того, что выясним, в чем же сущность понятия мотивации творческого мышления. Интересна точка зрения Вилюнаса в том, что термин "мотивация" используется им для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. Такая широкая трактовка соответствует пониманию мотивации как того, что лежит в основе обусловленности поведения [7]. То есть мотивация выступает как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
...
1.2 Проблема мотивации творческого мышления в зарубежной психологии
Проблемой мотивации творческого мышления занимались разные представители психологических школ как зарубежных, так и отечественных. В этом параграфе остановимся на изучении проблемы мотивации творческого мышления в зарубежной психологии.
Впервые проблему мотивов в мышлении стали изучать в психоанализе. Как нами было отмечено ранее, Фрейд выделил два основных мотива: первый связан с сексуальной жизнью человека, а второй с его агрессивностью. Они носят бессознательный характер и имеют такие области своего проявления как: сновидения, оговорки, обмолвки и симптомы болезней (в особенности невроза). О сновидениях Фрейд писал как о форме образного мышления. Он отмечал, что существует прямая и явно прослеживаемая связь неудовлетворенных желаний и мотивов человека с содержанием тех образов, которые возникают во сне.
...
2.2.Проблема мотивации творческого мышления в отечественной психологии
В предыдущем параграфе нами был проанализирован зарубежный подход к проблеме мотивации творческого мышления, теперь же остановимся на отечественном подходе к данной проблеме.
Считаем важным начать наш анализ с исследований Лука А.Н, который еще в конце XX века полагал, что во всякой деятельности можно выделить мотивацию: внешнюю, не связанную с характером работы, и содержательную, когда содержание деятельности интересно и приятно.
Он говорит о необходимости также учитывать меру мотивации и устанавливать количественную зависимость между силой желания и результатами деятельности. Это хорошо отражается в законе Йоркса-Додсона: чем сильнее желание, тем лучше результаты. Но – лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит через этот «пик», результаты ухудшаются. Оптимальный уровень мотивации не постоянен, а возрастает с повышением сложности заданий.
...
Заключение
В ходе проведенного анализа мы выяснили, что проблема мотивации творческого мышления в психологии как таковая практически не рассматривалась. Все же подведем некоторые итоги проделанной нами работы. Итак, можно сделать несколько выводов:
1. Нами было рассмотрено понятие творческого мышления, выделены его особенности. Так, на основе уже имеющихся определений мы составили свое собственное: творческое мышление – это специфический вид мышления, характерный созданием субъективно нового продукта, в ходе познавательной деятельности которого реализуются значимые мотивы, а привычные явления и предметы окружающей действительности приобретают новый смысл. В результате главной особенностью творческого мышления мы считаем быстроту переключения с одной задачи на другую и точность выполнения этих задач.
2.
...
Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 98.
2 Богданова Т. Г. Целеобразование при различной мотивации. Канд. дис. М., 1978.
3 Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
4 Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интел-лектуального творчества. — Вопр. психологии - №4. – М; 1976. С.69-79
5 Брушлинский А. В., Воловикова М. И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспекта мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983.
6 Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопр.психол. - №3. – М; 1998. С.91.
7 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990
8 Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
9 Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал - № 4. – М; 1994.
10 Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности, 1924
11 Земцова Л.И, Ермолаев О.Ю. Мотивы изучения информатики школьниками // Вопр.психол. - №5 – М; 1988. С.79-83
12 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с
13 Коган И. М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопр. психол. – 1992. - №1, с.138
14 Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.. 1981.
15 Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976. 144 с.
16 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с
17 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33.
18 Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 145.
19 Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
20 Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо¬бие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
21 Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1995.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Оглавление
стр
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика мотивации в творческом мышлении 5
1.1 Общая характеристика творческого мышления 5
1.2 Виды и функции мотивов в творческом мышлении 10
1.3 Выводы 14
Глава 2 Анализ проблемы мотивации творческого мышления 16
2.1 Проблема мотивации творческого мышления в зарубежной психологии 16
2.2 Проблема мотивации творческого мышления в отечественной психологии 21
2.3 Выводы 25
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
В современных условиях, когда конкуренция на рынке труда возросла, когда темп жизни увеличился, необходимо мыслить творчески. Любое решение должно нести за собой нечто новое, оригинальное, а не просто традиционное и верное. В век новых технологий, постоянно сменяющих друг друга, важно стремиться успеть себя проявить, показать свои возможности в профессиональной деятельности. Только так можно добиться успеха, карьерного роста. Для этого мы должны быть замотивированны на достижение положительного результата. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходимы желания и воля, которые и составляют мотивационную основу. Так, при отсутствии всякого желания работать творчески, искать новые пути решения проблемы, никакого положительного результата не будет. Однако стоит учитывать, что мотивация имеет свой предел.
