Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность и содержание понятия «коммуникативные способности»
1.2 Подростковый возраст и его характеристика
1.3 Особенности проявления коммуникативных способностей у мальчиков и девочек подросткового возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
1.1 Сущность и содержание понятия «коммуникативные способности»
Коммуникация – это средство взаимодействия людей. Коммуникативные умения – важнейшая составная часть общения. Без общения невозможно полноценное формирование личности.
Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения [5].
От коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в личной, общественной и профессиональной сфере. Умение общаться с людьми – наиболее ценное в области туризма качество, а коммуникационные навыки по праву признаны вторым по значению фактором в успешном выполнении должностных обязанностей. И хотя в настоящее время есть множество способов и возможностей для получения информации, межличностное общение остается по-прежнему актуальным.
...
1.2 Подростковый возраст и его характеристика
Подростковый период охватывает возрастной этап 12-16 лет и является одним из самых сложных на жизненном пути человека.
На формирование личности в этот период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А. Фрейд отмечает, что, с одной стороны, подростки эгоистичны, интересуются лишь собой и считают себя центром вселенной, с другой - они способны на самопожертвование и преданность [25]. Их противоречивое поведение обусловлено психической неуравновешенностью и внутренними конфликтами, которыми сопровождается половое созревание. Бурные нейрогормональные пертурбации этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков [10].
У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем.
...
1.3 Особенности проявления коммуникативных способностей у мальчиков и девочек подросткового возраста
Разными авторами изучались половые различия в проявлениях свойств личности.
И.К. Кузнецова установила, что общение со сверстниками своего и противоположного пола в подростковом возрасте влияет на осознание себя как личности определённого пола. Она доказала, что недостаточный опыт такого общения может привести к формированию неадекватного уровня самооценки, который, в свою очередь, затрудняет общение со сверстниками.
O.A.Тырновой обнаружено, что более вариативное общение девушек-подростков, использующих широкий арсенал приемов и способов его осуществления, направлено преимущественно на различные виды деятельности (учебную, профессиональную, бытовую), а общение мальчиков-подростков, которые чаще используют шаблонные типы взаимодействия, - на самореализацию [11].
...
Выводы по первой главе
На основе изученной литературы были сделаны следующие выводы:
1. Коммуникативные способности изучаются на основе целостной многомерно-функциональной модели анализа свойств личности, включающей компоненты: динамический, эмоциональный, регуляторный, мотивационный, когнитивный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, установочно-целевой.
2. Общительность, как динамическое свойство, в подростковом возрасте представляет исследовательский интерес. Как многомерное, системное свойство личности общительность старшего школьника дальнейшего научного исследования возрастной специфики.
3. Анализ коммуникативных способностей мальчиков и девочек подростков показал определенную специфику, присущую каждому из полов. Она проявляется, но первых, в своеобразии набора признаков в кругу различных составляющих коммуникативности. Во-вторых, в степени предпочтения и доминирования тех или иных признаков в реализации общительности как целостной черты личности.
ГЛАВА II.
...
2.1 Описание выборки и методик исследования
Целью исследования: изучить особенности развития коммуникативных способностей подростков.
Задачи исследования:
1. Провести эмпирическое исследование особенностей развития коммуникативных способностей подростков.
2. Сопоставить результаты и определить сходства и различия коммуникативных способностей подростков.
Исследование проходилось в 2 этапа:
На первом этапе проводилось исследование коммуникативных способностей подростков.
Второй этап предполагал статистическую обработку полученных данных.
В исследовании приняли участие 60 подростков (30 мальчиков и 30 девочек) учащихся школы № 10, г. Елабуга, в возрасте 13-14 лет.
Для исследования коммуникативных способностей подростков были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник Ряховского (Приложение 1).
Данная методика оценивает общий уровень общительности, содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека.
...
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты эмпирического исследования по методике «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского).
Рис.1. Диаграмма по показателям уровня общительности мальчиков
По результатам исследования у 12 (40%) мальчиков средний уровень коммуникабельности, соответствующий норме, у 6 (20%) мальчиков уровень общительности выше среднего, у 7 (23%) мальчиков уровень общительности ниже среднего, у 4 (14%) мальчиков высокий уровень общительности и у 1 (3%) мальчика уровень общительности низкий.
Пограничных показателей, указывающих на излишнюю болтливость или крайнюю степень замкнутости в группе подростков-мальчиков не обнаружено.
Рис.2.
...
Заключение
Подростковый возраст – период, когда потребность общения со сверстниками становится одной из основных потребностей. Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с ними находятся в центре внимания подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями, утвердиться в их глазах.
Многие подростки вместе с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой сфере – проведённая нами диагностика показала, что у половины подростков слабо развиты коммуникативные навыки.
...
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2000.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1993
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М., 1995.
4. Большой психологический словарь. / Авт.-сост. Б. Г. Мещеряков – СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2007.
5. Вердербер Р. Психология общения. – М., 2003.
6. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.
7. Егорычева И. Д. Самореализация во времени, пространстве онтогенеза. Подросток и самореализация. – СПб., 2013.
8. Залунина Л. М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. – СПб.: Питер, 2004.
9. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков. – М.: Академия, 2013.
10. Косякова О.О. Возрастные кризисы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2011.
12. Куницына В.М. Межличностные отношения. – СПб.: Питер, 2002.
13. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. – М.: Эксмо, 2004.
14. Мальханова И. А. Коммуникативный тренинг. – М.: Академический проект, 2006.
15. Мендель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012.
16. Навайтис Г. Профессиональная психологическая помощь подростку: монография. – М.: Московский психолого-социальный университет, 2007.
17. Панзарин С. Ваш подросток от 11 до 14 лет. О том, что творится у него внутри и почему он такой снаружи. - М.: У-Фактория, 2007.
18. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: БАХРАХ-М, 2008.
19. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер, 2000.
20. Реан А. А. Психология подростка. – М.: Прайм-Еврознак, 2008.
21. Романова Е. С. Психодиагностика. – М.: КноРус, 2011.
22. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб: Речь, 2008.
23. Тарабакина Л. В. Эмоциональное развитие подростка. – М.: Прометей, 2011.
24. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А. А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. – С.50-53.
25. Фрейд А. «Психология «Я» и защитные механизмы».- М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
26. Хухлаева О. В. Психология подростка. – М.: Academia, 2006.
27. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2012.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность и содержание понятия «коммуникативные способности»
1.2 Подростковый возраст и его характеристика
1.3 Особенности проявления коммуникативных способностей у мальчиков и девочек подросткового возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
1.1 Сущность и содержание понятия «коммуникативные способности»
Коммуникация – это средство взаимодействия людей. Коммуникативные умения – важнейшая составная часть общения. Без общения невозможно полноценное формирование личности.
Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения [5].
От коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в личной, общественной и профессиональной сфере. Умение общаться с людьми – наиболее ценное в области туризма качество, а коммуникационные навыки по праву признаны вторым по значению фактором в успешном выполнении должностных обязанностей. И хотя в настоящее время есть множество способов и возможностей для получения информации, межличностное общение остается по-прежнему актуальным.
...
1.2 Подростковый возраст и его характеристика
Подростковый период охватывает возрастной этап 12-16 лет и является одним из самых сложных на жизненном пути человека.
На формирование личности в этот период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А. Фрейд отмечает, что, с одной стороны, подростки эгоистичны, интересуются лишь собой и считают себя центром вселенной, с другой - они способны на самопожертвование и преданность [25]. Их противоречивое поведение обусловлено психической неуравновешенностью и внутренними конфликтами, которыми сопровождается половое созревание. Бурные нейрогормональные пертурбации этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков [10].
У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем.
...
1.3 Особенности проявления коммуникативных способностей у мальчиков и девочек подросткового возраста
Разными авторами изучались половые различия в проявлениях свойств личности.
И.К. Кузнецова установила, что общение со сверстниками своего и противоположного пола в подростковом возрасте влияет на осознание себя как личности определённого пола. Она доказала, что недостаточный опыт такого общения может привести к формированию неадекватного уровня самооценки, который, в свою очередь, затрудняет общение со сверстниками.
O.A.Тырновой обнаружено, что более вариативное общение девушек-подростков, использующих широкий арсенал приемов и способов его осуществления, направлено преимущественно на различные виды деятельности (учебную, профессиональную, бытовую), а общение мальчиков-подростков, которые чаще используют шаблонные типы взаимодействия, - на самореализацию [11].
