Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
За последние несколько лет были проведены важные исследования, направленные на изучение среды обучения с целью повышения качества образования. Одной из важнейших на сегодняшний день задач, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами современного обучения иностранным языкам является приобщение обучающихся к иноязычной культуре, а также формирование успешной языковой личности, умеющей применять полученные знания в контексте реальных ситуаций. Эта цель предполагает взаимосвязанное как коммуникативное, так и социокультурное развитие лингвистов, что объединяет социолингвистическая компетенция.
В высших учебных заведениях происходит переосмысление многих аспектов методики преподавания иностранных языков. Так, отечественными учеными на ряду с зарубежными была разработана проблемная методика обучения, основу которой составило создание проблемных ситуаций и задач как средства формирования у студентов языковых профилей подготовки необходимых компетенций.
Содержание
Введение 8
1. Аналитический обзор литературы 11
1.1 Сущность понятия социолингвистической компетенции 11
1.2 Место социолингвистической компетенции в образовании студентов-лингвистов 15
1.3 Содержание технологии проблемного обучения 17
1.4 Методика организации проблемного обучения иностранному языку на основе проблемных заданий 18
2. Принципы формирования социолингвистической компетенции 21
2.1 Понятие социолингвистической компетенции как цели обучения иностранному языку 21
2.2 Структура социолингвистической компетенции 24
2.3 Принципы и методы формирования социолингвистической компетенции 28
3. Проблемное обучение в иноязычном образовании 30
3.1 Цели и функции проблемного обучения 30
3.2 Опыт использования проблемных заданий в процессе обучения ИЯ 33
3.3 Классификация проблемных заданий 35
3.4 Возможность использования проблемных заданий в формировании социолингвистической компетенции. 38
4. Использование технологии проблемного обучения как средства формирования социолингвистической компетенции 43
4.1 Анализ процесса создания социолингвистической компетенции в УМК 43
4.2 Диагностика уровня сформированности социолингвистической компетенции у студентов 44
4.3 Комплекс проблемных заданий с целью формирования социолингвистической компетенции 51
4.4 Анализ и оценка результатов апробации проблемных заданий 61
4.5 Методические рекомендации по формированию социолингвистической компетенции 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А 73
Приложение Б 84
Приложение В 86
Целью данного исследования является изучение возможностей применения технологии проблемного обучения как средства формирования социолингвистической компетенции у студентов языковых профилей подготовки.
Основные задачи исследования:
— Выявить сущность социолингвистической компетенции и ее роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции
— Проанализировать подходы к пониманию структуры социолингвистической компетенции и этапы её формирования
— Выявить специфику проблемного обучения как педагогической технологии
— Проанализировать основные аспекты проблемного обучения и его роли в обучении иностранным языкам
— Разработать комплекс проблемных заданий по формированию социолингвистической компетенции и апробировать его в процессе обучения студентов-лингвистов практике английского языка.
В связи с этим были использованы следующие методы исследования:
— изучение и анализ методической литературы;
— описание;
— сравнение;
— тестирование;
— эксперимент;
— измерение;
Объектом данного исследования является формирование социолингвистической компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования: методический потанцевал технологии проблемного обучения в процессе формирования социолингвистической компетенции у студентов языковых профилей подготовки.
Список использованных источников
1 Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса/под общ. ред //ВА Звегинцева. – 1972.
2 Зимняя И.А., Мазаева И.А. Коммуникативная компетентность и речевая деятельность// Иностранные языки в школе, 2014, № 12, с. 7-18.
3 Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – Cambridge University Press, 2001.
4 Шумилова Е. А. К вопросу о сущности и содержании коммуникативной компетенции //Актуальные вопросы современной науки. – 2008. – №. 1.
5 Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам. – 2007.
6 Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателя. М.: Русский язык, 2010. 568 с.
7 Горина Н. С. К вопросу о сущности социолингвистической компетенции //Теория и практика общественного развития. – 2012. – №. 2.
8 Дагбаева, Н.Ж., Овчинникова, М.Ф. Принципы формирования социолингвистической компетенции на начальном этапе языкового вуза // Вектор науки ТГУ, 2012. №1(8). С.103-105\
9 Бермус А.Г., Мирошникова О.Х. Формирование готовности к успешной профессиональной деятельности в инновационном университете // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 8-23.
10 Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 12.08.2020 N 969 // [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, 2020. URL: https://fgosvo.ru/news/view/4848 (дата обращения: 15.02.2022)
11 Матюшкин А. М. и др. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее. – 2019.
12 Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – Педагогика, 1975.
13 Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных: педагогических чтениях // Советская педагогика. 1978. № 7.
14 Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. /М.: Просвещение, 1968.
15 Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. – М.: «Еврошкола», 2001.
16 Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: «Просвещение», 2002
17 Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – №5. – с. 3–12.
18 Ковалевская Е. В. (отв. ред.) и др. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 300 с
19 Белякова Е. А. Проблемные задания как прием обучения иностранному языку студентов вуза //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 55. – №. 1.
20 Коляникова Е.В. Межкультурная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранному языку старшеклассников //Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – Т. 2. – №. 4 (52).?с.29-42
21 Савкина Е. А. Параметры социолингвистической компетенции участника межкультурной коммуникации //Общество. Коммуникация. Образование. – 2020. – Т. 11. – №. 3. – С. 108-120.
22 Манухина Ю. В. Об опыте формирования социолингвистической компетенции будущих лингвистов-преподавателей //Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. – №. 516. – С. 76-88.
23 Захарова К.А. Учебно-методический комплекс как средство обучения иностранному языку // Молодой ученый: Вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XXI Междунар. науч.-практ. конф. «Молодой ученый: Вызовы и перспективы». 2016. № 19(20). С. 31-37.
24 Сouncil of Europe Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. ? Cambridge: Cambridge University Press. ?2001.?85p
25 Hymes D. On Communicative Competence. Sociolinguistics. //Harmondsworth: Penguin, 1972. ?№31.?PP. 269-293
26 Бобрикова, О. С. Социолингвистическая компетенция переводчика: сущность и компонентный состав / О. С. Бобрикова, В. И. Иванова // Вестник Брянского государственного университета. – 2016. – № 1(27). – С. 212-217.
27 Овчинникова М.Ф. Методика формирования социолингвистической
компетенции учащихся общеобразовательной школы:(английский язык, филологический профиль). Дисс…. канд. пед. наук. Улан-Удэ. – 2008.?113 с. 28 Зайцева С.Е. Исследование методики формирования социолингвистического компонента коммуникативной компетенции при обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Московской международной академии. 2012. №2. С. 20-28.
29 Уфимцева О.В. Развитие учебной иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью переводчиков: дис. ... кандидата пед. наук. Екатеринбург. 2015. 299 с. 30 Бобрикова О. С. Технология самостоятельной контролируемой работы в формировании социолингвистической компетенции будущих переводчиков //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – №. 3 (192). – С. 33-38.
31 Malmia W. et al. Problem-based learning as an effort to improve student learning outcomes //Int. J. Sci. Technol. Res. – 2019. – Т. 8. – №. 9. – С. 1140-1143.
32 Ценер К. В. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ //Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания. – 2019. – С. 268-272.
33 Губарева А.Н., Головнева Н.А. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007302 (дата обращения: 19.04.2022 ).
34 Клещева, И.В. Организация проблемного обучения студентов при
освоении образовательной программы / И.В. Клещёва // Научный журнал
НИУ ИТМО. – 2014. - № 3. – С.205-214
35 Емельянова С. Г., Демченкова Н. А. Основные элементы проблемного обучения в высшей школе //Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования. – 2016. – С. 223-228.
36 Серебро О. А., Дроздова А. Н. Проблемное обучение в преподавании иностранного языка в техническом ВУЗе //Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития. – 2016. – С. 265-269.
37 Ерёмина В. М. Применение проблемных заданий в процессе обучения чтению художественной литературы на иностранном языке // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. №6 (53) – С. 173-175.
38 Белякова Е.А. Проблемные задания как прием обучения иностранному языку студентов вуза // Известия ВГПУ. 2011. №1 – С. 97-99.
39 Конышева А. В. Использование проблемного метода обучения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки. – 2004.
40 Алегушина Е. А., Быстрова Н. В., Лапшова А. В. Технология проблемного обучения при формировании компетенций студентов //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 63-2. – С. 16-19.
41 Белякова Е. А. К вопросу об использовании проблемных заданий при формировании у студентов иноязычной коммуникативной компетенции //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2011. – №. 4. – С. 1561-1561.
42 Микитченко С. П. Организация проблемных задач в процессе обучения иностранному языку (на материале говорения) //Нижневартовск, 2GG4. – 2004. – С. 47.
43 Dmitrenko N., Petrova A., Podzygun O. Problem-Based Tasks in Foreign Language Acquisition for Intending Educators //Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. – 2020. – Т. 5. – С. 361-372.
44 Еныгин Д. В. и др. Применение лингвистических инструментов для обучения английскому языку в высшей школе //Современное педагогическое образование. – 2019. – №. 9. – С. 195-200.
45 Virginia E., Lynda E., Jenny D. Upstream Advanced C1 Student’s Book. – 2019.
46 Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика:
Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. 480 с
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
За последние несколько лет были проведены важные исследования, направленные на изучение среды обучения с целью повышения качества образования. Одной из важнейших на сегодняшний день задач, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами современного обучения иностранным языкам является приобщение обучающихся к иноязычной культуре, а также формирование успешной языковой личности, умеющей применять полученные знания в контексте реальных ситуаций. Эта цель предполагает взаимосвязанное как коммуникативное, так и социокультурное развитие лингвистов, что объединяет социолингвистическая компетенция.
В высших учебных заведениях происходит переосмысление многих аспектов методики преподавания иностранных языков. Так, отечественными учеными на ряду с зарубежными была разработана проблемная методика обучения, основу которой составило создание проблемных ситуаций и задач как средства формирования у студентов языковых профилей подготовки необходимых компетенций.
Содержание
Введение 8
1. Аналитический обзор литературы 11
1.1 Сущность понятия социолингвистической компетенции 11
1.2 Место социолингвистической компетенции в образовании студентов-лингвистов 15
1.3 Содержание технологии проблемного обучения 17
1.4 Методика организации проблемного обучения иностранному языку на основе проблемных заданий 18
2. Принципы формирования социолингвистической компетенции 21
2.1 Понятие социолингвистической компетенции как цели обучения иностранному языку 21
2.2 Структура социолингвистической компетенции 24
2.3 Принципы и методы формирования социолингвистической компетенции 28
3. Проблемное обучение в иноязычном образовании 30
3.1 Цели и функции проблемного обучения 30
3.2 Опыт использования проблемных заданий в процессе обучения ИЯ 33
3.3 Классификация проблемных заданий 35
3.4 Возможность использования проблемных заданий в формировании социолингвистической компетенции. 38
4. Использование технологии проблемного обучения как средства формирования социолингвистической компетенции 43
4.1 Анализ процесса создания социолингвистической компетенции в УМК 43
4.2 Диагностика уровня сформированности социолингвистической компетенции у студентов 44
4.3 Комплекс проблемных заданий с целью формирования социолингвистической компетенции 51
4.4 Анализ и оценка результатов апробации проблемных заданий 61
4.5 Методические рекомендации по формированию социолингвистической компетенции 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А 73
Приложение Б 84
Приложение В 86
Целью данного исследования является изучение возможностей применения технологии проблемного обучения как средства формирования социолингвистической компетенции у студентов языковых профилей подготовки.
Основные задачи исследования:
— Выявить сущность социолингвистической компетенции и ее роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции
— Проанализировать подходы к пониманию структуры социолингвистической компетенции и этапы её формирования
— Выявить специфику проблемного обучения как педагогической технологии
— Проанализировать основные аспекты проблемного обучения и его роли в обучении иностранным языкам
— Разработать комплекс проблемных заданий по формированию социолингвистической компетенции и апробировать его в процессе обучения студентов-лингвистов практике английского языка.
В связи с этим были использованы следующие методы исследования:
— изучение и анализ методической литературы;
— описание;
— сравнение;
— тестирование;
— эксперимент;
— измерение;
Объектом данного исследования является формирование социолингвистической компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования: методический потанцевал технологии проблемного обучения в процессе формирования социолингвистической компетенции у студентов языковых профилей подготовки.
Список использованных источников
1 Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса/под общ. ред //ВА Звегинцева. – 1972.
2 Зимняя И.А., Мазаева И.А. Коммуникативная компетентность и речевая деятельность// Иностранные языки в школе, 2014, № 12, с. 7-18.
3 Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – Cambridge University Press, 2001.
4 Шумилова Е. А. К вопросу о сущности и содержании коммуникативной компетенции //Актуальные вопросы современной науки. – 2008. – №. 1.
5 Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам. – 2007.
6 Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателя. М.: Русский язык, 2010. 568 с.
7 Горина Н. С. К вопросу о сущности социолингвистической компетенции //Теория и практика общественного развития. – 2012. – №. 2.
8 Дагбаева, Н.Ж., Овчинникова, М.Ф. Принципы формирования социолингвистической компетенции на начальном этапе языкового вуза // Вектор науки ТГУ, 2012. №1(8). С.103-105\
9 Бермус А.Г., Мирошникова О.Х. Формирование готовности к успешной профессиональной деятельности в инновационном университете // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 8-23.
10 Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 12.08.2020 N 969 // [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, 2020. URL: https://fgosvo.ru/news/view/4848 (дата обращения: 15.02.2022)
11 Матюшкин А. М. и др. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее. – 2019.
12 Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – Педагогика, 1975.
13 Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных: педагогических чтениях // Советская педагогика. 1978. № 7.
14 Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. /М.: Просвещение, 1968.
15 Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. – М.: «Еврошкола», 2001.
16 Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: «Просвещение», 2002
17 Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – №5. – с. 3–12.
18 Ковалевская Е. В. (отв. ред.) и др. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 300 с
19 Белякова Е. А. Проблемные задания как прием обучения иностранному языку студентов вуза //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 55. – №. 1.
20 Коляникова Е.В. Межкультурная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранному языку старшеклассников //Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – Т. 2. – №. 4 (52).?с.29-42
21 Савкина Е. А. Параметры социолингвистической компетенции участника межкультурной коммуникации //Общество. Коммуникация. Образование. – 2020. – Т. 11. – №. 3. – С. 108-120.
22 Манухина Ю. В. Об опыте формирования социолингвистической компетенции будущих лингвистов-преподавателей //Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. – №. 516. – С. 76-88.
23 Захарова К.А. Учебно-методический комплекс как средство обучения иностранному языку // Молодой ученый: Вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XXI Междунар. науч.-практ. конф. «Молодой ученый: Вызовы и перспективы». 2016. № 19(20). С. 31-37.
24 Сouncil of Europe Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. ? Cambridge: Cambridge University Press. ?2001.?85p
25 Hymes D. On Communicative Competence. Sociolinguistics. //Harmondsworth: Penguin, 1972. ?№31.?PP. 269-293
26 Бобрикова, О. С. Социолингвистическая компетенция переводчика: сущность и компонентный состав / О. С. Бобрикова, В. И. Иванова // Вестник Брянского государственного университета. – 2016. – № 1(27). – С. 212-217.
27 Овчинникова М.Ф. Методика формирования социолингвистической
компетенции учащихся общеобразовательной школы:(английский язык, филологический профиль). Дисс…. канд. пед. наук. Улан-Удэ. – 2008.?113 с. 28 Зайцева С.Е. Исследование методики формирования социолингвистического компонента коммуникативной компетенции при обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Московской международной академии. 2012. №2. С. 20-28.
29 Уфимцева О.В. Развитие учебной иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью переводчиков: дис. ... кандидата пед. наук. Екатеринбург. 2015. 299 с. 30 Бобрикова О. С. Технология самостоятельной контролируемой работы в формировании социолингвистической компетенции будущих переводчиков //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – №. 3 (192). – С. 33-38.
31 Malmia W. et al. Problem-based learning as an effort to improve student learning outcomes //Int. J. Sci. Technol. Res. – 2019. – Т. 8. – №. 9. – С. 1140-1143.
32 Ценер К. В. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ //Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания. – 2019. – С. 268-272.
33 Губарева А.Н., Головнева Н.А. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007302 (дата обращения: 19.04.2022 ).
34 Клещева, И.В. Организация проблемного обучения студентов при
освоении образовательной программы / И.В. Клещёва // Научный журнал
НИУ ИТМО. – 2014. - № 3. – С.205-214
35 Емельянова С. Г., Демченкова Н. А. Основные элементы проблемного обучения в высшей школе //Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования. – 2016. – С. 223-228.
36 Серебро О. А., Дроздова А. Н. Проблемное обучение в преподавании иностранного языка в техническом ВУЗе //Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития. – 2016. – С. 265-269.
37 Ерёмина В. М. Применение проблемных заданий в процессе обучения чтению художественной литературы на иностранном языке // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. №6 (53) – С. 173-175.
38 Белякова Е.А. Проблемные задания как прием обучения иностранному языку студентов вуза // Известия ВГПУ. 2011. №1 – С. 97-99.
39 Конышева А. В. Использование проблемного метода обучения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки. – 2004.
40 Алегушина Е. А., Быстрова Н. В., Лапшова А. В. Технология проблемного обучения при формировании компетенций студентов //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 63-2. – С. 16-19.
41 Белякова Е. А. К вопросу об использовании проблемных заданий при формировании у студентов иноязычной коммуникативной компетенции //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2011. – №. 4. – С. 1561-1561.
42 Микитченко С. П. Организация проблемных задач в процессе обучения иностранному языку (на материале говорения) //Нижневартовск, 2GG4. – 2004. – С. 47.
43 Dmitrenko N., Petrova A., Podzygun O. Problem-Based Tasks in Foreign Language Acquisition for Intending Educators //Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. – 2020. – Т. 5. – С. 361-372.
44 Еныгин Д. В. и др. Применение лингвистических инструментов для обучения английскому языку в высшей школе //Современное педагогическое образование. – 2019. – №. 9. – С. 195-200.
45 Virginia E., Lynda E., Jenny D. Upstream Advanced C1 Student’s Book. – 2019.
46 Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика:
Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. 480 с
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1800 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5571 Выпускная квалификационная работа — поможем найти подходящую