Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение ……………………………………………………………...............3
1. Психологические аспекты проблемы формирования
креативности старшеклассников
1.1. Особенности креативности старшеклассников……………….........6
1.2. Формирование креативности старшеклассников………………….11
2. Эмпирическая часть
2.1.Организация и методика исследования……………………..............15
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента…………..18
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………28
1.1. Особенности креативности старшеклассников
Тема креативности одна из наиболее значимая и серьезная в отечественной и зарубежной психологии. Активные исследования креативности начали проводится в 50-е года XX века, но по настоящее время это одно из наименее изученных явлений современной психологии.
Дж. Гилфорд условно разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Программы развития креативности мышления, разработанные на основе его теории, весьма востребованы в развитых странах и используются в современных системах образования[15].
В начале 20-столетия изучение Гештальт-психологов, анализирующих составляющую креативности –интуитивное понимание, не вышло за рамки определений и механизмов интуиции. Психоаналитики, изучали творческую активность, основываясь на отдельно взятых примерах выдающихся творцов.
В современной психологии исследуются отдельные параметры (творческое мышление, воображение, личностные корреляты креативности и т.д).
...
1.2. Формирование креативности старшеклассников
Проблема формирования креативности старшеклассников в школах-интернатах приобретает особый интерес и становиться актуальной в сфере образования. Одной из проблем образовательного процесса современной школы справедливо считают недостаточную сформированность креативных умений учащихся. Дети, поступая в школу-интернат, имеют низкий уровень развития логического мышления, мотивационной сферы, что выражается нежеланием учиться, стремлением быть самостоятельным, неконтролируемым.
Старший школьный возраст, на наш взгляд, самый благоприятный период для развития креативности. Это переход от детства к юности. Свои творческие способности ребенок начинает применять на практике при решении тех или иных вопросов, при преодолении различных проблем.
...
2.1.Организация и методика исследования
Исследование проводилось среди учащихся 7-9 классов на базе ГКОУ СО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «…………… школа-интернат». Численный состав респондентов 13 человек, из них 6 мальчиков и 7 девочек. Для исследования были использованы методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, методика диагностики направленности учебной мотивации (Т.Д.Дубовицкая), тест креативности Торранса.
Методика «Шкалы психологического благополучия» (ШПБ) - это адаптированный русскоязычный вариант опросника «The scales of psychological well-being», предложенного американской исследовательницей, доктором психологии Кэрол Рифф (Carol Ryff). Методика «шкала психологического благополучия» выявляет актуальное благополучие человека на данном жизненном этапе.
...
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента
Задавшись целью выявить и описать формирование креативности старшеклассников, проживающих в школе-интернате, мы предположили следующее:
- целенаправленное обучение и непрерывный творческий процесс дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей;
- психологическое благополучие старшеклассников является необходимым условием для формирования креативности; создание благоприятной атмосферы и ситуаций успеха для успешного развития творческих способностей;
- развитие внутренней мотивации старшеклассников.
Анализ результатов исследования изучения учебной мотивации по методике Т.Д.Дубовицкой.
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Для проведения данной методики были выбраны 5 предметов: русский язык, алгебра, география, история, физика (см.прил.1).
...
1. Болденко, О.А., Палаткина, Г.В. Особенности развития творческой активности старших подростков [Текст] / О.А.Болденко, Г.В.Палаткина // журн. Человек и образование. – 2013. - №1
2. Боровинская, Д.Н. Зарубежный опыт исследований креативности в XX веке [Электронный ресурс]: журн. Вестник Томского гос. ун-та: науч.б. КиберЛенина. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-issledovaniy-kreativnosti-v-xx-v#ixzz2WafK5G3x
3. Бойко, Т. С. Формирование мотивации старших школьников к использованию информационных технологий в дидактическом процессе [Текст] // Т.С.Бойко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №44.
