ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Одной из главных проблем физического воспитания, требующей современных технологий и научного обоснования, является развитие силовых качеств студентов, которые определяют осуществление структуры всех физических упражнений, связанных с воспитанием других физических качеств.
Наиболее оптимальный возрастной период развития силовых качеств для студентов наступает после того, как их нервно-мышечная система, а также опорно-двигательный аппарат (ОДА) почти полностью сформировались [5, 36]. Как правило это происходит в возрасте 17-20 лет, что в свою очередь отмечается в промежуток времени, когда молодежь проходит обучение в высших учебных учреждениях. В связи с этим, развитие силовых качеств у студентов в ВУЗах должно стать основным направлением их физического воспитания, что рассчитывает адекватную разработку современных методов, которые обеспечат прирост силовых качеств за период их обучения в институте.
Силовые качества можно развивать с применением различных средств. Наиболее эффективно они поддаются тренировке, когда используются отягощения, причем отягощения дозированные, то есть учитывающие физические возможности того или иного человека [42].
Силовые качества человека тесно объединены с его биологическим возрастом. Абсолютная сила первостепенных мышечных групп вырастает от рождения до тридцати лет, позже постепенно начинает уменьшаться [36]. В связи с этим, в период обучения в высших учебных учреждениях, когда возраст молодежи находится в возрастном диапазоне 17-22 лет – это самый благоприятный для развития у них силовых качеств.
На основании анализа актуальности проблемы, заключающейся в поисках научно-методических подходов в формировании силовых качеств студентов в высшем учебном учреждении, и определился выбор темы дипломной работы: «Современные технологии развития силовых качеств у студентов Российского Государственного Социального Университета (РГСУ)».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию развития силовых качеств у студентов в РГСУ.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности силовых качеств у студентов РГСУ;
2. Изучить форму и объем физических нагрузок, направленных на развитие силовых качеств у студентов РГСУ;
3. Разработать и проверить технологию, направленную на развитие силовых качеств у студентов РГСУ.
Объект исследования: процесс развития силовых качеств у студентов.
Предмет исследования: методика проведения занятий физической культуры в РГСУ, направленная на развитие силовых качеств у студентов.
Новизна работы.
Теоретически разработана и проведена оценка комплексного метода развития силовых качеств у студентов РГСУ, основаная на оптимальной величине физической нагрузки при проведении как отдельных физических упражнений с отягощением, с собственным весом и статических упражнений для основных мышечных групп ( таких как, руки, ноги и туловища).
Обоснован и разработан метод комплексного развития силовых качеств студентов РГСУ, который имели различный уровень подготовленности, при этом единовременно спосрбствуя росту данного физического показателя.
Разработан и теоретически обоснован метод проведения академических занятий физической культуры по развитию силовых качества студентов РГСУ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 5
1.1. Развитие силы мышц у студентов. 5
1.2. Физические нагрузки, направленные на развитие силовых качеств. 7
1.3. Педагогические методы развития силовых качеств. 10
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Характеристика материала. 16
2.2. Методы исследования. 16
2.3. Организация исследования. 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
3.1. Основы развития силовых качеств студентов РГСУ. 23
3.2. Развитие силовых качеств у студентов на занятиях по физической культуре в РГСУ. 27
3.3. Современные технологии как средство развития силовых качеств у студентов РГСУ. 29
3.4. Анализ эффективности технологии развития силовых качеств у студентов РГСУ. 38
ВЫВОДЫ 55
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ВЫВОДЫ
1. Неудовлетворительный уровень развития силовых качеств студентов РГСУ установил необходимость выделения в структуре учебного процесса физического развития самостоятельного раздела - силовой подготовки.
2. Основу формы и объема физических нагрузок, направленных на развитие силовых качеств у студентов РГСУ, имеющих различную группу здоровья, составляет комплекс атлетических упражнений, которые направлены на увеличение статической и динамической силы, а также статической и динамической силовой выносливости основных групп мышц: рук, ног и туловища.
3. Выявлено, что в конце педагогического эксперимента приросты показателей у студентов РГСУ первой группы здоровья составили: по силовой выносливости; по развитию собственно-силовых качеств, а у студентов второй группы здоровья приросты этих показателей составили лишь по силовой выносливости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов Р.А. [и др.] . Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11-х классов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 3-4. - С. 50–55.
2. Аксенова О.Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физических нагрузок на физкультурных занятиях // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - С. 37.
3. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов // Харьков: Основа. - 1993. - 243 с.
4. Ашмарин Б.А. [и др.] Теория и методика физического воспитания : учеб, пособие для студ. пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физическая культура» // М. Просвещение. - 1990. - 287 с.
5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека // М. Теория и практика физической культуры. - 2000. - 275 с.
6. Белкин А.С. Возрастная педагогика // Екатеринбург УГПУ. - 1999. – 245 c.
7. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей // Киров ФиС. - 1993. - 216 с.
8. Богданов Г.П. Темпы возрастного развития разных двигательных качеств у школьников // Проблемы здоровья, физического воспитания и безопасности детей и учащейся молодежи Севера материалы регион, науч.-практ. конф. - Мурманск. - 1993. - С. 69–70.
9. Бубненкова О.М. Ростовые особенности детей первого детства // Морфобиомеханические и соматодиагностические особенности адаптации. - Смоленск,2002. - С. 50–52.
10. Булгакова Н.Ж., Румянцев В.А. Спортивная ориентация и отбор как научная проблема // Теория и практика физической культуры. - 1995. - С. 21–24.
11. Бурханов А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 12–14.
12. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 2. - С. 1–5.
13. Городниченко Э.А., Лихачева Л.Е. Статические силовые упражнения в тренировке юных баскетболисток // Подросток -спортсмен сб. науч. тр. - Смоленск. - 1977. - С. 109–116.
14. Гречко А.С., Хромин В.Г., Соколов Г.Я. Программы по физической культуре для 9-11 классов: Базовая часть // Физической образование Сибири. - 1997. - Т. 6. - № 2. - С. 128–137.
15. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений - Смоленск. - 1996. - 133 с.
16. Губа В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного воспитания // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 3-4. - С. 21–41.
17. Дорохов Н.Р., Косарев Э.В. Выраженность мышечной массы у человека в онтогенезе при различной двигательной активности // Физическая культура - фактор укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний сб. науч. тр. - Смоленск СГМА. - 1996. - № 45-46.
18. Дорохов Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена : учеб, пособие - Смоленск : СГИФК. - 1995. - С. 21–44.
19. Дорохов Р.Н. Ориентиры формирования физических качеств у детей и подростков // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. - Смоленск. - 1999. - С. 69–74.
20. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология - М.,2002. - 230 с.
21. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена: учебное пособие // Смоленск : СГИФК. - 1995. - С. 21–44.
22. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена - М.,1996. - 170 с.
23. Кабачков В.А. и др. Системный подход и компьютерная обработка данных в процессе мониторинга физического состояния учащейся молодежи // Науч. тр. ВНИИФК. - 1998. - С. 121–128.
24. Коровин С.С. Теоретические и методические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук -С.С. Коровин. - М., 1997. - 49 с.
25. Короткова Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников: Монография - Тюмень : ТюмГУ., 2000. - 183 с.
26. Кудряшов Б. Энциклопедия выносливости - Краснодар : Советская Кубань, 1996. - 384 с.
27. Курамшина Ю.Ф., Попова В.И. Теория и методика физической культуры (курс лекций) : учеб, пособие - СПб. - 1999. - 324 с.
28. Литвиненко С.Н. Спорт для всех и элитный спорт - противники или партнеры? // Спорт для всех. - 2002. - № 4. - С. 38–40.
29. Логинов А.В. Структура тренировки юных тяжелоатлетов на основе их функциональной подготовленности: автореф. дис. ...канд. пед. наук -А. В. Логинов. -Малаховка,1994. - 22 с.
30. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11–17.
31. Лубышева Л.И. Физическая культура и молодежь: учебное пособие - М Теория и практика физической культуры, 2000. - 182 с.
32. Лубышева Л.И. Спортивная культура в структуре социализации личности // Современный олимпийский спорт и спорт для всех матер. VII Междунар. конгресса. - 2004. - № 1. - С. 62–64.
33. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании - М. ACT,1998. - 271 с.
34. Матвеев А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 2. - С. 10–12.
35. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб, для ин-тов ФК - М. Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
36. Новаковский С.В., Степанов С.В., Дворкин Л.С. Теоретические аспекты силовой подготовки в молодом возрасте: лекция для студентов вузов физической культуры -Екатеринбург УГТУ. - 2002. - 50 с.
37. Петрухин В.Г. Строение скелетной мускулатуры и ее адаптация к физическим нагрузкам – Малаховка,1992. - 76 с.
38. Пилоян Р.А. Физкультура и спорт: пути перестройки // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 7. - С. 3–7.
39. Райский М.Л. Силовая подготовка спортсменов различных видов спорта – Хабаровск, 1994. - 36 с.
40. Садчикова Л.И. Соматические особенности девочек и методы развития силы: методическое пособие – Смоленск,2002. - 25 с.
41. Садчикова Л.И. Являются ли малые размеры тела основой для ограничения физических нагрузок? // Морфобиомеханические и соматодиагностические особенности адаптивной физической культуры. - Смоленск. - 2002. - С. 32–35.
42. Саркисова И.Г. Специальная силовая подготовка гимнастов высокой квалификации в условиях комплексного вариативного использования переменных режимов сопротивлений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп,2000. - 27 с.
43. Семенов А.А. Состояние, проблемы и перспективы совершенствования физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Свердловской области // Сбережение населения Свердловской области тез. докл. науч.-практ. конф. - Екатеринбург. - 2001.
44. Скотт Л. Лучший комплекс в мире // Сила и красота. - 1996. - Т. 5. - № 1. - С. 12–13.
45. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник // М. Терра-Спорт; Олимпия-Пресс. - 2001. - С. 520 с.
46. Столяров В.И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 10–14.
47. Сулимов А.А. Характеристика габаритного варьирования детей конца 90-х годов // Соматические типы и соматодиагностика сб. науч. тр., посвящ. 70-летию проф. Р.Н.Дорохова. - Смоленск. - 2000. - С. 64–68.
48. Шершавенко А.Е. Физическая подготовленность школьников 13-14 лет в зависимости от варианта развития // Биомеханика, морфология, спорт. - Смоленск. - 2002. - С. 279–283.