Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

слова лексико-семантической группы

  • 9 страниц
  • 2016 год
  • 55 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Произведения В.Т. Шаламова всегда вызывали и вызывают неподдельный интерес со стороны исследователей-лингвистов. Их потенциальная многозначность просматривается, в первую очередь, в использованных автором арго. Значение слова в жаргонной лексике варьируется, главным образом, в зависимости от контекста. Но не только эта лексика уникальна по своему употреблению в рассказах писателя.
О героях В.Т. Шаламова, к примеру,можно сказать, что они сами по себе уже многолики и многогранны, не говоря о ключевых словах произведений, несущих на себе основную нагрузку смысла текста. Тем не менее, многозначность каждого шаламовского слова способен раскрыть лишь образованный читатель, способный внутренне осмыслить и додумать текст. В данной курсовой работе мы проанализируем слова лексико-семантической группы «Память» в прозаическом цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова».
Актуальность курсовой работы:многозначные словапостоянно присутствуют в речи человека и, по этой причине, всегда будет востребовано исследование данного пласта лексики.
Предметнашегоисследования –слова лексико-семантической группы «Память» в прозаическом цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова».
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что ее результатами могут воспользоваться лингвисты, преподаватели русского языка и литературы.
Практическая значимость состоит в возможностях использования данных нашей работы на занятиях по русскому языку и литературе.
Цель данной курсовой работы: исследовать особенности идиостиля В.Т. Шаламова и роль его использования в прозаическом цикле «Левый берег».
Поставленная цель предполагает решение комплекса конкретных задач курсовой работы:
Изучить и проанализировать современную литературу на предметкакие лингвистические, литературоведческие, философские и другие аспекты творчества В.Т. Шаламова на сегодняшний день изучены;
Найти и изучитьслова лексико-семантической группы «Память» в прозаическом цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова»;
Сделать статистическую обработку полученных данных, т. е. все слова разбить на ядерную (основную) и периферийную части;
Посчитать количество употреблений лексем, дать свой комментарий статистике;
Сравнить словарные значения слов группы "память" (в разных словарях) с теми значениями, которые эти слова приобретают в контексте рассказов Шаламова;
Выявить специфику значений слов лексико-семантической группы «Память» у В.Т. Шаламова, т. е. его идиостиля;
Сделать выводы для дальнейшего практического использования.
Методамиисследования нашей курсовой работы послужили: категоризация статей и научных трудов о творчестве В.Т. Шаламова и лексических особенностях употребления определенных лексем, совмещение (интегрирование) информации из учебных пособий и научных статей о данных словах и выражениях, анализ примеров слов и выражений лексико-семантической группы «Память» в прозаическом цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова», обработка полученной нами информации.
Структура работы подчинена основным целям исследования и решению поставленных в нем задач. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности прозы В. Т. Шаламова 5
1.2. Анализ произведения «Левый берег» В.Т. Шаламова 10
ГЛАВА 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ПАМЯТЬ» В «ЛЕВОМ БЕРЕГЕ» В.Т. ШАЛАМОВА 14
2.1. Ядерная группа единиц микрополя «Память» 14
2.2. Периферийная группа единиц микрополя «Память» 20
2.3. Анализ статистики употребления лексем 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Память» вцикле«Левыйберег»В.Т.Шаламоваявляетсяоднимизсамыхважныхструктурообразующихисмыслообразующихмотивов-символов. Концепт «память» для автора является, своего рода, личным качеством. Современники отмечают, что В.Т. Шаламов имел уникальную память и обладал навыком скорочтения. Однако «память» сыграло злую шутку в итоге с жизнью писателя: он помнит благодаря ей каждое мгновение своей жизни, проведенной в лагере, доставляя ему, таким образом, практически физическую боль: «мысли медленно двигались по опустевшему мозгу»,«медленно, с ощущением физической боли, перебирал я клетки памяти».«Ослабевшая голодная память» и т.д.
Общее количество употреблений лексем «память» в цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова»: 165единиц. Из них глаголы: 114единиц, существительные: 23единицы, оригинальные авторские слова и словосочетания: 18единиц, непосредственно, сама лексема «память»: 10 раз. К ядерной части, на наш взгляд, можно отнести: 140, к периферийной части (в контексте): 15единиц. Каждое из заглавий всех рассказов В.Т. Шаламова в цикле «Левый берег» являются концептом «память», потому как каждое из заглавий для автора было символом его какого-то воспоминания. Учитывая то, что В.Т. Шаламов пытался всё, что помнил, описать правдиво, без прикрас, доходя до того, что использовал при описании убийц их реальные фамилии, полагаем, что весь цикл его анализируемых нами произведений явно является воспоминанием писателя. Напомним, что вся книга «Левый берег» состоит из 25-ти рассказов, следовательно, общее количество употреблений лексем «память» в цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова»: 185 единиц.
Анализ данных, полученных нами в ходе исследования, а также разных типов словарей позволил нам выделить в лексико-семантическое поле ядро (140 единиц) и два микрополя, включающие 45 единиц.
Такое большое количество единиц, представляющие из себя концепт «память», являются концентратом всех произведений цикла «Левый берег», ввиду того, что главная мысль всех произведений В.Т. Шаламова сосредоточена во фразе: «ничто не должно быть забыто, никто не должен быть забыт». Надо помнить всё! Всех людей ГУЛАГа, и плохих, и хороших, всех поступков: и абсурдных, и удивительных, все моменты: и никчёмные и грандиозные необходимо помнить и рассказывать о них с той целью, чтобы помнили другие люди. Память предков хранит информацию для своих потомков, избранные гении, такие, как В.Т. Шаламов, бережно передают свою память, свой жизненный опыт широким массам не только с той целью, чтобы мы знали о том, какая была жизнь заключенных тех лет. А для того, чтобы мы все познавали в сравнении, и умели ценить простые вещи, близких людей, красоту природы, искусство. Иначе может случиться так, что мы всего можем этого лишиться, как и герои рассказов «Левый берег», и у нас останутся только воспоминания. А какие – это уже зависит от нас. Именно по этой причине наиболее часто в тексте произведений мы встречаем слова: «вспоминать».

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. ШаламовВ.Т.«Левыйберег»Издательство:«АСТ».Москва,2008.480с.
2. ВолковаЕ.В.ВарламШаламовПоединоксловасабсурдом//Вопросылитературы,1997,№6
3. Словарьтюремно-лагерно-блатногожаргона(речевойиграфическийпортретсоветскойтюрьмы)/Авторы-составителиД.С.Балдаев,В.К.Белко,И.М.Исупов.–М.:КраяМосквы,1992,526е.,ил.
4. ВладимирДаль:Толковыйсловарьживоговеликорусскогоязыка.В4томах.Изд-во:«Дрофа».2011.С.2734
5. ХалитоваН.Р.Дисс.насоиск.уч.ст.к.ф.н.«Лексико-семантическоеполе«ЖителистраныГУЛАГ»в«Колымскихрассказах»В.Т.Шаламова(особенностиструктурно-семантическойорганизации).Магнитогорск,2000.194с.
6. КазаринЮ.В.Филологическийанализпоэтическоготекста.Учебникдлявузов.ГРИФ–М.,2004.432с.Стр.349-380
7. ШаламовВ.Т.Собраниесочиненийв6томах.–М.,Художественнаялитература,Вагриус,2005.–384с.
8. МитинаЕ.А.Текстнаучнойстатьипоспециальности«Языкознание»:«Квопросуоструктурелексико-сематическогополя«смерть».ВестникЧелябинскогогосударственногопедагогическогоуниверситета.Выпуск№12/2010.С.291–302.
9. КарауловЮ.Н.Общаяирусскаяидеография.Изд-во:Либроком.Москва,2014,360с.
10. http://forum.vshansone.ru/showthread.php?p=4314
11. АнохинП.К.Биологияинейрофизиологияусловногорефлекса.—М.:Медицина,2008.—546
12. РозановаВ.А.ПСИХОЛОГИЯУПРАВЛЕНИЯ:Учебноепособие.изд.,5-е,перераб.идоп.—М.:Издательство«Альфа-Пресс»,2007.384c
13. Словарьсинонимоврусскогоязыка.Практическийсправочник.—М.:Русскийязык.З.Е.Александрова.2011.568с.
14. Memory.,EncyclopediaofPsychology:8-VolumeSetbyAlanE.Kazdin–OxfordUniversityPressMarch16,2000.
15. Генис А.А. Сад камней. Сергей Довлатов // Звезда. СПб. 2003. № 7. 238 с.
16. Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Волгоград, 2006. 148 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Произведения В.Т. Шаламова всегда вызывали и вызывают неподдельный интерес со стороны исследователей-лингвистов. Их потенциальная многозначность просматривается, в первую очередь, в использованных автором арго. Значение слова в жаргонной лексике варьируется, главным образом, в зависимости от контекста. Но не только эта лексика уникальна по своему употреблению в рассказах писателя.
О героях В.Т. Шаламова, к примеру,можно сказать, что они сами по себе уже многолики и многогранны, не говоря о ключевых словах произведений, несущих на себе основную нагрузку смысла текста. Тем не менее, многозначность каждого шаламовского слова способен раскрыть лишь образованный читатель, способный внутренне осмыслить и додумать текст. В данной курсовой работе мы проанализируем слова лексико-семантической группы «Память» в прозаическом цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова».
Актуальность курсовой работы:многозначные словапостоянно присутствуют в речи человека и, по этой причине, всегда будет востребовано исследование данного пласта лексики.
Предметнашегоисследования –слова лексико-семантической группы «Память» в прозаическом цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова».
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что ее результатами могут воспользоваться лингвисты, преподаватели русского языка и литературы.
Практическая значимость состоит в возможностях использования данных нашей работы на занятиях по русскому языку и литературе.
Цель данной курсовой работы: исследовать особенности идиостиля В.Т. Шаламова и роль его использования в прозаическом цикле «Левый берег».
Поставленная цель предполагает решение комплекса конкретных задач курсовой работы:
Изучить и проанализировать современную литературу на предметкакие лингвистические, литературоведческие, философские и другие аспекты творчества В.Т. Шаламова на сегодняшний день изучены;
Найти и изучитьслова лексико-семантической группы «Память» в прозаическом цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова»;
Сделать статистическую обработку полученных данных, т. е. все слова разбить на ядерную (основную) и периферийную части;
Посчитать количество употреблений лексем, дать свой комментарий статистике;
Сравнить словарные значения слов группы "память" (в разных словарях) с теми значениями, которые эти слова приобретают в контексте рассказов Шаламова;
Выявить специфику значений слов лексико-семантической группы «Память» у В.Т. Шаламова, т. е. его идиостиля;
Сделать выводы для дальнейшего практического использования.
Методамиисследования нашей курсовой работы послужили: категоризация статей и научных трудов о творчестве В.Т. Шаламова и лексических особенностях употребления определенных лексем, совмещение (интегрирование) информации из учебных пособий и научных статей о данных словах и выражениях, анализ примеров слов и выражений лексико-семантической группы «Память» в прозаическом цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова», обработка полученной нами информации.
Структура работы подчинена основным целям исследования и решению поставленных в нем задач. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности прозы В. Т. Шаламова 5
1.2. Анализ произведения «Левый берег» В.Т. Шаламова 10
ГЛАВА 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ПАМЯТЬ» В «ЛЕВОМ БЕРЕГЕ» В.Т. ШАЛАМОВА 14
2.1. Ядерная группа единиц микрополя «Память» 14
2.2. Периферийная группа единиц микрополя «Память» 20
2.3. Анализ статистики употребления лексем 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Память» вцикле«Левыйберег»В.Т.Шаламоваявляетсяоднимизсамыхважныхструктурообразующихисмыслообразующихмотивов-символов. Концепт «память» для автора является, своего рода, личным качеством. Современники отмечают, что В.Т. Шаламов имел уникальную память и обладал навыком скорочтения. Однако «память» сыграло злую шутку в итоге с жизнью писателя: он помнит благодаря ей каждое мгновение своей жизни, проведенной в лагере, доставляя ему, таким образом, практически физическую боль: «мысли медленно двигались по опустевшему мозгу»,«медленно, с ощущением физической боли, перебирал я клетки памяти».«Ослабевшая голодная память» и т.д.
Общее количество употреблений лексем «память» в цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова»: 165единиц. Из них глаголы: 114единиц, существительные: 23единицы, оригинальные авторские слова и словосочетания: 18единиц, непосредственно, сама лексема «память»: 10 раз. К ядерной части, на наш взгляд, можно отнести: 140, к периферийной части (в контексте): 15единиц. Каждое из заглавий всех рассказов В.Т. Шаламова в цикле «Левый берег» являются концептом «память», потому как каждое из заглавий для автора было символом его какого-то воспоминания. Учитывая то, что В.Т. Шаламов пытался всё, что помнил, описать правдиво, без прикрас, доходя до того, что использовал при описании убийц их реальные фамилии, полагаем, что весь цикл его анализируемых нами произведений явно является воспоминанием писателя. Напомним, что вся книга «Левый берег» состоит из 25-ти рассказов, следовательно, общее количество употреблений лексем «память» в цикле «Левый берег» В.Т. Шаламова»: 185 единиц.
Анализ данных, полученных нами в ходе исследования, а также разных типов словарей позволил нам выделить в лексико-семантическое поле ядро (140 единиц) и два микрополя, включающие 45 единиц.
Такое большое количество единиц, представляющие из себя концепт «память», являются концентратом всех произведений цикла «Левый берег», ввиду того, что главная мысль всех произведений В.Т. Шаламова сосредоточена во фразе: «ничто не должно быть забыто, никто не должен быть забыт». Надо помнить всё! Всех людей ГУЛАГа, и плохих, и хороших, всех поступков: и абсурдных, и удивительных, все моменты: и никчёмные и грандиозные необходимо помнить и рассказывать о них с той целью, чтобы помнили другие люди. Память предков хранит информацию для своих потомков, избранные гении, такие, как В.Т. Шаламов, бережно передают свою память, свой жизненный опыт широким массам не только с той целью, чтобы мы знали о том, какая была жизнь заключенных тех лет. А для того, чтобы мы все познавали в сравнении, и умели ценить простые вещи, близких людей, красоту природы, искусство. Иначе может случиться так, что мы всего можем этого лишиться, как и герои рассказов «Левый берег», и у нас останутся только воспоминания. А какие – это уже зависит от нас. Именно по этой причине наиболее часто в тексте произведений мы встречаем слова: «вспоминать».

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. ШаламовВ.Т.«Левыйберег»Издательство:«АСТ».Москва,2008.480с.
2. ВолковаЕ.В.ВарламШаламовПоединоксловасабсурдом//Вопросылитературы,1997,№6
3. Словарьтюремно-лагерно-блатногожаргона(речевойиграфическийпортретсоветскойтюрьмы)/Авторы-составителиД.С.Балдаев,В.К.Белко,И.М.Исупов.–М.:КраяМосквы,1992,526е.,ил.
4. ВладимирДаль:Толковыйсловарьживоговеликорусскогоязыка.В4томах.Изд-во:«Дрофа».2011.С.2734
5. ХалитоваН.Р.Дисс.насоиск.уч.ст.к.ф.н.«Лексико-семантическоеполе«ЖителистраныГУЛАГ»в«Колымскихрассказах»В.Т.Шаламова(особенностиструктурно-семантическойорганизации).Магнитогорск,2000.194с.
6. КазаринЮ.В.Филологическийанализпоэтическоготекста.Учебникдлявузов.ГРИФ–М.,2004.432с.Стр.349-380
7. ШаламовВ.Т.Собраниесочиненийв6томах.–М.,Художественнаялитература,Вагриус,2005.–384с.
8. МитинаЕ.А.Текстнаучнойстатьипоспециальности«Языкознание»:«Квопросуоструктурелексико-сематическогополя«смерть».ВестникЧелябинскогогосударственногопедагогическогоуниверситета.Выпуск№12/2010.С.291–302.
9. КарауловЮ.Н.Общаяирусскаяидеография.Изд-во:Либроком.Москва,2014,360с.
10. http://forum.vshansone.ru/showthread.php?p=4314
11. АнохинП.К.Биологияинейрофизиологияусловногорефлекса.—М.:Медицина,2008.—546
12. РозановаВ.А.ПСИХОЛОГИЯУПРАВЛЕНИЯ:Учебноепособие.изд.,5-е,перераб.идоп.—М.:Издательство«Альфа-Пресс»,2007.384c
13. Словарьсинонимоврусскогоязыка.Практическийсправочник.—М.:Русскийязык.З.Е.Александрова.2011.568с.
14. Memory.,EncyclopediaofPsychology:8-VolumeSetbyAlanE.Kazdin–OxfordUniversityPressMarch16,2000.
15. Генис А.А. Сад камней. Сергей Довлатов // Звезда. СПб. 2003. № 7. 238 с.
16. Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Волгоград, 2006. 148 с.

Купить эту работу

слова лексико-семантической группы

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 августа 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Ирина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-11-20
Курсовая работа

Спасибо автору

Общая оценка 5
Отзыв AlmightyJane об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-04-13
Курсовая работа

Работой довольна.

Общая оценка 5
Отзыв .......................................... ................................... об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-23
Курсовая работа

Спасибо большое! Работа на отлично!Раньше срока! Было два недочёта, но автор очень быстро всё исправил!Просто молодец!!!

Общая оценка 5
Отзыв Вера302 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-19
Курсовая работа

Спасибо за проделанную работу по курсовой! Приятно иметь дело с профессионалом)

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Конверсивный концепт "купля-продажа"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности сформированности предпосылок письменной речи у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Разговорный язык в студенческой среде.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

"Особенности перевода эмоциональной лексики с английского языка на русский (на материале романа Ф.С. Фитцджеральда <<Великий Гэтсби>>)".

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Структурные и семантические проблемы перевода политического текста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Понятие ораторской речи: архитектоника, коммуникативные намерения, комуникативный эффект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Использование метода проектов при обучении английскому языку в школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Коррекция пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня в условиях специально организованных занятий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Обогощение индивидуального лексикона дошкольников с общим недоразвитием речи(ОНР III уровень)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проблема перевода русских и украинских реалий на английский язык (на материале произведений Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Буль

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Особенности национальной языковой картины мира в свете переводческой практики.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