4. Вартанова, И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников [Текст]: автореф. дис. канд. псих. наук / И.И. Вартанова / Электронный журнал «Психологическая наука и образование» - 2012. №2. – режим доступа к журн.: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885
5. Водяха, С.А. Креативная компетентность: подходы к измерению[Текст] / С.А.Водяха //
6. Водяха, С.А. Личностный подход к изучению креативности [Текст] / С.А.Водяха // Актуальные проблемы психологии личности: Сб. науч. тр. Вып. 3 / Урал. А43 гос.пед.ун-т: Отв. Ред. Н.Н. Васягина. – Екатеринбург, 2007. – 146.с.
7. Гетманская, Е.В. Личность: креативные характеристики [Текст] / Е.В.Гетманская // науч. ст. журн.: Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. - №1
8. Дюков, В.М., Козулина , Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию креативности [Текст] / В.М. Дюков, Ю.Г. Козулина // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 10 – С. 140-144с.
9. Крылова, М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте [Текст]: дис. канд. псих. наук / М.А.Крылова. – Сант-Петербург, 2007. – 239с.
10. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6.
11. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников[Текст] / А.М.Матюшкин // М.: «Педагогика»,1991.-153с.
12. Об образовании [Текст] : федер.закон. – М.:Инфра – М, 2002. – 54с.
13. Овчинникова, Ю.В., Гычев А.В., Грицкевич Н.К., Психолого-педагогические средства творческих особенностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей [Текст] / Ю.В.Овинникова, А.В.Гычев, Н.К.Грицкевич // журн. Вестник Томского государственного педагогического университета
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-sredstva-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-podrostkov-v-usloviyah-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo#ixzz2X8BNEN52
14. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.
15. Утемов, В.В. Развитие креативности учащихся основной школы посредством решения задач «открытого типа» / В.В.Утемов // автореф. дисс. На соискание уч.степ канд.пед.наук. – Киров. – 2012. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-kreativnosti-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-posredstvom-resheniya-zadach-otkrytogo-tipa#ixzz2X1v2X0If
16. Чернышев, И. А. [Текст] Взаимосвязь мотивации творческой активности учащихся / И.А.Чернышев // Педагогическое образование в России. 2011. - № 1.
17. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А.Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - с. 123-135.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение ……………………………………………………………...............3
1. Психологические аспекты проблемы формирования
креативности старшеклассников
1.1. Особенности креативности старшеклассников……………….........6
1.2. Формирование креативности старшеклассников………………….11
2. Эмпирическая часть
2.1.Организация и методика исследования……………………..............15
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента…………..18
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………28
1.1. Особенности креативности старшеклассников
Тема креативности одна из наиболее значимая и серьезная в отечественной и зарубежной психологии. Активные исследования креативности начали проводится в 50-е года XX века, но по настоящее время это одно из наименее изученных явлений современной психологии.
Дж. Гилфорд условно разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Программы развития креативности мышления, разработанные на основе его теории, весьма востребованы в развитых странах и используются в современных системах образования[15].
В начале 20-столетия изучение Гештальт-психологов, анализирующих составляющую креативности –интуитивное понимание, не вышло за рамки определений и механизмов интуиции. Психоаналитики, изучали творческую активность, основываясь на отдельно взятых примерах выдающихся творцов.
В современной психологии исследуются отдельные параметры (творческое мышление, воображение, личностные корреляты креативности и т.д).
...
1.2. Формирование креативности старшеклассников
Проблема формирования креативности старшеклассников в школах-интернатах приобретает особый интерес и становиться актуальной в сфере образования. Одной из проблем образовательного процесса современной школы справедливо считают недостаточную сформированность креативных умений учащихся. Дети, поступая в школу-интернат, имеют низкий уровень развития логического мышления, мотивационной сферы, что выражается нежеланием учиться, стремлением быть самостоятельным, неконтролируемым.
Старший школьный возраст, на наш взгляд, самый благоприятный период для развития креативности. Это переход от детства к юности. Свои творческие способности ребенок начинает применять на практике при решении тех или иных вопросов, при преодолении различных проблем.
...
2.1.Организация и методика исследования
Исследование проводилось среди учащихся 7-9 классов на базе ГКОУ СО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «…………… школа-интернат». Численный состав респондентов 13 человек, из них 6 мальчиков и 7 девочек. Для исследования были использованы методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, методика диагностики направленности учебной мотивации (Т.Д.Дубовицкая), тест креативности Торранса.
Методика «Шкалы психологического благополучия» (ШПБ) - это адаптированный русскоязычный вариант опросника «The scales of psychological well-being», предложенного американской исследовательницей, доктором психологии Кэрол Рифф (Carol Ryff). Методика «шкала психологического благополучия» выявляет актуальное благополучие человека на данном жизненном этапе.
...
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента
Задавшись целью выявить и описать формирование креативности старшеклассников, проживающих в школе-интернате, мы предположили следующее:
- целенаправленное обучение и непрерывный творческий процесс дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей;
- психологическое благополучие старшеклассников является необходимым условием для формирования креативности; создание благоприятной атмосферы и ситуаций успеха для успешного развития творческих способностей;
- развитие внутренней мотивации старшеклассников.
Анализ результатов исследования изучения учебной мотивации по методике Т.Д.Дубовицкой.
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Для проведения данной методики были выбраны 5 предметов: русский язык, алгебра, география, история, физика (см.прил.1).
...
1. Болденко, О.А., Палаткина, Г.В. Особенности развития творческой активности старших подростков [Текст] / О.А.Болденко, Г.В.Палаткина // журн. Человек и образование. – 2013. - №1
2. Боровинская, Д.Н. Зарубежный опыт исследований креативности в XX веке [Электронный ресурс]: журн. Вестник Томского гос. ун-та: науч.б. КиберЛенина. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-issledovaniy-kreativnosti-v-xx-v#ixzz2WafK5G3x
3. Бойко, Т. С. Формирование мотивации старших школьников к использованию информационных технологий в дидактическом процессе [Текст] // Т.С.Бойко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №44.
4. Вартанова, И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников [Текст]: автореф. дис. канд. псих. наук / И.И. Вартанова / Электронный журнал «Психологическая наука и образование» - 2012. №2. – режим доступа к журн.: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885
5. Водяха, С.А. Креативная компетентность: подходы к измерению[Текст] / С.А.Водяха //
6. Водяха, С.А. Личностный подход к изучению креативности [Текст] / С.А.Водяха // Актуальные проблемы психологии личности: Сб. науч. тр. Вып. 3 / Урал. А43 гос.пед.ун-т: Отв. Ред. Н.Н. Васягина. – Екатеринбург, 2007. – 146.с.
7. Гетманская, Е.В. Личность: креативные характеристики [Текст] / Е.В.Гетманская // науч. ст. журн.: Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. - №1
8. Дюков, В.М., Козулина , Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию креативности [Текст] / В.М. Дюков, Ю.Г. Козулина // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 10 – С. 140-144с.
9. Крылова, М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте [Текст]: дис. канд. псих. наук / М.А.Крылова. – Сант-Петербург, 2007. – 239с.
10. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6.
11. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников[Текст] / А.М.Матюшкин // М.: «Педагогика»,1991.-153с.
12. Об образовании [Текст] : федер.закон. – М.:Инфра – М, 2002. – 54с.
13. Овчинникова, Ю.В., Гычев А.В., Грицкевич Н.К., Психолого-педагогические средства творческих особенностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей [Текст] / Ю.В.Овинникова, А.В.Гычев, Н.К.Грицкевич // журн. Вестник Томского государственного педагогического университета
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-sredstva-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-podrostkov-v-usloviyah-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo#ixzz2X8BNEN52
14. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.
15. Утемов, В.В. Развитие креативности учащихся основной школы посредством решения задач «открытого типа» / В.В.Утемов // автореф. дисс. На соискание уч.степ канд.пед.наук. – Киров. – 2012. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-kreativnosti-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-posredstvom-resheniya-zadach-otkrytogo-tipa#ixzz2X1v2X0If
16. Чернышев, И. А. [Текст] Взаимосвязь мотивации творческой активности учащихся / И.А.Чернышев // Педагогическое образование в России. 2011. - № 1.
17. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А.Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - с. 123-135.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую