Спасибо автору
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Настоящая курсовая работа, выполненная на материале президентских кампаний 2004 и 2012 гг. в России, посвящена исследованию динамики и специфики реализации политического дискурса в рамках политических PR-кампаний В.В. Путина.
Актуальность темы нашей курсовой работы обусловлена растущим интересом исследователей к политической коммуникации, отражающим интерес общества в целом к происходящим политическим процессам, в том числе и к процедуре избрания главы государства. Актуальность исследования также определяется необходимостью накопления и систематизации данных о способах, методах и приемах манипулятивного воздействия на общественное сознание, что может служить как поддержанию социальной и политической стабильности общества, так и формированию в обществе критического восприятия текстов, реализуемых политиками, журналистами и политтехнологами.
Объектом исследования в настоящей работе является политический дискурс в рамках предвыборных кампаний В.В. Путина.
Предмет исследования – жанровое своеобразие политического дискурса и специфика языкового воплощения речевых стратегий и тактик политического дискурса.
Цель курсовой работы: определить специфику политического дискурса, обладающего характерной жанровой системой и соответствующими стратегиями речевого поведения и их языкового воплощения.
Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи курсового исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) дать определения понятиям «дискурс», «политический дискурс», «политическая коммуникация»;
3) рассмотреть жанры политического дискурса;
4) определить стратегии и тактики эффективной предвыборной коммуникации.
5) исследовать языковую специфику текстов предвыборных, выступлений В.В. Путина в соответствии с коммуникативной целью, жанром, речевыми стратегиями и тактиками.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования стали исследования отечественных и зарубежных ученых в области политической лингвистики А.Н. Баранова, П.Б. Паршина, В.З. Демьянкова, А.П. Чудинова, О.Н. Паршиной, А.М. Стрельникова, О.Л. Михалевой и др. Выявление специфики жанровой организации политического дискурса проводится на основе исследований жанров речи В.В. Дементьева, К.Ф. Седова, Е.И. Шейгал, Т.В. Шмелевой, О.Н. Паршиной и др. Языковые особенности речевых стратегий и тактик предвыборного дискурса анализируются с учетом отечественных исследований политической коммуникации, проведенных О.С. Иссерс, А.П. Чудиновым, О.Л. Михалевой, О.Н. Паршиной, и др.
Практическая ценность выполненного исследования определяется' возможностью использования его результатов при чтении курсов по лингвистике текста, анализу дискурса, а также в рамках спецкурса «Политическая лингвистика».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1 Понятие и функционирование дискурса 5
1.2 Политический дискурс как объект лингвистического исследования 12
1.3 Коммуникативные стратегии и тактики современного политического дискурса 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В.В.ПУТИНА В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ 2004 И 2012 ГОДОВ 23
2.1 Политический стиль В.В. Путина как аспект анализа политического дискурса на материале предвыборных кампаний 2004 года 23
2.2 Анализ коммуникативных стратегий и тактик, реализованных в предвыборном дискурсе электоральной кампании 2012 года 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Растущий интерес исследователей к политической коммуникации отражает интерес общества в целом к происходящим политическим процессам, в том числе и к процедуре избрания главы государства.
Обобщение результатов исследования специфики политического дискурса в рамках политических PR-кампаний В.В.Путина 2004 и 2012 годов позволило сделать ряд итоговых выводов.
Реализации ключевой цели предвыборного дискурса способствуют следующие коммуникативные стратегии: стратегии ориентации, к которым относятся стратегия самопрезентации политиков и информационно-интерпретационная стратегия; стратегии убеждения, представленные аргументативной и агитационной стратегиями; конфронтационная стратегия, реализующая повышенную атональность исследуемого дискурса; интеграционная стратегия, формирующая эмоциональный фон восприятия предвыборного дискурса.
Каждая стратегия воплощается в речевых тактиках, реализуемых как эксплицитно, так и имплицитно.
В рамках нашего исследования было установлено, что наиболее полно в политическом дискурсе В.В. Путина представлены следующие стратегии:
- стратегия удержания власти, включающая информационно-интерпретационную стратегию (реализуется тактикой признания существования проблемы, тактикой акцентирования положительной информации, тактикой указания на путь решения проблемы) и стратегию формирования эмоционального настроя адресата (реализуется тактикой единения, тактикой учета ценностных ориентиров адресата);
- стратегии убеждения, включающая аргументативную стратегию (реализуется тактикой контрастивного (сопоставительного) анализа, тактикой указания на перспективу) и агитационную стратегию, представленную тактикой обещания.
Проведенный анализ показал, что выступления Президента отличаются тем, что хорошо запоминаются, основаны на традиционных риторических приемах, которые в совокупности формируют его политический стиль. В анализируемых текстах первого лица государства в целях объединения идентичностей выступающего и слушателей используются местоимения «мы», «наш» и глаголы 1-го лица множественного числа. Можно говорить о том, что президент говорит в лице всего народа, а также защищает свой народ. Образ выступающего лидера обладает признаками авторитарности, создает ауру доверия, а уверенность интонации и соответствующая лексика делает речь победной и красивой.
1. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2006. – 224 с.
2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001. – 656 с .
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
4. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. – 540 с.
5. Бисималиева М. К. О понятиях «текст» и «дискурс» // Филологические науки. 1999, № 2. – 122 с.
6. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 336 с.
7. Maingueneau D. Analyse des textes de communication. – P.: Dunod, 1998.
8. Maingueneau D. Retour sur une catégorie : le genre // Texte et discours : catégories pour l’analyse. – Dijon : Editions Universitaires de Dijon, 2004. – P. 107-118.
9. Rastier F. Sens et textualité. – P. : Hachette, 1989.
10. Григорьева В. С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монография / В.С. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 288 с.
11. Гришаева Л. И. Дискурс, дискурсивное событие и текст / Л.И. Гришаева // Номинация и дискурс : материалы докл. междунар. науч. конф. ; Минск. гос. лингвист. ун-т. – Минск, 2006. – С. 11 – 13.
12. Сухих С. А. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / С.А. Сухих. – Краснодар, 1998. – 276 с.
13. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. (Оценка. Событие. Факт) / Н.Д. Арутюнова. – М. : Наука, 1988. – 338 с.
14. Клюев Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие / Е.В. Клюев. – М. : ПРИОР, 1998. – 224 с.
15. Зернецкий П. В. Четырехмерное пространство речевой деятельности / П.В. Зернецкий // Язык, дискурс, личность ; Твер. гос. ун-т. – Тверь, 1990. – С. 60 – 68.
16. Кашкин, В. Б. Сопоставительные исследования дискурса / В.Б. Кашкин // Концептуальное пространство языка ; Тамб. гос. ун-т. – Тамбов, 2005. – С. 337 – 353.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1988. – 281 с.
18. Иванченко А. И. Дискурс как реализация коммуникативных намерений в различных ситуациях общения. Иностранные языки в школе, № 1, 2009. С. 13-17.
19. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. - 248 с.
20. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта — Наука, 2007.-256 с.
21. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991—2000): Монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2001. - 328 с.
22. Халатян А.Б. Предвыборный дискурс [Текст] / А.Б. Халатян // Политическая лингвистика / Гл. ред. А.П. Чудинов; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2011. – Вып. 2(36). – C. 180–187
23. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: Традиции и новаторство. М., 1991. - 42 с.
24. Ильин М.В. 2002 Политический дискурс: слова и смыслы (Государство) // Полис. 1994. № 1. С. 127-140.
25. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.; Волгоград, 2004.-389 с.
26. Гаврилова М.В. Лингвокогнитивный анализ русского политического дискурса : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 СПб., 2005.
27. Паршина О.Н. Российская политическая речь: Теория и практика/ Под ред. О.Б. Сиротининой. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 232 с.
28. Бочарова Э.А. Политический дискурс как средство манипуляции сознанием : на материале президентских предвыборных кампаний в России и США 2007 - 2008 гг. : автореф. дис. ... канд. филол. наук.- Белгород, 2013.
29. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 288 с.
30. Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008.
31. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград, 2002, - 248с.
32. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2006.
33. Gumperz J.J. Discourse Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
34. Путин В.В.: Выступление перед доверенными лицами (12.02.2004) [Электронный ресурс] // URL: http://web.archive.org/web/20120525201717/http://putin2004.ru/12_02_2004_vystuplenie.html (дата обращения 01.05.2016)
35. Карасик В.И. Коммуникативная тональность / Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 20076. Вып.* 5. Жанр и культура. - С. 81 - 94
36. Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года) [Электронный ресурс] // URL: http://president2012.ru/kandidatyi/putin.html
37. Халатян А.Б. Коммуникативные стратегии и тактики современного предвыборного дискурса в России и США [Текст] / А.Б. Халатян // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – Выпуск №1. – C. 159 –164.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Настоящая курсовая работа, выполненная на материале президентских кампаний 2004 и 2012 гг. в России, посвящена исследованию динамики и специфики реализации политического дискурса в рамках политических PR-кампаний В.В. Путина.
Актуальность темы нашей курсовой работы обусловлена растущим интересом исследователей к политической коммуникации, отражающим интерес общества в целом к происходящим политическим процессам, в том числе и к процедуре избрания главы государства. Актуальность исследования также определяется необходимостью накопления и систематизации данных о способах, методах и приемах манипулятивного воздействия на общественное сознание, что может служить как поддержанию социальной и политической стабильности общества, так и формированию в обществе критического восприятия текстов, реализуемых политиками, журналистами и политтехнологами.
Объектом исследования в настоящей работе является политический дискурс в рамках предвыборных кампаний В.В. Путина.
Предмет исследования – жанровое своеобразие политического дискурса и специфика языкового воплощения речевых стратегий и тактик политического дискурса.
Цель курсовой работы: определить специфику политического дискурса, обладающего характерной жанровой системой и соответствующими стратегиями речевого поведения и их языкового воплощения.
Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи курсового исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) дать определения понятиям «дискурс», «политический дискурс», «политическая коммуникация»;
3) рассмотреть жанры политического дискурса;
4) определить стратегии и тактики эффективной предвыборной коммуникации.
5) исследовать языковую специфику текстов предвыборных, выступлений В.В. Путина в соответствии с коммуникативной целью, жанром, речевыми стратегиями и тактиками.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования стали исследования отечественных и зарубежных ученых в области политической лингвистики А.Н. Баранова, П.Б. Паршина, В.З. Демьянкова, А.П. Чудинова, О.Н. Паршиной, А.М. Стрельникова, О.Л. Михалевой и др. Выявление специфики жанровой организации политического дискурса проводится на основе исследований жанров речи В.В. Дементьева, К.Ф. Седова, Е.И. Шейгал, Т.В. Шмелевой, О.Н. Паршиной и др. Языковые особенности речевых стратегий и тактик предвыборного дискурса анализируются с учетом отечественных исследований политической коммуникации, проведенных О.С. Иссерс, А.П. Чудиновым, О.Л. Михалевой, О.Н. Паршиной, и др.
Практическая ценность выполненного исследования определяется' возможностью использования его результатов при чтении курсов по лингвистике текста, анализу дискурса, а также в рамках спецкурса «Политическая лингвистика».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1 Понятие и функционирование дискурса 5
1.2 Политический дискурс как объект лингвистического исследования 12
1.3 Коммуникативные стратегии и тактики современного политического дискурса 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В.В.ПУТИНА В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ 2004 И 2012 ГОДОВ 23
2.1 Политический стиль В.В. Путина как аспект анализа политического дискурса на материале предвыборных кампаний 2004 года 23
2.2 Анализ коммуникативных стратегий и тактик, реализованных в предвыборном дискурсе электоральной кампании 2012 года 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Растущий интерес исследователей к политической коммуникации отражает интерес общества в целом к происходящим политическим процессам, в том числе и к процедуре избрания главы государства.
Обобщение результатов исследования специфики политического дискурса в рамках политических PR-кампаний В.В.Путина 2004 и 2012 годов позволило сделать ряд итоговых выводов.
Реализации ключевой цели предвыборного дискурса способствуют следующие коммуникативные стратегии: стратегии ориентации, к которым относятся стратегия самопрезентации политиков и информационно-интерпретационная стратегия; стратегии убеждения, представленные аргументативной и агитационной стратегиями; конфронтационная стратегия, реализующая повышенную атональность исследуемого дискурса; интеграционная стратегия, формирующая эмоциональный фон восприятия предвыборного дискурса.
Каждая стратегия воплощается в речевых тактиках, реализуемых как эксплицитно, так и имплицитно.
В рамках нашего исследования было установлено, что наиболее полно в политическом дискурсе В.В. Путина представлены следующие стратегии:
- стратегия удержания власти, включающая информационно-интерпретационную стратегию (реализуется тактикой признания существования проблемы, тактикой акцентирования положительной информации, тактикой указания на путь решения проблемы) и стратегию формирования эмоционального настроя адресата (реализуется тактикой единения, тактикой учета ценностных ориентиров адресата);
- стратегии убеждения, включающая аргументативную стратегию (реализуется тактикой контрастивного (сопоставительного) анализа, тактикой указания на перспективу) и агитационную стратегию, представленную тактикой обещания.
Проведенный анализ показал, что выступления Президента отличаются тем, что хорошо запоминаются, основаны на традиционных риторических приемах, которые в совокупности формируют его политический стиль. В анализируемых текстах первого лица государства в целях объединения идентичностей выступающего и слушателей используются местоимения «мы», «наш» и глаголы 1-го лица множественного числа. Можно говорить о том, что президент говорит в лице всего народа, а также защищает свой народ. Образ выступающего лидера обладает признаками авторитарности, создает ауру доверия, а уверенность интонации и соответствующая лексика делает речь победной и красивой.
1. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2006. – 224 с.
2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001. – 656 с .
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
4. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. – 540 с.
5. Бисималиева М. К. О понятиях «текст» и «дискурс» // Филологические науки. 1999, № 2. – 122 с.
6. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 336 с.
7. Maingueneau D. Analyse des textes de communication. – P.: Dunod, 1998.
8. Maingueneau D. Retour sur une catégorie : le genre // Texte et discours : catégories pour l’analyse. – Dijon : Editions Universitaires de Dijon, 2004. – P. 107-118.
9. Rastier F. Sens et textualité. – P. : Hachette, 1989.
10. Григорьева В. С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монография / В.С. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 288 с.
11. Гришаева Л. И. Дискурс, дискурсивное событие и текст / Л.И. Гришаева // Номинация и дискурс : материалы докл. междунар. науч. конф. ; Минск. гос. лингвист. ун-т. – Минск, 2006. – С. 11 – 13.
12. Сухих С. А. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / С.А. Сухих. – Краснодар, 1998. – 276 с.
13. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. (Оценка. Событие. Факт) / Н.Д. Арутюнова. – М. : Наука, 1988. – 338 с.
14. Клюев Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие / Е.В. Клюев. – М. : ПРИОР, 1998. – 224 с.
15. Зернецкий П. В. Четырехмерное пространство речевой деятельности / П.В. Зернецкий // Язык, дискурс, личность ; Твер. гос. ун-т. – Тверь, 1990. – С. 60 – 68.
16. Кашкин, В. Б. Сопоставительные исследования дискурса / В.Б. Кашкин // Концептуальное пространство языка ; Тамб. гос. ун-т. – Тамбов, 2005. – С. 337 – 353.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1988. – 281 с.
18. Иванченко А. И. Дискурс как реализация коммуникативных намерений в различных ситуациях общения. Иностранные языки в школе, № 1, 2009. С. 13-17.
19. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. - 248 с.
20. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта — Наука, 2007.-256 с.
21. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991—2000): Монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2001. - 328 с.
22. Халатян А.Б. Предвыборный дискурс [Текст] / А.Б. Халатян // Политическая лингвистика / Гл. ред. А.П. Чудинов; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2011. – Вып. 2(36). – C. 180–187
23. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: Традиции и новаторство. М., 1991. - 42 с.
24. Ильин М.В. 2002 Политический дискурс: слова и смыслы (Государство) // Полис. 1994. № 1. С. 127-140.
25. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.; Волгоград, 2004.-389 с.
26. Гаврилова М.В. Лингвокогнитивный анализ русского политического дискурса : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 СПб., 2005.
27. Паршина О.Н. Российская политическая речь: Теория и практика/ Под ред. О.Б. Сиротининой. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 232 с.
28. Бочарова Э.А. Политический дискурс как средство манипуляции сознанием : на материале президентских предвыборных кампаний в России и США 2007 - 2008 гг. : автореф. дис. ... канд. филол. наук.- Белгород, 2013.
29. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 288 с.
30. Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008.
31. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград, 2002, - 248с.
32. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2006.
33. Gumperz J.J. Discourse Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
34. Путин В.В.: Выступление перед доверенными лицами (12.02.2004) [Электронный ресурс] // URL: http://web.archive.org/web/20120525201717/http://putin2004.ru/12_02_2004_vystuplenie.html (дата обращения 01.05.2016)
35. Карасик В.И. Коммуникативная тональность / Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 20076. Вып.* 5. Жанр и культура. - С. 81 - 94
36. Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года) [Электронный ресурс] // URL: http://president2012.ru/kandidatyi/putin.html
37. Халатян А.Б. Коммуникативные стратегии и тактики современного предвыборного дискурса в России и США [Текст] / А.Б. Халатян // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – Выпуск №1. – C. 159 –164.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую