Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе.
Актуальность проблемы психологического здоровья младшего школьника подчеркивается большим количеством отечественных и зарубежных исследований, рассматривающих компоненты психологического здоровья. Однако сохраняется неоднозначность подходов к определению возможностей применения релаксационных техник в работе педагога-психолога с младшими школьниками.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЛАКСАЦИОННЫХ ТЕХНИК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Психологическое здоровье младшего школьника: критерии и основные факторы, его определяющие 12
1.3. Релаксационная техника, как условие безопасной психологически образовательной среды 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРМИЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЛАКСАЦИОННЫХ ТЕХНИК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 21
2.1 Организация и методика обеспечения методов исследования 21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 24
2.3. Релаксационные техники для работы психолога с младшими школьниками по гармонизации эмоционального состояния 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста, определяется с момента поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с внедрением четырехлетней начальной школы нижний предел возраста можно считать с 6,5 лет. Соответственно граница младшего школьного возраста совпадает с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет.
В этот период, указывает Л. С. Выготский, происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, которое предусматривается в процессе систематического обучения в школе. В первую очередь, улучшается работа мозга и нервной системы [3, с. 336]. По данным физиологов, до 7 лет структуры в коре головного мозга уже в значительной степени зрелые.
...
1.2. Психологическое здоровье младшего школьника: критерии и основные факторы, его определяющие
За последние время значительно выросло внимание к вопросам здоровья. Соответственно увеличилось и внимание к здоровью школьников. Не так давно вошедшее в обиход понятие здоровьесберегающие технологии предполагают сплочение всех усилий школы, которые нацелены как на сохранение, так и на формирование и укрепления здоровья учащихся. Полновесная подготовка подростка к самостоятельной жизни, создавая всё необходимое для счастливой жизни и есть главная задача школьного педагога. Но без здоровья эта задача не будет достигнута. Именно для этого необходимо формировать культуру здоровья на ранних этапах развития, обеспечивать охрану здоровья школьников.
О.В. Хухлаева отмечала, что если рассматривать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом [41, с. 126].
...
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ научных источников позволил сформулировать следующие выводы:
1. Поступление в школу и начало учебы – серьезные моменты в жизни младшего школьника. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи в школе. А зачастую причина этого – это отставание в развитии психических процессов, что может привести в дальнейшем к целому комплексу проблем, к психическим травмам, формированию отрицательных черт характера и т.п.
2. Наличие достаточно высокого процентного количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами ситуации проверки знаний, самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих свидетельствует о тенденции нарушения «гармонии равновесия между ребенком и социумом». Из этого следует, что у учащихся будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем и в психическом здоровье, как состоянии благополучия.
2.1 Организация и методика обеспечения методов исследования
Экспериментальное исследование было организовано с целью определения возможностей применения релаксационных техник в работе педагога-психолога с младшими школьниками для гармонизации эмоционального состояния.
База исследования: МБОУ СОШ №7 г. Нижневартовска.
Выборка: 10 детей младшего школьного возраста – учащиеся 1-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Опишем диагностические методики.
1. Методика «Изучение уровня тревожности у детеймладшего школьного возраста» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко).
Цель: изучить уровень тревожности и беспокойства у детей младшего школьного возраста
Процедура проведения: наблюдение в группе детьми во время непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной учебных занятий и свободного времени.
Способ фиксации: заполняется бланк протокола, при наличии соответствующего признака ставиться «+».
Признаки тревожности:
Тревожный ребенок
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Опишем результаты экспериментального исследования. Результаты по методике «Изучение уровня тревожности у детеймладшего школьного возраста» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) представлены в Таблице 1, Рисунке 1 (Приложение).
Таблица 1
Результаты применения методики «Изучение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)
Уровень тревожности
Количество человек
%
Высокий
5
50
Средний
5
50
Низкий
0
0
Итак, уровень тревожности у детей младшего школьного возраста следующий:
• высокий уровень тревожности – 5 младших школьников (50%);
• средний уровень тревожности – 5 младших школьников (50%);
• низкий уровень выраженности страхов – не выявлен.
Из 10 младших школьников – 5 (50%) имеют высокий уровень тревожности.
...
2.3. Релаксационные техники для работы психолога с младшими школьниками по гармонизации эмоционального состояния
Доброжелательная атмосфера в школе создаёт ресурсное состояние и добавляет позитивной энергии в процесс обучения и воспитания. А для того чтобы было легче позитивно настроить детей, следует применять на уроках релаксационные игры и упражнения. Необходимо прочувствовать настроение и состояние школьников, использовать ту игру, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам. При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение.
Приведем примеры релаксационных игр, которые можно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста.
Упражнение «Драгоценность».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от напряжения.
Психолог: Представьте, что вы держите в кулачках чтото очень ценное, дорогое для вас. А ктото хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче.
...
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Уровень тревожности по методике «Изучение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) следующий:
• высокий уровень тревожности – 5 младших школьников (50%);
• средний уровень тревожности – 5 младших школьников (50%);
• низкий уровень выраженности страхов – не выявлен.
2. Уровень тревожности у младших школьников по методике по методике «Проективный тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) следующий:
• высокий уровень тревожности наблюдается у 3 (30%) детей;
• средний уровень тревожности наблюдается у 7 (70%) детей;
• низкий уровень тревожности не выявлен.
3. Уровень развития эмоциональной сферы младших школьников по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст драматический как со стороны психологии («кризис семи лет»), так и со стороны медицины (увеличивается вероятность проявления психосоматической патологии, нервно-психических срывов). Обоснованная драматическая ситуация в данном возрасте обусловлена совокупностью собственных переживаний ребенка. Таким образом, психологическое изучение среды, благоприятствующей для развития эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, является ведущей научной задачей.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц.
...
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – М.: Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения // Психологические исследования. – 2012. – №2. – С. 63-69.
3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 185 с.
5. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 256 с.
6. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости младших школьников // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
7. Зарубина О.В. Особенности формирования самосознания у младших школьников // Мир психологии. – 2014. – №2. – С. 41-51.
8. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
9. Изюмова С.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы // Вопросы психологии. – 2012. – № 5 . – С. 128-133.
10. Коломинский Я. Л. Психологическая культура как условие психологического здоровья личности // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье в контексте развития личности». – Брест, 2003. – С. 112-115.
11. Костецкая Г.А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 49-51.
12. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
13. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 471 с.
14. Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №4. – С. 58-68.
15. Кудинов С.И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта / С. И. Кудинов, С. М. Хаммад // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 26‒31.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. – М.: Наука, 2013. – 269 с.
17. Лёткина Р.В. Психология здоровья. – Калуга: Политоп, 2015. – 69 с.
18. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития: теоретический аспект // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67–80.
19. Литницкая Е. В. Проблема здоровья личности в психологии ХIХ–ХХ века // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2. –Том 11. – С. 268–274.
20. Люблинская А.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер. 2014. – 522 с.
21. Мали Н.А. Исследование процесса адаптации младших школьников к условиям общеобразовательной школы // Университетское образование (МКУО-2016): сб. ст. XX Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2016.– С. 11-12.
22. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. – Москва : МГУ, 2012. – С. 108-117.
23. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
24. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации младших школьников в современной среде // Системная психология и социология. – М.: МГПУ, 2016. – 58 с.
25. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2009. – 464 с.
26. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности ; С.-Петерб. мед. акад. последимлом. образования. – СПб: Серебряный век, 2013. – 379 с.
27. Остапенко А.А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
28. Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология. – 2012. – №5-6. – С. 83- 94.
29. Переверзева И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 113-117.
30. Роджерс К. Психология индивидуальности. – СПб.: Питер, 2015. – 856 с.
31. Ромек В. Г. Психологическая по¬мощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2015. – 452 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Эксмо, 2013. – 720 с.
33. Слободчиков В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии – 2017. – №4. – С. 96-99.
34. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе : диагностика и пути преодоления; Моск. гор. психол.- пед. ун-т. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2047. – 191 с.
35. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. – М.: РосНОУ, 2015. – 416 с.
36. Фадеева О.Д. Самосознание как личностное свойство младшего школьника // Народное образование. – 2015. – №4. – С. 56-63.
37. Федоров Ю.А. Расстройства эмоций при локальных поражениях головного мозга // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 94-99.
38. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 412 с.
39. Шаграева О.А. Детская психология : Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 368 с.
40. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории. – М.: АСТ, 2012. – 470 с.
41. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников. Дис…. докт. педаг. наук. – М.: МПГУ, 2011 – 365 с.
42. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 224–229.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе.
Актуальность проблемы психологического здоровья младшего школьника подчеркивается большим количеством отечественных и зарубежных исследований, рассматривающих компоненты психологического здоровья. Однако сохраняется неоднозначность подходов к определению возможностей применения релаксационных техник в работе педагога-психолога с младшими школьниками.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЛАКСАЦИОННЫХ ТЕХНИК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Психологическое здоровье младшего школьника: критерии и основные факторы, его определяющие 12
1.3. Релаксационная техника, как условие безопасной психологически образовательной среды 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРМИЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЛАКСАЦИОННЫХ ТЕХНИК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 21
2.1 Организация и методика обеспечения методов исследования 21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 24
2.3. Релаксационные техники для работы психолога с младшими школьниками по гармонизации эмоционального состояния 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста, определяется с момента поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с внедрением четырехлетней начальной школы нижний предел возраста можно считать с 6,5 лет. Соответственно граница младшего школьного возраста совпадает с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет.
В этот период, указывает Л. С. Выготский, происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, которое предусматривается в процессе систематического обучения в школе. В первую очередь, улучшается работа мозга и нервной системы [3, с. 336]. По данным физиологов, до 7 лет структуры в коре головного мозга уже в значительной степени зрелые.
...
1.2. Психологическое здоровье младшего школьника: критерии и основные факторы, его определяющие
За последние время значительно выросло внимание к вопросам здоровья. Соответственно увеличилось и внимание к здоровью школьников. Не так давно вошедшее в обиход понятие здоровьесберегающие технологии предполагают сплочение всех усилий школы, которые нацелены как на сохранение, так и на формирование и укрепления здоровья учащихся. Полновесная подготовка подростка к самостоятельной жизни, создавая всё необходимое для счастливой жизни и есть главная задача школьного педагога. Но без здоровья эта задача не будет достигнута. Именно для этого необходимо формировать культуру здоровья на ранних этапах развития, обеспечивать охрану здоровья школьников.
О.В. Хухлаева отмечала, что если рассматривать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом [41, с. 126].
...
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ научных источников позволил сформулировать следующие выводы:
1. Поступление в школу и начало учебы – серьезные моменты в жизни младшего школьника. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи в школе. А зачастую причина этого – это отставание в развитии психических процессов, что может привести в дальнейшем к целому комплексу проблем, к психическим травмам, формированию отрицательных черт характера и т.п.
2. Наличие достаточно высокого процентного количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами ситуации проверки знаний, самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих свидетельствует о тенденции нарушения «гармонии равновесия между ребенком и социумом». Из этого следует, что у учащихся будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем и в психическом здоровье, как состоянии благополучия.
2.1 Организация и методика обеспечения методов исследования
Экспериментальное исследование было организовано с целью определения возможностей применения релаксационных техник в работе педагога-психолога с младшими школьниками для гармонизации эмоционального состояния.
База исследования: МБОУ СОШ №7 г. Нижневартовска.
Выборка: 10 детей младшего школьного возраста – учащиеся 1-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Опишем диагностические методики.
1. Методика «Изучение уровня тревожности у детеймладшего школьного возраста» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко).
Цель: изучить уровень тревожности и беспокойства у детей младшего школьного возраста
Процедура проведения: наблюдение в группе детьми во время непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной учебных занятий и свободного времени.
Способ фиксации: заполняется бланк протокола, при наличии соответствующего признака ставиться «+».
Признаки тревожности:
Тревожный ребенок
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Опишем результаты экспериментального исследования. Результаты по методике «Изучение уровня тревожности у детеймладшего школьного возраста» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) представлены в Таблице 1, Рисунке 1 (Приложение).
Таблица 1
Результаты применения методики «Изучение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)
Уровень тревожности
Количество человек
%
Высокий
5
50
Средний
5
50
Низкий
0
0
Итак, уровень тревожности у детей младшего школьного возраста следующий:
• высокий уровень тревожности – 5 младших школьников (50%);
• средний уровень тревожности – 5 младших школьников (50%);
• низкий уровень выраженности страхов – не выявлен.
Из 10 младших школьников – 5 (50%) имеют высокий уровень тревожности.
...
2.3. Релаксационные техники для работы психолога с младшими школьниками по гармонизации эмоционального состояния
Доброжелательная атмосфера в школе создаёт ресурсное состояние и добавляет позитивной энергии в процесс обучения и воспитания. А для того чтобы было легче позитивно настроить детей, следует применять на уроках релаксационные игры и упражнения. Необходимо прочувствовать настроение и состояние школьников, использовать ту игру, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам. При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение.
Приведем примеры релаксационных игр, которые можно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста.
Упражнение «Драгоценность».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от напряжения.
Психолог: Представьте, что вы держите в кулачках чтото очень ценное, дорогое для вас. А ктото хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче.
...
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Уровень тревожности по методике «Изучение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) следующий:
• высокий уровень тревожности – 5 младших школьников (50%);
• средний уровень тревожности – 5 младших школьников (50%);
• низкий уровень выраженности страхов – не выявлен.
2. Уровень тревожности у младших школьников по методике по методике «Проективный тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) следующий:
• высокий уровень тревожности наблюдается у 3 (30%) детей;
• средний уровень тревожности наблюдается у 7 (70%) детей;
• низкий уровень тревожности не выявлен.
3. Уровень развития эмоциональной сферы младших школьников по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст драматический как со стороны психологии («кризис семи лет»), так и со стороны медицины (увеличивается вероятность проявления психосоматической патологии, нервно-психических срывов). Обоснованная драматическая ситуация в данном возрасте обусловлена совокупностью собственных переживаний ребенка. Таким образом, психологическое изучение среды, благоприятствующей для развития эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, является ведущей научной задачей.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц.
...
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – М.: Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения // Психологические исследования. – 2012. – №2. – С. 63-69.
3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 185 с.
5. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 256 с.
6. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости младших школьников // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
7. Зарубина О.В. Особенности формирования самосознания у младших школьников // Мир психологии. – 2014. – №2. – С. 41-51.
8. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
9. Изюмова С.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы // Вопросы психологии. – 2012. – № 5 . – С. 128-133.
10. Коломинский Я. Л. Психологическая культура как условие психологического здоровья личности // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье в контексте развития личности». – Брест, 2003. – С. 112-115.
11. Костецкая Г.А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 49-51.
12. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
13. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 471 с.
14. Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №4. – С. 58-68.
15. Кудинов С.И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта / С. И. Кудинов, С. М. Хаммад // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 26‒31.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. – М.: Наука, 2013. – 269 с.
17. Лёткина Р.В. Психология здоровья. – Калуга: Политоп, 2015. – 69 с.
18. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития: теоретический аспект // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67–80.
19. Литницкая Е. В. Проблема здоровья личности в психологии ХIХ–ХХ века // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2. –Том 11. – С. 268–274.
20. Люблинская А.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер. 2014. – 522 с.
21. Мали Н.А. Исследование процесса адаптации младших школьников к условиям общеобразовательной школы // Университетское образование (МКУО-2016): сб. ст. XX Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2016.– С. 11-12.
22. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. – Москва : МГУ, 2012. – С. 108-117.
23. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
24. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации младших школьников в современной среде // Системная психология и социология. – М.: МГПУ, 2016. – 58 с.
25. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2009. – 464 с.
26. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности ; С.-Петерб. мед. акад. последимлом. образования. – СПб: Серебряный век, 2013. – 379 с.
27. Остапенко А.А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
28. Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология. – 2012. – №5-6. – С. 83- 94.
29. Переверзева И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 113-117.
30. Роджерс К. Психология индивидуальности. – СПб.: Питер, 2015. – 856 с.
31. Ромек В. Г. Психологическая по¬мощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2015. – 452 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Эксмо, 2013. – 720 с.
33. Слободчиков В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии – 2017. – №4. – С. 96-99.
34. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе : диагностика и пути преодоления; Моск. гор. психол.- пед. ун-т. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2047. – 191 с.
35. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. – М.: РосНОУ, 2015. – 416 с.
36. Фадеева О.Д. Самосознание как личностное свойство младшего школьника // Народное образование. – 2015. – №4. – С. 56-63.
37. Федоров Ю.А. Расстройства эмоций при локальных поражениях головного мозга // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 94-99.
38. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 412 с.
39. Шаграева О.А. Детская психология : Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 368 с.
40. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории. – М.: АСТ, 2012. – 470 с.
41. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников. Дис…. докт. педаг. наук. – М.: МПГУ, 2011 – 365 с.
42. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 224–229.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
550 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую