Спасибо автору
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Данная работа посвящена морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку Лондонская лингвистическая школа представляет собой одно из самых значительных явлений в истории языкознания. Учеными Лондонской лингвистической школы был внесен большой вклад в развитие лингвистики, тем не менее, в России труды данных исследователей пока изучены недостаточно хорошо.
Также важно заметить, что появление Лондонской лингвистической школы стало ответом на те вызовы и проблемы в лингвистике, которые возникли в начале XX столетия. Поэтому в 20-30-е годы появляется структурализм, основные идеи которого связаны с использованием модели синхронного изучения живых языков. Лондонская школа принадлежит к лингвистическому структурализму.
В нашей стране труды Лондонской лингвистической школы преимущественно рассматривались в контексте развития лингвистического структурализма [Агибалова, 1990; Зарайский, 1996, 1999; Кубрякова, 1964; Нелюбин, 2008; Ольховиков, 1974]. Что касается зарубежных ученых, то они достаточно подробно занимались изучением различных аспектов достижений Лондонской лингвистической школы [Catford, 1969; Kempson, 1977; Lyons, 1961; Mitchell, 1975; Palmer, 1995; Plug, 2008; Robins, 1966, 1979, 1983].
Таким образом, актуальность изучаемой нами темы состоит в том, что Лондонская лингвистическая школа сыграла важную роль в языкознании, а многие аспекты деятельности этой школы, в частности, морфологическая терминология, недостаточно изучены. Особое внимание будет уделено трудам Джона Руперта Фёрса – главного представителя Лондонской школы. Дж. Р. Фёрс выстраивал свою лингвистическую концепцию от фонологии, поскольку он считал, что именно она позволяет раскрывать ключевые аспекты функционирования языкового строя, это важнейший метод лингвистики. Другое важное направление изучения Лондонской школы – это семантика, которая также рассматривается в сочетании с фонологией и морфологией.
Объект исследования нашей работы – лингвистическая теория Лондонской школы лингвистики, прежде всего, концепция ее основателя, британского лингвиста Дж. Р. Фёрса.
Предмет исследования – морфологическая терминология Лондонской школы лингвистики.
Теоретическая значимость исследования обусловлена попыткой комплексного анализа специфики морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы.
Практическая значимость исследования связана с тем, что материалы и выводы работы могут быть применены при составлении и чтении курсов лекций по общему языкознанию, истории языкознания, подготовке курсовых и выпускных квалаификционных работ и соответствующих методических пособий.
Цель работы – проанализировать специфику морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности структурализма как лингвистического направления.
2. Изучить историю становления Лондонской школы.
3. Изучить биографии и научные труды главных представителей Лондонской лингвистической школы.
4. Охарактеризовать проблему лингвистической терминологии.
5. Проанализировать морфологическую терминологию Лондонской лингвистической школы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного анализа морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы.
Материалом исследования послужили следующие термины, отобранные из теоретической литературы: грамматика, морфология, синтаксис, морфема, коренная морфема, аффикс, слово, части речи, существительное, глагол, местоимение, прилагательное, детерминатив, союз, грамматическая категория, коллокация и коллигация. Таким образом, было проанализировано 17 терминов.
В процессе исследования были использованы следующие методы исследования: описательный, аналитический, метод систематизации.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования, выделяются объект и предмет исследования, формулируется его актуальность, цель, задачи, теоретическая и практическая значимость, а также научная новизна исследования.
Первая глава «Теоретические аспекты: история Лондонской лингвистической школы и ее особенности» носит теоретический характер, в ней освещаются общие идеи структурализма и представителей Лондонской лингвистической школы.
Вторая глава «Морфологическая терминология Лондонской лингвистической школы» посвящена проблеме лингвистической терминологии и множественности лингвистических терминов, в частности проводится анализ морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы. Анализ проводится на основе главного принципа «лондонцев» - отсутствие разделения морфологии и синтаксиса, выделения их в разные аспекты грамматики.
В заключении представлены выводы по исследованию. В конце работы прилагается список использованной теоретической литературы. Список использованных источников содержит 48 наименований.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты: история Лондонской лингвистической школы и ее особенности 6
1.1. Лингвоисториография как научная дисциплина 6
1.2. Структурализм и его направления 8
1.3. Лондонская лингвистическая школа: история, особенности, основные положения 13
1.4. Представители Лондонской лингвистической школы и их исследования 17
Глава 2. Морфологическая терминология Лондонской лингвистической школы 32
2.1. Общая характеристика морфологического уровняя зыковой системы 32
2.2. Проблема лингвистической терминологии как особой терминосистемы 36
2.3. Проблема морфологической терминологии в трудах представителей Лондонской лингвистической школы 42
2.4. Коллокация и коллигация 50
Заключение 53
Список литературы 55
Цель курсовой работы была проанализировать специфику морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами было определено, что Лондонская лингвистическая школа относится к числу значительных явлений в развитии языкознания. Данное направление сложилось и организационно оформилось в 40-х годах XX века и представляло собой совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) формальному описанию языка.
Основателем Лондонской школы является Дж. Ферс, его концепция сформировалась под влиянием идей британского антрополога и лингвиста Б. Малиновского. Ближайшим преемником Дж.Р. Фёрса был Майкл Александр Кирквуд Халлидэй (Michael Alexander Kirkwood Halliday), который разработал теорию функциональной грамматики и социосемиотическую концепцию языка. Кроме того, ученый вел исследования по вопросам интонации и по дискурсивному анализу.
Кроме того, принято считать, что идеи Дж. Р. Фёрса (1948) наряду с теориями Бернарда Блоха (Bernard Bloch, 1948) и Чарльза Хоккета (Charles Hockett, 1955) послужили основой для создания отдельного раздела фонологии, автосегментной фонологии (autosegmental phonology), или теории фонологической репрезентации.
Другое достижение Лондонской школы – формирование контекстуальной теории значения. Данная теория позволила совершить прорыв в изучении грамматики, лингвистики.
Что касается специфики терминологии Лондонской школы, то особое внимание на терминологию и технику лингвистического описания обращает Дж. Фёрс. При этом, мы отметили, что под терминологией необходиом понимать совокупность слов и словосочетаний, обозначающих специальные научные и технические понятия и служащих для осуществления коммуникации в данной области.
В рамках нашего исследования проводился анализ специфики морфологической терминологии Лондонской школы и мы пришли к выводу, что она обладает следующим качеством – выстраивается в русле фонологической теории и контекстуальной теории значения.
Так, некоторые представители Лондонской школы, в частности Дж. Фёрс, В. Аллен, Р. Робинс, В. Хаас, М. Халлидей не выделяли две части грамматики – морфологию и синтаксис, поскольку считали это нецелесообразным, в то время как Ф. Палмер в рамках грамматики разделял морфологию и синтаксис.
Специфика морфологической теории Лондонской школы объясняется также и тем, что они выбрали совершенно иной подход к морфеме. Если представители американского структурализма выбирают морфему в качестве основной единицы описания, то представители Лондонской школы ориентируется на иные единицы – слово и целые предложения.
Важнейшие морфологические термины Лондонской школы – это коллигация и коллокация. Были они введены Дж. Ферсом. Термин «коллигация» трактуется как совокупность морфолого-синтаксических условий, обеспечивающих сочетаемость языковых единиц.
Проанализировав морфологическую терминологию Лондонской лингвистической школы, можно сделать вывод о том, что морфология не занимала первостепенного места в трудах представителей Лондонской лингвистической школы, тем не менее, морфологическая терминология лондонцев достаточно интересна и самобытна. Ее специфика определяется тем, что представители Лондонской школы использовали в качестве базового следующий принцип: фонетика и фонология представляют основу для описания языковой системы, морфология не может существовать и развиваться вне фонетики, тогда как достижения семантики основаны, в свою очередь, на фонетике и морфологии; внутри грамматики отсутствует разделение на морфологию и синтаксис.
Все рассмотренные термины позволяют заключить, что, несмотря на то, что морфология в том или ином виде была представлена во всех направлениях структурной лингвистики, фактически не было создано всеобъемлющей морфологической теории, основанной на единых принципах анализа и описания. Термины и взгляды представителей Лондонской лингвистической школы различались в некоторых аспектах исследований. Таким образом, лингвистическая терминология достаточно сложная система, термины в которой могут характеризоваться неоднозначностью ввиду различных подходов к их определению.
1. Амирова Т. А. История языкознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Амирова, Б.А.Ольховиков, Ю.В.Рождественский; Под ред. С. Ф. Гончаренко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 672 с.
2. Асадзума, Э. Понятие «децентрализации» во взглядах Р.О. Якобсона на коммуникативную теорию. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.actalinguistica.com/arhiv/index.php/als/article/download/161/214
3. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://refdb.ru/look/3926610-p12.html
4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1975. 304 с.
5. Беседина, Н.А. Морфологически передаваемые концепты. / Н.А. Беседина. – Белгород: БелГУ, 2006. – 214 с.
6. Вейсалов, Ф.Я. Р.О. Якобсон: несколько слов о его лингвистической деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.translit.az/ELEKTRON%20KITABXANA/ELMNEZERIMESELE/Faxraddin_Veysalli/Faxraddin_Veysalli-Yakobson.htm
7. Влавацкая, М.В. Валентность как потенциал языковой синтагматики: лексикографический аспект / М.В. Влавацкая // Грамота. – № 1. – 2012. – С.46-51.
8. Гаврилова, Ю.В. Системно-функциональное направление в лингвистике Майкла Халлидея / Ю.В. Гаврилова // Вестник МГОУ. – № 3. – 2014.
9. Гаврилова, Ю.В. Лондонская лингвистическая школа и концепция Джона Руперта Фёрса: диссертация кандидата филологических наук: 10.02.19 / Гаврилова Юлия Викторовна [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. М., 2010.– 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1191. [Электронный ресурс]
10. Гринев-Гриневич, С.В. Введение в терминографию: Как просто и легко составить словарь: Учебное пособие. – Изд. 3-е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 224 с.
11. Зарайский, А.А. Контенсивная лингвистика Великобритании 20 века. [Электронный ресурс] – Саратов, 2010. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25489866
12. Зарайский, А.А. Проблема анализа текста и роль контекста ситуации (на примере преемственности лингвистических взглядов британских лингвистов Дж. Ферса и М. Халлидея). / А.А. Зарайский // Язык и мир изучаемого языка. – № 4. – 2013. – С. 25-31.
13. Зарайский, А.А. Основные вехи становления и развития английского языкознания / А.А. Зарайский // Язык и мир изучаемого языка. – № 5. – 2014. – С. 43-58.
14. Зарайский, АА. Из истории лингвистических учений: этнографический анализ языка в учении Б. Малиновского. / А.А. Зарайский // Язык. Социум. Культура. – Саратов, 2016. – С. 27-31.
15. Зарайский, А.А. Русское и английское языкознание: к проблеме влияния. / А.А. Зарайский // Язык и мир изучаемого языка. – № 6. – 2015. – С. 28-43.
16. Ивина, Л.В. Лингво-когнитивные основы анализа отраслевых терминосистем (на примере англоязычной терминологии венчурного финансирования). – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
17. Кодухов, В.И. Общее языкознание: учебник для студентов филол. специальностей. – М.: Высшая школа, 1974. – 303 с.
18. Кубрякова, Е.С. Из истории английского структурализма. Лондонская лингвистическая школа. / Е.С. Кубрякова // Основные направления структурализма. – М.: Наука, 1964. – 360 с.
19. Кукля, Е.Г. Сопоставительное исследование терминосистем лингвистической семантики (на материале концепций языкового значения Лондонской лингвистической школы): дис: канд. филол. наук: 10.02.19 / Е.Г. Кукля. – Л., 1989. – 229 с.
20. Лейчик, В.М. Термин и его определение // Терминоведение и терминография в индоевропейских языках: Сб. науч. тр. – Владивосток, 1987. – С. 142.
21. Лотте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. Вопросы и теории методики [Текст] / Д.С. Лотте. – КТТ АН СССР, 1961. – 158 с.
