Языковые и стилистические особенности журналистских текстов в детских изданиях
Глава 1. Роль и содержание современной детской журналистики в России
1.1. Детские издания: понятие, типология и специфика
Детская пресса представляет собой периодические или однократные публикации, созданные для детей и молодёжи в возрасте до 18 лет и является специфическим и важным сегментом медиапространства, ориентированным на молодую аудиторию. Они занимают большое место в социальном развитии детей
и оказывают значительное влияние на формирование их мировоззрения и культурных ценностей. Согласно опросу, проведённому автором исследования, детская аудитория демонстрирует высокую читательскую активность: из 582 опрошенных детей 71% читают периодические издания, причём более 20% из них читают очень часто (более 1 раза в неделю) (см. Приложения 4 и 5).
Кроме того, определение целевого предназначения прессы способствует более точному позиционированию изданий на рынке массовой информации и улучшению качества предлагаемого контента. По А. А. Тертычному пресса делится на три большие группы:
1) информационно-публицистические издания, задачами которых являются сообщение о событиях в мире, формирование общественного мнения и влияние на осознанный выбор способов решения социальных, производственных и других проблем;
2) научно-популярные издания, расширяющие кругозор и популяризирующие науку, технику, искусство, и религиозные издания, способствующие духовному просвещению;
Анкетирование, проведённое автором исследования, выявило, что преимущественное число детей − 355 человек − предпочитает развлекательную прессу (см. Приложение 9). Литературно-художественные издания, набравшие 335 голосов, занимают второе место по популярности, в то время как образовательные журналы расположились на четвертой позиции с показателем 145 голосов. Указанные данные свидетельствуют о преобладающем интересе детей к развлекательному контенту. Эту тенденцию подтверждают другие результаты анкетирования, согласно которым среди разнообразных рубрик и разделов детской прессы большинство опрошенных детей (239 человек) отдаёт предпочтение развлекательным разделам (см. Приложение 10).
Современная ориентация на медиапедагогику и образование в качестве фундамента детского развития представляет собой одно из ключевых международных направлений в детской журналистике. Как отмечает Pallavi Majumdar (Паллави Маджумдар) из Amity University (Университет Амити) [88, с. 5], журналистика или медиаклубы интегрируются в образовательные программы школ и колледжей с целью повышения уровня медиаграмотности среди молодого поколения: «Journalism or Media Clubs are being introduced in schools and colleges with the aim of enhancing media literacy among youth (Media Clubs to be set up, 2018)» (В школах и колледжах создаются журналистские или медиаклубы с целью повышения медиаграмотности среди молодёжи.(Media Clubs to be set up, 2018)) (перевод автора).
Глава 2. Язык и стилистика детских изданий Забайкальского края
2.1. Публицистический стиль детской прессы, его характеристика и особенности
Для эффективной разработки текстов детской публицистики следует принимать во внимание особенности возрастного сегмента аудитории, а также характеристики публицистического стиля. В данном разделе освещаются тематические аспекты детского публицистического стиля, его специфика и требования к оформлению текстов. С целью обеспечения всестороннего осмысления темы
пред написанием исследования, автор заранее изучает понятие публицистического стиля, его функциональные и стилистические атрибуты.
Материалы для проведения эмпирического анализа были взяты из публикаций забайкальский детско-юношеских газет: детская газета «ШОК», издаваемая учениками школы села Улёты Забайкальского края, детская газета «Лампа» г. Читы и детская газета «Пчёлка», являющаяся приложением к Карымской
районной газете «Красное знамя» и создаваемая профессиональными журналистами в сотрудничестве с юными корреспондентами.
5. Яркость и выразительность формы: публицистический стиль допускает использование разнообразных художественных средств и приёмов для подачи информации, что делает материалы более привлекательными и интересными для молодой аудитории. В пример можно назвать материал «Нам хочется гордиться вами» («ШОК», №1 (71), январь 2022) (см. Приложение 27). Яркость и выразительность форм публицистического стиля в данном тексте проявляется через:
− эмоциональный окрас текста. В этом тексте видно, что автор выражает свои эмоции через использование эмоционально окрашенных слов и выражений, таких как «милые», «лучшие», «доброта», «сопереживание», «счастливы», «открыты добрым свершениям» и т . д . Эти слова добавляют теплоту и нежность тексту, облегчая восприятие и создавая благоприятную атмосферу;
Продолжая рассмотрение особенности жанровых характеристик публицистики детской прессы с учётом возрастных особенностей читателей, автор исследования отмечает, что выбор определённых жанров связан с уровнем ментальных процессов и степенью зрелости восприятия информации. Так, согласно опросу, проведённому автором данной работы, дошкольники и младшие школьники чаще выбирали жанр фоторепортажей, коротких заметок или комиксов, а длинные аналитические статьи интересовали в основном детей старшего возраста (см. Приложение 8).
Заключение
В ходе приведённого исследования была изучена детская публицистика современной России, в том числе и в контексте Забайкальского края. Исследование позволило выявить основные характеристики, жанры и функции детского публицистического стиля в изданиях для детей, а также лингвистические
особенности публицистических журналистских текстов с учётом возрастных и психологических особенностей младшей аудитории.
Все поставленные автором исследования задачи были выполнены. В ходе анализа были выявлено, что детская пресса представляет собой уникальный сегмент сферы массовых коммуникаций, ориентированный на молодёжную аудиторию различных возрастов. Этот сегмент отличается специфическими функциональными и тематическими аспектами, определяющими особенности
его разработки и восприятия....