Актуальность изучения методов развития скоростно-силовых способностей детей дошкольного возраста заключается в том, что, не смотря на то, что в последние годы в отечественной литературе появилось много научных трудов, посвященных решению разных проблем спортивного воспитания дошкольников, не существует разработанного подхода к развитию качеств, которые наиболее активно развиваются в тот или иной возрастной период. Это объясняется тем, что ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, произошедших в России конце двадцатого века затронул и качество воспитания подрастающего поколения, в особенности детей дошкольного возраста. По мнению немалого числа ученых, на сегодняшний день появились значительные противоречия между декларируемыми целями физической подготовки детей и реальными возможностями государства в процессе осуществления их реализации [6, 8, 9, 4, 7, 2].
Поиск оптимальных путей решения проблемы развития физических качеств дошкольников, как базовой основы их физической подготовленности связан с потребностью изучения закономерностей, методологических и методических условий улучшения процесса развития физических качеств как основы их будущей физической подготовленности.
Основной особенностью раннего детства является связь и зависимость состояния здоровья, физического и личностного развития детей [9, 14, 21, 24]. Крепкий, полноценный физически ребенок не только подвергается заболеваниям меньше, но лучше развивается личностно [8, 14, 9, 19, 21]. Начиная с трех лет ребенок уже многое умеет, очень по природе подвижен. Физические упражнения формируют и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предотвращают нарушение осанки и деформацию детского скелета. Занятия физическими упражнениями имеют и оздоровительное, и воспитательное значение. У детей формируется внимание, наблюдательность, созревают волевые качества, вырабатывается характер [5, 8, 11, 12, 14, 21, 22, 19].
Таким образом, анализ методов развития физических качеств детей позволяет более объективно судить о целом процессе физического воспитания. В дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают значимое мест о в воспитательной работе, поэтому соединение их и способов развития свойственных возрасту созревающих двигательных качеств и свойств было бы оптимально. В настоящее время большой вклад в данный вопрос возник благодаря научным разработкам В.А.Баландина, Е.И.Геллер, Е.Н.Вавиловой, Ю.К.Чернышенко, Н.Б.Каданцевой и других авторов.
Проблема исследования заключается в том, что соотнесенность тренируемости качеств и общего физического развития дошкольников как основы их физической подготовленности затрагивалась в ряде работ, но не полностью, чаще фрагментарно. Следовательно, существует проблема разработки методологии развития подходов к использованию подвижных игр при развитии соответственных возрасту физических качеств дошкольников как основы целостной физической подготовленности.
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс упражнений для улучшения физической подготовленности для подготовительной группы детского сада.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в научно-теоретической литературе.
2. Подобрать методы развития и анализа уровня физических качеств старших дошкольников.
3. Апробировать методику развития физических качеств старших дошкольников, организованную на использовании подвижных игр в развитии скоростно-силовых качеств.
4. Оценить эффективность разработанной методики и сделать выводы.
Объект: Физическое воспитание дошкольников.
Предмет: Развитие скоростно-силовых способностей детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: предположительно целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств дошкольников окажет влияние в большей мере, чем общефизическая подготовка.
Теоретико-методологическая база: исследования в области подходов к физической подготовленности дошкольников (Л. Ноткина, Н. Лескова, Е.Я. Бондаревская), по методам развития физических качеств дошкольников (З.И. Кузнецова, В.Н. Занефский, М.Х. Спаева); исследования относительно организации и использования подвижных игр в ДОУ (В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева, Я. Степаненкова и др.).
Методы исследования.
Теоретические: анализ педагогической литературы по теме исследования; интерпретация источников; обобщение, выводы.
Эмпирические: наблюдение; тестирование; методы математической обработки данных эксперимента.
База исследования. ДОУ Д\с № ХХХ г. ХХХ.
Структура квалификационной работы. Работа состоит введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы оценки физической подготовленности дошкольников 6
1.1 Общая характеристика и периодизация развития физических способностей дошкольников 6
1.2 Нормативы и методы оценки развития физической подготовленности дошкольников 11
1.3 Методы развития скоростно-силовых способностей детей 5-6 лет 16
Глава 2. Организация исследования и методы оценки развития физических способностей дошкольников 23
2.1 Организация исследования – база исследования и характеристика условий физического развития испытуемых 23
2.2 Методы и методики, применяемые в оценке развития физических способностей дошкольников 24
2.3 Организация занятий по развитию скоростно-силовых способностей детей 5-6 лет 28
Глава 3. Исследование влияния комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых способностей детей 5-6 лет 33
3.1 Данные констатирующего педагогического эксперимента на начальном этапе исследования 33
3.2 Динамика изменений скоростно-силовых способностей детей 5-6 лет под влиянием комплекса упражнений 37
3.3 Обсуждение результатов исследования 45
Заключение 47
Список использованной литературы 51
Приложения 56
Приложение 1 . Планы-графики занятий 56
Приложение 2. Данные тестирования экспериментальной группы 64
Приложение 3. Данные тестирования контрольной группы 66
работа из трех глав, вся статистика, как положено, хорошо иллюстрирована, описание доступным языком, приложения есть, качество высокое. Можно варьировать тему, текст и идея работы позволяют. Так же можно использовать для защиты по педагогике.
1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб., 1998.
2. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. — М., 2000.
3. Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. — Сургут, 2002.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М., 1978.
5. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. — М., 1997.
6. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. — М.,
7. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
8. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.: ил.
9. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. — М., 1988.
10. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 – С.23-48
11. Дергунов Н.И. Учебное издание. г.Новосибирск. 245С
12. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.
13. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000.
14. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.
15. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М., 1979.
16. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.,
17. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.
18. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации: Учеб. пособ. — М., 1996.
19. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.
20. Коренберг В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии: Учеб. пособ. — М., 1996.
21. Крылова Т.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии:
22. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - 116 с.
23. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999.
24. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.
25. Лаптев А. Управление физическим развитием. – Москва, 2003.- 180с.
26. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1997.
27. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СПб., 1996.
28. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
29. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007.- 270с.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.
31. Мерзликина А. Каждому учителю - спортивно-педагогическую подготовку// Физическая культура в школе.- 2003. - №12.- С. 54
32. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников.-М.:2002.- 455 с.
33. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003.
34. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. — М., 1998.
35. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва - 2007. - 180с.
36. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. –Николаев: 2003. – 265 с.
37. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б.В. Сермеева. — М., 1973.
38. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. — М., 1986.
39. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.
40. Репников П.Н. О выносливости. Информационно методический бюллетень. - 2001. - № 3, С.10 – 12.
41. Рипа М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе.-М.: 2003. – 655 с.
42. Романенко М.И. Физкультура. – Киев, 2008г. - 260 с.
43. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. – Москва, 2007. – С. 21 – 24.
44. Смирнов Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности: Учеб. пособ. - Малаховка, 1996.
45. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
46. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. - Улан – Удэ, 2001.- 410 с.
47. Татьян В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно – силовой подготовки начинающих спортсменов. - Москва, 2004. - 26 с.
48. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. — М., 1997.
49. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
50. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М., 1990.
51. Уткин В.Л. Измерения в спорте. — М., 1978.
52. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
53. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки. - Грозный 2001. - 139с.
54. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Москва , 2006. - 160 с.
55. Филиппов С.С. Спортивная тренировка как объект информационного обеспечения. - 2005 - 112с.
56. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М. : Физиология и спорт.-2008. – 421 с.
57. Хусаинов З.М. Методика скоростно-силовой физической подготовки. – 2001. - №3, С.15
58. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.: ил.
59. Циргаладзе И.В. Олимпийские чемпионы сегодня. – Москва, 2004 - 120с.
60. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. – Москва, 2004 - 80с.
61. Шишкин И.Ф. Теоретическая метрология: Учеб. для вузов. —М., 1991.
62. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. – Москва, 2005. – 193 с.
63. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия.- 1999.- 160 с.