22. Назаренко, Н.А. Структурно-семантические и функциональные характеристики экономической терминологии (в рамках сегмента терминосферы «рыночная экономика»): дисс. канд. филолог. наук. – Ставрополь, 2005. – 245 с.
23. Нелюбин, Л.Л., Хухуни, Г.Т. История науки о языке: учебник. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 376 с.
24. Ольховиков, Б.А. История языкознания. Лондонская лингвистическая школа. / Б.А. Ольховиков. – М.: Наука, 1974. – 360 с.
25. Основные направления структурализма / М.М. Гухман, В.Н. Ярцева. – М., 1964. – 362 с.
26. Попова, Л.В. Лингвистический термин: проблема качества (Опыт составления «Комплексного словаря терминов функциональной грамматики»): монография / Л.В. Попова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 198 с.
27. Розенталь, Д.Э. Словарь лингвистических терминов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/m.php
28. Сидоренко О.В. Историография IX – нач. XX вв. Отечественной истории. – Владивосток, 2004. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/020/41020/files/dvgu141.pdf
29. Суперанская, А.В., Подольская, Н.В., Васильева, Н.В. Общая терминология: Вопросы теории. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 248 с.
30. Сусов, И.П. История языкознания. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/141.susov/source/worddocuments/98.htm
31. Фёрс, Дж.Р. Техника семантики / Дж.Р. Ферс // Новое в лингвистике. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. Вып. 2. – С. 72-97.
32. Хэллидей, М.А.К. Лингвистическая функция и литературный стиль / М.А.К. Халлидей // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 9. – М.: Наука, 1980.
33. Шарафутдинова, Н.С. Теория и история лингвистической науки / Н.С. Шарафутдинова. – М.: Восток-Запад, 2015. – 346 с.
34. Шулежкова, С.Г. История лингвистических учений: Учебное пособие для студентов филологических факультетов / С.Г. Шулежкова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 400 с.
35. Энциклопедия Кругосвет 1997-2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/STRUKTURALIZM.html?page=0,3
36. Ярцева, В.Н., Арутюнова, Н.Д., Виноградов, В.А. и др. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1998. – 687 с.
37. Firth, J.R. The English School of Phonetics // Papers in Linguistics 1934-1951. London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 92-120.
38. Firth, J.R. The Use and Distribution of Certain English Sounds // Papers in Linguistics 1934-1951. London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 34-46.
39. Firth, J.R. Sounds and Prosodies // Papers in Linguistics 1934-1951. – London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 121-138.
40. Firth, J.R. The Semantics of Linguistic Science // Papers in Linguistics 1934-1951. London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 139-147.
41. Firth, J.R. The Technique of Semantics // Papers in Linguistics 1934-1951. – London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 3-33.
42. Firth, J.R. Speech // The Tongues of Men and Speech. – London, Oxford Univ. Press, 1964. –P. 139-211.
43. Firth, J.R. A Synopsis of Linguistic Theory 1930-1955 (1957) // Selected Papers of J. R. Firth / Ed. by F.R. Palmer. – London: Longman, 1968. – P. 168-205.
44. Halliday, M.A.K. Halliday’s Introduction to Functional Grammar / Revised by Christian M.I.M. Matthiessen. – London, 2014. – 805 p.
45. Halliday, M.A.K. Lexis as a Linguistic Level. // In Memory of J.R. Firth / Ed. by C.E. Bazell: London, Longmans, 1966. – P. 148-161.
46. Halliday, M.A.K. System and function // Selected papers / Ed. by G.R. Kress – London: Oxford Univ. Press, 1976. – 250 p.
47. Halliday, M.A.K. Systemic Theory // Concise history of the language sciences: from the Sumerians to the Cognitivists. / Ed. by E.F.K. Koerner, R.E. Asher. – Oxford: Pergamon, 1955. – P. 272-275.
48. Palmer, F. Grammar. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.academia.edu/9701897/Grammar_by_Frank_Palmer
49. Robins, R.H. General Linguistics: An introductory survey. – Bloomington, 1964. – 412 p.
50. Sweet, H. The Practical Study of Languages. A Guide for Teachers and Learners. – London: OxfordUniv. Press, 1964. – 276 p.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Данная работа посвящена морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку Лондонская лингвистическая школа представляет собой одно из самых значительных явлений в истории языкознания. Учеными Лондонской лингвистической школы был внесен большой вклад в развитие лингвистики, тем не менее, в России труды данных исследователей пока изучены недостаточно хорошо.
Также важно заметить, что появление Лондонской лингвистической школы стало ответом на те вызовы и проблемы в лингвистике, которые возникли в начале XX столетия. Поэтому в 20-30-е годы появляется структурализм, основные идеи которого связаны с использованием модели синхронного изучения живых языков. Лондонская школа принадлежит к лингвистическому структурализму.
В нашей стране труды Лондонской лингвистической школы преимущественно рассматривались в контексте развития лингвистического структурализма [Агибалова, 1990; Зарайский, 1996, 1999; Кубрякова, 1964; Нелюбин, 2008; Ольховиков, 1974]. Что касается зарубежных ученых, то они достаточно подробно занимались изучением различных аспектов достижений Лондонской лингвистической школы [Catford, 1969; Kempson, 1977; Lyons, 1961; Mitchell, 1975; Palmer, 1995; Plug, 2008; Robins, 1966, 1979, 1983].
Таким образом, актуальность изучаемой нами темы состоит в том, что Лондонская лингвистическая школа сыграла важную роль в языкознании, а многие аспекты деятельности этой школы, в частности, морфологическая терминология, недостаточно изучены. Особое внимание будет уделено трудам Джона Руперта Фёрса – главного представителя Лондонской школы. Дж. Р. Фёрс выстраивал свою лингвистическую концепцию от фонологии, поскольку он считал, что именно она позволяет раскрывать ключевые аспекты функционирования языкового строя, это важнейший метод лингвистики. Другое важное направление изучения Лондонской школы – это семантика, которая также рассматривается в сочетании с фонологией и морфологией.
Объект исследования нашей работы – лингвистическая теория Лондонской школы лингвистики, прежде всего, концепция ее основателя, британского лингвиста Дж. Р. Фёрса.
Предмет исследования – морфологическая терминология Лондонской школы лингвистики.
Теоретическая значимость исследования обусловлена попыткой комплексного анализа специфики морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы.
Практическая значимость исследования связана с тем, что материалы и выводы работы могут быть применены при составлении и чтении курсов лекций по общему языкознанию, истории языкознания, подготовке курсовых и выпускных квалаификционных работ и соответствующих методических пособий.
Цель работы – проанализировать специфику морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности структурализма как лингвистического направления.
2. Изучить историю становления Лондонской школы.
3. Изучить биографии и научные труды главных представителей Лондонской лингвистической школы.
4. Охарактеризовать проблему лингвистической терминологии.
5. Проанализировать морфологическую терминологию Лондонской лингвистической школы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного анализа морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы.
Материалом исследования послужили следующие термины, отобранные из теоретической литературы: грамматика, морфология, синтаксис, морфема, коренная морфема, аффикс, слово, части речи, существительное, глагол, местоимение, прилагательное, детерминатив, союз, грамматическая категория, коллокация и коллигация. Таким образом, было проанализировано 17 терминов.
В процессе исследования были использованы следующие методы исследования: описательный, аналитический, метод систематизации.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования, выделяются объект и предмет исследования, формулируется его актуальность, цель, задачи, теоретическая и практическая значимость, а также научная новизна исследования.
Первая глава «Теоретические аспекты: история Лондонской лингвистической школы и ее особенности» носит теоретический характер, в ней освещаются общие идеи структурализма и представителей Лондонской лингвистической школы.
Вторая глава «Морфологическая терминология Лондонской лингвистической школы» посвящена проблеме лингвистической терминологии и множественности лингвистических терминов, в частности проводится анализ морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы. Анализ проводится на основе главного принципа «лондонцев» - отсутствие разделения морфологии и синтаксиса, выделения их в разные аспекты грамматики.
В заключении представлены выводы по исследованию. В конце работы прилагается список использованной теоретической литературы. Список использованных источников содержит 48 наименований.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты: история Лондонской лингвистической школы и ее особенности 6
1.1. Лингвоисториография как научная дисциплина 6
1.2. Структурализм и его направления 8
1.3. Лондонская лингвистическая школа: история, особенности, основные положения 13
1.4. Представители Лондонской лингвистической школы и их исследования 17
Глава 2. Морфологическая терминология Лондонской лингвистической школы 32
2.1. Общая характеристика морфологического уровняя зыковой системы 32
2.2. Проблема лингвистической терминологии как особой терминосистемы 36
2.3. Проблема морфологической терминологии в трудах представителей Лондонской лингвистической школы 42
2.4. Коллокация и коллигация 50
Заключение 53
Список литературы 55
Цель курсовой работы была проанализировать специфику морфологической терминологии Лондонской лингвистической школы.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами было определено, что Лондонская лингвистическая школа относится к числу значительных явлений в развитии языкознания. Данное направление сложилось и организационно оформилось в 40-х годах XX века и представляло собой совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) формальному описанию языка.
Основателем Лондонской школы является Дж. Ферс, его концепция сформировалась под влиянием идей британского антрополога и лингвиста Б. Малиновского. Ближайшим преемником Дж.Р. Фёрса был Майкл Александр Кирквуд Халлидэй (Michael Alexander Kirkwood Halliday), который разработал теорию функциональной грамматики и социосемиотическую концепцию языка. Кроме того, ученый вел исследования по вопросам интонации и по дискурсивному анализу.
Кроме того, принято считать, что идеи Дж. Р. Фёрса (1948) наряду с теориями Бернарда Блоха (Bernard Bloch, 1948) и Чарльза Хоккета (Charles Hockett, 1955) послужили основой для создания отдельного раздела фонологии, автосегментной фонологии (autosegmental phonology), или теории фонологической репрезентации.
Другое достижение Лондонской школы – формирование контекстуальной теории значения. Данная теория позволила совершить прорыв в изучении грамматики, лингвистики.
Что касается специфики терминологии Лондонской школы, то особое внимание на терминологию и технику лингвистического описания обращает Дж. Фёрс. При этом, мы отметили, что под терминологией необходиом понимать совокупность слов и словосочетаний, обозначающих специальные научные и технические понятия и служащих для осуществления коммуникации в данной области.
В рамках нашего исследования проводился анализ специфики морфологической терминологии Лондонской школы и мы пришли к выводу, что она обладает следующим качеством – выстраивается в русле фонологической теории и контекстуальной теории значения.
Так, некоторые представители Лондонской школы, в частности Дж. Фёрс, В. Аллен, Р. Робинс, В. Хаас, М. Халлидей не выделяли две части грамматики – морфологию и синтаксис, поскольку считали это нецелесообразным, в то время как Ф. Палмер в рамках грамматики разделял морфологию и синтаксис.
Специфика морфологической теории Лондонской школы объясняется также и тем, что они выбрали совершенно иной подход к морфеме. Если представители американского структурализма выбирают морфему в качестве основной единицы описания, то представители Лондонской школы ориентируется на иные единицы – слово и целые предложения.
Важнейшие морфологические термины Лондонской школы – это коллигация и коллокация. Были они введены Дж. Ферсом. Термин «коллигация» трактуется как совокупность морфолого-синтаксических условий, обеспечивающих сочетаемость языковых единиц.
Проанализировав морфологическую терминологию Лондонской лингвистической школы, можно сделать вывод о том, что морфология не занимала первостепенного места в трудах представителей Лондонской лингвистической школы, тем не менее, морфологическая терминология лондонцев достаточно интересна и самобытна. Ее специфика определяется тем, что представители Лондонской школы использовали в качестве базового следующий принцип: фонетика и фонология представляют основу для описания языковой системы, морфология не может существовать и развиваться вне фонетики, тогда как достижения семантики основаны, в свою очередь, на фонетике и морфологии; внутри грамматики отсутствует разделение на морфологию и синтаксис.
Все рассмотренные термины позволяют заключить, что, несмотря на то, что морфология в том или ином виде была представлена во всех направлениях структурной лингвистики, фактически не было создано всеобъемлющей морфологической теории, основанной на единых принципах анализа и описания. Термины и взгляды представителей Лондонской лингвистической школы различались в некоторых аспектах исследований. Таким образом, лингвистическая терминология достаточно сложная система, термины в которой могут характеризоваться неоднозначностью ввиду различных подходов к их определению.