...
Выводы по первой главе
На основе изученной литературы были сделаны следующие выводы:
1. Коммуникативные способности изучаются на основе целостной многомерно-функциональной модели анализа свойств личности, включающей компоненты: динамический, эмоциональный, регуляторный, мотивационный, когнитивный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, установочно-целевой.
2. Общительность, как динамическое свойство, в подростковом возрасте представляет исследовательский интерес. Как многомерное, системное свойство личности общительность старшего школьника дальнейшего научного исследования возрастной специфики.
3. Анализ коммуникативных способностей мальчиков и девочек подростков показал определенную специфику, присущую каждому из полов. Она проявляется, но первых, в своеобразии набора признаков в кругу различных составляющих коммуникативности. Во-вторых, в степени предпочтения и доминирования тех или иных признаков в реализации общительности как целостной черты личности.
ГЛАВА II.
...
2.1 Описание выборки и методик исследования
Целью исследования: изучить особенности развития коммуникативных способностей подростков.
Задачи исследования:
1. Провести эмпирическое исследование особенностей развития коммуникативных способностей подростков.
2. Сопоставить результаты и определить сходства и различия коммуникативных способностей подростков.
Исследование проходилось в 2 этапа:
На первом этапе проводилось исследование коммуникативных способностей подростков.
Второй этап предполагал статистическую обработку полученных данных.
В исследовании приняли участие 60 подростков (30 мальчиков и 30 девочек) учащихся школы № 10, г. Елабуга, в возрасте 13-14 лет.
Для исследования коммуникативных способностей подростков были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник Ряховского (Приложение 1).
Данная методика оценивает общий уровень общительности, содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека.
...
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты эмпирического исследования по методике «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского).
Рис.1. Диаграмма по показателям уровня общительности мальчиков
По результатам исследования у 12 (40%) мальчиков средний уровень коммуникабельности, соответствующий норме, у 6 (20%) мальчиков уровень общительности выше среднего, у 7 (23%) мальчиков уровень общительности ниже среднего, у 4 (14%) мальчиков высокий уровень общительности и у 1 (3%) мальчика уровень общительности низкий.
Пограничных показателей, указывающих на излишнюю болтливость или крайнюю степень замкнутости в группе подростков-мальчиков не обнаружено.
Рис.2.
...
Заключение
Подростковый возраст – период, когда потребность общения со сверстниками становится одной из основных потребностей. Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с ними находятся в центре внимания подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями, утвердиться в их глазах.
Многие подростки вместе с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой сфере – проведённая нами диагностика показала, что у половины подростков слабо развиты коммуникативные навыки.
...
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2000.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1993
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М., 1995.
4. Большой психологический словарь. / Авт.-сост. Б. Г. Мещеряков – СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2007.
5. Вердербер Р. Психология общения. – М., 2003.
6. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.
7. Егорычева И. Д. Самореализация во времени, пространстве онтогенеза. Подросток и самореализация. – СПб., 2013.
8. Залунина Л. М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. – СПб.: Питер, 2004.
9. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков. – М.: Академия, 2013.
10. Косякова О.О. Возрастные кризисы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2011.
12. Куницына В.М. Межличностные отношения. – СПб.: Питер, 2002.
13. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. – М.: Эксмо, 2004.
14. Мальханова И. А. Коммуникативный тренинг. – М.: Академический проект, 2006.
15. Мендель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012.
16. Навайтис Г. Профессиональная психологическая помощь подростку: монография. – М.: Московский психолого-социальный университет, 2007.
17. Панзарин С. Ваш подросток от 11 до 14 лет. О том, что творится у него внутри и почему он такой снаружи. - М.: У-Фактория, 2007.
18. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: БАХРАХ-М, 2008.
19. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер, 2000.
20. Реан А. А. Психология подростка. – М.: Прайм-Еврознак, 2008.
21. Романова Е. С. Психодиагностика. – М.: КноРус, 2011.
22. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб: Речь, 2008.
23. Тарабакина Л. В. Эмоциональное развитие подростка. – М.: Прометей, 2011.
24. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А. А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. – С.50-53.
25. Фрейд А. «Психология «Я» и защитные механизмы».- М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
26. Хухлаева О. В. Психология подростка. – М.: Academia, 2006.
27. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2012.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2500 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую