Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Направленность личности и ее жизненная стратегия

  • 82 страниц
  • 2017 год
  • 3 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

Conen99

990 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Жизненные стратегии относятся к числу одних из сложных и интересных явлений человеческой жизни. Они выражают целостность жизненного мира человека, его устремленность в будущее и способность к изменению собственной жизни во имя этого будущего. Особо значимым представляется выявление перспектив будущего и необходимых ресурсов для их самореализации в юношеском возрасте. Жизненные стратегии (как психологический конструкт) всегда привлекали большой интерес у исследователей (Бюлер Ш., Рубинштейн С.Л., Божович Л.И., Гурова Р.Г., Логинова Н.А., Кон И.С., Шегурова В.Ю., Немировский В.Г., Жане П., Royce и др.). Тем не менее, изучение жизненных стратегий остается в фокусе исследовательских интересов в современной психологической науке. К настоящему времени накоплено большое количество данных психологических, социально-психологических и социологических исследований об особенностях жизненных стратегий человека, проанализирована их структура и типы, основные характеристики и особенности формирования (Абульханова-Славская К.А., Варламова Е.П., Степанов С.Ю., Егорова Л.С., Васильева О.С., Демченко Е.А., Созонтов А.Е., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Воронина О.А., Перелыгина И.В. и др.).
Значительную роль в литературе по направленности личности играет подход, рассматривающий это качество как обобщенную характеристику внутреннего мира личности (О.Н. Крутова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). Такой аспект изучения направленности представляется весьма плодотворным. Роль сознания личности в выборе своего жизненного пути, «своей» сферы социальной деятельности трудно переоценить. В конечном счете, человек сам решает, в каком направлении будет проходить его развитие, сам избирает пространство для самореализации.
Изучение работ зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам формирования жизненных, профессиональных планов и регуляции учебной деятельности учащихся, позволяет сделать вывод об отсутствии в этих трудах целостного объяснения и феноменологического описания психологических механизмов формирования жизненных, профессиональных планов и регуляции учебной деятельности подростка. А ведь в данный период формируются основная жизненная стратегия и выбор основных направлений развития личности.
Однако, на современном этапе развития общества, при динамических изменениях в культурных, социальных и общефилософских сферах актуальным становится методологическое и практическое освещение проблемы формирования жизненных стратегий общества и направленности личности.
Цель работы изучить особенности направленности личности и её жизненную стратегию.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1.Охарактеризовать понятие жизненные стратегии, выделить их сущность и структура.
2. Рассмотреть механизм формирования жизненных стратегий личности.
3. Описать направленность личности как фактор формирования жизненных стратегий личности.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей направленности и развития жизненных стратегий личности в старшем подростковом возрасте.
5. Организовать формирующий эксперимент по развитию активной жизненной позиции личности в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования - жизненные стратегии в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования - формирование жизненных планов и направленности личности старших подростков.
Гипотеза: различия в характеристиках жизненной стратегии (восприятие жизни и своей роли в ней, построение жизненной программы и иерархия ценностных ориентаций) зависит от различного уровня знаний старших подростков.
База проведения исследования: школа №12 г. Североморска.
Выборка: 60 человек, учащихся школы №12 г. Североморска. Средний возраст испытуемых 14-15 лет. Всего 60 человек. Из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положение о развитии личности ребенка через усвоение культурно¬исторического опыта человечества (Выготский Л.С.), фундаментальные и экспериментальные исследования жизненных стратегий личности и прогнозирования жизненного пути (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Гинзбург M.P., Варламова Е.П., Степанов С.Ю., Васильева О.С., Демченко Е.А., Кроник А.А. и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: опрос, тестирование, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: «тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, «ценностные ориентации» М. Рокича, «методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева (модифицированный вариант), методика изучения временной перспективы. Ж. Нюттена.
Теоретическая значимость работы в том, что в ней предпринята попытка исследования формирования жизненных стратегий; результаты работы расширяют представления о формировании жизненной стратегии в старшем подростковом возрасте и влияния на них успеваемости и гендерных особенностей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных исследования в практической деятельности в психологии образования по формированию жизненных перспектив личности, а также в преподавательской практике.

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы влияния направленности на жизненные ориентации личности 8
1.1 Жизненные стратегии: сущность и структура 8
1.2 Механизм формирования жизненных стратегий личности 17
1.3 Направленность личности как фактор формирования жизненных
стратегий личности в подростковом возрасте 24
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния особенностей влияния
направленности личности на жизненные стратегии 33
2.1. Методика и процедура исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 35
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию активной
жизненной стратегии личности в старшем подростковом возрасте 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Актуальность исследования. Жизненные стратегии относятся к числу одних из сложных и интересных явлений человеческой жизни. Они выражают целостность жизненного мира человека, его устремленность в будущее и способность к изменению собственной жизни во имя этого будущего. Особо значимым представляется выявление перспектив будущего и необходимых ресурсов для их самореализации в юношеском возрасте. Жизненные стратегии (как психологический конструкт) всегда привлекали большой интерес у исследователей (Бюлер Ш., Рубинштейн С.Л., Божович Л.И., Гурова Р.Г., Логинова Н.А., Кон И.С., Шегурова В.Ю., Немировский В.Г., Жане П., Royce и др.). Тем не менее, изучение жизненных стратегий остается в фокусе исследовательских интересов в современной психологической науке. К настоящему времени накоплено большое количество данных психологических, социально-психологических и социологических исследований об особенностях жизненных стратегий человека, проанализирована их структура и типы, основные характеристики и особенности формирования (Абульханова-Славская К.А., Варламова Е.П., Степанов С.Ю., Егорова Л.С., Васильева О.С., Демченко Е.А., Созонтов А.Е., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Воронина О.А., Перелыгина И.В. и др.).
Значительную роль в литературе по направленности личности играет подход, рассматривающий это качество как обобщенную характеристику внутреннего мира личности (О.Н. Крутова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). Такой аспект изучения направленности представляется весьма плодотворным. Роль сознания личности в выборе своего жизненного пути, «своей» сферы социальной деятельности трудно переоценить. В конечном счете, человек сам решает, в каком направлении будет проходить его развитие, сам избирает пространство для самореализации.
Изучение работ зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам формирования жизненных, профессиональных планов и регуляции учебной деятельности учащихся, позволяет сделать вывод об отсутствии в этих трудах целостного объяснения и феноменологического описания психологических механизмов формирования жизненных, профессиональных планов и регуляции учебной деятельности подростка. А ведь в данный период формируются основная жизненная стратегия и выбор основных направлений развития личности.
Однако, на современном этапе развития общества, при динамических изменениях в культурных, социальных и общефилософских сферах актуальным становится методологическое и практическое освещение проблемы формирования жизненных стратегий общества и направленности личности.
Цель работы изучить особенности направленности личности и её жизненную стратегию.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1.Охарактеризовать понятие жизненные стратегии, выделить их сущность и структура.
2. Рассмотреть механизм формирования жизненных стратегий личности.
3. Описать направленность личности как фактор формирования жизненных стратегий личности.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей направленности и развития жизненных стратегий личности в старшем подростковом возрасте.
5. Организовать формирующий эксперимент по развитию активной жизненной позиции личности в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования - жизненные стратегии в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования - формирование жизненных планов и направленности личности старших подростков.
Гипотеза: различия в характеристиках жизненной стратегии (восприятие жизни и своей роли в ней, построение жизненной программы и иерархия ценностных ориентаций) зависит от различного уровня знаний старших подростков.
База проведения исследования: школа №12 г. Североморска.
Выборка: 60 человек, учащихся школы №12 г. Североморска. Средний возраст испытуемых 14-15 лет. Всего 60 человек. Из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положение о развитии личности ребенка через усвоение культурно¬исторического опыта человечества (Выготский Л.С.), фундаментальные и экспериментальные исследования жизненных стратегий личности и прогнозирования жизненного пути (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Гинзбург M.P., Варламова Е.П., Степанов С.Ю., Васильева О.С., Демченко Е.А., Кроник А.А. и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: опрос, тестирование, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: «тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, «ценностные ориентации» М. Рокича, «методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева (модифицированный вариант), методика изучения временной перспективы. Ж. Нюттена.
Теоретическая значимость работы в том, что в ней предпринята попытка исследования формирования жизненных стратегий; результаты работы расширяют представления о формировании жизненной стратегии в старшем подростковом возрасте и влияния на них успеваемости и гендерных особенностей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных исследования в практической деятельности в психологии образования по формированию жизненных перспектив личности, а также в преподавательской практике.

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст]: монография / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Арышева, А. П. Конституциональная репрезентация как психологический фактор оптимизации копинг-поведения личности [Текст ] / А. П. Арыше-ва: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2014. - 22 с.
3. Белугина, М. А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования [Текст] / М. А. Белугина // Психология в вузе. - 2013. - № 6. - № 93 - 103.
4. Большов, В. Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи / В. Б. Большов: автореф. дис. . канд. социол. наук - Краснодар, 2009 [Электронный ресурс]:иКЬ: www.krdu-mvd.ru.
5. Бузунова, Л. Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции [Текст] / Л. Г. Бузунова // Психологическая наука и образование. - № 3. - 2012. - С. 47 - 59.
6. Васильева, О. С., Демченко, Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева, Е. А. Демченко // Вопросы психологии. - 2006. - Март-апрель. - С. 74 - 85.
7. Воронина, О. А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности [Текст] / О. А. Воронина: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Курск, 2013. - 22 с.
8. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е. И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 1988. - 142 с.
9. Головаха, Е. И., Панина, Н. В. Отношение к жизни: самооценка и разумная организация / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. - [Электронный ресурс]: иКЬ: http://psyfactor.org/lib/panina.htm.
10. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. - М.: Смысл; Академия, 2011. - 336 с.
11. Гришина, Н. В. Психология жизненного пути [Текст] / Н. В. Гришина // Психологический журнал. - 2012. - Т. 28. - № 5. - С. 81 - 88.
12. Иванова, В. В. Общие вопросы самосознания личности / В. В. Иванова. [Электронный ресурс]: иКЬ: http://www.i-u.ru.
13. Клочко, В. Е., Галажинский, Э. В. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / Е. Клочко, Э. В. Галажинский; под ред. Г. В. За-левского. - Томск: издательство Томского университета, 1999. - 154 с.
14. Коржова, Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей [Текст] / Е. Ю. Коржова. - СПб.: Институт практической психологии, 2009. - 542 с.
15. Кормакова, В. Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессиональноличностного самоопределения старшеклассников / В.
Н. Кормакова // Образование и общество. - 2014. - 1. -
[Электронный ресурс] иЯЬ: http://www.education.rekom.ru.
16. Кудинов, С. И. Самореализация как системное психологическое
образование / С. И. Кудинов. [Электронный ресурс]: иКЬ: http:
//www.relga.ru.
17. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность:
колл. монография / под ред. И. С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Томск: Издательство Томского
государственного педагогического университета, 2013. - 464 с.
18. Мдивани, М. О. Методика исследования жизненных стратегий личности [Текст] / М. О. Мдивани, П. Б. Кодесс // Вопросы психологии. - № 4. - 2011. - С. 146 - 150.
19. Мир словарей // URL:http://slovari.yandex.ru.
20.Осмачко, Н. В. Политеоретический подход в изучении жизненных стратегий студенчества / Н. В. Осмачко. [Электронный ресурс]: URL:
http: //library .fentu .ru.
21. Плотницкая, М. Р. Стратегии самореализации личности при различных типах гендерной идентичности [Текст] / М. Р. Плотницкая: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Хабаровск, 2013. - 23 с.
22. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы,
проблемы, перспективы [Текст] / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 624 с.
23. Психология социальных ситуаций [Текст] / сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.
24. Реан, А. А. Психология адаптации личности [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 479 с.
25. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л. А. Регуш. -СПб.: Речь, 2008. - 352 с.
26. Рудакова, О. В. Жизненные стратегии современного российского студенчества [Текст] / О. В. Рудакова: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2009. - 178 с.
27. Руднева, Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов [Текст]: монография / под общ. ред. Б. П. Невзорова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007. - 302 с.
28. Смирнов, Е. А. Жизненные стратегии государственных служащих / Е. А. Смирнов. [Электронный ресурс]: иКЬ: http://www.rags.ru.
29. Созонтов, А. Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города [Текст] / А. Е. Созонтов // Журнал практического психолога. - № 5. - 2012. - С. 129 - 146.
30. Федотова, Н. Н. Жизненные стратегии молодежи / Н. Н. Федотова. [Электронный ресурс]: иКЬ: http://muc.renet.ru.
31.Чеботарева, Д. Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи юга России [Текст] / Д. Ю. Чеботарева: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2011. - 26 с.
32. Шапошников, Н. Л. Социальная конкуренция в жизненных стратегиях молодежи [Текст] / Н. Л. Шапошников: автореф. дис. . канд. социол. наук. - Ростов - на - Дону, 2013. - 22 с.
33. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Просвещение. - 1996. - 230 с.
34. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М.: Просвещение. - 1968. - 160 с.
35. Бюлер, Ш. Что такое пубертатный возраст / Ш. Бюлер // Психология подростка. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
36. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение. - 1979. - 360 с.
37. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Аспект пресс. - 1995. - 286 с.
38. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С.65-69
39. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. - Киев: Радянська школа. - 1988 - 148 с.
40. Захарова, А. В. Психология обучения старшеклассников / А.В. Захарова.- М.: Просвещение. - 1976. - 258 с.
41. Климова, С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации / С.Г. Климова. Социологические исследования. -1995. - №1. - С. 47-49
42. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
43. Кондратьев, М.Ю. Особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С. 49-56
44. Лернер, П.Е. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней образовательной школы / П.Е. Лернер // Школьные технологии, 2013. - №4. - С. 23-29
45. Молодежь России: социальное развитие. / Под ред. Егорова В. С. - М.: Наука. - 1992. - 220 с.
46. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия. - 1998. - 456 с.
47.Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: Владос - пресс. - 1993. - 476 с.
48. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии - 1996. - № 1. - С. 67-85
49. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./ Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. - СПб. - 2000. - 380 с.
50. Профессиональная ориентация молодежи. / Под ред. Сазонова А.Д. - М.: Высшая школа. - 1989. - 250 с.
51. Психологические особенности самосознания подростков / Под ред. М.И. Боришевского. - Киев: Высшая школа, 1986. - 168 с.
52. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академический Проект, 2013. - 310 с.
53. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика. - 1987. - 230с.
54. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
55. Резапкина, Г. Уроки выбора профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог. - 2008. - №14. - С. 5
56. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы
становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 378 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Владос, 2013. - 356 с.
58. Руткевич М. Н., Потапов В. П. После школы. Социально¬
профессиональная ориентация молодежи. - М. - 1995. - 190 с.
59. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс. - 2013 - 460 с.
60. Сорокина, Н. Д. Перемены в образовании и динамике жизненных стратегий студентов / Н.Д. Сорокина. // Социс. - 2013. - №10. - С. 55-60
61. Туревская, Е.И. Возрастная психология / Е.И. Туревская. - Тула, 2013. - 330 с.
62. Цыгулева, Т.Г. Смысложизненные ориентации старшеклассников / Т.Г. Цыгулева, Т.А. Бирюкова // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. - М.: Мысль. 2006. - С. 56-59
63. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. М., 1999. - 285 с.
64. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста / Э. Шпрангер. - М.: Флинта. - 2009. - 250 с.
65. Штерн, Э. Прикладная психология / Э. Штерн. - М.: Просвещение. - 1993. - 230 с.
66. Шурыпина, И.И. Жизненные стратегии подростков /И.И. Шурыпина // Социальные исследования. - 1999. - С. 34-38
67. Щербакова, А. Этапы взросления / А. Щербакова // Школьный психолог. - 2009. - №16. - С. 5.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Выпускную квалификационную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Жизненные стратегии относятся к числу одних из сложных и интересных явлений человеческой жизни. Они выражают целостность жизненного мира человека, его устремленность в будущее и способность к изменению собственной жизни во имя этого будущего. Особо значимым представляется выявление перспектив будущего и необходимых ресурсов для их самореализации в юношеском возрасте. Жизненные стратегии (как психологический конструкт) всегда привлекали большой интерес у исследователей (Бюлер Ш., Рубинштейн С.Л., Божович Л.И., Гурова Р.Г., Логинова Н.А., Кон И.С., Шегурова В.Ю., Немировский В.Г., Жане П., Royce и др.). Тем не менее, изучение жизненных стратегий остается в фокусе исследовательских интересов в современной психологической науке. К настоящему времени накоплено большое количество данных психологических, социально-психологических и социологических исследований об особенностях жизненных стратегий человека, проанализирована их структура и типы, основные характеристики и особенности формирования (Абульханова-Славская К.А., Варламова Е.П., Степанов С.Ю., Егорова Л.С., Васильева О.С., Демченко Е.А., Созонтов А.Е., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Воронина О.А., Перелыгина И.В. и др.).
Значительную роль в литературе по направленности личности играет подход, рассматривающий это качество как обобщенную характеристику внутреннего мира личности (О.Н. Крутова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). Такой аспект изучения направленности представляется весьма плодотворным. Роль сознания личности в выборе своего жизненного пути, «своей» сферы социальной деятельности трудно переоценить. В конечном счете, человек сам решает, в каком направлении будет проходить его развитие, сам избирает пространство для самореализации.
Изучение работ зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам формирования жизненных, профессиональных планов и регуляции учебной деятельности учащихся, позволяет сделать вывод об отсутствии в этих трудах целостного объяснения и феноменологического описания психологических механизмов формирования жизненных, профессиональных планов и регуляции учебной деятельности подростка. А ведь в данный период формируются основная жизненная стратегия и выбор основных направлений развития личности.
Однако, на современном этапе развития общества, при динамических изменениях в культурных, социальных и общефилософских сферах актуальным становится методологическое и практическое освещение проблемы формирования жизненных стратегий общества и направленности личности.
Цель работы изучить особенности направленности личности и её жизненную стратегию.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1.Охарактеризовать понятие жизненные стратегии, выделить их сущность и структура.
2. Рассмотреть механизм формирования жизненных стратегий личности.
3. Описать направленность личности как фактор формирования жизненных стратегий личности.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей направленности и развития жизненных стратегий личности в старшем подростковом возрасте.
5. Организовать формирующий эксперимент по развитию активной жизненной позиции личности в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования - жизненные стратегии в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования - формирование жизненных планов и направленности личности старших подростков.
Гипотеза: различия в характеристиках жизненной стратегии (восприятие жизни и своей роли в ней, построение жизненной программы и иерархия ценностных ориентаций) зависит от различного уровня знаний старших подростков.
База проведения исследования: школа №12 г. Североморска.
Выборка: 60 человек, учащихся школы №12 г. Североморска. Средний возраст испытуемых 14-15 лет. Всего 60 человек. Из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положение о развитии личности ребенка через усвоение культурно¬исторического опыта человечества (Выготский Л.С.), фундаментальные и экспериментальные исследования жизненных стратегий личности и прогнозирования жизненного пути (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Гинзбург M.P., Варламова Е.П., Степанов С.Ю., Васильева О.С., Демченко Е.А., Кроник А.А. и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: опрос, тестирование, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: «тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, «ценностные ориентации» М. Рокича, «методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева (модифицированный вариант), методика изучения временной перспективы. Ж. Нюттена.
Теоретическая значимость работы в том, что в ней предпринята попытка исследования формирования жизненных стратегий; результаты работы расширяют представления о формировании жизненной стратегии в старшем подростковом возрасте и влияния на них успеваемости и гендерных особенностей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных исследования в практической деятельности в психологии образования по формированию жизненных перспектив личности, а также в преподавательской практике.

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы влияния направленности на жизненные ориентации личности 8
1.1 Жизненные стратегии: сущность и структура 8
1.2 Механизм формирования жизненных стратегий личности 17
1.3 Направленность личности как фактор формирования жизненных
стратегий личности в подростковом возрасте 24
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния особенностей влияния
направленности личности на жизненные стратегии 33
2.1. Методика и процедура исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 35
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию активной
жизненной стратегии личности в старшем подростковом возрасте 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Актуальность исследования. Жизненные стратегии относятся к числу одних из сложных и интересных явлений человеческой жизни. Они выражают целостность жизненного мира человека, его устремленность в будущее и способность к изменению собственной жизни во имя этого будущего. Особо значимым представляется выявление перспектив будущего и необходимых ресурсов для их самореализации в юношеском возрасте. Жизненные стратегии (как психологический конструкт) всегда привлекали большой интерес у исследователей (Бюлер Ш., Рубинштейн С.Л., Божович Л.И., Гурова Р.Г., Логинова Н.А., Кон И.С., Шегурова В.Ю., Немировский В.Г., Жане П., Royce и др.). Тем не менее, изучение жизненных стратегий остается в фокусе исследовательских интересов в современной психологической науке. К настоящему времени накоплено большое количество данных психологических, социально-психологических и социологических исследований об особенностях жизненных стратегий человека, проанализирована их структура и типы, основные характеристики и особенности формирования (Абульханова-Славская К.А., Варламова Е.П., Степанов С.Ю., Егорова Л.С., Васильева О.С., Демченко Е.А., Созонтов А.Е., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Воронина О.А., Перелыгина И.В. и др.).
Значительную роль в литературе по направленности личности играет подход, рассматривающий это качество как обобщенную характеристику внутреннего мира личности (О.Н. Крутова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). Такой аспект изучения направленности представляется весьма плодотворным. Роль сознания личности в выборе своего жизненного пути, «своей» сферы социальной деятельности трудно переоценить. В конечном счете, человек сам решает, в каком направлении будет проходить его развитие, сам избирает пространство для самореализации.
Изучение работ зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам формирования жизненных, профессиональных планов и регуляции учебной деятельности учащихся, позволяет сделать вывод об отсутствии в этих трудах целостного объяснения и феноменологического описания психологических механизмов формирования жизненных, профессиональных планов и регуляции учебной деятельности подростка. А ведь в данный период формируются основная жизненная стратегия и выбор основных направлений развития личности.
Однако, на современном этапе развития общества, при динамических изменениях в культурных, социальных и общефилософских сферах актуальным становится методологическое и практическое освещение проблемы формирования жизненных стратегий общества и направленности личности.
Цель работы изучить особенности направленности личности и её жизненную стратегию.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1.Охарактеризовать понятие жизненные стратегии, выделить их сущность и структура.
2. Рассмотреть механизм формирования жизненных стратегий личности.
3. Описать направленность личности как фактор формирования жизненных стратегий личности.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей направленности и развития жизненных стратегий личности в старшем подростковом возрасте.
5. Организовать формирующий эксперимент по развитию активной жизненной позиции личности в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования - жизненные стратегии в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования - формирование жизненных планов и направленности личности старших подростков.
Гипотеза: различия в характеристиках жизненной стратегии (восприятие жизни и своей роли в ней, построение жизненной программы и иерархия ценностных ориентаций) зависит от различного уровня знаний старших подростков.
База проведения исследования: школа №12 г. Североморска.
Выборка: 60 человек, учащихся школы №12 г. Североморска. Средний возраст испытуемых 14-15 лет. Всего 60 человек. Из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положение о развитии личности ребенка через усвоение культурно¬исторического опыта человечества (Выготский Л.С.), фундаментальные и экспериментальные исследования жизненных стратегий личности и прогнозирования жизненного пути (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Гинзбург M.P., Варламова Е.П., Степанов С.Ю., Васильева О.С., Демченко Е.А., Кроник А.А. и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: опрос, тестирование, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: «тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, «ценностные ориентации» М. Рокича, «методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева (модифицированный вариант), методика изучения временной перспективы. Ж. Нюттена.
Теоретическая значимость работы в том, что в ней предпринята попытка исследования формирования жизненных стратегий; результаты работы расширяют представления о формировании жизненной стратегии в старшем подростковом возрасте и влияния на них успеваемости и гендерных особенностей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных исследования в практической деятельности в психологии образования по формированию жизненных перспектив личности, а также в преподавательской практике.

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст]: монография / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Арышева, А. П. Конституциональная репрезентация как психологический фактор оптимизации копинг-поведения личности [Текст ] / А. П. Арыше-ва: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2014. - 22 с.
3. Белугина, М. А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования [Текст] / М. А. Белугина // Психология в вузе. - 2013. - № 6. - № 93 - 103.
4. Большов, В. Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи / В. Б. Большов: автореф. дис. . канд. социол. наук - Краснодар, 2009 [Электронный ресурс]:иКЬ: www.krdu-mvd.ru.
5. Бузунова, Л. Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции [Текст] / Л. Г. Бузунова // Психологическая наука и образование. - № 3. - 2012. - С. 47 - 59.
6. Васильева, О. С., Демченко, Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева, Е. А. Демченко // Вопросы психологии. - 2006. - Март-апрель. - С. 74 - 85.
7. Воронина, О. А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности [Текст] / О. А. Воронина: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Курск, 2013. - 22 с.
8. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е. И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 1988. - 142 с.
9. Головаха, Е. И., Панина, Н. В. Отношение к жизни: самооценка и разумная организация / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. - [Электронный ресурс]: иКЬ: http://psyfactor.org/lib/panina.htm.
10. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. - М.: Смысл; Академия, 2011. - 336 с.
11. Гришина, Н. В. Психология жизненного пути [Текст] / Н. В. Гришина // Психологический журнал. - 2012. - Т. 28. - № 5. - С. 81 - 88.
12. Иванова, В. В. Общие вопросы самосознания личности / В. В. Иванова. [Электронный ресурс]: иКЬ: http://www.i-u.ru.
13. Клочко, В. Е., Галажинский, Э. В. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / Е. Клочко, Э. В. Галажинский; под ред. Г. В. За-левского. - Томск: издательство Томского университета, 1999. - 154 с.
14. Коржова, Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей [Текст] / Е. Ю. Коржова. - СПб.: Институт практической психологии, 2009. - 542 с.
15. Кормакова, В. Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессиональноличностного самоопределения старшеклассников / В.
Н. Кормакова // Образование и общество. - 2014. - 1. -
[Электронный ресурс] иЯЬ: http://www.education.rekom.ru.
16. Кудинов, С. И. Самореализация как системное психологическое
образование / С. И. Кудинов. [Электронный ресурс]: иКЬ: http:
//www.relga.ru.
17. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность:
колл. монография / под ред. И. С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Томск: Издательство Томского
государственного педагогического университета, 2013. - 464 с.
18. Мдивани, М. О. Методика исследования жизненных стратегий личности [Текст] / М. О. Мдивани, П. Б. Кодесс // Вопросы психологии. - № 4. - 2011. - С. 146 - 150.
19. Мир словарей // URL:http://slovari.yandex.ru.
20.Осмачко, Н. В. Политеоретический подход в изучении жизненных стратегий студенчества / Н. В. Осмачко. [Электронный ресурс]: URL:
http: //library .fentu .ru.
21. Плотницкая, М. Р. Стратегии самореализации личности при различных типах гендерной идентичности [Текст] / М. Р. Плотницкая: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Хабаровск, 2013. - 23 с.
22. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы,
проблемы, перспективы [Текст] / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 624 с.
23. Психология социальных ситуаций [Текст] / сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.
24. Реан, А. А. Психология адаптации личности [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 479 с.
25. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л. А. Регуш. -СПб.: Речь, 2008. - 352 с.
26. Рудакова, О. В. Жизненные стратегии современного российского студенчества [Текст] / О. В. Рудакова: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2009. - 178 с.
27. Руднева, Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов [Текст]: монография / под общ. ред. Б. П. Невзорова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007. - 302 с.
28. Смирнов, Е. А. Жизненные стратегии государственных служащих / Е. А. Смирнов. [Электронный ресурс]: иКЬ: http://www.rags.ru.
29. Созонтов, А. Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города [Текст] / А. Е. Созонтов // Журнал практического психолога. - № 5. - 2012. - С. 129 - 146.
30. Федотова, Н. Н. Жизненные стратегии молодежи / Н. Н. Федотова. [Электронный ресурс]: иКЬ: http://muc.renet.ru.
31.Чеботарева, Д. Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи юга России [Текст] / Д. Ю. Чеботарева: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2011. - 26 с.
32. Шапошников, Н. Л. Социальная конкуренция в жизненных стратегиях молодежи [Текст] / Н. Л. Шапошников: автореф. дис. . канд. социол. наук. - Ростов - на - Дону, 2013. - 22 с.
33. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Просвещение. - 1996. - 230 с.
34. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М.: Просвещение. - 1968. - 160 с.
35. Бюлер, Ш. Что такое пубертатный возраст / Ш. Бюлер // Психология подростка. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
36. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение. - 1979. - 360 с.
37. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Аспект пресс. - 1995. - 286 с.
38. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С.65-69
39. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. - Киев: Радянська школа. - 1988 - 148 с.
40. Захарова, А. В. Психология обучения старшеклассников / А.В. Захарова.- М.: Просвещение. - 1976. - 258 с.
41. Климова, С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации / С.Г. Климова. Социологические исследования. -1995. - №1. - С. 47-49
42. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
43. Кондратьев, М.Ю. Особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С. 49-56
44. Лернер, П.Е. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней образовательной школы / П.Е. Лернер // Школьные технологии, 2013. - №4. - С. 23-29
45. Молодежь России: социальное развитие. / Под ред. Егорова В. С. - М.: Наука. - 1992. - 220 с.
46. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия. - 1998. - 456 с.
47.Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: Владос - пресс. - 1993. - 476 с.
48. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии - 1996. - № 1. - С. 67-85
49. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./ Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. - СПб. - 2000. - 380 с.
50. Профессиональная ориентация молодежи. / Под ред. Сазонова А.Д. - М.: Высшая школа. - 1989. - 250 с.
51. Психологические особенности самосознания подростков / Под ред. М.И. Боришевского. - Киев: Высшая школа, 1986. - 168 с.
52. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академический Проект, 2013. - 310 с.
53. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика. - 1987. - 230с.
54. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
55. Резапкина, Г. Уроки выбора профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог. - 2008. - №14. - С. 5
56. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы
становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 378 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Владос, 2013. - 356 с.
58. Руткевич М. Н., Потапов В. П. После школы. Социально¬
профессиональная ориентация молодежи. - М. - 1995. - 190 с.
59. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс. - 2013 - 460 с.
60. Сорокина, Н. Д. Перемены в образовании и динамике жизненных стратегий студентов / Н.Д. Сорокина. // Социс. - 2013. - №10. - С. 55-60
61. Туревская, Е.И. Возрастная психология / Е.И. Туревская. - Тула, 2013. - 330 с.
62. Цыгулева, Т.Г. Смысложизненные ориентации старшеклассников / Т.Г. Цыгулева, Т.А. Бирюкова // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. - М.: Мысль. 2006. - С. 56-59
63. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. М., 1999. - 285 с.
64. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста / Э. Шпрангер. - М.: Флинта. - 2009. - 250 с.
65. Штерн, Э. Прикладная психология / Э. Штерн. - М.: Просвещение. - 1993. - 230 с.
66. Шурыпина, И.И. Жизненные стратегии подростков /И.И. Шурыпина // Социальные исследования. - 1999. - С. 34-38
67. Щербакова, А. Этапы взросления / А. Щербакова // Школьный психолог. - 2009. - №16. - С. 5.

Купить эту работу

Направленность личности и ее жизненная стратегия

990 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

6 февраля 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Conen99
4.5
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
990 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МБОУ «... СОШ» НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА В ПОДШЕФНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ...

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ вуза)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОТЕЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user3322976 об авторе Conen99 2021-10-23
Выпускная квалификационная работа

Вовремя в срок,выполнена качественно!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

"Психологические факторы, влияющие на внутрисемейные отношения" (совпадение темпераментов, ценностей, мотивов, представления о процессе воспитания)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Кризис возраста 53-57

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Тренинг корпоративной социальной ответственности Корпоративный социальный отчет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Перспективы развития психологической службы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Память

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

В.Н. Мясищев "Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального интеллекта у детей и подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Методы психопрофилактики в системе образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ книги.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Особенности речи людей в состоянии транса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Аспекты социальной адаптации выпускников ВУЗов в коммерческих организациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Психологическая безопасность личности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