1. Амирова Т. А. История языкознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Амирова, Б.А.Ольховиков, Ю.В.Рождественский; Под ред. С. Ф. Гончаренко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 672 с.
2. Асадзума, Э. Понятие «децентрализации» во взглядах Р.О. Якобсона на коммуникативную теорию. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.actalinguistica.com/arhiv/index.php/als/article/download/161/214
3. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://refdb.ru/look/3926610-p12.html
4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1975. 304 с.
5. Беседина, Н.А. Морфологически передаваемые концепты. / Н.А. Беседина. – Белгород: БелГУ, 2006. – 214 с.
6. Вейсалов, Ф.Я. Р.О. Якобсон: несколько слов о его лингвистической деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.translit.az/ELEKTRON%20KITABXANA/ELMNEZERIMESELE/Faxraddin_Veysalli/Faxraddin_Veysalli-Yakobson.htm
7. Влавацкая, М.В. Валентность как потенциал языковой синтагматики: лексикографический аспект / М.В. Влавацкая // Грамота. – № 1. – 2012. – С.46-51.
8. Гаврилова, Ю.В. Системно-функциональное направление в лингвистике Майкла Халлидея / Ю.В. Гаврилова // Вестник МГОУ. – № 3. – 2014.
9. Гаврилова, Ю.В. Лондонская лингвистическая школа и концепция Джона Руперта Фёрса: диссертация кандидата филологических наук: 10.02.19 / Гаврилова Юлия Викторовна [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. М., 2010.– 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1191. [Электронный ресурс]
10. Гринев-Гриневич, С.В. Введение в терминографию: Как просто и легко составить словарь: Учебное пособие. – Изд. 3-е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 224 с.
11. Зарайский, А.А. Контенсивная лингвистика Великобритании 20 века. [Электронный ресурс] – Саратов, 2010. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25489866
12. Зарайский, А.А. Проблема анализа текста и роль контекста ситуации (на примере преемственности лингвистических взглядов британских лингвистов Дж. Ферса и М. Халлидея). / А.А. Зарайский // Язык и мир изучаемого языка. – № 4. – 2013. – С. 25-31.
13. Зарайский, А.А. Основные вехи становления и развития английского языкознания / А.А. Зарайский // Язык и мир изучаемого языка. – № 5. – 2014. – С. 43-58.
14. Зарайский, АА. Из истории лингвистических учений: этнографический анализ языка в учении Б. Малиновского. / А.А. Зарайский // Язык. Социум. Культура. – Саратов, 2016. – С. 27-31.
15. Зарайский, А.А. Русское и английское языкознание: к проблеме влияния. / А.А. Зарайский // Язык и мир изучаемого языка. – № 6. – 2015. – С. 28-43.
16. Ивина, Л.В. Лингво-когнитивные основы анализа отраслевых терминосистем (на примере англоязычной терминологии венчурного финансирования). – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
17. Кодухов, В.И. Общее языкознание: учебник для студентов филол. специальностей. – М.: Высшая школа, 1974. – 303 с.
18. Кубрякова, Е.С. Из истории английского структурализма. Лондонская лингвистическая школа. / Е.С. Кубрякова // Основные направления структурализма. – М.: Наука, 1964. – 360 с.
19. Кукля, Е.Г. Сопоставительное исследование терминосистем лингвистической семантики (на материале концепций языкового значения Лондонской лингвистической школы): дис: канд. филол. наук: 10.02.19 / Е.Г. Кукля. – Л., 1989. – 229 с.
20. Лейчик, В.М. Термин и его определение // Терминоведение и терминография в индоевропейских языках: Сб. науч. тр. – Владивосток, 1987. – С. 142.
21. Лотте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. Вопросы и теории методики [Текст] / Д.С. Лотте. – КТТ АН СССР, 1961. – 158 с.
