В настоящее время в экономической науке проблематика мониторинга привлекает внимание многих исследователей, рассматривающих широкое поле проблем мониторинга как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятий. Проблематика, исследуемая на макроэкономическом уровне, касается обширного круга вопросов и разрешается с помощью широкого спектра инструментов. К примеру, как отмечает Т.В. Игнатова: «Для мониторинга преобразований в сфере государственного управления международными организациями используется подход, разработанный в рамках программы СИГМА (программа по поддержке совершенствования государственного управления в странах Центральной и Восточной Европы) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)» [1, с. 20]. Проблематика научного изучения мониторинга на уровне хозяйствующих субъектов является более узкой и ограничивается преимущественно рассмотрением следующих вопросов:
1) общие вопросы формирования систем мониторинга в организациях;
2) мониторинг качества управления предприятием;
3) обоснование систем экономических показателей и использование информационных технологий для автоматизации мониторинга социально-экономических процессов в организациях;
4) мониторинг финансового состояния предприятий и организаций.
Исследование проблем мониторинга в экономической науке не уровне организации имеет, на наш взгляд, весьма существенный методологический пробел, связанный с отсутствием четкого видения места и роли мониторинга в системе управления организацией и его взаимосвязи со всеми элементами этой системы и составляющими процесса организационного управления.
Анализ научных публикаций по данному вопросу позволил нам укрупнено выделить два основных подхода к определению роли и места мониторинга в управлении организацией (рис. 1).
В рамках первого подхода, называемого нами методологическим, мониторинг рассматривается как особый вид, метод научного исследования. В этом случае основная роль, выполняемая мониторингом в управлении организацией, сводится к получению нового знания о тенденциях и закономерностях управляемых объектов и процессов. Детальное рассмотрение методологического подхода к определению места и роли мониторинга в управлении организацией не входит в задачи нашего исследования. Отметим лишь здесь, что данный подход вполне имеет право на существование и не противоречит управленческому подходу.
Управленческий и методологический подходы взаимодополняют и обогащают друг друга. В этом смысле мы согласны с точкой зрения, высказанной С.В. Чупровым и А.Е. Бондаревым: «Подход к мониторингу как к исследованию объясняется необходимостью добывания и осмысления новых знаний и образованию «интеллектуального пространства» вокруг процедуры мониторинга не только на теоретическом, но и эмпирическом уровне» [2, с. 134].
Управленческий подход к определению места и роли мониторинга в системе управления организацией включает достаточно широкий набор представлений различных авторов. Мониторинг в рамках данного подхода рассматривается как функция, метод, инструмент, элемент или подсистема управления в организации.
Наиболее распространенной точкой зрения по вопросу «прописки» мониторинга в системе управления организацией является его рассмотрение во взаимосвязи с контролем как функцией и (или) подсистемой управления. Данный подход основывается на достаточно очевидной взаимосвязи мониторинга и контроля в организации и имеет целый ряд вариаций.
Так, например, М.М. Прошунин, рассматривая соотношение мониторинга и контроля финансовой сферы организации, приходит к выводу, что мониторинг - это всего лишь один из методов контрольной деятельности и обосновывает нецелесообразность его рассмотрения в качестве самостоятельной категории наряду с категорией финансового контроля. Отметим, что основанием для такой точки зрения у автора является фактическое отождествление мониторинга и наблюдения. Рассматривая различные виды контроля, М.М. Прошунин отмечает, что если в содержании предварительного и последующего контроля основным способом выступают проверки, то в содержании текущего контроля «преобладает наблюдение как основной способ его осуществления». Из этого автор делает заключение, что мониторинг (наблюдение) выступает способом осуществления контрольной деятельности в сфере финансов, причем область его использования ограничивается преимущественно текущим контролем. Вместе с тем, М.М. Прошунин соглашается, что «проблема соотношения финансового контроля и финансового мониторинга является одной из тенденций развития контрольной деятельности, которая заключается в смещении приоритетов от проверочной деятельности к наблюдению (мониторингу) за объектами контроля» [3].
В работе проведен анализ научных подходов к определению места и роли мониторинга в системе управления организацией. Выделены два основных подхода: методологический и управленческий. В рамках методологического подхода мониторинг рассматривается как особый вид, метод научного исследования. Управленческий подход ориентирует на понимание мониторинга как функции, метода, инструмента, элемента или подсистемы управления в организации. Проведенный в работе анализ позволил сформулировать собственное видение места мониторинга в системе управления организацией, как информационно-аналитической подсистемы управления, обеспечивающей своевременность и качество принимаемых управленческих решений. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Игнатова Т.В., Аширова М.Н. Зарубежный опыт управления институциональными изменениями в сфере государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2.
2. Чупров С.В., Бондарев А.Е. Методологические принципы разработки и проведения мониторинга регионального социально-экономического развития // Известия ИГЭА. 2013. № 1 (87). C. 133-139.
3. Прошунин М.М. К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 10. С. 21-24.
4. Кутергина Г.В. Место и роль социально-экономического мониторинга в управлении экономической системой // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. № 2(50). 2013.
5. Лебедев К.Н. Совершенствование общеэкономического метода исследования микрохозяйствования. Автореф. дис... докт. экон. наук. М., 2011. 47 с.
6. Водолажский А.Р. Мониторинг процессов менеджмента качества промышленного предприятия // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6.
7. Рычихина Э.Н. Мониторинг в системе социального управления муниципальным образованием. Автореф. дис. ... докт. социол. наук. М., 2010. 48 с.
8. Никулина И.Е. Инновации в современном менеджменте // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342. С. 159-162.
9. Еналеев А.К., Заложнев А.Ю. Мониторинг как метод организационного управления. Мониторинг финансово-промышленной группы // Управление большими системами. 2004. № 6. С. 84-89.
10. Бушмелева Г.В. Содержание категории мониторинг социально-экономических и экологических процессов. // Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 2. С. 1-9.
11. Сербиновский Б.Ю., Рудик Е.В. Мониторинг производительности труда на предприятии и в вертикально-интегрированной структуре (часть 2) // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU . 2010. № 60.
12. Чупров С.В. Управление устойчивостью производственных систем: теория, методология, практика. - 2-е изд., испр. и доп. Серия «Управление устойчивостью производственных систем». Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. 354 с.
13. Нечухина Н.С., Шарапова В.М., Шеметов В.Н. Теоретико-методологические положения организации системы контроллинга // Известия уральского государственного университета. 2011. № 1. С. 22-27.
14. Калинина Н.М. Мониторинг целевых параметров управления как основной элемент системы интегрированного контроллинга // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2006. №2. С. 32-38.