УДК 340.142
ФИО
Студент
ВУЗ
ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ
В экономике, основанной на знаниях, высшее образование становится важным фактором национальной конкурентоспособности. Это создает наиболее продуктивный человеческий капитал, в котором генерируются знания и инновации. Поэтому последние десятилетия были отмечены ростом конкуренции в высшем образовании.
Глобальная конкурентоспособность в национальной системе в высшем образовании формируется за счет работы по всем направлениям, а критерии успеха определяются как на уровне системы в целом, так и на уровне отдельных сегментов, а также на уровне отдельных организаций. [2, с.147].
Необходимость оценки эффективности системы в области политики высшего образования и результатов международного сравнения широко признана, но, несмотря на активное групповое обсуждение, на уровне международных организаций таких как: ЮНЕСКО, ОЭСР, ряд подходов к системе сравнения очень ограничен.
Ситуация объясняется тем, что система высшего образования в России многофункциональна и их задачи очень разные. Нет единого мнения о том, что означает «качество» системы в высшем образовании.
Одним из ключевых показателей привлекательности высшего образования во всем мире является количество обучающихся в России иностранных студентов, , и их доля в общем количестве студентов.
Сегодня в российских вузах обучаются 200 000 иностранных студентов. Россия была страной с наибольшим количеством иностранных студентов в последние годы. Однако доля иностранных студентов свидетельствует о низкой международной интеграции.
Оценивая конкурентоспособность вузов страны, следует отметить, что государственные,крупные вузы занимают главные позиции. В основном это связано с определенной локализацией монополии в регионе и специальностями.
Конкурентная среда в настоящее время, воспроизводится особенно в гуманитарных науках, таких как бизнес и право, так как данные науки получают развитие в частных колледжах и заинтересованы в росте соискателя. В этом отношении ведущие университеты страны находятся в некоторой степени вне конкурентной среды, и студенты конкурируют за их поступление. [7, с.76].
Авторитет ведущих университетов во многом сохранен только благодаря заслугам последних нескольких лет.
Фактически, все недостатки вызывают негодование среди студентов и даже преподавателей, и вся эта отрицательная информация накапливается, и реальная ситуация постепенно будет становится ясной, приближающейся, а также тех, кто поступает в тот или иной университет.
Интернет и все современные технологии позволяют оперативно получить оперативную информацию о том, что происходит в системе высшего образования.
В числе мер по улучшению конкурентоспособности у российских вузов, выделяется проект "5-100", для российских вузов. Данный проект осуществляется Правительством Российской Федерации в области подготовки кадров на протяжении нескольких лет.
В проекте принимают участие 21 отечественный университет.
Особенно сильна глобальная конкуренция в сегменте исследовательских университетов. Глобальные рейтинги университетов используются для сравнения.
В то же время к рейтингу вуза стали обращаться при выборе вуза для учащегося , а руководители приняли решение о распределении ключевых ресурсов и экспертов по выявлению наиболее быстро развивающихся университетов и систем.
Постепенно место в мировых рейтингах воспринималось как отражение качества образования и науки в университете. Государства начали принимать специальные меры для продвижения национальных университетов в рейтингах, тем самым улучшая учебный процесс и качество исследований.
Достижения в рейтингах не являются абстрактными показателями. Это показатель способности университетов осуществлять международные проекты, участвовать в ведущих тематических конференциях и привлекать передовых специалистов. [5, с.125].
В мировой высокотехнологичной и динамичной экономике присутствие общепризнанных университетов является не только престижем для страны, но и возможностью использовать самые передовые знания и технологии для привлечения самых талантливых людей.
Конечно, вхождение в мировой рейтинг означает, что РФ достигла больших успехов по развитиию системы в высшем образовании. Но проект «5-100» и реформа всей системы образования направлены на создание новейшей системы качественного исследования, а также повышение качества в преподавании в университетах России, поскольку в конечном итоге преподаватель является ключевой фигурой в системе образования.
Все мировые показатели изначально связаны между собой и основаны на том, как преподаватели адаптируются к изменяющимся тенденциям в образовательном пространстве в мире. Смогут ли они использовать технологии современности в меняющихся учебных ситуациях, иногда ежедневно и под воздействием различных факторов.
Поэтому российские вузы должны в первую очередь стремиться к изменениям качественным в работе и адаптироваться к мировым рейтингам.
Наиболее доступным считается рейтинг QS. Заявитель, желающий принять участие в оценке, должен подать заявку в компанию QS. Затем он может опубликовать свой профиль на своем сайте и участвовать в оценочной гонке.
Чтобы получить положительную оценку поданной заявки, основные характеристики университета (в основном количество преподавателей и студентов, а также рейтинг на веб-сайтах) должны соответствовать характеристикам университетов, уже входящих в рейтинг.
Легкость ввода этого рейтинга подтверждается тем фактом, что в рейтинге QS уже пятнадцать российских вузов, а десять из них получили господдержку, а еще сто один вуз имеет свой профиль на вебсайте компании.[4].
Такие рейтинги как THE, ARWU менее доступны. Первый ориентирован на университеты, которые активно занимаются научной деятельностью. Поэтому университеты, которые публикуют не меньше двухсот статей в год (согласно WoS) [3, с.147], приглашаются для участия в рейтинге.
Этот порог уже преодолен шестью российскими университетами: Московским государственным инженерным физическим институтом (МИФИ), Московским физико техническим институтом, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Новосибирским государственным университетом, Казанским университетом (Приволжский) и Уральский федеральный университет.
ARWU это самый сложный рейтинг «большой тройки». Он рассчитывается без прямого контакта с университетами.
Организаторы рейтинга получают всю информацию об университетах из общедоступных интернет-источников.Эта информация будет собираться только для университетов, которые отвечают требованиям: это наличие преподавателей, а также выпускников, которые получили медаль Филдса, а также Нобелевскую премию, или часто цитируемых преподавателей, работающих в 21 областях знаний, или преподавателей, которые публикуют статьи в научном журнале Nature и Science. [2, с.96]
Из российских университетов только три соответствуют этим требованиям: это МИФИ, так как сотрудники публикуют статьи в журнале Nature и Science , а также в МФТИ и НГУ, в которых есть выпускники или преподаватели с высокими академическими наградами.
Следует отметить, что вузы в журнале Nature и Science за исключением университета МИФИ, не опубликовали ни 1 статьи за последние 5 лет.
Между тем Гарвардский университет является лидером по количеству публикаций в этих журналах.
В Московском государственном университете, который занял 790 место в рейтинге ARWU, выполнено 26 работ за тот же период, что и в Гарвардском университете [8].
Конечно, российским университетам очень сложно сразу улучшить результаты своих исследований. Однако, чтобы добиться успеха в рейтинге ARWU, необходимо, не тратить слишком много усилий.
Для того, чтобы попасть в топ-20, сотрудники университета должны опубликовать 28 научных статей в журналах естественных наук в последние пять лет, чтобы достичь диапазона от 21 до 100, в четыре раза меньше (7 предметов), и войти в топ-500 достаточно написать 1 статью за 5 лет [1, с.85].
В заключении можно сказать, что в зарубежном рейтинге лидирующую позицию занимают те университеты, которые пользуются высоким авторитетом у представителей сообщества академического, а также работодателей.
Достижение этого статуса в основном связано с результатами научной деятельности. В то же время, наш анализ библиометрических характеристик российских вузов, получивших государственные субсидии для вхождения в мировые рейтинги, показал, что три из пятнадцати университетов имеют конкурентные преимущества.
Это Московский государственный институт техники и физики, научные публикации преподавателей имеют индекс цитирования на уровне ведущих зарубежных университетов, а также Московский физико-технический и Государственный университет Новосибирска, где существуют традиционно тесные связи с академической наукой и высока педагогическая активность.
Конечно, этим университетам еще многое предстоит сделать для достижения цели. Тем не менее, другие университеты, которые имеют более низкие стартовые способности, должны будут значительно увеличить свою научную деятельность, независимо от того, на какой мировой рейтинг они хотят претендовать.
На основании представленной информации можно сделать следующие выводы. Российская Федерация уделяет пристальное внимание повышению конкурентоспособности всей страны и, в частности, высшего образования.
В настоящее время принимаются следующие меры: анализ возможного сокращения количества университетов из-за их неэффективности; Разработка и реализация стратегий развития, разработанных учебными заведениями и продвижение проекта 5-100.
Проект 5-100 следует рассматривать как «наиболее целевое» решение, поскольку оно должно привести российские университеты в мировые рейтинги.
Следует отметить, что университеты, которые не только обращают внимание на повышение качества образования, но и развитию науки в рамках института, достигают значительных успехов. Университеты, которые также являются научными центрами, могут предложить студентам и выпускникам возможность применить свои навыки на практике, и это, безусловно, будет способствовать развитию их профессиональных навыков и, таким образом, повысить их конкурентоспособность. [5, с.156].
Соответственно, университеты и правительство не должны сосредоточить свое внимание на отдельных факторах, изменениях, которые могут привести к желаемому результату, а вести полноценную, стратегически разработанную программу, которая будет охватывать все возможные элементы, что бы повысить конкурентоспособность высшего образования.
Если попытаться найти быстрое решение для конкретных задач это так называемый «Quick Fix», то основная цель не может быть достигнута, так как требуется преобразование всей системы и ее адаптация к глобальным тенденциям
Для этого все решения должны быть скоординированы на всех уровнях и основаны на существующем опыте - как положительном, так и отрицательном.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович М.Л. Индикаторы достижения целей устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика // Вопросы образования. 2017.№ 4. С. 242–264.
2. Киржбаум О. В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Омск, 2017. 22 с
3. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов. — М.: Университетская книга, 2016. – 325 с.
4. Министерство Образования и Науки. [Электронный ресурс] / Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100). URL: http://www.5top100.ru
5. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2017. № 1.
6. Черняк Т. В. Формирование компетентности лидера как фактор конкурентоспособности выпускников вузов // Образование в России. 2017. N 6. С. 34 - 37.
7. Шестак В.П., Шестак Н.В. Этос, рейтинг вуза и публикационная активность пре0 подавателя вуза // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 29–40.
8. QS World University Rankings. URL: http:// www.topuniversities.com