Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий

  • 81 страниц
  • 2017 год
  • 5 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Conen99

990 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется высоким уровнем стрессовости и конфликтности. Поэтому, очень важно, чтобы специалисты социальных профессий могли контролировать собственные эмоциональные реакции и понимать эмоциональное состояние других людей. Особое значение развитие данной способности имеет у специалистов помогающих профессий. Актуализирует проблему и то, что в помогающих профессиях достаточно сложно заранее предусмотреть и оценить все факторы, условия деятельности, обусловленные динамичностью и спецификой профессиональной деятельности специалистов данной области. Поэтому весьма важную роль в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий отводиться таким качествам и способностям как: толерантность, эмпатия, стрессоустойчивость, а также умению управлять своими эмоциями, распознавать и понимать эмоции других людей, и т.д.
Подходы к современному пониманию эмоционального интеллекта в отечественной психологии были заложены в работах: Б.Г.Ананьева, Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В настоящее время различные аспекты исследования эмоционального интеллекта, теоретические и практические аспекты данной проблемы исследуют специалисты различных профессиональных сфер (Д.В. Люсина, А. И. Савенкова, И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Е.А. Сергиенко, И.С. и др.
Исследованием эмоционального интеллекта в зарубежной психологии занимались Дж. Мейер, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, П. Сэловей, Д. Карузо и др. Однако, как отмечают психологи и педагоги, в современной науке не существует единого подхода к определению содержательных конструктов эмоционального интеллекта. Ученые по разному трактуют его природу, психологическую сущность, закономерности и условия развития в различных сферах профессиональной деятельности человека.
Таким образом, приходится констатировать недостаточность
исследования феномена эмоционального интеллекта в современной психологии и его эмпирическом подтверждении у специалистов помогающих профессий. В связи с вышесказанным, особенно актуальным становится исследование особенностей и уровня развития эмоционального интеллекта у людей
помогающих профессий.
Актуальность исследования и выделенные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в исследовании особенностей и уровня развития эмоционального интеллекта у людей
помогающих профессий.
Значимость теоретического обоснования и практического исследования проблемы обусловила выбор темы выпускного квалификационного исследования: «Уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий».
Объект исследования: профессиональная деятельность в системе
«человек - человек».
Предмет исследования: эмоциональный интеллект лиц представителей помогающих профессий.
Цель исследования состоит в исследовании уровня развития эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий имеет свои особенности и определяется сформированностью таких качеств, как: эмоциональная осведомленность; распознавание эмоций других людей, управление своими эмоциями, эмпатией, самооценкой (когнитивный компонент эмоционального интеллекта).
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования профессиональной деятельности как научного феномена
2. Обосновать теоретические положения исследования эмоционального интеллекта в современной психологии
3. Эмпирически изучить и определить уровень сформированности эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий.
4. Провести сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции профессиональной деятельности, становления человека- профессионала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), становления в социально-ориентированных профессиях (А.Р. Фонарев, В.Ф. Енгалычев); представления об эмоциональном интеллекте российских (И.Н. Андреева, А.И.Савенков, Д.В. Люсин, Д.В.Ушаков) и зарубежных ученых (Р. Бар-Он, Дж. Мейер, Р.Стернберг, П.Сэловей и др.).
Методы исследования:
теоретические - теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, эксперимент, опросные методы (беседа, исследовательское интервью), тестирование.
Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта важно выявить такие психологические характеристики, которые позволили бы комплексно оценить данный феномен. Такими психологическими категориями, которые тесно переплетаются, взаимно влияют друг на друга, являются эмпатия и самооценка. В ходе исследования уровня развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессии были использованы диагностические методики:
1 .Методика «Эмоциональный интеллект» (Н.Холл);
2. Диагностика уровня эмпатии (В.В. Бойко);
3. Диагностика самооценки личности «Интегральная самооценка личности» (Н.П. Фетискин).
Для обработки и анализа результатов исследования применялись математические методы статистической обработки.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в течение 2016-2017 гг. Выборка на разных этапах эксперимента составила 40 респондентов, представителей помогающих профессий: психологи
образовательных учреждений г. Усть-Джегута и г.Черкесска (Карачаево- Черкесской республики), социальные работники Республиканского социально¬реабилитационного центра «Надежда» для несовершеннолетних.
Теоретическая значимость исследования определяется научным обоснованием теоретических аспектов развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий. Проведенное исследование расширяет представления о психологических особенностях, критериях и уровне развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий.
Практическая значимость исследования заключается в подборе психодиагностического инструментария для исследования уровня эмоционального интеллекта людей помогающих профессий, в практическом исследовании и диагностировании уровня развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий; в сравнительном анализе особенностей эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий: психологов и социальных работников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введение 6
Глава 1. Профессиональная деятельность как предмет психологического исследования 10
1.1. Исследование профессиональной деятельности в психологии 10
1.2. Профессии «человек - человек» в русле работ отечественных и
зарубежных психологов 14
1.3. Психологическая характеристика помогающих профессий 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Исследование эмоционального интеллекта в современной
психологии 26
2.1. Эмоциональный интеллект как предмет научного исследования.. .26
2.2. Изучение эмоционального интеллекта представителей помогающих
профессий в отечественных и зарубежных исследованиях 45
Выводы по второй главе 51
Глава 3. Эмпирическое изучение эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий 53
3.1. Организация и методы исследования 53
3.2. Результаты диагностики эмоционального интеллекта представителей
помогающих профессий 59
3.3. Сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта у
представителей помогающих профессий 64
Выводы по третьей главе 67
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения 76

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется высоким уровнем стрессовости и конфликтности. Поэтому, очень важно, чтобы специалисты социальных профессий могли контролировать собственные эмоциональные реакции и понимать эмоциональное состояние других людей. Особое значение развитие данной способности имеет у специалистов помогающих профессий. Актуализирует проблему и то, что в помогающих профессиях достаточно сложно заранее предусмотреть и оценить все факторы, условия деятельности, обусловленные динамичностью и спецификой профессиональной деятельности специалистов данной области. Поэтому весьма важную роль в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий отводиться таким качествам и способностям как: толерантность, эмпатия, стрессоустойчивость, а также умению управлять своими эмоциями, распознавать и понимать эмоции других людей, и т.д.
Подходы к современному пониманию эмоционального интеллекта в отечественной психологии были заложены в работах: Б.Г.Ананьева, Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В настоящее время различные аспекты исследования эмоционального интеллекта, теоретические и практические аспекты данной проблемы исследуют специалисты различных профессиональных сфер (Д.В. Люсина, А. И. Савенкова, И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Е.А. Сергиенко, И.С. и др.
Исследованием эмоционального интеллекта в зарубежной психологии занимались Дж. Мейер, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, П. Сэловей, Д. Карузо и др. Однако, как отмечают психологи и педагоги, в современной науке не существует единого подхода к определению содержательных конструктов эмоционального интеллекта. Ученые по разному трактуют его природу, психологическую сущность, закономерности и условия развития в различных сферах профессиональной деятельности человека.
Таким образом, приходится констатировать недостаточность
исследования феномена эмоционального интеллекта в современной психологии и его эмпирическом подтверждении у специалистов помогающих профессий. В связи с вышесказанным, особенно актуальным становится исследование особенностей и уровня развития эмоционального интеллекта у людей
помогающих профессий.
Актуальность исследования и выделенные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в исследовании особенностей и уровня развития эмоционального интеллекта у людей
помогающих профессий.
Значимость теоретического обоснования и практического исследования проблемы обусловила выбор темы выпускного квалификационного исследования: «Уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий».
Объект исследования: профессиональная деятельность в системе
«человек - человек».
Предмет исследования: эмоциональный интеллект лиц представителей помогающих профессий.
Цель исследования состоит в исследовании уровня развития эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий имеет свои особенности и определяется сформированностью таких качеств, как: эмоциональная осведомленность; распознавание эмоций других людей, управление своими эмоциями, эмпатией, самооценкой (когнитивный компонент эмоционального интеллекта).
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования профессиональной деятельности как научного феномена
2. Обосновать теоретические положения исследования эмоционального интеллекта в современной психологии
3. Эмпирически изучить и определить уровень сформированности эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий.
4. Провести сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции профессиональной деятельности, становления человека- профессионала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), становления в социально-ориентированных профессиях (А.Р. Фонарев, В.Ф. Енгалычев); представления об эмоциональном интеллекте российских (И.Н. Андреева, А.И.Савенков, Д.В. Люсин, Д.В.Ушаков) и зарубежных ученых (Р. Бар-Он, Дж. Мейер, Р.Стернберг, П.Сэловей и др.).
Методы исследования:
теоретические - теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, эксперимент, опросные методы (беседа, исследовательское интервью), тестирование.
Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта важно выявить такие психологические характеристики, которые позволили бы комплексно оценить данный феномен. Такими психологическими категориями, которые тесно переплетаются, взаимно влияют друг на друга, являются эмпатия и самооценка. В ходе исследования уровня развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессии были использованы диагностические методики:
1 .Методика «Эмоциональный интеллект» (Н.Холл);
2. Диагностика уровня эмпатии (В.В. Бойко);
3. Диагностика самооценки личности «Интегральная самооценка личности» (Н.П. Фетискин).
Для обработки и анализа результатов исследования применялись математические методы статистической обработки.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в течение 2016-2017 гг. Выборка на разных этапах эксперимента составила 40 респондентов, представителей помогающих профессий: психологи
образовательных учреждений г. Усть-Джегута и г.Черкесска (Карачаево- Черкесской республики), социальные работники Республиканского социально¬реабилитационного центра «Надежда» для несовершеннолетних.
Теоретическая значимость исследования определяется научным обоснованием теоретических аспектов развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий. Проведенное исследование расширяет представления о психологических особенностях, критериях и уровне развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий.
Практическая значимость исследования заключается в подборе психодиагностического инструментария для исследования уровня эмоционального интеллекта людей помогающих профессий, в практическом исследовании и диагностировании уровня развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий; в сравнительном анализе особенностей эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий: психологов и социальных работников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основная литература:
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006.- № 3. - С. 78-86
Березовская Т.П. Эмоциональный интеллект сотрудников государственных организаций: акмеологический подход. / Т.П. Березовская. // Акмеология. -2008. -№ 1. - С. 63-70
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект /Дэниел Гоулман; пер.с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 478 с.
Елисеев О.П. Практикинтеллект по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. -
459с.
Зеер Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. - 336с.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Зольников А.П. Практикинтеллект по психологии профессий: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002.-174 с.
Карпов А.В, Исследование влияния эмоционального интеллекта на управленческую деятельность. / А.В. Карпов, А.С. Петровская. // Вестник интегративной психологии. Вып. 2, 2007. - С. 106-115.
Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные е психологические труды. / - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. / Д.В. Люсин. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004.-С. 29-36.
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. / Д.В. Люсин. // Психологическая диагностика, 2006.- № 4. - С. 3-22.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.-688 с.
Мещерякова И.Н. Эмпатия как один из компонентов структуры эмоционального интеллекта // Инновационные процессы в экономической, правовой и гинтеллектанитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов.-Воронеж: ВФ МГЭИ, Изд-во «Истоки», 2010. - С. 98-102.
Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». / Н.С. Пряжников, И.В. Бачков,
3
И.Б. Гриншпун. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 464 с.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. - М.: Тинтеллектанит, изд. дом ВЛАДОС, 2003. - Т.2. - 248 с.
Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. Л.Г.Дикой. М.: Просвещение, 1992. -176 с
Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. -303 с
Русалов В.М., Дудин С.И. Темперамент и интеллект; общие и специальные факторы развития // Психол. журн. 1995.- № 5. -С. 12—23.
Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха.// Вестник практической психологии образования. 2006. -№ 1 (6). - С. 30-39 Слепкова В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. / В.И. Слепкова, Ltet Т. Dе Vriеs-Gееrvilеt. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. - С. 130-137
Твоя профессиональная карьера: Учебное пособие для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений. /Под ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2006. - 198с.
Ушаков, Д.В. Мышление и интеллект / Под ред. В.Н. Дружинина. -М.: Пер Сэ, 2003. -
421с.
Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. - 2001. - №2. -С. 104-109.
Урванцев Л.П., Яковлева Н.В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе // Психологический журнал,
Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха.// Вестник практической психологии образования. 2006. -№ 1 (6). - С. 30-39
Дополнительная литература:
Слепкова В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. / В.И. Слепкова, Ltet Т. Dе Vriеs-Gееrvilеt. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. - С. 130-137

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Выпускную квалификационную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется высоким уровнем стрессовости и конфликтности. Поэтому, очень важно, чтобы специалисты социальных профессий могли контролировать собственные эмоциональные реакции и понимать эмоциональное состояние других людей. Особое значение развитие данной способности имеет у специалистов помогающих профессий. Актуализирует проблему и то, что в помогающих профессиях достаточно сложно заранее предусмотреть и оценить все факторы, условия деятельности, обусловленные динамичностью и спецификой профессиональной деятельности специалистов данной области. Поэтому весьма важную роль в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий отводиться таким качествам и способностям как: толерантность, эмпатия, стрессоустойчивость, а также умению управлять своими эмоциями, распознавать и понимать эмоции других людей, и т.д.
Подходы к современному пониманию эмоционального интеллекта в отечественной психологии были заложены в работах: Б.Г.Ананьева, Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В настоящее время различные аспекты исследования эмоционального интеллекта, теоретические и практические аспекты данной проблемы исследуют специалисты различных профессиональных сфер (Д.В. Люсина, А. И. Савенкова, И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Е.А. Сергиенко, И.С. и др.
Исследованием эмоционального интеллекта в зарубежной психологии занимались Дж. Мейер, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, П. Сэловей, Д. Карузо и др. Однако, как отмечают психологи и педагоги, в современной науке не существует единого подхода к определению содержательных конструктов эмоционального интеллекта. Ученые по разному трактуют его природу, психологическую сущность, закономерности и условия развития в различных сферах профессиональной деятельности человека.
Таким образом, приходится констатировать недостаточность
исследования феномена эмоционального интеллекта в современной психологии и его эмпирическом подтверждении у специалистов помогающих профессий. В связи с вышесказанным, особенно актуальным становится исследование особенностей и уровня развития эмоционального интеллекта у людей
помогающих профессий.
Актуальность исследования и выделенные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в исследовании особенностей и уровня развития эмоционального интеллекта у людей
помогающих профессий.
Значимость теоретического обоснования и практического исследования проблемы обусловила выбор темы выпускного квалификационного исследования: «Уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий».
Объект исследования: профессиональная деятельность в системе
«человек - человек».
Предмет исследования: эмоциональный интеллект лиц представителей помогающих профессий.
Цель исследования состоит в исследовании уровня развития эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий имеет свои особенности и определяется сформированностью таких качеств, как: эмоциональная осведомленность; распознавание эмоций других людей, управление своими эмоциями, эмпатией, самооценкой (когнитивный компонент эмоционального интеллекта).
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования профессиональной деятельности как научного феномена
2. Обосновать теоретические положения исследования эмоционального интеллекта в современной психологии
3. Эмпирически изучить и определить уровень сформированности эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий.
4. Провести сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции профессиональной деятельности, становления человека- профессионала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), становления в социально-ориентированных профессиях (А.Р. Фонарев, В.Ф. Енгалычев); представления об эмоциональном интеллекте российских (И.Н. Андреева, А.И.Савенков, Д.В. Люсин, Д.В.Ушаков) и зарубежных ученых (Р. Бар-Он, Дж. Мейер, Р.Стернберг, П.Сэловей и др.).
Методы исследования:
теоретические - теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, эксперимент, опросные методы (беседа, исследовательское интервью), тестирование.
Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта важно выявить такие психологические характеристики, которые позволили бы комплексно оценить данный феномен. Такими психологическими категориями, которые тесно переплетаются, взаимно влияют друг на друга, являются эмпатия и самооценка. В ходе исследования уровня развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессии были использованы диагностические методики:
1 .Методика «Эмоциональный интеллект» (Н.Холл);
2. Диагностика уровня эмпатии (В.В. Бойко);
3. Диагностика самооценки личности «Интегральная самооценка личности» (Н.П. Фетискин).
Для обработки и анализа результатов исследования применялись математические методы статистической обработки.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в течение 2016-2017 гг. Выборка на разных этапах эксперимента составила 40 респондентов, представителей помогающих профессий: психологи
образовательных учреждений г. Усть-Джегута и г.Черкесска (Карачаево- Черкесской республики), социальные работники Республиканского социально¬реабилитационного центра «Надежда» для несовершеннолетних.
Теоретическая значимость исследования определяется научным обоснованием теоретических аспектов развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий. Проведенное исследование расширяет представления о психологических особенностях, критериях и уровне развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий.
Практическая значимость исследования заключается в подборе психодиагностического инструментария для исследования уровня эмоционального интеллекта людей помогающих профессий, в практическом исследовании и диагностировании уровня развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий; в сравнительном анализе особенностей эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий: психологов и социальных работников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введение 6
Глава 1. Профессиональная деятельность как предмет психологического исследования 10
1.1. Исследование профессиональной деятельности в психологии 10
1.2. Профессии «человек - человек» в русле работ отечественных и
зарубежных психологов 14
1.3. Психологическая характеристика помогающих профессий 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Исследование эмоционального интеллекта в современной
психологии 26
2.1. Эмоциональный интеллект как предмет научного исследования.. .26
2.2. Изучение эмоционального интеллекта представителей помогающих
профессий в отечественных и зарубежных исследованиях 45
Выводы по второй главе 51
Глава 3. Эмпирическое изучение эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий 53
3.1. Организация и методы исследования 53
3.2. Результаты диагностики эмоционального интеллекта представителей
помогающих профессий 59
3.3. Сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта у
представителей помогающих профессий 64
Выводы по третьей главе 67
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения 76

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется высоким уровнем стрессовости и конфликтности. Поэтому, очень важно, чтобы специалисты социальных профессий могли контролировать собственные эмоциональные реакции и понимать эмоциональное состояние других людей. Особое значение развитие данной способности имеет у специалистов помогающих профессий. Актуализирует проблему и то, что в помогающих профессиях достаточно сложно заранее предусмотреть и оценить все факторы, условия деятельности, обусловленные динамичностью и спецификой профессиональной деятельности специалистов данной области. Поэтому весьма важную роль в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий отводиться таким качествам и способностям как: толерантность, эмпатия, стрессоустойчивость, а также умению управлять своими эмоциями, распознавать и понимать эмоции других людей, и т.д.
Подходы к современному пониманию эмоционального интеллекта в отечественной психологии были заложены в работах: Б.Г.Ананьева, Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В настоящее время различные аспекты исследования эмоционального интеллекта, теоретические и практические аспекты данной проблемы исследуют специалисты различных профессиональных сфер (Д.В. Люсина, А. И. Савенкова, И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Е.А. Сергиенко, И.С. и др.
Исследованием эмоционального интеллекта в зарубежной психологии занимались Дж. Мейер, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, П. Сэловей, Д. Карузо и др. Однако, как отмечают психологи и педагоги, в современной науке не существует единого подхода к определению содержательных конструктов эмоционального интеллекта. Ученые по разному трактуют его природу, психологическую сущность, закономерности и условия развития в различных сферах профессиональной деятельности человека.
Таким образом, приходится констатировать недостаточность
исследования феномена эмоционального интеллекта в современной психологии и его эмпирическом подтверждении у специалистов помогающих профессий. В связи с вышесказанным, особенно актуальным становится исследование особенностей и уровня развития эмоционального интеллекта у людей
помогающих профессий.
Актуальность исследования и выделенные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в исследовании особенностей и уровня развития эмоционального интеллекта у людей
помогающих профессий.
Значимость теоретического обоснования и практического исследования проблемы обусловила выбор темы выпускного квалификационного исследования: «Уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий».
Объект исследования: профессиональная деятельность в системе
«человек - человек».
Предмет исследования: эмоциональный интеллект лиц представителей помогающих профессий.
Цель исследования состоит в исследовании уровня развития эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий имеет свои особенности и определяется сформированностью таких качеств, как: эмоциональная осведомленность; распознавание эмоций других людей, управление своими эмоциями, эмпатией, самооценкой (когнитивный компонент эмоционального интеллекта).
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования профессиональной деятельности как научного феномена
2. Обосновать теоретические положения исследования эмоционального интеллекта в современной психологии
3. Эмпирически изучить и определить уровень сформированности эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий.
4. Провести сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции профессиональной деятельности, становления человека- профессионала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), становления в социально-ориентированных профессиях (А.Р. Фонарев, В.Ф. Енгалычев); представления об эмоциональном интеллекте российских (И.Н. Андреева, А.И.Савенков, Д.В. Люсин, Д.В.Ушаков) и зарубежных ученых (Р. Бар-Он, Дж. Мейер, Р.Стернберг, П.Сэловей и др.).
Методы исследования:
теоретические - теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, эксперимент, опросные методы (беседа, исследовательское интервью), тестирование.
Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта важно выявить такие психологические характеристики, которые позволили бы комплексно оценить данный феномен. Такими психологическими категориями, которые тесно переплетаются, взаимно влияют друг на друга, являются эмпатия и самооценка. В ходе исследования уровня развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессии были использованы диагностические методики:
1 .Методика «Эмоциональный интеллект» (Н.Холл);
2. Диагностика уровня эмпатии (В.В. Бойко);
3. Диагностика самооценки личности «Интегральная самооценка личности» (Н.П. Фетискин).
Для обработки и анализа результатов исследования применялись математические методы статистической обработки.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в течение 2016-2017 гг. Выборка на разных этапах эксперимента составила 40 респондентов, представителей помогающих профессий: психологи
образовательных учреждений г. Усть-Джегута и г.Черкесска (Карачаево- Черкесской республики), социальные работники Республиканского социально¬реабилитационного центра «Надежда» для несовершеннолетних.
Теоретическая значимость исследования определяется научным обоснованием теоретических аспектов развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий. Проведенное исследование расширяет представления о психологических особенностях, критериях и уровне развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий.
Практическая значимость исследования заключается в подборе психодиагностического инструментария для исследования уровня эмоционального интеллекта людей помогающих профессий, в практическом исследовании и диагностировании уровня развития эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий; в сравнительном анализе особенностей эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий: психологов и социальных работников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основная литература:
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006.- № 3. - С. 78-86
Березовская Т.П. Эмоциональный интеллект сотрудников государственных организаций: акмеологический подход. / Т.П. Березовская. // Акмеология. -2008. -№ 1. - С. 63-70
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект /Дэниел Гоулман; пер.с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 478 с.
Елисеев О.П. Практикинтеллект по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. -
459с.
Зеер Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. - 336с.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Зольников А.П. Практикинтеллект по психологии профессий: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002.-174 с.
Карпов А.В, Исследование влияния эмоционального интеллекта на управленческую деятельность. / А.В. Карпов, А.С. Петровская. // Вестник интегративной психологии. Вып. 2, 2007. - С. 106-115.
Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные е психологические труды. / - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. / Д.В. Люсин. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004.-С. 29-36.
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. / Д.В. Люсин. // Психологическая диагностика, 2006.- № 4. - С. 3-22.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.-688 с.
Мещерякова И.Н. Эмпатия как один из компонентов структуры эмоционального интеллекта // Инновационные процессы в экономической, правовой и гинтеллектанитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов.-Воронеж: ВФ МГЭИ, Изд-во «Истоки», 2010. - С. 98-102.
Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». / Н.С. Пряжников, И.В. Бачков,
3
И.Б. Гриншпун. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 464 с.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. - М.: Тинтеллектанит, изд. дом ВЛАДОС, 2003. - Т.2. - 248 с.
Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. Л.Г.Дикой. М.: Просвещение, 1992. -176 с
Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. -303 с
Русалов В.М., Дудин С.И. Темперамент и интеллект; общие и специальные факторы развития // Психол. журн. 1995.- № 5. -С. 12—23.
Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха.// Вестник практической психологии образования. 2006. -№ 1 (6). - С. 30-39 Слепкова В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. / В.И. Слепкова, Ltet Т. Dе Vriеs-Gееrvilеt. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. - С. 130-137
Твоя профессиональная карьера: Учебное пособие для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений. /Под ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2006. - 198с.
Ушаков, Д.В. Мышление и интеллект / Под ред. В.Н. Дружинина. -М.: Пер Сэ, 2003. -
421с.
Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. - 2001. - №2. -С. 104-109.
Урванцев Л.П., Яковлева Н.В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе // Психологический журнал,
Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха.// Вестник практической психологии образования. 2006. -№ 1 (6). - С. 30-39
Дополнительная литература:
Слепкова В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. / В.И. Слепкова, Ltet Т. Dе Vriеs-Gееrvilеt. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. - С. 130-137

Купить эту работу

Уровень развития эмоционального интеллекта у людей помогающих профессий

990 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 февраля 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Conen99
4.5
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
990 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МБОУ «... СОШ» НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА В ПОДШЕФНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ...

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ вуза)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОТЕЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user3322976 об авторе Conen99 2021-10-23
Выпускная квалификационная работа

Вовремя в срок,выполнена качественно!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

"Психологические факторы, влияющие на внутрисемейные отношения" (совпадение темпераментов, ценностей, мотивов, представления о процессе воспитания)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Кризис возраста 53-57

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Тренинг корпоративной социальной ответственности Корпоративный социальный отчет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Перспективы развития психологической службы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Память

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

В.Н. Мясищев "Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального интеллекта у детей и подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Методы психопрофилактики в системе образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ книги.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Особенности речи людей в состоянии транса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Аспекты социальной адаптации выпускников ВУЗов в коммерческих организациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Психологическая безопасность личности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