Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Недостатки представлений у детей с нарушениями интеллектуального развития отмечались во многих трудах отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, С.Г. Шевченко, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.). Современные исследователи уделяют также много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И. М. Горбаткина, С.А. Домишкевич, Л.Ю. Шамко).
Вопросы, затрагивающие экологическое воспитание здоровых детей, изучены с различных точек зрения. В свою очередь, в олигофренопедагогике не так много трудов, объясняющих особенность коррекционной работы по развитию у младших школьников с умственной отсталостью экологической грамотности.
Существующая практика и исследования, проводимые в этой области, показывают, что дети с нарушением интеллекта не испытывают потребность в познании. Знания и представления об окружающем мире у этих детей значительно ограничены и примитивны. Такие дети плохо запоминают и с трудом актуализируют информацию. Поэтому представления их становятся бедными, неточными, искаженными.
Таким образом, формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. Существует объективная необходимость в формировании целостных, систематизированных знаний о природе. Однако на современном этапе присутствует недостаточная разработанность педагогических условий их формирования у младших школьников. Вышеизложенным объясняется актуальность темы, выбранной для написания курсовой работы.
Объект исследования - представления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Цель курсовой работы — теоретически изучить проблему формирования у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта представлений об окружающем мире в процессе коррекционного обучения и воспитания.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть представление как психолого-педагогическое явление;
2. Раскрыть понятие представление и классифицировать его;
3. Изучить структуру представлений о природе;
4. Выявить пути изучения представлений о природе младших школьников;
5. Проанализировать особенности формирования представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Гипотеза исследовательской работы: формирование представлений об окружающем мире у младших школьников будет проходить эффективно, если:
● Будут использованы наглядные средства в образовательном процессе;
● Обогащение опыта взаимодействия детей с реальной природой и натуральными природными объектами с помощью проведения прогулок экскурсий;
● Будет использован индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения.
Методы исследования – теоретические: анализ научной и научно – методической литературы по проблеме исследования через синтез, абстрагирование, сравнение информации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и 30 наименований списка литературы, 34 страниц.
Введение 3
Глава 1. Проблема изучения представлений в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Психологическая интерпретация представлений об окружающем мире и их связь с другими познавательными процессами 6
1.2. Индивидуальные особенности психического процесса «представление» и его развитие в онтогенезе 8
Выводы по 1 главе 11
Глава 2. Структура представлений о природе и их особенности у младших школьников с умственной отсталостью 12
2.1. Структура представлений о природе у младших школьников с нарушениями интеллекта 12
2.2. Особенности представлений о природе у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии 16
Выводы по 2 главе 21
Глава 3. Пути изучения и формирования представлений о природе младших школьников 22
3.1. Пути изучения представлений о природе младших школьников в коррекционно-образовательном процессе образовательного учреждения 22
3.2. Общие закономерности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии 26
Выводы по 3 главе 28
Заключение 30
Список литературы 32
С каждым годом количество детей с интеллектуальными нарушениями по разным причинам возрастает. Все они нуждаются в специальном образовании. Современная система специального образования характеризуется усиленным вниманием к проблеме формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью, культуры экологии. Это обусловлено тем, что природа – важнейший момент формирования интеллектуальных и нравственных потенциалов ребёнка.
1. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю. А. Аксенова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 267 с.
2. Артюхова Т.Ю. Психокоррекция и психотерапия: учеб. пособие / Т. Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2019. – 170 с.
3. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников. / С .П. Баранов. – М.: Академия, 2015. – 688 c.
4. Бекшаев И. А. Общие подходы к преподаванию дисциплин "естествознание" и "Окружающий мир" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – С.27-29.
5. Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью / Н. Л. Белопольская, В. И. Любовский. – М.: Когито - Центр, 2004. – 495 с.
6. Бондарчук О. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2018. – 974 c.
7. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Л. С. Выготский. – М.: РГГУ, 2005. – 390 с.
8. Выготский Л. С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Л. С. Выготский. – М.: РГГУ, 2018. – 787 c.
9. Денисова О. А. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии // О. А. Денисова. – Череповец: ЧГУ, 2018. – 187 с.
10. Домишкевич С.А. Критерии дифференциальной диагностики отклонений в интеллектуальном развитии у детей // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Материалы региональной научной конференции. Иркутск, 2002. – С. 39-42.
11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1986. – 1289 с.
12. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. – М.: РСФСР, 1956. – 248 с.
13. Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков / Н. В. Зверева. – М.: Академия, 2019. – 875 c.
14. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта / М. Квятковска. – М.: Скифия, 2016. – 368 c.
15. Кольцова А. А. Состояние функции замещения у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии // Трудности развития у детей: диагностика и коррекция. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 39-46.
16. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2020. – 191 с.
17. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2018. – 224 c.
18. Кукушкина О. И. Как сделать скрытые проблемы ребенка видимыми / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова. – М.: Полиграф-сервис, 2003. – 144 с.
19. Кудрина С. В. Окружающий мир / С. В. Кудрина. – М.: «ВЛАДОС», 2019. – 147 с.
20. Лагунова Н. В. Теоретические аспекты проблемы экологической деятельности школьников с нарушением интеллекта // Вестник приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2010 – с. 23-30
21. Маллер А. Дети с умственной отсталостью / А. Маллер. – М.: Академия, 2019. – 312 c.
22. Нарышкин А. В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» - «символ» и «значение» - «смысл» / А. В. Нарышкин // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С.88-100.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Недостатки представлений у детей с нарушениями интеллектуального развития отмечались во многих трудах отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, С.Г. Шевченко, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.). Современные исследователи уделяют также много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И. М. Горбаткина, С.А. Домишкевич, Л.Ю. Шамко).
Вопросы, затрагивающие экологическое воспитание здоровых детей, изучены с различных точек зрения. В свою очередь, в олигофренопедагогике не так много трудов, объясняющих особенность коррекционной работы по развитию у младших школьников с умственной отсталостью экологической грамотности.
Существующая практика и исследования, проводимые в этой области, показывают, что дети с нарушением интеллекта не испытывают потребность в познании. Знания и представления об окружающем мире у этих детей значительно ограничены и примитивны. Такие дети плохо запоминают и с трудом актуализируют информацию. Поэтому представления их становятся бедными, неточными, искаженными.
Таким образом, формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. Существует объективная необходимость в формировании целостных, систематизированных знаний о природе. Однако на современном этапе присутствует недостаточная разработанность педагогических условий их формирования у младших школьников. Вышеизложенным объясняется актуальность темы, выбранной для написания курсовой работы.
Объект исследования - представления об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Цель курсовой работы — теоретически изучить проблему формирования у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта представлений об окружающем мире в процессе коррекционного обучения и воспитания.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть представление как психолого-педагогическое явление;
2. Раскрыть понятие представление и классифицировать его;
3. Изучить структуру представлений о природе;
4. Выявить пути изучения представлений о природе младших школьников;
5. Проанализировать особенности формирования представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Гипотеза исследовательской работы: формирование представлений об окружающем мире у младших школьников будет проходить эффективно, если:
● Будут использованы наглядные средства в образовательном процессе;
● Обогащение опыта взаимодействия детей с реальной природой и натуральными природными объектами с помощью проведения прогулок экскурсий;
● Будет использован индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения.
Методы исследования – теоретические: анализ научной и научно – методической литературы по проблеме исследования через синтез, абстрагирование, сравнение информации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и 30 наименований списка литературы, 34 страниц.
Введение 3
Глава 1. Проблема изучения представлений в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Психологическая интерпретация представлений об окружающем мире и их связь с другими познавательными процессами 6
1.2. Индивидуальные особенности психического процесса «представление» и его развитие в онтогенезе 8
Выводы по 1 главе 11
Глава 2. Структура представлений о природе и их особенности у младших школьников с умственной отсталостью 12
2.1. Структура представлений о природе у младших школьников с нарушениями интеллекта 12
2.2. Особенности представлений о природе у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии 16
Выводы по 2 главе 21
Глава 3. Пути изучения и формирования представлений о природе младших школьников 22
3.1. Пути изучения представлений о природе младших школьников в коррекционно-образовательном процессе образовательного учреждения 22
3.2. Общие закономерности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии 26
Выводы по 3 главе 28
Заключение 30
Список литературы 32
С каждым годом количество детей с интеллектуальными нарушениями по разным причинам возрастает. Все они нуждаются в специальном образовании. Современная система специального образования характеризуется усиленным вниманием к проблеме формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью, культуры экологии. Это обусловлено тем, что природа – важнейший момент формирования интеллектуальных и нравственных потенциалов ребёнка.
1. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю. А. Аксенова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 267 с.
2. Артюхова Т.Ю. Психокоррекция и психотерапия: учеб. пособие / Т. Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2019. – 170 с.
3. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников. / С .П. Баранов. – М.: Академия, 2015. – 688 c.
4. Бекшаев И. А. Общие подходы к преподаванию дисциплин "естествознание" и "Окружающий мир" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – С.27-29.
5. Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью / Н. Л. Белопольская, В. И. Любовский. – М.: Когито - Центр, 2004. – 495 с.
6. Бондарчук О. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2018. – 974 c.
7. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Л. С. Выготский. – М.: РГГУ, 2005. – 390 с.
8. Выготский Л. С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Л. С. Выготский. – М.: РГГУ, 2018. – 787 c.
9. Денисова О. А. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии // О. А. Денисова. – Череповец: ЧГУ, 2018. – 187 с.
10. Домишкевич С.А. Критерии дифференциальной диагностики отклонений в интеллектуальном развитии у детей // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Материалы региональной научной конференции. Иркутск, 2002. – С. 39-42.
11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1986. – 1289 с.
12. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. – М.: РСФСР, 1956. – 248 с.
13. Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков / Н. В. Зверева. – М.: Академия, 2019. – 875 c.
14. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта / М. Квятковска. – М.: Скифия, 2016. – 368 c.
15. Кольцова А. А. Состояние функции замещения у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии // Трудности развития у детей: диагностика и коррекция. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 39-46.
16. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2020. – 191 с.
17. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2018. – 224 c.
18. Кукушкина О. И. Как сделать скрытые проблемы ребенка видимыми / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова. – М.: Полиграф-сервис, 2003. – 144 с.
19. Кудрина С. В. Окружающий мир / С. В. Кудрина. – М.: «ВЛАДОС», 2019. – 147 с.
20. Лагунова Н. В. Теоретические аспекты проблемы экологической деятельности школьников с нарушением интеллекта // Вестник приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2010 – с. 23-30
21. Маллер А. Дети с умственной отсталостью / А. Маллер. – М.: Академия, 2019. – 312 c.
22. Нарышкин А. В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» - «символ» и «значение» - «смысл» / А. В. Нарышкин // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С.88-100.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1000 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую