Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Возрастные особенности переживания одиночества

  • 107 страниц
  • 2017 год
  • 7 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Conen99

1200 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность работы. Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острый дефицит в общении. Когда взаимоотношения не складываются и люди остаются равнодушными по отношению друг к другу.
Феномен «одиночество» - тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональным переживаниями.
Количество одиноких людей в мире в последние десятилетия выросло до необычайных размеров и с каждым годом все больше увеличивается. Ученые психологи выявили, что примерно одна треть всего населения в каждой цивилизованной стране живёт с чувством отчуждения от остального мира. В Российской Федерации по статистическим данным около 40 % страдают от одиночества.
Такая тенденция в обществе связана с быстрой сменой социальных форм жизни, увеличением раздробленности общества, высокой степенью мобильности, неопределенностью традиционных социальных границ.
Контакты легко возникают и также легко разрываются, но эффективность их при этом значительно снижается, это приводит к неудовлетворенности общением.
Актуальность изучаемой нами темы определяется характеристиками процесса развития современного общества, которыми выступают не только быстрый темп развития научно-технического прогресса, но и процесс нарастания субъективного восприятия одиночества, которое сопровождается концентрированностью на себе, нестабильностью и поверхностностью значимых связей в социальных сетях, приобретая все более широкое распространение в современном мире.
Переживание чувств одиночества и отчужденности, детерминированных появлением чувства базальной тревоги, непосредственно связано с низкой самооценкой и с подверженностью личности к социальному влиянию, которые впоследствии могут привести к развитию аддикций.
Разработанность в науке. Проблема переживания чувства одиночества не имеет унифицированного подхода к пониманию сущности явления и исследуется в рамках разнообразных подходов и направлений.
Анализ работ современных ученых свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности одиночества, его происхождения и особенностей протекания, что позволяет определить проблемное поле феномена одиночества:
- изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, JI.A. Варава, С.Л Вербицкая, Е.Н. Заворотных, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пуханова);
- выявление культурно-исторических форм одиночества (С.О. Ветров, О.В. Данчева, М.Н. Покровский);
- психологических особенностей одиночества на разных возрастных этапах (О.Б. Долгинова, А.Р. Кирпиков, И.С. Кон, Е.Н. Мухиярова, О.В. Неумоева, Н.В. Першина);
- описание явлений, похожих на одиночество (изоляция, обособление, изоляция, ургентная аддикция) (В.И. Лебедев, Л.В. Клочек, А.У. Хараш);
- исследования гендерных переживаний одиночества (О.Я. Грановская, Л.Ю. Левченко, В.И. Силяева, О.В. Папага, Н.В. Шитова).
Цель исследования: изучение особенностей переживания одиночества на разных возрастных этапах.
Задачи исследования заключаются в следующем.
- изучить сущность, теорию и психологические характеристики одиночества ;
- исследовать типологию одиночества и охарактеризовать его переживания;
- рассмотреть факторы проявления одиночества с учетом возрастных особенностей;
- проанализировать возрастные особенности переживания одиночества на примере МБОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова);
- разработать рекомендации педагогам и родителям по преодолению состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте;
- внести предложения по организации работы по преодолению переживаний одиночества взрослых и пожилых людей.
Гипотеза исследования представлена следующими предположениями:
1) предполагается, что у подростков, испытывающих состояние одиночества, преобладает заниженная самооценка,
2) низкий уровень коммуникативных способностей и организаторских навыков, они эмоционально неустойчивы, более зависимы, ориентированы в большей степени на свой внутренний мир, не уверенны в себе;
3) предполагается, что переживаемое одиночество имеет связь с личностными особенностями подростков;
4) целенаправленная программа коррекции, направленная на овладение социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, умения адекватно воспринимать собственные поведение и состояния, а также окружающих позволит снизить уровень одиночества.
Объектом исследования является переживание одиночества. Предметом исследования - технологии снижения переживания одиночества.
В ходе эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования.
- Теоретический: изучение и анализ научной литературы по
исследованию феномена одиночества.
- Эмпирический: наблюдение, беседа, тестирование,
психодиагностические методики, такие как: опросник межличностных
отношений В. Шутца, адаптированный А.А. Рукавишниковым; методика А.А. и А.Е. Кроников для диагностики динамики психологической близости со значимыми другими; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методика Г.Н. Казанцева «Определение уровня самооценки»; методика «Коммуникативные, организаторские способности» (КОС) В.В. Синявского и В.А. Федорошина; методика «16-ти факторный личностный опросник» Р. Кэттелла.
- Статистический: методы математико-статистической обработки, включая корреляционный анализ результатов. Статистическая обработка результатов экспериментальных данных проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции г-Спирмена, U-критерия Манна-Уитни, ф*- углового преобразования Фишера для сравнения процентных долей).
Экспериментальная база исследования включила в себя учащихся 7-9 классов МБОУ СОШ № 22 г. Тамбова, а так же их родителей, бабушек и дедушек. В исследование приняли участие 196 человек (126 подростков и 70 взрослых).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в наше время особую актуальность приобретает исследовательский интерес к разработке проблемы одиночества, поскольку достаточно широко и разнообразно данный термин используется в повседневной жизни и в научных источниках.
Усложнение процесса социализации личности, ограничение конструктивных отношений с окружающими людьми, развитие качеств, затрудняющих его интеграцию в социуме, — вот далеко не полный перечень негативных проявлений одиночества. Между тем динамизм современной жизни требует от личности проявления гибкости, оперативности, умения строить собственную жизненную стратегию, адекватную целям общества и собственной самоактуализации.
Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ курсов для психологов, позволяющие разработать рекомендации по профилактике одиночества. Полученный материал может применяться в практике преподавания психологических курсов.
Результаты экспериментального исследования результативности тренинга могут быть использованы психологами-практиками как научно-обоснованное средство преодоления одиночества.
Структура и объём работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, 7 приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи работы, описаны объект и предмет исследования.
Первый раздел раскрывает теоретические аспекты переживания одиночества на разных возрастных этапах: сущность, психологические
характеристики одиночества и его переживания в соответствии с типологией одиночества. Факторы одиночества рассматриваются с учётом возрастных особенностей.
Во втором разделе проведено эмпирическое исследование возрастных особенностей переживания одиночества, проводится анализ факторов и причин одиночества на разных возрастных этапах.
Третий раздел содержит рекомендации педагогам и родителям по преодолению состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
В заключении отражены основные положения дипломной работы и сформулированы общие выводы.
Объём основного текста дипломной работы составляет 70 страниц

Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты переживания одиночества на разных
возрастных этапах 13
1.1. Сущность, теория и психологические характеристики одиночества 13
1.2. Типология одиночества и характеристика его переживания 20
1.3. Факторы одиночества с учётом возрастных особенностей 35
Глава 2. Анализ возрастных особенностей переживания одиночества (на примере МБОУ СОШ № 22 г.Тамбова) 49
2.1. Описание процедуры и методов психологического исследования 49
2.2. Анализ факторов и причин одиночества на разных возрастных этапах 52
Глава 3. Предложения по преодолению одиночества: 67
возрастные особенности 67
3.1. Рекомендации педагогам и родителям по преодолению состояния
одиночества в подростковом и юношеском возрасте 67
3.2. Организация работы по преодолению переживаний одиночества взрослых и
пожилых людей 72
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Приложения

Психологическое ощущение одиночества, одиночества среди людей -
сложная и парадоксальная проблема. Феномен одиночества нельзя сводить к физической или социальной изоляции, отсутствию коммуникации или брачного статуса человека. Современный человек часто ощущает себя одиноким в мегаполисе, где он так или иначе включен в достаточно сложную сеть коммуникации.

1. Василюк Ф.Е. Современные представления о переживании / под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер, М.В. Фаликман // Психология мотивации и эмоций. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - С. 362-372
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учеб. для вузов. - СПб:
Питер, 2013. - С. 147-152
3. Желонкина О.К.,, Сафонова М.В. Изучение видов одиночества,
переживаемого юношами и девушками, увлеченными виртуальным общением // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 1(39). - С. 107-114
4. Желонкина O.K. Социально-психологические особенности юношества,
обусловленные виртуальным общением // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 1 (31). - С. 220-224
5. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиночества
как субъективного переживания: дис. ... канд. психол. наук. - СПб,
2013. - 254 с.
6. Кон И.С. Многоликое одиночество: Психол. исслед. // Знание сила. -
2014. - №12. - С. 40-42
7. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества: монография. -
М.: АСТ, 2015. - 325 с.
8. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учеб. пособие. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2012. - 228 с.
9. Кошелева Ю.П. Одиночество: традиции и ракурсы изучения //
Психология зрелости и старения. - 2014. - №4. - С. 29-69
10. Краснова О.В. Одиночество пожилых людей: гендерные и другие аспекты
// Психология зрелости и старения. - 2016. - №1. - С. 65
11. Кузнецов А.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества.
- М.: Медицина,2014. - 335 с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Норма,
2013. - 561 с.
13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Смысл, 2015. -
16 с.
14. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты
одиночества. - М.: Прогресс, 2014. - С. 120-125
15. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. - М.: Академия, 2013. - 1088
с.
16. Немов Р.С. Одиночество // Общие основы психологии. - М.:
Просвещение, 2015. - С. 112-117
17. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития
личности в юношеском воздасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2013. - 23 с.
18. Николаева Е.И., Каменская В.Г. Аддиктология. Теоретические и
экспериментальные исследования формирования аддикций. - М.: Форум, 2013. - 208 с.
19. Олейник Н.О. Теоретическая модель переживания одиночества // Вестник
Пермского Университета. - 2016. - № 2(26). - С. 104-110
20. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству //
Лабиринты одиночества. - 2013. - № 3. - С. 152-168
21. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного
поведения молодёжи. - СПб: Питер, 2014. - 211 с.
22. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М: Смысл, 2013. - 276 с.
23. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. А.А. Реана. -
СПб: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2013. - С. 161-162
24. Пьянкова Л.А., Полежайкина И.Ю. Проблема профессионального
переобучения пожилых людей в современных условиях: Актуальные вопросы развития современной педагогической науки и образования: сборник научных статей / Под ред. Т.П. Шалавиной. - Новокузнецк: Изд-во НФИ КемЕУ. - 2016. - С. 304-311
25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб:
Питер, 2013. - 656 с.
26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -
СПб.: ЗАО «Питер», 2016. - 416 с.
27. Рогова Е.Е. Одиночество в условиях социальной трансформации
современного общества (концептуальный анализ) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3-4. - С. 68-77
28. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2015. - 720 с.
29. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб.: Нева, 2013. - 225
с.
30. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия / Психология личности.
Тексты. - М.: Норма, 2014. - С. 14-21
31. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности - М.: Норма, 2014. -
412 с.
32. Хартманн Х. Эго-психология и проблемы адаптации. - М.: Паблишер,
2016. - 217 с.
33. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и его переживания студентами. - Елабуга:
Алмедиа, 2016. - 157 с.
34. Шаймарданова А.В., Кулакова Е.Н. Одиночество студентов в процессе
социально-психологической адаптации к новым условиям // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 3. - С. 50
35. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. - М.: Социс, 2015. -
298 с.
36. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. - М.: Прогресс, 2014. - 344 с.
37. Бердяев Н.А. Я и мир объектов [Электронный ресурс] URL:
http://modemlib.ru/books/berdyaev_nikolay_aleksandrovich/ya_i_mir_obekto v/read/ (Дата обращения 23.09.2017)
38. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и
эротизм в современных обществах [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://yanko.hb.ru/books/sotiology/giddens- transformation.htm#_Toc171625573. (Дата обращения: 16.08.2017
39. Иголкина К.П. Социокультурные особенности социализации и статусно -
ролевой идентичности подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.adygnet.ru/node/6583. (Дата обращения:
16.08.2017)
40. Каштанова О.В. Синглтон - специфическая категория российских
граждан [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/singltony-spetsificheskaya-kategoriya- rossiyskih-grazhdan. (Дата обращения 16.08.2017)
41. Лукьянов О.В. Психологическая системность практик веры. Градиенты
становления человеческого в человеке [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sistemnost-praktik-very- gradienty-stanovleniya-chelovecheskogo-v-cheloveke (Дата обращения
23.09.2017)
42. Марцинковская Т.Д. Переживание как механизм социализации и
формирования идентичности в современном меняющемся мире [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n3 -5/177-marsinkovskaya5 .html.
(Дата обращения: 16.08.2017)
43. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.
Рассела и М. Фергюсона [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://lektsii.org/11-84813.html. (Дата обращения:
16.08.2017)
44. Методика «Динамика психологической близости в супружеской паре»
А.А. и А.Е. Кроников [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://studopedia.org/6-113788.html. (Дата обращения:
16.08.2017)
45. Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой [Электронный
ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://poisk-
ru.ru/s59533t4.html. (Дата обращения: 16.08.2017)
46. Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишников (ОМО)
[Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа:
http://studydoc.rU/doc/749106/oprosnik-mezhlichnostnyh-otnoshenij--a.a.- rukavishnikov--omo-. (Дата обращения: 16.08.2017)
47. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе
первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А.Федоришина) [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00352.htm. (Дата
обращения: 16.08.2017)
48. Рустин М. Размышления по поводу поворота к биографиям в социальных
науках [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://sociolog.in.ua/view_book.php?id=1357. (Дата обращения:
16.08.2017)
49. Тихонов Г.М. Одиночество как экзистенциальный опыт человека
[Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=11913876. (Дата обращения: 16.08.2017)
50. Трубникова С.Г. Психология одиночества [Электронный ресурс]. -
Электрон. данные. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-odinochestva-genezis-vidy- proyavleniya. (Дата обращения: 16.08.2017)
51. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества
[Электронный ресурс] URL: http://www.studmed.ru/slobodchikov-im-
statya-sovremennye-issledovaniya-perezhivaniya- odinochestva_09db4cae19a.html (Дата обращения 23.09.2017)
52. Юрченко М.А. Ценностные характеристики одиночества в контексте идей
экзистенциализма ХХ век [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. -
Режим доступа: http://hpsy.ru/authors/x1853.htm. (Дата обращения:
16.08.2017)
53. Kia H. The Sociology of Living Alone [Электронный ресурс]. - Электрон.
данные. - Режим доступа:
http://thesocietypages.org/teaching/2012/04/18/the-sociology-of-living-alone. (Дата обращения 16.08.2017)
54. Klinenberg E. ‘Going Solo’: Understanding the Appeal of the Solitary Life
[Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа:
http://www.today.com/id/46658564/ns/today-books/t/going-solo- understanding-appeal-solitary-life/#. UYiy2ZY1aTl. (Дата обращения
16.08.2017)
55. Klinenberg E. One’s a Crowd [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. -
Режим доступа: http://www.nytimes.com/2012/02/05/opinion/sunday/living - alone-means-being-social.html?_r=0. (Дата обращения 16.08.2017)
56. Klinenberg E. Solo Nation: American Consumers Stay Single [Электронный
ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://
finance.fortune.cnn.com/2012/01/25/eric-klinenberg-going-solo. (Дата
обращения 16.08.2017)
57. Klinenberg E. Will Singles and Singletons Cut the Cord [Электронный
ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.wired.com/business/2012/03/opinion-klinenberg-goingsolo. (Дата обращения 16.08.2017)

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Выпускную квалификационную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность работы. Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острый дефицит в общении. Когда взаимоотношения не складываются и люди остаются равнодушными по отношению друг к другу.
Феномен «одиночество» - тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональным переживаниями.
Количество одиноких людей в мире в последние десятилетия выросло до необычайных размеров и с каждым годом все больше увеличивается. Ученые психологи выявили, что примерно одна треть всего населения в каждой цивилизованной стране живёт с чувством отчуждения от остального мира. В Российской Федерации по статистическим данным около 40 % страдают от одиночества.
Такая тенденция в обществе связана с быстрой сменой социальных форм жизни, увеличением раздробленности общества, высокой степенью мобильности, неопределенностью традиционных социальных границ.
Контакты легко возникают и также легко разрываются, но эффективность их при этом значительно снижается, это приводит к неудовлетворенности общением.
Актуальность изучаемой нами темы определяется характеристиками процесса развития современного общества, которыми выступают не только быстрый темп развития научно-технического прогресса, но и процесс нарастания субъективного восприятия одиночества, которое сопровождается концентрированностью на себе, нестабильностью и поверхностностью значимых связей в социальных сетях, приобретая все более широкое распространение в современном мире.
Переживание чувств одиночества и отчужденности, детерминированных появлением чувства базальной тревоги, непосредственно связано с низкой самооценкой и с подверженностью личности к социальному влиянию, которые впоследствии могут привести к развитию аддикций.
Разработанность в науке. Проблема переживания чувства одиночества не имеет унифицированного подхода к пониманию сущности явления и исследуется в рамках разнообразных подходов и направлений.
Анализ работ современных ученых свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности одиночества, его происхождения и особенностей протекания, что позволяет определить проблемное поле феномена одиночества:
- изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, JI.A. Варава, С.Л Вербицкая, Е.Н. Заворотных, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пуханова);
- выявление культурно-исторических форм одиночества (С.О. Ветров, О.В. Данчева, М.Н. Покровский);
- психологических особенностей одиночества на разных возрастных этапах (О.Б. Долгинова, А.Р. Кирпиков, И.С. Кон, Е.Н. Мухиярова, О.В. Неумоева, Н.В. Першина);
- описание явлений, похожих на одиночество (изоляция, обособление, изоляция, ургентная аддикция) (В.И. Лебедев, Л.В. Клочек, А.У. Хараш);
- исследования гендерных переживаний одиночества (О.Я. Грановская, Л.Ю. Левченко, В.И. Силяева, О.В. Папага, Н.В. Шитова).
Цель исследования: изучение особенностей переживания одиночества на разных возрастных этапах.
Задачи исследования заключаются в следующем.
- изучить сущность, теорию и психологические характеристики одиночества ;
- исследовать типологию одиночества и охарактеризовать его переживания;
- рассмотреть факторы проявления одиночества с учетом возрастных особенностей;
- проанализировать возрастные особенности переживания одиночества на примере МБОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова);
- разработать рекомендации педагогам и родителям по преодолению состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте;
- внести предложения по организации работы по преодолению переживаний одиночества взрослых и пожилых людей.
Гипотеза исследования представлена следующими предположениями:
1) предполагается, что у подростков, испытывающих состояние одиночества, преобладает заниженная самооценка,
2) низкий уровень коммуникативных способностей и организаторских навыков, они эмоционально неустойчивы, более зависимы, ориентированы в большей степени на свой внутренний мир, не уверенны в себе;
3) предполагается, что переживаемое одиночество имеет связь с личностными особенностями подростков;
4) целенаправленная программа коррекции, направленная на овладение социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, умения адекватно воспринимать собственные поведение и состояния, а также окружающих позволит снизить уровень одиночества.
Объектом исследования является переживание одиночества. Предметом исследования - технологии снижения переживания одиночества.
В ходе эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования.
- Теоретический: изучение и анализ научной литературы по
исследованию феномена одиночества.
- Эмпирический: наблюдение, беседа, тестирование,
психодиагностические методики, такие как: опросник межличностных
отношений В. Шутца, адаптированный А.А. Рукавишниковым; методика А.А. и А.Е. Кроников для диагностики динамики психологической близости со значимыми другими; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методика Г.Н. Казанцева «Определение уровня самооценки»; методика «Коммуникативные, организаторские способности» (КОС) В.В. Синявского и В.А. Федорошина; методика «16-ти факторный личностный опросник» Р. Кэттелла.
- Статистический: методы математико-статистической обработки, включая корреляционный анализ результатов. Статистическая обработка результатов экспериментальных данных проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции г-Спирмена, U-критерия Манна-Уитни, ф*- углового преобразования Фишера для сравнения процентных долей).
Экспериментальная база исследования включила в себя учащихся 7-9 классов МБОУ СОШ № 22 г. Тамбова, а так же их родителей, бабушек и дедушек. В исследование приняли участие 196 человек (126 подростков и 70 взрослых).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в наше время особую актуальность приобретает исследовательский интерес к разработке проблемы одиночества, поскольку достаточно широко и разнообразно данный термин используется в повседневной жизни и в научных источниках.
Усложнение процесса социализации личности, ограничение конструктивных отношений с окружающими людьми, развитие качеств, затрудняющих его интеграцию в социуме, — вот далеко не полный перечень негативных проявлений одиночества. Между тем динамизм современной жизни требует от личности проявления гибкости, оперативности, умения строить собственную жизненную стратегию, адекватную целям общества и собственной самоактуализации.
Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ курсов для психологов, позволяющие разработать рекомендации по профилактике одиночества. Полученный материал может применяться в практике преподавания психологических курсов.
Результаты экспериментального исследования результативности тренинга могут быть использованы психологами-практиками как научно-обоснованное средство преодоления одиночества.
Структура и объём работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, 7 приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи работы, описаны объект и предмет исследования.
Первый раздел раскрывает теоретические аспекты переживания одиночества на разных возрастных этапах: сущность, психологические
характеристики одиночества и его переживания в соответствии с типологией одиночества. Факторы одиночества рассматриваются с учётом возрастных особенностей.
Во втором разделе проведено эмпирическое исследование возрастных особенностей переживания одиночества, проводится анализ факторов и причин одиночества на разных возрастных этапах.
Третий раздел содержит рекомендации педагогам и родителям по преодолению состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
В заключении отражены основные положения дипломной работы и сформулированы общие выводы.
Объём основного текста дипломной работы составляет 70 страниц

Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты переживания одиночества на разных
возрастных этапах 13
1.1. Сущность, теория и психологические характеристики одиночества 13
1.2. Типология одиночества и характеристика его переживания 20
1.3. Факторы одиночества с учётом возрастных особенностей 35
Глава 2. Анализ возрастных особенностей переживания одиночества (на примере МБОУ СОШ № 22 г.Тамбова) 49
2.1. Описание процедуры и методов психологического исследования 49
2.2. Анализ факторов и причин одиночества на разных возрастных этапах 52
Глава 3. Предложения по преодолению одиночества: 67
возрастные особенности 67
3.1. Рекомендации педагогам и родителям по преодолению состояния
одиночества в подростковом и юношеском возрасте 67
3.2. Организация работы по преодолению переживаний одиночества взрослых и
пожилых людей 72
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Приложения

Психологическое ощущение одиночества, одиночества среди людей -
сложная и парадоксальная проблема. Феномен одиночества нельзя сводить к физической или социальной изоляции, отсутствию коммуникации или брачного статуса человека. Современный человек часто ощущает себя одиноким в мегаполисе, где он так или иначе включен в достаточно сложную сеть коммуникации.

1. Василюк Ф.Е. Современные представления о переживании / под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер, М.В. Фаликман // Психология мотивации и эмоций. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - С. 362-372
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учеб. для вузов. - СПб:
Питер, 2013. - С. 147-152
3. Желонкина О.К.,, Сафонова М.В. Изучение видов одиночества,
переживаемого юношами и девушками, увлеченными виртуальным общением // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 1(39). - С. 107-114
4. Желонкина O.K. Социально-психологические особенности юношества,
обусловленные виртуальным общением // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 1 (31). - С. 220-224
5. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиночества
как субъективного переживания: дис. ... канд. психол. наук. - СПб,
2013. - 254 с.
6. Кон И.С. Многоликое одиночество: Психол. исслед. // Знание сила. -
2014. - №12. - С. 40-42
7. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества: монография. -
М.: АСТ, 2015. - 325 с.
8. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учеб. пособие. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2012. - 228 с.
9. Кошелева Ю.П. Одиночество: традиции и ракурсы изучения //
Психология зрелости и старения. - 2014. - №4. - С. 29-69
10. Краснова О.В. Одиночество пожилых людей: гендерные и другие аспекты
// Психология зрелости и старения. - 2016. - №1. - С. 65
11. Кузнецов А.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества.
- М.: Медицина,2014. - 335 с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Норма,
2013. - 561 с.
13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Смысл, 2015. -
16 с.
14. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты
одиночества. - М.: Прогресс, 2014. - С. 120-125
15. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. - М.: Академия, 2013. - 1088
с.
16. Немов Р.С. Одиночество // Общие основы психологии. - М.:
Просвещение, 2015. - С. 112-117
17. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития
личности в юношеском воздасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2013. - 23 с.
18. Николаева Е.И., Каменская В.Г. Аддиктология. Теоретические и
экспериментальные исследования формирования аддикций. - М.: Форум, 2013. - 208 с.
19. Олейник Н.О. Теоретическая модель переживания одиночества // Вестник
Пермского Университета. - 2016. - № 2(26). - С. 104-110
20. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству //
Лабиринты одиночества. - 2013. - № 3. - С. 152-168
21. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного
поведения молодёжи. - СПб: Питер, 2014. - 211 с.
22. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М: Смысл, 2013. - 276 с.
23. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. А.А. Реана. -
СПб: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2013. - С. 161-162
24. Пьянкова Л.А., Полежайкина И.Ю. Проблема профессионального
переобучения пожилых людей в современных условиях: Актуальные вопросы развития современной педагогической науки и образования: сборник научных статей / Под ред. Т.П. Шалавиной. - Новокузнецк: Изд-во НФИ КемЕУ. - 2016. - С. 304-311
25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб:
Питер, 2013. - 656 с.
26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -
СПб.: ЗАО «Питер», 2016. - 416 с.
27. Рогова Е.Е. Одиночество в условиях социальной трансформации
современного общества (концептуальный анализ) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3-4. - С. 68-77
28. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2015. - 720 с.
29. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб.: Нева, 2013. - 225
с.
30. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия / Психология личности.
Тексты. - М.: Норма, 2014. - С. 14-21
31. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности - М.: Норма, 2014. -
412 с.
32. Хартманн Х. Эго-психология и проблемы адаптации. - М.: Паблишер,
2016. - 217 с.
33. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и его переживания студентами. - Елабуга:
Алмедиа, 2016. - 157 с.
34. Шаймарданова А.В., Кулакова Е.Н. Одиночество студентов в процессе
социально-психологической адаптации к новым условиям // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 3. - С. 50
35. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. - М.: Социс, 2015. -
298 с.
36. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. - М.: Прогресс, 2014. - 344 с.
37. Бердяев Н.А. Я и мир объектов [Электронный ресурс] URL:
http://modemlib.ru/books/berdyaev_nikolay_aleksandrovich/ya_i_mir_obekto v/read/ (Дата обращения 23.09.2017)
38. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и
эротизм в современных обществах [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://yanko.hb.ru/books/sotiology/giddens- transformation.htm#_Toc171625573. (Дата обращения: 16.08.2017
39. Иголкина К.П. Социокультурные особенности социализации и статусно -
ролевой идентичности подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.adygnet.ru/node/6583. (Дата обращения:
16.08.2017)
40. Каштанова О.В. Синглтон - специфическая категория российских
граждан [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/singltony-spetsificheskaya-kategoriya- rossiyskih-grazhdan. (Дата обращения 16.08.2017)
41. Лукьянов О.В. Психологическая системность практик веры. Градиенты
становления человеческого в человеке [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sistemnost-praktik-very- gradienty-stanovleniya-chelovecheskogo-v-cheloveke (Дата обращения
23.09.2017)
42. Марцинковская Т.Д. Переживание как механизм социализации и
формирования идентичности в современном меняющемся мире [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n3 -5/177-marsinkovskaya5 .html.
(Дата обращения: 16.08.2017)
43. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.
Рассела и М. Фергюсона [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://lektsii.org/11-84813.html. (Дата обращения:
16.08.2017)
44. Методика «Динамика психологической близости в супружеской паре»
А.А. и А.Е. Кроников [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://studopedia.org/6-113788.html. (Дата обращения:
16.08.2017)
45. Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой [Электронный
ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://poisk-
ru.ru/s59533t4.html. (Дата обращения: 16.08.2017)
46. Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишников (ОМО)
[Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа:
http://studydoc.rU/doc/749106/oprosnik-mezhlichnostnyh-otnoshenij--a.a.- rukavishnikov--omo-. (Дата обращения: 16.08.2017)
47. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе
первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А.Федоришина) [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00352.htm. (Дата
обращения: 16.08.2017)
48. Рустин М. Размышления по поводу поворота к биографиям в социальных
науках [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://sociolog.in.ua/view_book.php?id=1357. (Дата обращения:
16.08.2017)
49. Тихонов Г.М. Одиночество как экзистенциальный опыт человека
[Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=11913876. (Дата обращения: 16.08.2017)
50. Трубникова С.Г. Психология одиночества [Электронный ресурс]. -
Электрон. данные. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-odinochestva-genezis-vidy- proyavleniya. (Дата обращения: 16.08.2017)
51. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества
[Электронный ресурс] URL: http://www.studmed.ru/slobodchikov-im-
statya-sovremennye-issledovaniya-perezhivaniya- odinochestva_09db4cae19a.html (Дата обращения 23.09.2017)
52. Юрченко М.А. Ценностные характеристики одиночества в контексте идей
экзистенциализма ХХ век [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. -
Режим доступа: http://hpsy.ru/authors/x1853.htm. (Дата обращения:
16.08.2017)
53. Kia H. The Sociology of Living Alone [Электронный ресурс]. - Электрон.
данные. - Режим доступа:
http://thesocietypages.org/teaching/2012/04/18/the-sociology-of-living-alone. (Дата обращения 16.08.2017)
54. Klinenberg E. ‘Going Solo’: Understanding the Appeal of the Solitary Life
[Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа:
http://www.today.com/id/46658564/ns/today-books/t/going-solo- understanding-appeal-solitary-life/#. UYiy2ZY1aTl. (Дата обращения
16.08.2017)
55. Klinenberg E. One’s a Crowd [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. -
Режим доступа: http://www.nytimes.com/2012/02/05/opinion/sunday/living - alone-means-being-social.html?_r=0. (Дата обращения 16.08.2017)
56. Klinenberg E. Solo Nation: American Consumers Stay Single [Электронный
ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://
finance.fortune.cnn.com/2012/01/25/eric-klinenberg-going-solo. (Дата
обращения 16.08.2017)
57. Klinenberg E. Will Singles and Singletons Cut the Cord [Электронный
ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.wired.com/business/2012/03/opinion-klinenberg-goingsolo. (Дата обращения 16.08.2017)

Купить эту работу

Возрастные особенности переживания одиночества

1200 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

2 сентября 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Conen99
4.5
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1200 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МБОУ «... СОШ» НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА В ПОДШЕФНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ...

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ вуза)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОТЕЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user3322976 об авторе Conen99 2021-10-23
Выпускная квалификационная работа

Вовремя в срок,выполнена качественно!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

"Психологические факторы, влияющие на внутрисемейные отношения" (совпадение темпераментов, ценностей, мотивов, представления о процессе воспитания)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Кризис возраста 53-57

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Тренинг корпоративной социальной ответственности Корпоративный социальный отчет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Перспективы развития психологической службы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Память

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

В.Н. Мясищев "Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального интеллекта у детей и подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Методы психопрофилактики в системе образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ книги.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Особенности речи людей в состоянии транса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Аспекты социальной адаптации выпускников ВУЗов в коммерческих организациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Психологическая безопасность личности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