В условиях социально-экономических и политических преобразова-ний современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В настоящее время в нашей стране продолжает оставаться очень сложной социально-демографическая ситуация и положение с состоянием здоровья населения.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. За последнее десятилетие в 2,7 раза сократилось число детей первой группы здоровья, а численность третьей группы возросла в 2,3 раза. Сегодняшние дети имеют худшие показатели здоровья, чем их сверстники 10–15 лет назад.
Общая заболеваемость среди 12–15 -летних подростков за последние 5 лет увеличилась на 14,9%. При этом количество подростков с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания возросло на 26,5%, психическими расстройствами – на 25,3%, заболеваниями костно-мышечной системы – на 23,9%, болезнями системы кровообращения – на 19%. [2]
В целом лишь 10-12% детей можно считать практически здоровыми. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Около 50 % юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 хронических нозологии, а 20% старшеклассников – подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных отклонений и хронических заболеваний. Статистика свидетельствует, что к 14 – 17 годам, когда девушки вступают в репродуктивный период, практически у каждой десятой отмечено дисгармоничное развитие и избыточная масса тела, каждая четвертая имеет нарушения формирования скелета, у каждой седьмой выявлена артериальная гипертензия. В целом две трети девушек имеют различные отклонения в состоянии здоровья. [1]
Большую тревогу вызывает состояние здоровья юношей-призывников, увеличение числа призывников, непригодных по медицинским показаниям к несению воинской службы. Только 20% от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии. При этом возврат юношей по состоянию здоровья из армии увеличился в последние годы вдвое. За последние 5 лет число граждан, освобожденных от призыва в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией – в 2,5 раза. Количество лиц, злоупотребляющих психо-активными веществами, за период от постановки на воинский учет до призыва на военную службу возросло в 12 раз. [2]
ГЛАВА 3. Анализ эффективности организации современного здоровьесберегающего подхода при обучении учащихся подросткового возраста
3.1. Основные компоненты здоровьесберегающего подхода в организации учебной деятельности
Была проведена оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагно-стических методов и анализ полученных результатов.
Таблица 1
Результаты состояния сердечно-сосудистой системы (проба по ЧСС)
№ ЧСС в состоянии покоя Количество (чел) В % отношении
1. Хорошо (реже 70 уд./мин) 1 4 %
2. Плохо (выше 80 уд./мин) 23 96 %
Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сер-дечно - сосудистой системы испытуемых достаточно низкие. Частота сердеч-ных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя у 23 (96 %) испытуемых из 24 выше 85 уд./мин, что говорит о нарушениях в работе сердечно-сосудистой системе. И лишь у одного учащегося (4 %) показатель – хорошо (реже 70 уд./мин).
Таблица 2
Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)
№ Показатель задержки дыхания (с) Количество (чел) В % отношении
1. Отлично (1 мин и более) 3 12 %
2. Норма (не менее 40 с) 5 24 %
3. Ниже нормы (менее 40 с) 15 64%
Состояние дыхательной системы у основной массы испытуемых неудовле-творительное: задержка дыхания соответствует норме лишь у 5 (24 %) человек; ниже нормы – у 15 (64 %) учащихся, и лишь 3 (12 %) ученика имеют отличные показатели.
Таблица 3
Результаты оценки веса (показатель Поля Брока)
№ Показатель Количество (чел) В % отноше-нии
1. Норма 7 32 %
2. Выше нормы 5 20 %
3. Ниже нормы 11 48 %
Нормальный вес имеют лишь 7 (32 %) человек; вес выше нормы – у 5 (20 %) человек; ниже нормы – у 11 (48 %) учащихся. Причем, избыточный вес имеют юноши (5), а недостаточный вес – девушки (12).
Таблица 4
Весо-ростовой показатель
№ Показатель Количество (чел) В % отноше-нии
1. Норма 20 80 %
2. Избыточный вес 4 20 %
3. Недостаточный вес 0 0 %
По результатам более точного весо - ростового показателя выявлен избыточный вес у 4 (20 %) испытуемых (те же 4 юношей), все остальные испытуемые имеют нормальный вес (20 человек).
Таблица 5
Индекс массы тела (индекс Кетле)
№ Показатель Количество (чел) В % отно-шении
1. Норма 13 56 %
2. Ниже нормы 7 28 %
3. Ожирение 1-й степени 4 16 %
По индексу массы тела (индекс Кетле) вес ниже нормы имеют 7 (28 %) че-ловек; нормальный вес – 13 (56 %); ожирение 1-й степени – 4 (16 %)человека (все юноши).
Таблица 6
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы
№ Показатель Количество (чел) В % отно-шении
1. Истощение 12 52 %
2. Достаточная упитанность 6 28 %
3. Повышенная упитанность 4 16 %
4. Ожирение 2 4 %
Индекс пропорциональности роста и массы тела показал, что у 12 (52 %) испытуемых – истощение, у 6 (28 %)– достаточная упитанность; у 4-х (16 %) испытуемых – повышенная упитанность, и у 2-го (4 %)– ожирение.
Оценка за работу - 4! Декабрь 2013г. Защищал работу в Новосибирском педагогическом Университете. К работе прилагается, автореферат и презентация!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы закономерности инди-видуального развития.- М.: “Наука”, 1995. С. 24-32.
2. Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009,С. 8-13.
3. Арсланов В.А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и её влияние на функциональное состояние некоторых систем организма.- Афтореф.дисс.: канд.биол.н., Казань , 2000 С. 80-91.
4. Алишев Н.В., Зайцев Т.К., Колбанов В.В. Основные направления школьной валеологии // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М., 2009. – Т.2.185 с .
5. Амоношвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М., 1996. С. 124-130.
6. Ананьев В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: сб. науч. Тр. Ле-нингр. Инс – та усовершенствования врачей. – Л., 1996. – С. 85 – 112.
7. Аршавский И.А. Физиология развития детей . – Пущино, 1995. С. 213 - 115.
8. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005. В работе описаны способы контроля за состоянием здоровья в домашних условиях и в школе. С. 118 - 130.
Базарный В.Ф. Зрение у детей.- Новосибирск , “Наука”, 2002. С. 167-181.
9. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: “Физкультура и спорт”, 1999 . С. 39 - 45.
10. Бикмухаметов Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов // Социально гуманитарные знания. – 2003. - № 4. – С. 147-156.
11. Васильева Т.Н. Влияние урока физического воспитания на психомо-торную и умственную деятельность: Автореф… дис.. к . б. н. , - Новосибирск, 1999. С. 17-19.
12. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей.-М ., 1997. С. 119-134.
13. Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодёжи. – М., 2001. С. 18 – 26.
14. Глинянова И.Ю. Профилактико – оздоровительная работа в школе // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление: тез.докл. Рос.науч. конф. – Волгоград, 2000. – С. 212 – 213.
15. Калюжная Р.А. Школьная медицина.- М., 1997 . С. 204 – 234.
16. Клиорин А.И. Учение о конституциях и индивидуальной особенности ребёнка. Педиатрия .-1999 , № 2 , 160 с .
17. Кондакова Л.Д., Гакова Е.Н., Асеева С.И. Двигательная активность детей школьного возраста тюменского приполярья: Тезисы I Международной н-пр. конференции “Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей”, Дубна ,1997 . ст. 1., С. 5 – 10.
18. Куколевский Г.М. Здоровье и физическая культура. – М., 1998. С. 64 – 76.
19. Кучма В.Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков // Вестник образования россии. – 2004. - № 18. – С. 34 – 43.
20. Ляхович А.В., Медведь Л.М. О потребности молодёжи в информации по проблеме ЗОЖ // Здравохранение РФ. – 2011. - № 7. – С. 20 – 22.
21. Митяева А.М. О подготовке будующих учителей к развитию культуры здоровья школьников. Тобольск, 1997. С. 12 – 37.
22. Митяева А.М. Педагогика здоровья. – Орёл, 2010. С. 142 – 153.
23. Митяева А.М. Основы здорового образа жизни. Орёл, 2012. С. 165 – 171.
24. Оладо Э.Я. Влияние зрительно-двигательного стереотипа на развитие зрительного анализатора и физическое развитие у детей в процессе школьного обучение :.Автореф… дис.. к. м. н., - Красноярск, 1995 . С. 230 – 256.
26. Пономарёва В.В. Динамика физических и функциональных показате-лей у студентов специального отделения под влиянием мотивационного фактора: Тезисы межвузовской научной конф. “Физическая культура личности студента”, М., 1999. С. 16 – 23.
27. Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е.И. Школьники.- Красноярск, 1996 . С. 181 – 183.
28. Сердюковская Г.Н., Жилов Ю.Д. Окружающая среда и здоровье подростков.- М, 2005 . С. 16 – 29.
29. Суханова Н.Н. Влияние двигательного режима на морфофункциональное развитие школьников. /Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания./ Сборник научных трудов под ред. Абросимовой Л.И. , Юрко Г.П. – ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,.М., 2000. С. 23 – 31.
30. Сафронова З.Д. Педагоги и здоровый образ жизни. – Рига, 2002. С. 57 – 83.
31. Тихвинский С.Б., Хрущёв С.В. Детская спортивная медицина.- М., “Ме-дицина”, 2008 . С. 84 – 90.
32. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М.: Просвещение, 2007. С. 76 – 89.