Практико-ориентированный компонент государственного экзамена представлен следующими примерными заданиями:
Психолого-педагогические основы дошкольного образования
1. Решите ситуационную задачу. Утро в детском саду. Малыш с трудом расстается с мамой и громко плачет. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития ребенка, особенности регуляции поведения и деятельности проявлены в ситуационной задаче?
2. Решите ситуационную задачу. В начале года воспитатель стал приучать малышей 3 лет относить после еды на специально подготовленный стол тарелку и чашку. Опытная няня запротестовала: «Так мы с вами посуды не наберемся, ведь они всю перебьют. Маленькие еще! Вот подрастут, тогда и будут за собой убирать». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие профессиональные задачи вы поставите в этой ситуации? Как профессиональная этика педагога повлияет на разрешение поставленной задачи?
3. Решите ситуационную задачу. Дети младшей группы после игры не убрали на место игрушки. Не сделали они этого и после напоминания воспитателя. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития ребенка, особенности регуляции поведения и деятельности проявлены в ситуационной задаче?
4. Решите ситуационную задачу. Две девочки во время игры в «семью» хотят выполнять роль мамы. Назревает ссора. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие профессиональные задачи вы поставите в этой ситуации? Что должны дети знать о своих правах?
5. Решите ситуационную задачу. На участок детского сада привезли песок. Саша начал его разбрасывать в разные стороны и на замечания взрослых не обращает никакого внимания. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития ребенка, особенности регуляции поведения и деятельности проявлены в ситуационной задаче?
6. Решите ситуационную задачу. Лидерство при групповой работе всегда захватывает один и тот же ребенок. Другие дети тоже готовы проявить лидерские способности, но он не позволяет им это делать, ведет себя агрессивно, перебивает их, высмеивает. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие профессиональные задачи вы поставите в этой ситуации? Как взаимодействие специалистов образовательной организации поможет в решении профессиональных задач?
7. Решите ситуационную задачу. В перерывах между занятиями к Вам достаточно регулярно подходит один ребенок и «ябедничает» на своих друзей. Он рассказывает, кто у кого забрал игрушки, кто не доел свою порцию, кто кого и как обзывает. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие профессиональные задачи вы поставите в этой ситуации? Как профессиональная этика педагога повлияет на разрешение поставленной задачи?
8. Решите ситуационную задачу. Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие методы диагностики развития, общения, деятельности детей вы можете использовать, чтобы выявить причины описанного в ситуационной задаче поведения ребенка?
9. Решите ситуационную задачу. Девочка пришла в группу. Ребята приглашают еѐ играть вместе в разные игры. Но она от всех предложений отказывается. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований вы можете использовать, чтобы выявить причины описанного в ситуационной задаче поведения ребенка?
10. Решите ситуационную задачу. Витя впервые пришел в детский сад. Он как бы не замечал других детей. Если ему нужна была какая-нибудь игрушка, он брал ее, никого не спрашивая, ни с кем не считаясь. Витя вел себя так, как будто был один. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Какие методы диагностики развития, общения, деятельности детей вы можете использовать, чтобы выявить причины описанного в ситуационной задаче поведения ребенка?
11. Охарактеризуйте основные методы психолого-педагогических исследований. Раскройте специфику одного из основных методов (цели, виды, возрастная адекватность). Предложите программу психолого-педагогического исследования с постановкой проблемы, формулировкой цели и задач, объекта и предмета исследования, формулировкой гипотезы. Предложите схему исследования. Подберите адекватные основные и вспомогательные методы исследования (возраст ребенка и проблематика по выбору обучающегося).
12. Охарактеризуйте вспомогательные методы психолого-педагогических исследований. Раскройте специфику одного из вспомогательных методов (цели; виды; возрастная адекватность). Предложите программу психолого-педагогического исследования с постановкой проблемы, формулировкой цели и задач, объекта и предмета исследования, формулировкой гипотезы. Предложите схему исследования. Подберите адекватные основные и вспомогательные методы исследования (возраст ребенка и проблематика по выбору обучающегося).
13. Охарактеризуйте методы психолого-педагогических исследований. Обоснуйте специфику использования основных и вспомогательных методов психолого-педагогических исследований в зависимости от целей, видов, форм исследования. Составьте план-схему психологической диагностики особенностей развития ребенка (возраст ребенка и проблематика по выбору обучающегося). Продемонстрируйте логику построения психологического исследования, покажите значимость компонентов структуры возраста для понимания особенностей развития ребенка. Продемонстрируйте владение психологическими методиками диагностики особенностей развития ребенка.
14. Проведите анализ построения педагогического процесса в группе детского сада. Как учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников? Составьте примерную схему психологического анализа конспект занятия (экскурсии, дидактической игры, прогулки, праздника, досуга – по выбору обучающегося) в группе дошкольной образовательной организации (возраст детей по выбору обучающегося).
15. Проанализируйте способы и формы взаимодействия педагога с другими субъектами образовательного процесса. Предложите план-конспект методического семинара для педагогов (или план-конспект выступления психолога-педагога на родительском собрании), тема которого подчеркивает аспект взаимодействия.
16. Охарактеризуйте образовательную среду образовательной организации. Спроектируйте модель педагогической среды для дошкольного образовательного учреждения (вид учреждения по выбору обучающегося).
17. Проведите анализ проблемы нормы и аномалии детского развития. Предложите программу коррекционных занятий для ребенка дошкольного возраста (возраст и проблематика по выбору обучающегося).
18. Охарактеризуйте закономерности детского развития. Предложите программу коррекционно-развивающих занятий для ребенка дошкольного возраста (проблематика по выбору обучающегося). Каким образом закономерности детского развития учитываются при построении коррекционной программы? Ответ обоснуйте.
19. Какие способности и профессионально-важные качества педагога важны для понимания ребенка в образовательном процессе? Покажите, какие личностные качества бакалавра психолого-педагогического образования позволяют познавать и понимать ребенка.
20. Охарактеризуйте принципы отношения педагога к ребенку. Представьте основные стили педагогического общения. Соотнесите стили педагогического общения и педагогические ситуации, стили педагогического общения и личностные особенности ребенка по критерию адекватности. Предложите план-конспект групповой психологической консультации для педагогов в рамках тематики «Общение педагога с ребенком» (конкретизация темы, возраст ребенка по выбору обучающегося).
21. Охарактеризуйте проблему субъекта и объекта как одну из центральных педагогических проблем. Субъект-субъектное взаимодействие как основа педагогической культуры общения в образовательном учреждении. Межличностные отношения педагога и ребенка. Составьте и обоснуйте план исследования социальной ситуации развития ребенка дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста (возраст по выбору обучающегося).
22. Раскройте содержание и основные способы профессионального самообразования. Составьте и обоснуйте план собственного профессионального самообразования в том случае, если Вы выступаете в качестве педагога-психолога.
23. Охарактеризуйте основные задачи профессионального самообразования педагога. Каковы формы и способы его профессионального самообразования? Раскройте взаимосвязь и взаимовлияние профессионального самообразования и решения других профессиональных задач педагогом. Составьте и обоснуйте план собственного профессионального самообразования в том случае, если Вы выступаете в качестве педагога образовательного учреждения
24. Представьте конспект занятия, включающий игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Дайте обоснование использования игровых методов для решения конкретных образовательных задач.
25. Раскройте коррекционно-развивающие возможности рисуночных методик в работе с детьми дошкольного возраста. На примере фрагмента занятия (конспект занятия, рисунки детей) с использованием рисуночных методов покажите технологию предупреждения эмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения.
Культурно-просветительская деятельность и педагогическая деятельность в дошкольном образовании
26. Проанализируйте источники и движущие силы развития. Продемонстрируйте понимание категорий «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Какова роль данных категорий для построения процесса обучения ребенка? Охарактеризуйте ведущую роль обучения в развитии ребенка. Предложите программу развивающих занятий (возраст ребенка и проблематика по выбору обучающегося).
27. Охарактеризуйте сущность, основные задачи и содержание культурно-просветительской деятельности педагога образовательного учреждения. Разработайте план культурно-просветительной деятельности в работе педагога образовательного учреждения (на один год). Проанализируйте мероприятия Вашего плана с позиции решаемых задач.
28. Назовите и раскройте основные технологии педагогического сопровождения естественного развития ребенка в образовательном учреждении. Проанализируйте план-схему педагогического сопровождения развития дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста (возраст по выбору обучающегося).
29. Предложите варианты дифференцированных заданий для диагностики речевого и лингвистического развития детей дошкольного возраста, опираясь на знание возрастных и индивидуальных особенностей становления одного из компонентов языковой способности (фонетического, морфологического, лексико-семантического).
30. Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Мама привела пятилетнего сына в детский сад. К ним подходит воспитатель, здоровается. Увидев воспитателя, ребенок радостно начинает рассказывать о своем посещении плавательного бассейна. Заканчивая свой рассказ о том, как учился плавать, мальчик с гордостью добавляет: «Я теперь настоящий плаватель!» Мама строгим голосом делает ребенку замечание: «Ты опять неправильно говоришь! Ты, наверно, не хочешь учиться говорить правильно!? Это очень, очень плохо!» Ребенок обрывает свой рассказ и растерянно смотрит по сторонам. Воспитатель приветливо обращается к нему: «Так ты ходил в бассейн и научился плавать?.. Значит, ты теперь настоящий пловец! Это замечательно. Наверно, тебе интересно будет узнать о соревнованиях пловцов?!»
Чья позиция, на Ваш взгляд, правильна? Обоснуйте свой ответ.
Как называются слова, образованные ребенком по моделям родного языка, но не соответствующие языковой норме? Приведите 2-3 примера детских словообразовательных инноваций; определите способ и средство словообразования.
31. Исследовательская деятельность ребенка по ознакомлению с окружающим миром в дошкольном возрасте.Охарактеризуйте исследовательскую деятельность дошкольника как природосообразный процесс для детей этого возраста. Выделите виды исследовательской деятельности и способы их организации в старшем дошкольном возрасте. Подтвердите на конкретных примерах возможность реализации проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Выделите условия, необходимые для успешной организации исследовательской деятельности в ДОО. Формы и содержание работы с родителями воспитанников по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Перечислите возможные формы работы с родителями дошкольников по ознакомлению детей с окружающим миром. Разработайте примерную тематику работы с родителями во время родительских собраний и индивидуальной работы этого направления. Выделите несколько причин, показывающих необходимость данной работы. Воспользуйтесь собственным опытом и выделите объективные трудности данной работы педагога и возможные пути их преодоления.
32. Программно-методическое обеспечение процесса воспитания и развития детей раннего возраста.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в ДОО. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала.
К какому виду относится данная программа?
Назовите аналогичные программы.
Обоснуйте требования к созданию предметно – пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации данной программы.
Спроектируйте несколько игр-занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста, указав цели и применяемые методы и приемы.
33. Организация совместной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Все дети играли в игру «Строительство города».
Олег (4 года 2 месяца) не играл с ребятами, а сидел один и строил сказочный домик. Лицо его было сосредоточено, он то и дело разбирал часть постройки, если она ему не нравилась.
Воспитательница попыталась вовлечь Олега в общую игру:
- Олежек, ты для кого строишь домик?
- Ни для кого. Просто стлою. Будет класиво.
Тогда взрослый привлек внимание других детей к тому, какой красивый домик получается у Олега, в надежде, что дети сами вовлекут мальчика в совместную игру, но он перестал строить и не захотел играть вместе с другими детьми.
На другой день он опять начал один строить свой сказочный домик.
Почему, на Ваш взгляд, Олег прекратил постройку, когда вмешались другие дети? В чем особенность мотивов его игрового поведения? Существует ли здесь социально-личностная проблема? Какие приемы организации совместной конструктивной деятельности Вы бы посоветовали педагогу в этой ситуации в качестве старшего воспитателя детского сада?
34. Приобщение детей дошкольного возраста к труду
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
Перед уборкой групповой комнаты детям старшей группы педагогов говорит: «Ребята, вы не забыли, что мы всегда делаем по пятницам вечером. Для чего это нужно делать, вы знаете?»
Выслушав детей, она распределила детей на группы, спрашивая, кто с кем хотел бы трудиться вместе. Двум детям, которые не могли разрешить спор, кому вытирать пыль, воспитатель сказал: “Ты, Сережа, это делал в прошлый раз, пусть теперь Кирилл этим займется, а ты - расставь игрушки на полки. Это тоже нужное дело, и ты с ним обязательно справишься”.
Какой вид труда использовал воспитатель? В какой форме был организован труд? Оцените, правильно ли организовала педагог деятельность детей? Какие еще виды труда в детском саду Вы знаете? На примерах из практики раскройте их содержание в разных возрастных группах. Определите, как труд влияет на социально - личностное развитие детей?
35. Развивающее значение изобразительного творчества дошкольников.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
В подготовительной группе дети любят рисовать на свободную тему или по замыслу – можно передать в рисунке свои впечатления, пофантазировать, нарисовать сюжет из любимой сказки. Воспитатель тоже любит, когда дети рисуют разнообразные картины, где отражены яркие впечатления детства. Если же некоторые дети затрудняются в выборе сюжета, то она помогает найти сюжет каждому ребенку.
- Мы вчера читали сказку про лису и петуха - тебе она понравилась. Вот и попробуй нарисовать, как хитрая лиса уносит петушка в лес.
- Вспомните, какие красивые цветы растут на участке.
- Какие красивые здания мы видели, гуляя по улице.
Что лежит в основе творческого рисования по замыслу ребенка?
В чем ценность такого вида рисования?
Как руководить изобразительной деятельностью детей по замыслу.
Какие есть методы и приемы, стимулирующие данную деятельность?
36. Музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Музыкальный работник предлагает детям – воспитанникам средней группы - «сыграть» (под его аккомпанемент) на музыкальных инструментах, которые лежат на столике. Подойдя к столику, дети находят лишь предметы-заместители (палочки, бутылки и т.д.). Педагог побуждает ребят поэкспериментировать с предметами и предположить, как можно извлечь из них звук и сыграть на них. Дети смущены.
Воспитательница, наблюдающая эту сцену, заступается за детей: «Людмила Ивановна, ребята могли бы сыграть и на настоящих инструментах! У вас же есть инструменты для детского оркестра! Петечка, например, может на металлофоне сыграть!»
Мальчик радостно кивает головой. Все дети сбиваются в «кучку» и начинают выкрикивать, кто и на чем может сыграть.
В чем не совпали цели музыкального руководителя и воспитателя? На каком этапе занятия можно было предупредить возникновение конфликта? Найдите пути выхода из проблемной ситуации. Какую работу следует провести с данным воспитателем, чтобы не возникали подобные ситуации?
37. Руководство двигательной деятельностью на прогулке.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Утром, увидев воспитателя, дети подготовительной группы оживляются и радуются. Между ними слышны разговоры в ожидании предстоящей прогулки, на которой они обязательно будут играть с воспитателем в подвижные игры.
Второй воспитатель группы - полная противоположность. Считает, что дети большие и должны самостоятельно играть, а если не играют, значит, не хотят или устали от предшествующей деятельности.
Чья позиция, на Ваш взгляд, правильная? Обоснуйте свой ответ.
Перечислите приёмы руководства подвижными играми в разных возрастных группах.
Перечислите условия организации самостоятельной двигательной деятельности на прогулке?
38. Методика проведения физкультурных занятий в ДОО.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
В конце физкультурного занятия в средней группе воспитатель объявил: «В подвижную игру сегодня играть не будем, потому что не успеваем. Около физкультурного зала уже ждут дети, которые должны заниматься после нас. Наше время закончилось. Стройтесь в колонну, пойдем в группу».
Дети расстроились и ушли с занятия вялые и неудовлетворенные.
Является ли подвижная игра обязательным компонентом физкультурного занятия? Что нарушил воспитатель? Дайте оценку профессиональным действиям данного педагога. Какова структура физкультурного занятия и задачи каждой его части? Каковы Ваши методические рекомендации.
39. Технологические аспекты руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
На участке детского сада гомон.
Новенький мальчик (5 лет) с любопытством всматривается в играющую детвору.
- Тебе тоже, наверно, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к нему воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не-е-е… Я их расстреляю!
Ловко вскидывая игрушечный автомат, принесенный из дома, ребенок целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? – снова с вопросом обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них!
Какое значение в социально-коммуникативном и нравственном становлении личности дошкольников имеет содержание игр и те роли, которые берет на себя ребенок? Назовите исследователей, которые разрабатывали технологические аспекты руководства сюжетно-ролевыми играми. Какие условия организации коллективных детских игр были нарушены в данном случае? Какой совет вы могли бы дать педагогу для разрешения данной ситуации?
40. Взаимодействие ДОО и семьи
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
Гриша (4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко говорил, спорил, задирался со сверстниками, отнимал у других игрушки. Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец рассказал: «Утром поспорили с женой. Из-за пустяка… Ссор у нас не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: «Зачем маму обижаешь?», - а затем к маме: «Зачем папу обижаешь?» А жена взяла, да и шутя шлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал и не слушался ее… А что он у вас натворил?»
Какие ошибки допустили родители? Как это может отразиться на становлении механизма нравственного поведения у ребенка? Какие формы и методы работы с родителями можно использовать, чтобы решить данную проблему? Какую дополнительную работу можно провести с мальчиком в ДОО? Как эта ситуация отразится на взаимосвязи семейного и общественного воспитания?
41. Методические аспекты подготовки детей к школе
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Сережа - довольно развитой мальчик. В детском саду его хвалили педагоги. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя он пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее, с первых дней он вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него интерес, он их, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Как только в учебном труде стали появляться задания, требующие волевых усилий и системы знаний, мальчик стал получать плохие отметки и вскоре потерял интерес к учебе.
Объясните причины поведения мальчика. В чем должна состоять преемственность в работе детского сада и школы и как должны решаться задачи подготовки к школе? Какие бы Вы советы дали родителям Сережи? Чтобы Вы посоветовали педагогу по разрешению данной проблеме?
42. Педагогические условия социально-эмоционального развития и воспитания дошкольников
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
В младшей группе детского сада Наташа, укутав куколку в одеяльце, с удовольствием качает ее, что-то приговаривает. К ней подходит Света, она хочет, чтобы Наташа отдала ей куклу. Наташа отказывается. Назревает ссора. Воспитатель, увидев, что Наташа не отдает куклу Свете, подходит и говорит: «Наташа, а ты уже поиграла с куколкой, теперь отдай ее Свете, она тоже хочет поиграть. Ведь ты добрая девочка!» Наташа с большой неохотой отдает куклу и отходит в сторону. Через некоторое время она подходит к воспитателю и спрашивает: «Когда моя мама придет? Я хочу домой!»
Дайте анализ правильности поведения педагога в разрешении детского конфликта, аргументируйте свою позицию. Предложите свой способ сохранения воспитателем самостоятельной игры ребенка. Как воспитатель мог способствовать развитию самостоятельной игры обеих девочек, сохранить их доброжелательные отношения и положительный эмоциональный настрой?
43. Проектирование целостного педагогического процесса
Проанализируйте представленный материал и ответьте на предложенные вопросы
Готовься с детьми к Новому году, воспитатель включил в план: «Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа, провести наблюдения на природе и познакомить с творчеством художников (И. Левитан, Б. Кустодиев, А. Суриков), отражающих зимнюю тематику. Провести с детьми исследование, всегда ли скрипит снег под нашими ногами? Почему он скрипит? Организовать игру «Следопыты», в которой дети разбиваются на две команды: пять детей с разным размером ноги или в разной обуви (команда «Звери») прокладывают пять дорожек на снегу, оставляя следы, а вторая команда – «Следопыты» - определяют, где чьи следы. Совместно с родителями создать мини-музей елочной игрушки. Предложить родителям, дедушкам и бабушкам детей вспомнить свое детство и любимые елочные украшения, чтобы дети увидели, что в 50-е годы (время бабушек и дедушек) часто елки наряжали картонными прессованными игрушками; в 60-е годы в елочных игрушках нашла отражение сельскохозяйственная тематика и покорение космоса. Предложить детям заняться изготовлением елочных игрушек из разнообразных материалов (бумага, фольга, лоскутки, вата, поролон и любые бросовые материалы)».
Дайте анализ содержательности запланированной педагогом работы. Определите, для какой возрастной группы целесообразны данные педагогические ситуации? Насколько они будут интересны современным детям дошкольного возраста? Какие литературные и музыкальные произведения могут стать помощниками педагога в ожидании детьми чуда новогоднего праздника?
44. Педагогическое сопровождение детской игровой деятельности
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
«Воспитатель достает коробку с медицинскими принадлежностями, надевает белую шапочку: «Я – доктор. Буду лечить зверей. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? (берет в руки игрушку)».
Определите, какие задачи, направленные на освоение детьми сюжетной игры, решает педагог? В какой возрастной группе целесообразна данная игровая ситуация? Предложите варианты ее дальнейшего развития. Какая предметно-развивающая среда необходима для развития сюжетно-ролевых игр детей данного возраста?
45. Формы, методы и приемы обучения детей в период дошкольного детства
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
«В игре «Магазин» дети выполняли роли продавца и покупателей. Покупателям нужно было купить в магазине столько пуговиц, сколько петель на новом пальто куклы. Для этого из коробки они отбирали и раскладывали на пальто столько фишек, сколько нужно пуговиц. Разложенные фишки покупатели несли в магазин. Продавец отпускал товар после предъявления фишек, отбирая с прилавка количество пуговиц, соответствующее количеству фишек. Правильность отбора пуговиц покупатели проверяли, наложив их на петли пальто».
Определите, какие задачи обучения решает педагог? В какой возрастной группе может иметь место данная образовательная ситуация? Оцените, насколько она занимательная и интересна для современного ребенка? Какие задания разной сложности, методы и приемы обеспечат педагогическую поддержку отдельным детям в случае затруднений?
1. Выбрав один из методов математического развития дошкольников, покажите на примерах возможности его применения (в различных возрастных группах).
2. Проиллюстрируйте процесс разработки содержания занятия по математическому развитию детей (на примере одного из разделов курса математики). Перечислите критерии, по которым можно оценить деятельность педагога при осуществлении математического развития детей. ...
Часть 1 Психолого-педагогические основы дошкольного образования
1. Сформулируйте педагогические цели применения активных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, раскройте пути достижения сформулированных вами целей в одной из образовательных областей дошкольного образования.
2. Разработайте план организации деятельности детей, используя конкретное возрастосообразное содержание образовательных областей.
3. Спроектируйте воспитательную систему дошкольной образовательной организации, раскройте концептуальную основу вашей воспитательной системы.
4. Спроектируйте совместную деятельность детей и взрослых в процессе освоения одной из образовательных областей дошкольного общего образования.
5. На основе личностно-ориентированного подхода разработайте программу взаимодействия детского сада и начальной школы в процессе формирования готовности детей к обучению и общению в условиях школы.
6. Опишите личностные достижения ребенка дошкольного возраста и соотнесите их с уровнем его развития. Охарактеризуйте методики диагностики личностных достижений ребенка дошкольного возраста. На основе изучения особенностей ребенка спроектируйте индивидуальную траекторию развития ребенка.
7. Определите единицы наблюдения развития сюжетно ролевой игры старших дошкольников. Предложите форму регистрации наблюдаемых проявлений.
8. Предложите варианты дифференцированных заданий для диагностики познавательного развития старших дошкольников, построенных на соотнесении зоны актуального и зоны ближайшего развития.
9. Приведите примеры поведения ребенка, обусловленные переживанием кризиса «3-лет». Предложите психолого-педагогические рекомендации родителям по оптимизации социальной ситуации развития ребенка.
10. Подготовьте сообщение для педагогического совета дошкольной образовательной организации. Примерные темы сообщения:
• Средства и методы активизации познавательной активности детей раннего возраста.
• Методы предупреждения межличностных конфликтов в старшей группе дошкольной образовательной организации.
11.Предложите схему изучения психического развития ребенка дошкольного возраста. Обоснуйте отбор методов диагностики.
12. Предложите конкретную игровую технологию, направленную на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Обоснуйте целесообразность ее использования.
13. Представить тематическое сообщение для родителей по проблемам личностного развития дошкольника. Примерные темы сообщения:
• Организация жизненного пространства ребенка на этапе поступления в дошкольную образовательную организацию.
• Обогащение образовательной среды дошкольной образовательной организации.
14. Перечислите условия эффективного педагогического общения. Приведите примеры реализации эмпатического слушания в общении с дошкольниками и их родителями.
15. Приведите рейтинг наиболее значимых личностных качеств руководителя (не менее 7 позиций). Соотнесите, выделенные качества с профессиональным стандартом педагога.
16. Программно-методическое обеспечение процесса воспитания и развития детей раннего возраста.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в ДОО. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала.
К какому виду относится данная программа? Назовите аналогичные программы. Обоснуйте требования к созданию предметно – пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации данной программы. Спроектируйте несколько игр-занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста, указав цели и применяемые методы и приемы.
17. Составьте три мини-словаря (по 10 - 15 слов для каждой возрастной группы) по теме «Транспорт». Обоснуйте подобранный материал с методической точки зрения.
18. Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
В средней группе воспитатель ведет занятие по математике. В конце занятия торжественным и таинственным голосом он предлагает «сделать» автобус… из самих детей, чтобы «поехать на прогулку». Тут же среди них обнаруживается «водитель» и «контролер».
Воспитатель просит встать их друг за другом так, чтобы получилась колонна, напоминающая автобус. «Автобус» собирается отправиться в путь: разъединяется и «впускает» «пассажиров», каждый из которых берется за плечи впереди стоящего ребенка. По команде «водителя» все отправляются в путь, который заканчивается в раздевалке. Оказывается, детям действительно пора собираться на прогулку: они даже не поняли, что занятие закончилось.
Оцените оригинальность завершения занятия воспитателем. Какие задачи обучающего характера он мог бы решить, используя эту же ситуацию в конце занятия, но таким образом, чтобы дети осознали ее как логическое завершение занятия? Что бы Вы посоветовали педагогу на месте старшего воспитателя ДОУ? Перечислите задачи математического развития, которые решаются в средней группе? Как организуется предметно-пространственная среда для математического развития в средней группе. Какие рекомендации можно дать родителям по математическому развитию детей в условиях семьи?
19. Организация совместной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Все дети играли в игру «Строительство города».
Олег (4 года 2 месяца) не играл с ребятами, а сидел один и строил сказочный домик. Лицо его было сосредоточено, он то и дело разбирал часть постройки, если она ему не нравилась.
Воспитательница попыталась вовлечь Олега в общую игру:
- Олежек, ты для кого строишь домик?
- Ни для кого. Просто стлою. Будет класиво.
Тогда взрослый привлек внимание других детей к тому, какой красивый домик получается у Олега, в надежде, что дети сами вовлекут мальчика в совместную игру, но он перестал строить и не захотел играть вместе с другими детьми.
На другой день он опять начал один строить свой сказочный домик.
Почему, на Ваш взгляд, Олег прекратил постройку, когда вмешались другие дети? В чем особенность мотивов его игрового поведения? Существует ли здесь социально-личностная проблема? Какие приемы организации совместной конструктивной деятельности Вы бы посоветовали педагогу в этой ситуации в качестве старшего воспитателя детского сада?
20. Приобщение детей дошкольного возраста к труду
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
Перед уборкой групповой комнаты детям старшей группы педагогов говорит: «Ребята, вы не забыли, что мы всегда делаем по пятницам вечером. Для чего это нужно делать, вы знаете?»
Выслушав детей, она распределила детей на группы, спрашивая, кто с кем хотел бы трудиться вместе. Двум детям, которые не могли разрешить спор, кому вытирать пыль, воспитатель сказал: “Ты, Сережа, это делал в прошлый раз, пусть теперь Кирилл этим займется, а ты - расставь игрушки на полки. Это тоже нужное дело, и ты с ним обязательно справишься”.
Какой вид труда использовал воспитатель? В какой форме был организован труд? Оцените, правильно ли организовала педагог деятельность детей? Какие еще виды труда в детском саду Вы знаете? На примерах из практики раскройте их содержание в разных возрастных группах. Определите, как труд влияет на социально- личностное развитие детей? Каково методическое сопровождение данной деятельности дошкольников?
21. Развивающее значение изобразительного творчества дошкольников.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
В подготовительной группе дети любят рисовать на свободную тему или по замыслу – можно передать в рисунке свои впечатления, пофантазировать, нарисовать сюжет из любимой сказки. Воспитатель тоже любит, когда дети рисуют разнообразные картины, где отражены яркие впечатления детства. Если же некоторые дети затрудняются в выборе сюжета, то она помогает найти сюжет каждому ребенку.
- Мы вчера читали сказку про лису и петуха - тебе она понравилась. Вот и попробуй нарисовать, как хитрая лиса уносит петушка в лес.
- Вспомните, какие красивые цветы растут на участке.
- Какие красивые здания мы видели, гуляя по улице.
Что лежит в основе творческого рисования по замыслу ребенка? В чем ценность такого вида рисования? Как руководить изобразительной деятельностью детей по замыслу. Какие есть методы и приемы, стимулирующие данную деятельность?
22. Музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Музыкальный работник предлагает детям – воспитанникам средней группы - «сыграть» (под его аккомпанемент) на музыкальных инструментах, которые лежат на столике. Подойдя к столику, дети находят лишь предметы-заместители (палочки, бутылки и т.д.). Педагог побуждает ребят поэкспериментировать с предметами и предположить, как можно извлечь из них звук и сыграть на них. Дети смущены.
Воспитательница, наблюдающая эту сцену, заступается за детей: «Людмила Ивановна, ребята могли бы сыграть и на настоящих инструментах! У вас же есть инструменты для детского оркестра! Петечка, например, может на металлофоне сыграть!»
Мальчик радостно кивает головой. Все дети сбиваются в «кучку» и начинают выкрикивать, кто и на чем может сыграть.
В чем не совпали цели музыкального руководителя и воспитателя? На каком этапе занятия можно было предупредить возникновение конфликта? Найдите пути выхода из проблемной ситуации. Какую работу следует провести старшему воспитателю, чтобы не возникали подобные ситуации?
23. Руководство двигательной деятельностью на прогулке
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Утром, увидев воспитателя, дети подготовительной группы оживляются и радуются. Между ними слышны разговоры в ожидании предстоящей прогулки, на которой они обязательно будут играть с воспитателем в подвижные игры.
Второй воспитатель группы - полная противоположность. Считает, что дети большие и должны самостоятельно играть, а если не играют, значит, не хотят или устали от предшествующей деятельности.
Чья позиция, на Ваш взгляд, правильная? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приёмы руководства подвижными играми в разных возрастных группах. Перечислите условия организации самостоятельной двигательной деятельности на прогулке?
24. Методика проведения физкультурных занятий в ДОО. Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
В конце физкультурного занятия в средней группе воспитатель объявил: «В подвижную игру сегодня играть не будем, потому что не успеваем. Около физкультурного зала уже ждут дети, которые должны заниматься после нас. Наше время закончилось. Стройтесь в колонну, пойдем в группу».
Дети расстроились и ушли с занятия вялые и неудовлетворенные.
Является ли подвижная игра обязательным компонентом физкультурного занятия? Что нарушил воспитатель? Дайте оценку его действиям с позицииметодиста детского сада. Какова структура физкультурного занятия и задачи каждой его части? Каковы Ваши методические рекомендации.
25. Технологические аспекты руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
На участке детского сада гомон.
Новенький мальчик (5 лет) с любопытством всматривается в играющую детвору.
- Тебе тоже, наверно, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к нему воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не-е-е… Я их расстреляю!
Ловко вскидывая игрушечный автомат, принесенный из дома, ребенок целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? – снова с вопросом обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них!
Какое значение в социально-коммуникативном и нравственном становлении личности дошкольников имеет содержание игр и те роли, которые берет на себя ребенок? Назовите исследователей, которые разрабатывали технологические аспекты руководства сюжетно-ролевыми играми. Какие условия организации коллективных детских игр были нарушены в данном случае? Что бы Вы посоветовали педагогу как старший воспитатель детского сада?
26. Взаимодействие ДОО и семьи
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
Гриша (4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко говорил, спорил, задирался со сверстниками, отнимал у других игрушки. Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец рассказал: «Утром поспорили с женой. Из-за пустяка… Ссор у нас не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: «Зачем маму обижаешь?», - а затем к маме: «Зачем папу обижаешь?» А жена взяла, да и шутя шлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал и не слушался ее… А что он у вас натворил?»
Какие ошибки допустили родители? Как это может отразиться на становлении механизма нравственного поведения у ребенка? Какие формы и методы работы с родителями можно использовать, чтобы решить данную проблему? Какую дополнительную работу можно провести с мальчиком в ДОО? Как эта ситуация отразится на взаимосвязи семейного и общественного воспитания?
27. Методические аспекты подготовки детей к школе
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Сережа - довольно развитой мальчик. В детском саду его хвалили педагоги. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя он пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее, с первых дней он вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него интерес, он их, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Как только в учебном труде стали появляться задания, требующие волевых усилий и системы знаний, мальчик стал получать плохие отметки и вскоре потерял интерес к учебе.
Объясните причины поведения мальчика. В чем должна состоять преемственность в работе детского сада и школы и как должны решаться задачи подготовки к школе? Какие бы Вы советы дали родителям Сережи? Каково методическое сопровождение воспитателей по данной проблеме?
Часть2 Проблемы управления дошкольным образованием
1. Понятие «управление дошкольной образовательной организацией»
Изучите понятие «управление», которое представлено, в интерпретации разных авторов, и выберите одно или два понятия, которые, на ваш взгляд, является наиболее оптимальными, и отвечают современной управленческой ситуации в дошкольном образовании.
Управление – целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели); целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие объекта управления в целом (М.М. Поташник, В.С. Лазарев).
Управление – это специально организованная деятельность управляющей системы (субъекта управления) по воздействию на управляемую систему (объект управления), направленная на обеспечение единства и взаимосвязи целеполагания, целедостижения и целеизмерения в образовании (А.А. Майер).
Управление – это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы (объект управления) для организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Принципиально важно, управлять не организациями, а людьми, находящимися в них (Н.Н. Митин).
Конкретизируйте понятия – «субъект управления» и «объект управления», «функции управления», «управленческий цикл». Охарактеризуйте основные подходы к управлению.
2. Сравните два понятия «менеджмент» и «управление» и определитесь, какой точки зрения Вы придерживаетесь:
- «менеджмент» и «управление» - это синонимы;
- понятие «управление» шире и включает «менеджмент»;
- «менеджмент» - это наука, а «управление» - одна из основных ее категорий.
Мотивируйте свой выбор, или обоснуйте свою точку зрения.
3. Функции управления дошкольной образовательной организацией
Познакомьтесь со следующим текстом.
П.И. Третьяковым определен состав функций управления педагогическими системами с позиции двойного подхода и установлена их взаимосвязь и последовательность, поэтапная смена друг друга, которая и образует единый управленческий цикл. Двойной подход предполагает взаимосвязь различных функций деятельности руководителя. Например, заведующий ДОО не только планирует работу организации, но и прогнозирует возможный результат (планово-прогностическая функция); не только собирает и систематизирует информацию, но и анализирует ее (информационно-аналитическая функция); цели обязательно диктуются мотивом деятельности (мотивационно-целевая функция) и т.д.
Перечислите недостающие функции. Среди этих функций управления как видов управленческой деятельности системообразующим фактором является цель. Объясните, почему. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
4. Система целеполагания в дошкольной образовательной организации
Схематично представьте «дерево целей". Покажите на примере, как происходит декомпозиция стратегической цели на подцели и задачи. Охарактеризуйте черты и свойства управленческой цели.
5. Методы управления дошкольной образовательной организацией
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
В период перехода на новую оплату труда коллектив ДОО активно участвовал в разработке локальных актов по стимулированию труда, создал экспертную группу по его оцениванию, но экономический результат был незначительный.
Какой метод управления представлен в ситуации? Дайте характеристику методам управления? В каком соотношении могут использоваться имеющиеся методы в современных условиях?
6. Открытие и функционирование дошкольной образовательной организации
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
Будущему заведующему предложили открыть ДОО с приоритетом интеллектуального развития ребенка. При этом окружное управление образования продемонстрировало свою заинтересованность в том, чтобы ДОО с самого начала включилась в экспериментальную работу по теме: «Управление качеством экологического образования в детском саду». Сотрудники управления предложили заведующему учесть это при составлении Образовательной программы детского сада.
Какими нормативными актами регламентируется открытие и функционирование ДОО? Какие процедуры должна пройти ДОО при ее открытии? Какой пакет документов необходимо подготовить при прохождении процедур? В чем будет специфика работы детского сада в данном случае? В какой части образовательной программы будет отражена специфика работы ДОО? Как можно решить проблемы соотнесения комплексной и парциальных программ экологического образования в ДОО? Как выполнение требований к сочетаемости программ повлияет на качество экологического образования в ДОО?
7. Лицензирование как механизм государственного регулирования качества дошкольного образования
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
В суд обратилась с иском к органу управления образованием гражданка Н. – заведующий ДОО. В своем заявлении она указала, что после государственной регистрации, утверждения Устава и открытия расчетного счета в банке, получения печати и штампов ДОО, приобретения необходимого оборудования, получения аренды помещения, заключения договоров с ЖКХ и учреждениями питания, ею был принят на работу необходимый штат сотрудников и укомплектованы группы воспитанников. Спустя 3 месяца орган управления образованием приостановил деятельность ДОО, признав ее незаконной. Гражданка Н. просит суд обязать орган управления образованием отменить свое решение и возместить нанесенный ущерб, вследствие вынужденной остановки в осуществлении образовательного процесса.
Какой этап создания и функционирования ДОО описан в данной ситуации? Определите условия, при которых лицензирование образовательных учреждений будет выступать инструментом регулирования качества образования, условием развития ДОО. Как знание особенностей осуществления данного этапа должно помочь органу управления образованием при ответе на иск заведующей?
8. Организация дополнительного образования в ДОО
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.
В ДОО с детьми много играют и занимаются. Некоторые родители при этом жалуются старшему воспитателю и заведующему на то, что дополнительных занятий слишком много, другие – что слишком мало. Особенно «жаркий» спор разгорелся относительно занятий английским языком с воспитанниками старшей группы (детский сад работает по программе «Истоки» и проводит такие занятия как факультативные).
Через некоторое время, уступая очередному запросу и настоянию родителей, методист детского сада пересмотрела расписание занятий и перенесла занятия английским языком на первую половину дня на место занятий по развитию речи.
Насколько правомерно решение старшего воспитателя детского сада? Как бы в данной ситуации поступили Вы? Аргументируйте свой ответ. Какая нормативная базы определяет организацию дополнительного образования в ДОО? Каковы организационно-педагогические условия организации дополнительного образования в ДОО?
9. Стили управления коллективом
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
Ситуация 1. Воспитатель ДОО предложил старшему воспитателю заменить проведение тривиальных форм методической работы, работой проектных групп, обосновав их эффективность. Старший воспитатель сказал, что менять ничего не собирается, поскольку считает, что ситуация нормальная, воспитатели привыкли к такой системе, а его дело — выполнять обязанности, а не предлагать прожекты начальству. Воспитатель навсегда "зарекся" выступать с инициативой.
Ситуация 2. В ДОО готовилось методическое мероприятие для округа. Старший воспитатель представил заведующему план данного мероприятия, но руководитель поинтересовался, согласован ли он с педагогическим коллективом. «Как мы им скажем, так они и сделают», - ответил старший воспитатель про педагогический коллектив. Решение заведующего было следующим: собрать рабочую группу и предложить им спроектировать данное мероприятие.
Какие стили руководства Вы знаете? Охарактеризуйте их.Какие стили руководства используются и как бы вы поступили в данных ситуациях? Какие факторы влияют на формирование стиля управления заведующего ДОО? Можно ли комбинировать стили управления в каждой конкретной ситуации?
10. Комплектование дошкольной образовательной организации
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
На прием к заведующей пришли мама и отчим с просьбой оформить ребенка в детский сад. Отчим записал ребенка под своей фамилией. Заведующая не потребовала документов, подтверждающих усыновление ребенка. Ребенок проходил в детский сад в течение двух лет. За это время произошла смена руководства.
К работе приступил новый заведующий. Через некоторое время появился настоящий отец, который не был лишен родительских прав. Он был возмущен, что его ребенок оформлен под чужой фамилией, угрожал, что обратится в суд.
Что делать в этой ситуации новому заведующему ДОО? В чем заключается проблема, лежащая в основе данной ситуации? Проанализируйте ситуацию. Как может помочь в ее решении знание правил оформления договора между родителями воспитанников и ДОО? Как происходит комплектование ДОО?
11. Работа с кадрами в дошкольной образовательной организации
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
В детском саду наблюдается нехватка кадров. При зачислении на работу будущий сотрудник предъявил заведующему ДОО трудовую книжку старого образца. Между тем, пролистав странички документа, заведующий обратил внимание на то, что оформлена она совсем недавно (после 01 января 2004 года, когда уже были введены новые формы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках»).
Как следует поступить заведующему в этом случае:
- «не заметив» отступления от закона, принять документ?
- под благовидным предлогом отказать педагогу в приеме на работу? Обоснуйте свое мнение. Охарактеризуйте процедуру приема работника на работу (пошаговая инструкция).
12. Организационные механизмы в управлении ДОО
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
Няня систематически с опозданием приносит завтраки, обеды. Каждый раз у нее на это разные причины: то очередь длинная была к пищеблоку и чайник забыла – пришлось возвращаться, то «дети еще есть не хотят и просят с ними поиграть» или «родители с вопросами приставали – пришлось задержаться».
Как быть воспитателю группы:
a. - “заполнить” паузу между умыванием и едой?
b. - позже умывать детей, нарушая режим?
c. - поговорить с няней? О чем?
Как бы Вы поступили на месте воспитателя группы? На месте заведующего ДОО? Что такое организационная структура ДОО? Какие организационные механизмы обеспечивают деятельность сотрудников организации в достижении поставленных целей? Какая нормативно-правовая база определяет функции, содержание работы и полномочия каждого сотрудника ДОО?
13. Контроль в управленческой деятельности
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
Старший воспитатель ежемесячно посещает физкультурные занятия молодого специалиста, постоянно указывает ему на недостатки, связанные с несоблюдением гигиенических требований к его проведению. Воспитателя по физической культуре эта ситуация настораживает: он считает, что к нему необъективно относятся и «необоснованно придираются».
Посетив очередное физкультурное занятие, старший воспитатель делает вывод о том, что физическая нагрузка на занятии была превышена. Это утверждение он делает на основании того, что у отдельных детей отмечается сильное покраснение и испарина лица.
Воспитатель, проводивший занятие, не согласен с мнением о перегрузке детей, приводит аргументы о допустимости указанных внешних признаков физической нагрузки, доказывает свою правоту.
Объясните действия методиста детского сада. Какие измерения в процессе педагогического контроля должен был выполнить старший воспитатель для объективной оценки физической нагрузки? Что следует предпринять для предотвращения конфликтной ситуации? Охарактеризуйте систему контроля в ДОО и методику его проведения.
14. Организация форм взаимодействия ДОО и семьи
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
На открытое мероприятие группы – семейную гостиную по литературному образованию детей - пришел старший воспитатель детского сада. Это вызвало беспокойство у воспитателя и некоторых родителей воспитанников: им очень хотелось, чтобы та высоко оценила нетрадиционную форму их сотрудничества и связанные с ней достижения детей. В ходе занятия воспитатель обратилась к детям с просьбой прочесть стихотворения о весне: «Кто знает стихотворение о зиме?». Одна девочка сразу же начала читать стихотворение: «Белая береза под моим окном…». Однако мама перебила ее и попросила назвать автора. Девочка вспомнила автора и снова начала читать стихотворение, но тут девочку перебила воспитательница, попросив вспомнить название стихотворения. Начав стихотворение в третий раз, девочка читала его в ускоренном темпе, монотонно и невыразительно.
Родители и воспитатель смущенно переглядывались.
Как должно быть сформулировано предложение прочесть стихотворение, чтобы избежать ошибок, которые допустила эта девочка? Как повлияло на качество чтения стихотворения девочкой такое вмешательство родителя и педагога? Как должны были вести себя педагоги, если ребенок начал читать стихотворение без названия и имени автора? Какие этические нормы должен соблюдать я старший воспитатель в данной ситуации?
15. Руководитель дошкольного образовательного учреждения как администратор, организатор и воспитатель коллектива
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы
«В детском саду все держится на мне!» И действительно это факт. Если заведующего нет на рабочем месте, то никто не может принять решение, найти нужные бумаги, ответить на вопросы… Жизнь замирает… Коллектив пытался проявлять активность, но заведующий не поощрял «самодеятельность». Контроль был тотальный.
Считаете ли Вы, что данная ситуация типична для современных руководителей? Какими качествами должен обладать идеальный руководитель дошкольной образовательной организации, разработайте модель? ...
Задача1
Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.
Вопросы
1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?
2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?
3.Какими методами социальный педагог может воздействовать на ребенка?
Задача 2.
Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный.
Выделите проблему (проблемы) из ситуации:
Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям.
Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т. д.).
Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма.
Возможные причины.
Сергею 15 лет, подростковый возраст. В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка, это состояние выражается в раздражительности, падении продуктивности в работе, агрессии, желании, какого-либо физического применения силы (насилия).
По внешним признакам, приведённым в ситуации, можно предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «скинхеды», представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение и борется за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Так же преобладает жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям. Итак, из моего предположения следует, что Сергей увлечен так называемой субкультурой (скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.
Еще одной причиной является также проявления особенностей данного возраста, как желание принадлежать той или иной группе своих сверстников, например, субкультурная группа, направленная на интересы подростков; быть среди других, проявлять себя среди толпы.
Так же у Сергея есть старший брат. О старшем брате подробнее ничего не сказано, можно предположить, что старший брат тоже принадлежит к неформальному движению, например, к движению скинхедов или к подобной этому движению субкультуре. И Сергей в подростковом возрасте пытается, как-то быть похожим на старшего брата. Или так же можно предположить, что старший брат хорошо воспитан, работает, учится и т. д. и родители ставят его в пример младшему брату и Сергей просто пытается как то обратить на себя внимание родителей. Показать, что он не такой как старший брат, а индивидуальная личность.
Задача 3.
Шестиклассник Витя К.- трудный подросток. Ему свойственно ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его вожаком.
Вопросы:
Какие существуют категории детей группы риска?
Какие особенности имеют дети группы риска?
Аспекты негативного влияния на детей?
Задача 4.
Урок немецкого языка в 5 классе.
Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее.
Возникает заминка.
Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей.
В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше.
Оценка
Повышенный тон учителя всегда недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании этого ученика известно всем.
Прогнозирование
Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно, смущает его самого. Каждый раз, когда он так «затягивает» ответ, он сам считает себя слегка виноватым.
В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке.
Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7–8 может начаться настоящая травля.
Задача 5
Виктор К. в школе - один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.
Вопросы:
Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме?
Понятие социального патронажа и надзора?
Какие виды консультирования может предложить педагог?
...
2. Людмиле 5 лет. Она любит ходить в детский сад: девочке нравится принимать участие в играх, у нее много друзей, ей интересно принимать участие в разных видах деятельности.
Мама забирает Люду из детского сада; по дороге домой девочка пытается рассказать маме о своих занятиях и успехах в детском саду, но мама не слышит и интересуется лишь тем, почему у нее мокрые варежки (лучше было бы положить их в сушилку).
Какие ошибки совершает мама Люды? Спроектируйте работу с подобными родителями. Выберите форму взаимодействия (свой выбор обоснуйте). Как вовлечь родителей в процесс взаимодействия с ДОО?
3. Два мальчика вместе и попеременно шалили, демонстрировали друг другу различные позы, «строили рожицы», издавая непонятные звуки, поддерживая и усиливая общее веселье. Внезапно в их поле зрения появилась яркая игрушка. Взаимодействие детей прекратилось: его нарушил привлекательный предмет. Каждый ребенок переключил свое внимание со сверстника на новый предмет, и борьба за право им обладать едва не привела к драке.
4. Девочки играли в «детский сад». «Воспитательница» шлепнула куклу, грубо с ней обошлась. Партнер по игре возразила. Она спросила у подруги: «Разве наша воспи-тательница так делает? Вот когда будем в «маму» играть, тогда можешь бить кукол».
5. Родители Иры всегда не довольны работой детского сада. Считают, что основное воспитание ребенок получает в детском саду – «там воспитатели за это зарплату получают». На собрания не ходят принципиально, часто жалуются на воспитателя руководителю ДОО.
Как выстроить взаимодействие с подобными родителями? Спроектируйте план работы с такой категорией родителей. Какие формы взаимодействия, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективны? (ответ обосновать).
8. Егор (5л. 8м) делиться с педагогом своими переживаниями: «Анна Валерьевна, мама обещала сводить меня в палеонтологический музей, но обманула, мы все выходные просидели дома. Она плохая». ...
В случае когда сроки ограничены и работа нужна срочно, то предлагаем воспользоваться нашим магазином готовых работ. Предварительно можно ознакомиться с фрагментами интересующей работы, а скачивание будет доступно сразу после оплаты. Не придется выбирать исполнителя и ждать выполнения заказа несколько дней.
Покупка готовых работ не запрещена. Но мы не рекомендуем полностью копировать текст и сдавать его без проверки. Купленная работа может послужить хорошей базой для выполнения вашей работы или помочь разобраться в материале.
Загружая работу в магазин, автор подтверждает уникальность текста не менее 40%. В случае если Вам попалась неуникальная работа, Вы можете обратиться в службу поддержки. После проверки деньги будут возвращены, а работа изъята из продажи.
После покупки готовой работы у покупателя есть 10-дневный гарантийный срок, в течение которого следует проверить работу. В случае, если работа не соответствует заявленному описанию, можно обратиться в администрацию сайта за возвратом денежных средств.
Финальная цена каждой работы складывается из сроков, объема, типа работы и индивидуальных требований в заказе. У нас можно заказать решенные задачи от 20 рублей.
В магазине готовых работ Вы можете продавать свои учебные материалы. Достаточно только зарегистрироваться и разместить в личном кабинете работу на продажу. Деньги с каждой продажи будут доступны для вывода сразу.
Гарантия, зачем она нужна?
Студент получает работу от Автора
После доработок преподаватель принимает работу и студент доволен
И только после этого эксперт получит свою оплату
Техподдержка
24/7
Гарантия
10 дней
Оригинальность
От 50%
Стоимость и сроки
В таблице представлены средние значения по каждому типу работ на основе исторических данных
сервиса. При
заказе работы учитывайте, что стоимость может меняться в зависимости от требований (объема работы,
уникальности, типа и предмета). Также обратите внимание на сезонность, во время сессии цены
на работы выше.