...
1.1 Общая характеристика творческого мышления
Наше исследование хотелось бы начать с рассмотрения понятия творческого мышления.
Первым, кто попытался дать определение творческому мышлению, был Джон Гилфорд. Он выделил четыре характеристики:
A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
B. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей [18].
...
1.2 Виды и функции мотивов в творческом мышлении
В предыдущем параграфе мы попытались выяснить, что такое творческое мышление, рассмотрели несколько определений и особенностей. Теперь же попытаемся определить, что именно побуждает человека мыслить творчески.
Начнем с того, что выясним, в чем же сущность понятия мотивации творческого мышления. Интересна точка зрения Вилюнаса в том, что термин "мотивация" используется им для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. Такая широкая трактовка соответствует пониманию мотивации как того, что лежит в основе обусловленности поведения [7]. То есть мотивация выступает как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
...
1.2 Проблема мотивации творческого мышления в зарубежной психологии
Проблемой мотивации творческого мышления занимались разные представители психологических школ как зарубежных, так и отечественных. В этом параграфе остановимся на изучении проблемы мотивации творческого мышления в зарубежной психологии.
Впервые проблему мотивов в мышлении стали изучать в психоанализе. Как нами было отмечено ранее, Фрейд выделил два основных мотива: первый связан с сексуальной жизнью человека, а второй с его агрессивностью. Они носят бессознательный характер и имеют такие области своего проявления как: сновидения, оговорки, обмолвки и симптомы болезней (в особенности невроза). О сновидениях Фрейд писал как о форме образного мышления. Он отмечал, что существует прямая и явно прослеживаемая связь неудовлетворенных желаний и мотивов человека с содержанием тех образов, которые возникают во сне.
...
2.2.Проблема мотивации творческого мышления в отечественной психологии
В предыдущем параграфе нами был проанализирован зарубежный подход к проблеме мотивации творческого мышления, теперь же остановимся на отечественном подходе к данной проблеме.
Считаем важным начать наш анализ с исследований Лука А.Н, который еще в конце XX века полагал, что во всякой деятельности можно выделить мотивацию: внешнюю, не связанную с характером работы, и содержательную, когда содержание деятельности интересно и приятно.
Он говорит о необходимости также учитывать меру мотивации и устанавливать количественную зависимость между силой желания и результатами деятельности. Это хорошо отражается в законе Йоркса-Додсона: чем сильнее желание, тем лучше результаты. Но – лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит через этот «пик», результаты ухудшаются. Оптимальный уровень мотивации не постоянен, а возрастает с повышением сложности заданий.
...
Заключение
В ходе проведенного анализа мы выяснили, что проблема мотивации творческого мышления в психологии как таковая практически не рассматривалась. Все же подведем некоторые итоги проделанной нами работы. Итак, можно сделать несколько выводов:
1. Нами было рассмотрено понятие творческого мышления, выделены его особенности. Так, на основе уже имеющихся определений мы составили свое собственное: творческое мышление – это специфический вид мышления, характерный созданием субъективно нового продукта, в ходе познавательной деятельности которого реализуются значимые мотивы, а привычные явления и предметы окружающей действительности приобретают новый смысл. В результате главной особенностью творческого мышления мы считаем быстроту переключения с одной задачи на другую и точность выполнения этих задач.
2.
...
Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 98.
2 Богданова Т. Г. Целеобразование при различной мотивации. Канд. дис. М., 1978.
3 Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
4 Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интел-лектуального творчества. — Вопр. психологии - №4. – М; 1976. С.69-79
5 Брушлинский А. В., Воловикова М. И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспекта мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983.
6 Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопр.психол. - №3. – М; 1998. С.91.
7 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990
8 Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
9 Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал - № 4. – М; 1994.
10 Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности, 1924
11 Земцова Л.И, Ермолаев О.Ю. Мотивы изучения информатики школьниками // Вопр.психол. - №5 – М; 1988. С.79-83
12 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с
13 Коган И. М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопр. психол. – 1992. - №1, с.138
14 Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.. 1981.
15 Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976. 144 с.
16 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с
17 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33.
18 Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 145.
19 Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
20 Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо¬бие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
21 Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1995.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
700 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую