Вовремя в срок,выполнена качественно!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание - понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях-инвалидах. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у детей-инвалидов самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки детей-инвалидов сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
По исследованиям Дудковской О.А., Шельшаковой Н.Н. большинству детей-инвалидов сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у детей-инвалидов неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети-инвалиды «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость».
Для правильного развития самооценки у детей-инвалидов необходимо тщательно следить за ее уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чтобы развитие и коррекция самооценки у детей-инвалидов было наиболее продуктивным, в своей работе педагоги должны придерживаться некоторых правил.
Безусловно, опираться в этой работе нужно на ведущую для данного возраста деятельность –игровую, если работа ведется с детьми дошкольного возраста или учебную, если работа организована с детьми школьного возраста. Именно от благополучности ее протекания и эффективности организации зависит уровень самооценки.
В данном исследовании, будет организована коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ДЦП. В этой связи работа будет организована в рамках игровой деятельности. Обусловлено это тем, что процесс формирования самооценки для детей старшего дошкольного возраста с ДЦП очень важен, так как детям предстоит поступление в школу и от уровня их самооценки зависит не только успешность взаимодействия со сверстниками с нормой развития, но и успешность обучения в школе. Поэтому очень важно своевременно выявить психологические особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП и провести необходимую коррекционную работу, до поступления детей в школу.
Проблема исследования заключается в противоречии между различными по содержанию и динамике процессами формирования и проявления самооценки у детей, страдающих детским церебральным параличом и детей без нейрофизиологических отклонений с одной стороны, и одинаковыми наборами методических средств развития и диагностики самооценки личности, имеющимися в распоряжении психолога и социальных педагогов, с другой стороны.
Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста с ДЦП и без отклонений в развитии.
Предмет исследования: психологические особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Цель исследования: на основе теоретико-методологического анализа и результатов сравнительного эмпирического исследования психологических особенностей формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в норме и при патологии развития, разработать проект психокоррекционной Программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1) Нейрофизиологические факторы при ДЦП оказывают угнетающее влияние на различные высшие психические функции, в т.ч. на процессы формирования самооценки детей. Немаловажную роль играют и социальные факторы, которые опосредованы образом жизни ребенка, особенностями семейного и дошкольного воспитания. Специфика осознания детьми дошкольного возраста с ДЦП своей физической и психической неполноценности часто не соответствует фактическому отношению к ним со стороны окружающих, что своеобразно влияет на формирование их самооценки. Следствием этого
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 8
1.1. Проблема изучения психологических особенностей формирования самооценки личности в трудах отечественных и зарубежных ученых 8
1.2. Условия и обстоятельства работы психолога и социальных педагогов по формированию самооценки у детей-инвалидов с ДЦП 14
1.3. Возможности практической психологи по изучению (диагностике) и формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 20
Выводы по первой главе. 27
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. План исследования, характеристика испытуемых и методов сбора эмпирических данных 29
2.2. Ход и результаты сравнительного изучения процессов формирования самооценки у детей с ДЦП и нормой развития 35
2.3 Проект психокоррекционной Программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 42
Выводы по второй главе. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………60
ГЛОССАРИЙ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В …………………………………………………...………..73
Приложение Г…………………………………………………….………74
Работа написана самостоятельно, защищена на "отлично". Оригинальность "чистая", выполнена вручную. Содержит теоретическую и практическую части. В работе много наглядностей - таблицы, рисунки, приложения....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс, 2020.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс, 2020.
3. Проект Федерального закона N 97801857-2 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.05.1998) // СПС Консультант Плюс, 2020.
Научная и учебная литература, статьи, монографии:
4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
6. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
7. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
8. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я - концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2018. - №11. - С. 54-65.
9. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Деком. 2018. 240 с.
10. Владимир Степанов Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2020. 346 с.
11. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.
12. Веркаммен, Э. Самооценка - отличный инструмент / Э. Веркаммен // Управление школой. - 2018. -№ 14. - С. 16-17.
13. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
14. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
15. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
16. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.
17. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
18. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. — М.: Едиториал УРСС. 2019. 166 с.
19. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
20. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. — М.: Юрайт, 2020. — 241 с.
21. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
22. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
23. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
24. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
25. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования : Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
26. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
27. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.
28. Магомедова, З. З. Теоретические подходы к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста в психологии и педагогике / З. З. Магомедова, В. М. Миназова // Педагогическая деятельность как творческий процесс : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 29 октября 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 348-355.
29. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание - понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях-инвалидах. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у детей-инвалидов самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки детей-инвалидов сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
По исследованиям Дудковской О.А., Шельшаковой Н.Н. большинству детей-инвалидов сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у детей-инвалидов неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети-инвалиды «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость».
Для правильного развития самооценки у детей-инвалидов необходимо тщательно следить за ее уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чтобы развитие и коррекция самооценки у детей-инвалидов было наиболее продуктивным, в своей работе педагоги должны придерживаться некоторых правил.
Безусловно, опираться в этой работе нужно на ведущую для данного возраста деятельность –игровую, если работа ведется с детьми дошкольного возраста или учебную, если работа организована с детьми школьного возраста. Именно от благополучности ее протекания и эффективности организации зависит уровень самооценки.
В данном исследовании, будет организована коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ДЦП. В этой связи работа будет организована в рамках игровой деятельности. Обусловлено это тем, что процесс формирования самооценки для детей старшего дошкольного возраста с ДЦП очень важен, так как детям предстоит поступление в школу и от уровня их самооценки зависит не только успешность взаимодействия со сверстниками с нормой развития, но и успешность обучения в школе. Поэтому очень важно своевременно выявить психологические особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП и провести необходимую коррекционную работу, до поступления детей в школу.
Проблема исследования заключается в противоречии между различными по содержанию и динамике процессами формирования и проявления самооценки у детей, страдающих детским церебральным параличом и детей без нейрофизиологических отклонений с одной стороны, и одинаковыми наборами методических средств развития и диагностики самооценки личности, имеющимися в распоряжении психолога и социальных педагогов, с другой стороны.
Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста с ДЦП и без отклонений в развитии.
Предмет исследования: психологические особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Цель исследования: на основе теоретико-методологического анализа и результатов сравнительного эмпирического исследования психологических особенностей формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в норме и при патологии развития, разработать проект психокоррекционной Программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1) Нейрофизиологические факторы при ДЦП оказывают угнетающее влияние на различные высшие психические функции, в т.ч. на процессы формирования самооценки детей. Немаловажную роль играют и социальные факторы, которые опосредованы образом жизни ребенка, особенностями семейного и дошкольного воспитания. Специфика осознания детьми дошкольного возраста с ДЦП своей физической и психической неполноценности часто не соответствует фактическому отношению к ним со стороны окружающих, что своеобразно влияет на формирование их самооценки. Следствием этого
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 8
1.1. Проблема изучения психологических особенностей формирования самооценки личности в трудах отечественных и зарубежных ученых 8
1.2. Условия и обстоятельства работы психолога и социальных педагогов по формированию самооценки у детей-инвалидов с ДЦП 14
1.3. Возможности практической психологи по изучению (диагностике) и формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 20
Выводы по первой главе. 27
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. План исследования, характеристика испытуемых и методов сбора эмпирических данных 29
2.2. Ход и результаты сравнительного изучения процессов формирования самооценки у детей с ДЦП и нормой развития 35
2.3 Проект психокоррекционной Программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 42
Выводы по второй главе. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………60
ГЛОССАРИЙ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В …………………………………………………...………..73
Приложение Г…………………………………………………….………74
Работа написана самостоятельно, защищена на "отлично". Оригинальность "чистая", выполнена вручную. Содержит теоретическую и практическую части. В работе много наглядностей - таблицы, рисунки, приложения....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс, 2020.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс, 2020.
3. Проект Федерального закона N 97801857-2 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.05.1998) // СПС Консультант Плюс, 2020.
Научная и учебная литература, статьи, монографии:
4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
6. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
7. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
8. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я - концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2018. - №11. - С. 54-65.
9. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Деком. 2018. 240 с.
10. Владимир Степанов Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2020. 346 с.
11. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.
12. Веркаммен, Э. Самооценка - отличный инструмент / Э. Веркаммен // Управление школой. - 2018. -№ 14. - С. 16-17.
13. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
14. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
15. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
16. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.
17. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
18. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. — М.: Едиториал УРСС. 2019. 166 с.
19. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
20. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. — М.: Юрайт, 2020. — 241 с.
21. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
22. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
23. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
24. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
25. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования : Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
26. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
27. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.
28. Магомедова, З. З. Теоретические подходы к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста в психологии и педагогике / З. З. Магомедова, В. М. Миназова // Педагогическая деятельность как творческий процесс : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 29 октября 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 348-355.
29. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5524 Выпускной квалификационной работы — поможем найти подходящую