22. Назаренко, Н.А. Структурно-семантические и функциональные характеристики экономической терминологии (в рамках сегмента терминосферы «рыночная экономика»): дисс. канд. филолог. наук. – Ставрополь, 2005. – 245 с.
23. Нелюбин, Л.Л., Хухуни, Г.Т. История науки о языке: учебник. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 376 с.
24. Ольховиков, Б.А. История языкознания. Лондонская лингвистическая школа. / Б.А. Ольховиков. – М.: Наука, 1974. – 360 с.
25. Основные направления структурализма / М.М. Гухман, В.Н. Ярцева. – М., 1964. – 362 с.
26. Попова, Л.В. Лингвистический термин: проблема качества (Опыт составления «Комплексного словаря терминов функциональной грамматики»): монография / Л.В. Попова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 198 с.
27. Розенталь, Д.Э. Словарь лингвистических терминов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/m.php
28. Сидоренко О.В. Историография IX – нач. XX вв. Отечественной истории. – Владивосток, 2004. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/020/41020/files/dvgu141.pdf
29. Суперанская, А.В., Подольская, Н.В., Васильева, Н.В. Общая терминология: Вопросы теории. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 248 с.
30. Сусов, И.П. История языкознания. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/141.susov/source/worddocuments/98.htm
31. Фёрс, Дж.Р. Техника семантики / Дж.Р. Ферс // Новое в лингвистике. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. Вып. 2. – С. 72-97.
32. Хэллидей, М.А.К. Лингвистическая функция и литературный стиль / М.А.К. Халлидей // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 9. – М.: Наука, 1980.
33. Шарафутдинова, Н.С. Теория и история лингвистической науки / Н.С. Шарафутдинова. – М.: Восток-Запад, 2015. – 346 с.
34. Шулежкова, С.Г. История лингвистических учений: Учебное пособие для студентов филологических факультетов / С.Г. Шулежкова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 400 с.
35. Энциклопедия Кругосвет 1997-2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/STRUKTURALIZM.html?page=0,3
36. Ярцева, В.Н., Арутюнова, Н.Д., Виноградов, В.А. и др. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1998. – 687 с.
37. Firth, J.R. The English School of Phonetics // Papers in Linguistics 1934-1951. London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 92-120.
38. Firth, J.R. The Use and Distribution of Certain English Sounds // Papers in Linguistics 1934-1951. London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 34-46.
39. Firth, J.R. Sounds and Prosodies // Papers in Linguistics 1934-1951. – London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 121-138.
40. Firth, J.R. The Semantics of Linguistic Science // Papers in Linguistics 1934-1951. London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 139-147.
41. Firth, J.R. The Technique of Semantics // Papers in Linguistics 1934-1951. – London: Oxford Univ. Press, 1957. – P. 3-33.
42. Firth, J.R. Speech // The Tongues of Men and Speech. – London, Oxford Univ. Press, 1964. –P. 139-211.
43. Firth, J.R. A Synopsis of Linguistic Theory 1930-1955 (1957) // Selected Papers of J. R. Firth / Ed. by F.R. Palmer. – London: Longman, 1968. – P. 168-205.
44. Halliday, M.A.K. Halliday’s Introduction to Functional Grammar / Revised by Christian M.I.M. Matthiessen. – London, 2014. – 805 p.
45. Halliday, M.A.K. Lexis as a Linguistic Level. // In Memory of J.R. Firth / Ed. by C.E. Bazell: London, Longmans, 1966. – P. 148-161.
46. Halliday, M.A.K. System and function // Selected papers / Ed. by G.R. Kress – London: Oxford Univ. Press, 1976. – 250 p.
47. Halliday, M.A.K. Systemic Theory // Concise history of the language sciences: from the Sumerians to the Cognitivists. / Ed. by E.F.K. Koerner, R.E. Asher. – Oxford: Pergamon, 1955. – P. 272-275.
48. Palmer, F. Grammar. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.academia.edu/9701897/Grammar_by_Frank_Palmer
49. Robins, R.H. General Linguistics: An introductory survey. – Bloomington, 1964. – 412 p.
50. Sweet, H. The Practical Study of Languages. A Guide for Teachers and Learners. – London: OxfordUniv. Press, 1964. – 276 p.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую