Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Важным и достаточно сложным возрастным периодом является подростковый возраст, определяющий дальнейшую жизнь личности. Этот период является переходным от детства к взрослой жизни. В подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения, переосмысление ценностей и перспектив будущей жизни, а также формирование сознания.
Основным новообразованием личности подростка является самооценка, которая оказывает непосредственное влияние на поведение личности. В психолого-педагогической лексике под самооценкой понимается способность человека оценивать свою личность, умения, способности, качества, место среди других людей. Самооценка определяет правильность себя, отношение к успехам и неудачам и влияет на отношения с окружающими подростка людьми.
Сегодня непрерывные изменения социально-экономического развития страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самоопределения личности современных подростков, специфики развития самооценки, которая характеризуется ростом самосознания, стремления к взрослой жизни, выбора пути дальнейшей жизни и интенсивного личностного развития.
В настоящее время изучение самооценки личности, ее компонентов в подростковом возрасте представляет большой интерес для педагогов и психологов в ее теоретическом и практическом аспекте, что обусловлено важнейшими личностными изменениями в их проявлениях и последствиях, происходящими в этот возрастной период. Эти изменения напрямую связаны с перестройкой сознания, при которой актуализируется процесс развития «Я». Не меньший интерес представляет проблема взаимодействия родителей и взрослых детей, поскольку именно в ходе этого взаимодействия формируется самооценка подростка, формируется или разрушается личность как ребенка, так и взрослого. Однако по сравнению с другими психическими феноменами феномен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических особенностей самооценки подростков 5
1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Психолого-педагогические особенности личности подростков 10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте 19
2.1 Методология исследования 19
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации родителям подростков по формированию адекватной самооценки 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических особенностей самооценки подростков
1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогических исследованиях
В психолого-педагогической научной литературе понятие «самооценка» рассматривается отечественными и зарубежными исследователями, которые дают разные определения этому понятию. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Понятие «самооценка» рассматривается в толковом словаре как оценка особенностей и поступков человека [7].
Самооценка формируется как группа компонентов работы, знаний и общения. С помощью самооценки ребенок контролирует свое поведение и деятельность. При изучении сознания ученые описывают самооценку как основу этого процесса, который является фактором развития личности. С оценочными функциями сознания тесно связана и самооценка, вбирающая в себя эмоционально-оценочное отношение личности к себе.
Педагог-психолог в психологии развития - Г.С. Абрамова понимает самооценку как процесс осознания человеком собственных сил, способностей, мотивов, отношения к другим, действиям и целям [1].
Выдающийся отечественный педагог-психолог Л. С. Выготский рассматривает понятие «самооценка» как устойчивое отношение личности к себе [14].
Б.Г. Ананьев, доктор педагогических наук, раскрывает под самооценкой один из важных компонентов сознания человека, особенностями которого являются оценка следующих личностных характеристик [17]:
1) характеристика - физические силы;
2) характеристика - умственные способности;
3) характеристика - умственные способности;
40 характеристика - положение среди прочих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоус, В. В. Введение в психологию полиморфной личности / В. В. Белоус. М., КНОРУС, 2016. - 59с.
2. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник. – Издание 4-е, исправленное. и доп. - Москва: КноРус, 2016. - 266 с.
3. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения проблем: системный подход / Т.В. Галкин; Россия, акад. наук, Институт психологии. – Москва: Институт психологии РАН, 2011. – 46 с.
4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. Мн., 2010. 976 с.
5. Гуру, Э.Самооценка у детей и подростков: книга для родителей / Гьюру Айестад. - Эд. 2. – Москва: Издательство Альпина, 2015. – 292 с.
6. Жиенбаева Н.Б., Измайлова А.М. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. - 2018. - Нет. 11. - С. 116-119.
7. Зыкова, Н.В. Формирование адекватной самооценки подростков / Н.В. Зыкова. - Орел: Орловский гос. Институт искусств и культуры, 2012. - С. 65-68.
8. Каргаполова, Т.М. Самооценка подростка и ее особенности // Научно-методический электронный журнал «Портали Модерн».
9. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебник для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: Трикста: Акад. Проект, 2011. - 419с.
10. Литовкина А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологические особенности общения старших дошкольников // Молодой ученый. - 2015. - Нет. 21. - С. 705-707. – URL https://moluch.ru/archive/101/22714/ – (дата обращения: 04.02.2018).
11. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. / В.Н. Куницын. М., 2011. - 238с.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. - Москва: Питер, 2012. - 582 с.
13. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности. / В.М. Мельников. М., 2011. – 180 с.
14. Мищенко Л.В. Интегративная психология гендерного развития человека. Т. II. Период отрочества и ранней юности: учеб. пособие / Л.В. Мищенко. - Москва: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. - 454 с.
15. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебник / О. Н. Молчанова. - Москва: Флинта: Наука, 2010 (Курган: Зауралье). - 389с.
16. Некрасова, Е.А. Самооценка как фактор регуляции подростковой агрессивности // New Scientist. - 2017. - Нет. 8. – С. 291-295. – (дата обращения: 04.02.2018).
17. Райс, Ф. Психология подросткового возраста и юности / Ф. Райс, Ким Долджин; для. с английского. под научной ред. Е. И. Николаева. - 12 выпуск. - Москва: Питер, 2010. - 812с.
18. Сурова, Е.В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт исследования // Молодой ученый. - 2018. - Нет. 6. - С. 154-157.
19. Учаев Э.Г. Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка. / Е.Г. Учаев // Психолог. - 2016 - 17 ноября.
20. Хромова, М.А. Развитие самооценки у детей от дошкольного до старшего подросткового возраста: монография / М.А. Хромова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высшего образования проф. образование «Орловский государственный университет». - Орел: Орловский гос. ун-т, 2011. – 62 с.
21. Черемисова, И.В. Психология подросткового возраста: учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВолГУ, 2017. – 202 с.
22. Шмидт, Р. Подростковая юность. / Р. Шмидт. М., ВЛАДОС, 2010. - 30с.
23. Эркенова, М.М. Психологическое обеспечение развития личностных особенностей младших подростков / М.М. Эркенова. - Москва: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. - 65 с.
24. Юсупова Р.Б. Исследование самооценки подростков старшего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепты».
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Важным и достаточно сложным возрастным периодом является подростковый возраст, определяющий дальнейшую жизнь личности. Этот период является переходным от детства к взрослой жизни. В подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения, переосмысление ценностей и перспектив будущей жизни, а также формирование сознания.
Основным новообразованием личности подростка является самооценка, которая оказывает непосредственное влияние на поведение личности. В психолого-педагогической лексике под самооценкой понимается способность человека оценивать свою личность, умения, способности, качества, место среди других людей. Самооценка определяет правильность себя, отношение к успехам и неудачам и влияет на отношения с окружающими подростка людьми.
Сегодня непрерывные изменения социально-экономического развития страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самоопределения личности современных подростков, специфики развития самооценки, которая характеризуется ростом самосознания, стремления к взрослой жизни, выбора пути дальнейшей жизни и интенсивного личностного развития.
В настоящее время изучение самооценки личности, ее компонентов в подростковом возрасте представляет большой интерес для педагогов и психологов в ее теоретическом и практическом аспекте, что обусловлено важнейшими личностными изменениями в их проявлениях и последствиях, происходящими в этот возрастной период. Эти изменения напрямую связаны с перестройкой сознания, при которой актуализируется процесс развития «Я». Не меньший интерес представляет проблема взаимодействия родителей и взрослых детей, поскольку именно в ходе этого взаимодействия формируется самооценка подростка, формируется или разрушается личность как ребенка, так и взрослого. Однако по сравнению с другими психическими феноменами феномен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических особенностей самооценки подростков 5
1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Психолого-педагогические особенности личности подростков 10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте 19
2.1 Методология исследования 19
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации родителям подростков по формированию адекватной самооценки 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических особенностей самооценки подростков
1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогических исследованиях
В психолого-педагогической научной литературе понятие «самооценка» рассматривается отечественными и зарубежными исследователями, которые дают разные определения этому понятию. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Понятие «самооценка» рассматривается в толковом словаре как оценка особенностей и поступков человека [7].
Самооценка формируется как группа компонентов работы, знаний и общения. С помощью самооценки ребенок контролирует свое поведение и деятельность. При изучении сознания ученые описывают самооценку как основу этого процесса, который является фактором развития личности. С оценочными функциями сознания тесно связана и самооценка, вбирающая в себя эмоционально-оценочное отношение личности к себе.
Педагог-психолог в психологии развития - Г.С. Абрамова понимает самооценку как процесс осознания человеком собственных сил, способностей, мотивов, отношения к другим, действиям и целям [1].
Выдающийся отечественный педагог-психолог Л. С. Выготский рассматривает понятие «самооценка» как устойчивое отношение личности к себе [14].
Б.Г. Ананьев, доктор педагогических наук, раскрывает под самооценкой один из важных компонентов сознания человека, особенностями которого являются оценка следующих личностных характеристик [17]:
1) характеристика - физические силы;
2) характеристика - умственные способности;
3) характеристика - умственные способности;
40 характеристика - положение среди прочих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоус, В. В. Введение в психологию полиморфной личности / В. В. Белоус. М., КНОРУС, 2016. - 59с.
2. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник. – Издание 4-е, исправленное. и доп. - Москва: КноРус, 2016. - 266 с.
3. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения проблем: системный подход / Т.В. Галкин; Россия, акад. наук, Институт психологии. – Москва: Институт психологии РАН, 2011. – 46 с.
4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. Мн., 2010. 976 с.
5. Гуру, Э.Самооценка у детей и подростков: книга для родителей / Гьюру Айестад. - Эд. 2. – Москва: Издательство Альпина, 2015. – 292 с.
6. Жиенбаева Н.Б., Измайлова А.М. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. - 2018. - Нет. 11. - С. 116-119.
7. Зыкова, Н.В. Формирование адекватной самооценки подростков / Н.В. Зыкова. - Орел: Орловский гос. Институт искусств и культуры, 2012. - С. 65-68.
8. Каргаполова, Т.М. Самооценка подростка и ее особенности // Научно-методический электронный журнал «Портали Модерн».
9. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебник для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: Трикста: Акад. Проект, 2011. - 419с.
10. Литовкина А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологические особенности общения старших дошкольников // Молодой ученый. - 2015. - Нет. 21. - С. 705-707. – URL https://moluch.ru/archive/101/22714/ – (дата обращения: 04.02.2018).
11. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. / В.Н. Куницын. М., 2011. - 238с.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. - Москва: Питер, 2012. - 582 с.
13. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности. / В.М. Мельников. М., 2011. – 180 с.
14. Мищенко Л.В. Интегративная психология гендерного развития человека. Т. II. Период отрочества и ранней юности: учеб. пособие / Л.В. Мищенко. - Москва: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. - 454 с.
15. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебник / О. Н. Молчанова. - Москва: Флинта: Наука, 2010 (Курган: Зауралье). - 389с.
16. Некрасова, Е.А. Самооценка как фактор регуляции подростковой агрессивности // New Scientist. - 2017. - Нет. 8. – С. 291-295. – (дата обращения: 04.02.2018).
17. Райс, Ф. Психология подросткового возраста и юности / Ф. Райс, Ким Долджин; для. с английского. под научной ред. Е. И. Николаева. - 12 выпуск. - Москва: Питер, 2010. - 812с.
18. Сурова, Е.В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт исследования // Молодой ученый. - 2018. - Нет. 6. - С. 154-157.
19. Учаев Э.Г. Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка. / Е.Г. Учаев // Психолог. - 2016 - 17 ноября.
20. Хромова, М.А. Развитие самооценки у детей от дошкольного до старшего подросткового возраста: монография / М.А. Хромова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высшего образования проф. образование «Орловский государственный университет». - Орел: Орловский гос. ун-т, 2011. – 62 с.
21. Черемисова, И.В. Психология подросткового возраста: учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВолГУ, 2017. – 202 с.
22. Шмидт, Р. Подростковая юность. / Р. Шмидт. М., ВЛАДОС, 2010. - 30с.
23. Эркенова, М.М. Психологическое обеспечение развития личностных особенностей младших подростков / М.М. Эркенова. - Москва: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. - 65 с.
24. Юсупова Р.Б. Исследование самооценки подростков старшего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепты».
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
572 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149364 Курсовой работы — поможем найти подходящую