Спасибо автору
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение 2
Глава 1. Теоретические исследования текста как единицы языковой системы 3
1.2. Подходы к определению понятия «текст» в лингвистике 3
1.2. Основные аспекты лингвистического анализа художественного текста 7
Выводы по Главе 1 11
Глава 2. Лингвистический анализ фрагмента романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 12
1.2. Подходы к определению понятия «текст» в лингвистике
В современном языкознании текст признается высшим уровнем языковой системы. Текст несет коммуникативную функцию, под которой подразумевается хранение и передача информации. Понятие «текст», по сути, является многоаспектным и его невозможно определить с точки зрения какой-либо одной категории языкового плана. Текст представляет собой объект изучения в различных разделах лингвистики, например, грамматика, семиотика, стилистика, семантика и т.д. Следовательно, определения ряда «единица выше предложения» или «последовательность предложений» являются неправильными, т. к. указывают только на строевой признак текста без учета экстралингвистических показателей. Необходимо признать , что «текст не состоит из предложений, а реализуется в них» [Валгина 2003].
Т.В. Жеребило в словаре лингвистических терминов дает следующее определение понятию текста: «текст – 1.
...
1.2. Основные аспекты лингвистического анализа художественного текста
Одной из важнейших задач филологии, которая освещается в трудах многих российских и зарубежных ученых, выступает изучение языка художественной литературы. По утверждению Н.А. Слюсаревой, «текст одной своей стороной повернут к литературоведению, а другой – к языкознанию» [Цит. по Темкина, Семынина 2013:72]. Следовательно, анализ текста осуществляется в литературоведческом и лингвистическом аспектах. Литературоведческий аспект ориентирован на выявление и определения идейно-тематического содержания текста. Лингвистический анализ текста направлен на исследование языковых единиц, функционирующих в литературном произведении и создающих его стилистическое своеобразие.
Л.Г. Бабенко говорит о том, что это «противопоставление литературоведения и лингвистики нашло отражение в различном «вертикальном» представлении двух путей анализа художественного текста.
...
Выводы по Главе 1
1. Текст как языковая единица высшего уровня является объектом изучения различных областей языкознания: грамматика, семиотика, стилистика, семантика и другие.
2. Общепринятым и самым полным определением понятия «текст» считается трактовка И.Р. Гальперина: «текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».
3. Анализ художественного текста должен происходить в двух аспектах — литературоведческого и лингвистического. С помощью литературоведческого анализа выявляется идейная составляющая текста, с помощью лингвистического — средства ее реализации в речи.
4.
...
2.1. Алгоритм лингвистического анализа
В данной части нашей исследовательской работы мы проведем лингвистический анализ отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по следующему алгоритму:
1. Анализ семантического пространства текста. Семантическое пространство включает в себя концептосферу, денотативное и эмотивное пространства. Концептосфера представляет собой совокупность концептов и средств их реализации в тексте. В общем понимании, концепт — это смысловое содержания понятия в его когнитивном и культурном направлении. Денотат указывает на предмет повествования, ситуацию, событие, а эмотивное пространство включает средства описания эмоциональной составляющей текста.
2. Анализ структурной организации текста.
...
2.1. Лингвистические особенности монолога Радиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1. Семантическое пространство текста.
1.1. Анализ концептосферы.
Ключевыми словами данного отрывка являются «власть», «Наполеон», «вошь», «убийство», «смелость», «право», «деньги». В выбранном тексте слово «власть» встречается 4 раза, «Наполеон» - 4 раза, «смел, посмел, посметь» - 5 раз, «вошь» - 10 раз, «убийство, убил» - 18 раз, слова с корнем прав - 12 употреблений в тексте, деньги — 4 раза. Основная мысль монолога заключается в рассуждении о том, правильно ли поступил главный герой или нет; имел ли он право считать, что у него есть власть решать судьбы таких «бесполезных» для общества людей. Раскольников несколько раз ссылается на историческое лицо - Наполеона для оправдания своего поступка. Однако прослеживается и раскаяние самого героя.
Таким образом, концептообразующие слова данного отрывка следует назвать «деньги», «власть», «преступление», «вошь».
...
Выводы по Главе 2
1. Понятиями, образующие концептосферу монолога Радиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», следует назвать «деньги», «власть», «преступление», «вошь».
2. Во фрагменте встречаются все три варианта авторской речи: описание, рассуждение, повествование.
3. В монологе невозможно выделить смысловую структуру, т. к. монолог представляет собой рассуждение главного героя о своем поступке, характеризующееся некоторой сумбурностью и повторением.
4. Текстообразующие логические связи представлены в тексте большим количеством связующих вводных слов.
5. В тексте фрагмента преобладает волюнтивный регистр коммуникативной организации, указывающий на волю главного героя и реализующийся с помощью глаголов повелительного наклонения.
6. По классификации Г.А. Золотовой в тексте преобладает репрессивная рематическая доминанта, ориентированная на эмоциональное состояние главного героя.
5.
...
1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа / Л.Г. Бабенко. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464 с.
2. Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста / Г.А. Золотова// Синтаксис текста. М., 1973.
3. Маняхин А.В. Еще раз о лингвистическом анализе текста / А.В. Маняхин // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/13451.
4. Митина О.В., Евдокименко А.С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация [Электронный ресурс] / О.В. Митина, А.С. Евдокименко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология, № 40 (216), с. 29-38 - . – Режим доступа: http://istina.msu.ru/journals/94477/. – Загл. с экрана.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение 2
Глава 1. Теоретические исследования текста как единицы языковой системы 3
1.2. Подходы к определению понятия «текст» в лингвистике 3
1.2. Основные аспекты лингвистического анализа художественного текста 7
Выводы по Главе 1 11
Глава 2. Лингвистический анализ фрагмента романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 12
1.2. Подходы к определению понятия «текст» в лингвистике
В современном языкознании текст признается высшим уровнем языковой системы. Текст несет коммуникативную функцию, под которой подразумевается хранение и передача информации. Понятие «текст», по сути, является многоаспектным и его невозможно определить с точки зрения какой-либо одной категории языкового плана. Текст представляет собой объект изучения в различных разделах лингвистики, например, грамматика, семиотика, стилистика, семантика и т.д. Следовательно, определения ряда «единица выше предложения» или «последовательность предложений» являются неправильными, т. к. указывают только на строевой признак текста без учета экстралингвистических показателей. Необходимо признать , что «текст не состоит из предложений, а реализуется в них» [Валгина 2003].
Т.В. Жеребило в словаре лингвистических терминов дает следующее определение понятию текста: «текст – 1.
...
1.2. Основные аспекты лингвистического анализа художественного текста
Одной из важнейших задач филологии, которая освещается в трудах многих российских и зарубежных ученых, выступает изучение языка художественной литературы. По утверждению Н.А. Слюсаревой, «текст одной своей стороной повернут к литературоведению, а другой – к языкознанию» [Цит. по Темкина, Семынина 2013:72]. Следовательно, анализ текста осуществляется в литературоведческом и лингвистическом аспектах. Литературоведческий аспект ориентирован на выявление и определения идейно-тематического содержания текста. Лингвистический анализ текста направлен на исследование языковых единиц, функционирующих в литературном произведении и создающих его стилистическое своеобразие.
Л.Г. Бабенко говорит о том, что это «противопоставление литературоведения и лингвистики нашло отражение в различном «вертикальном» представлении двух путей анализа художественного текста.
...
Выводы по Главе 1
1. Текст как языковая единица высшего уровня является объектом изучения различных областей языкознания: грамматика, семиотика, стилистика, семантика и другие.
2. Общепринятым и самым полным определением понятия «текст» считается трактовка И.Р. Гальперина: «текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».
3. Анализ художественного текста должен происходить в двух аспектах — литературоведческого и лингвистического. С помощью литературоведческого анализа выявляется идейная составляющая текста, с помощью лингвистического — средства ее реализации в речи.
4.
...
2.1. Алгоритм лингвистического анализа
В данной части нашей исследовательской работы мы проведем лингвистический анализ отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по следующему алгоритму:
1. Анализ семантического пространства текста. Семантическое пространство включает в себя концептосферу, денотативное и эмотивное пространства. Концептосфера представляет собой совокупность концептов и средств их реализации в тексте. В общем понимании, концепт — это смысловое содержания понятия в его когнитивном и культурном направлении. Денотат указывает на предмет повествования, ситуацию, событие, а эмотивное пространство включает средства описания эмоциональной составляющей текста.
2. Анализ структурной организации текста.
...
2.1. Лингвистические особенности монолога Радиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1. Семантическое пространство текста.
1.1. Анализ концептосферы.
Ключевыми словами данного отрывка являются «власть», «Наполеон», «вошь», «убийство», «смелость», «право», «деньги». В выбранном тексте слово «власть» встречается 4 раза, «Наполеон» - 4 раза, «смел, посмел, посметь» - 5 раз, «вошь» - 10 раз, «убийство, убил» - 18 раз, слова с корнем прав - 12 употреблений в тексте, деньги — 4 раза. Основная мысль монолога заключается в рассуждении о том, правильно ли поступил главный герой или нет; имел ли он право считать, что у него есть власть решать судьбы таких «бесполезных» для общества людей. Раскольников несколько раз ссылается на историческое лицо - Наполеона для оправдания своего поступка. Однако прослеживается и раскаяние самого героя.
Таким образом, концептообразующие слова данного отрывка следует назвать «деньги», «власть», «преступление», «вошь».
...
Выводы по Главе 2
1. Понятиями, образующие концептосферу монолога Радиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», следует назвать «деньги», «власть», «преступление», «вошь».
2. Во фрагменте встречаются все три варианта авторской речи: описание, рассуждение, повествование.
3. В монологе невозможно выделить смысловую структуру, т. к. монолог представляет собой рассуждение главного героя о своем поступке, характеризующееся некоторой сумбурностью и повторением.
4. Текстообразующие логические связи представлены в тексте большим количеством связующих вводных слов.
5. В тексте фрагмента преобладает волюнтивный регистр коммуникативной организации, указывающий на волю главного героя и реализующийся с помощью глаголов повелительного наклонения.
6. По классификации Г.А. Золотовой в тексте преобладает репрессивная рематическая доминанта, ориентированная на эмоциональное состояние главного героя.
5.
...
1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа / Л.Г. Бабенко. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464 с.
2. Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста / Г.А. Золотова// Синтаксис текста. М., 1973.
3. Маняхин А.В. Еще раз о лингвистическом анализе текста / А.В. Маняхин // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/13451.
4. Митина О.В., Евдокименко А.С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация [Электронный ресурс] / О.В. Митина, А.С. Евдокименко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология, № 40 (216), с. 29-38 - . – Режим доступа: http://istina.msu.ru/journals/94477/. – Загл. с экрана.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
300 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую