Введение
Актуальность темы. Рост конкуренции и престижности соревнований, профессионализация тренировочной и соревновательной деятельности, омоложение состава команд, увеличение материальных стимулов, интеграция науки и практики заметно повысили качество учебно-тренировочного процесса и уровень подготовленности спортсменов, в частности, футболистов.
Подготовка футболистов высокого класса, как отмечают некоторые исследователи (А.П. Базилевич, 2011; М.А. Годик, 2009; С.В. Голомазов, 2000; А.М. Зеленцов, 1989), это сложный, динамичный педагогический процесс, что основан на глубоком понимании причин происходящих в футболе, и требующий наличия комплекса знаний новейших научных достижений в подготовке спортсменов высокой квалификации.
Анализ фундаментальных работ в области теории и методики спорта (Ю.В. Верхошанский, 1993; М. Булатова, 1996; С.Ю. Тюленьков, 1996; В.М. Платонов, 1997, 2004; Л.П. Матвеев, 1999; A. А. Новиков, 2003; Ж.Л. Козина 2011; и др..) свидетельствует, что основной целью подготовки спортсменов является достижение высокого спортивного результата на соревнованиях, что возможно лишь при соответствующем уровне подготовленности, а также стратегии и тактики соревновательной деятельности. Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска и научного обоснования эффективных технологий построения и реализации учебно-тренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки футбольных команд высшей квалификации и, в частности, различных вариантов построения годичного цикла подготовки.
Первый вариант - когда футбольная команда участвует только в чемпионате и Кубке России, второй - когда еще добавляются игры на Кубок УЕФА (сейчас - Лиги Европы) и Лиги чемпионов.
В последнее время, как отмечают некоторые авторы (А.В. Родионов, 1995; B. Платонов, 1997; А.А. Сучилин, 1997; С.Ю. Тюленьков, 1998; М.А. Годик, 2009), в футболе наблюдалась устойчивая тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок. В то же время, согласно современным представлениям, в ближайшие годы объем и интенсивность нагрузок в спортивных играх уже не будут претерпевать существенных изменений. Поэтому большинство специалистов (А.П. Золотарев, 1997; С.В. Голомазов, 1999; Г.А. Лисенчук, 2003; С.Ю. Тюленьков, 2007; В.М. Костюкевич, 2012) резервы повышения эффективности соревновательной деятельности видят в оптимизации средств и методов тренировки, рациональном распределении разнонаправленных физических нагрузок в различных структурных образованиях годичного цикла подготовки, сбалансированности тренировочных и соревновательных нагрузок.
Недостаточное количество научных рекомендаций, разработанных на современной теоретической основе, увеличивает разрыв между теорией и практикой подготовки футболистов высокой квалификации, заметно снижая ее эффективность. Это положение подтверждается результатами выступлений наших ведущих футбольных команд в последние годы в Лиге Европы и Лиге чемпионов, где они уступают многим командам.
Таким образом, сложилась проблемная ситуация - теория подготовки футбольных команд высшей квалификации не соответствует новым требованиям, с которыми тренеры сталкиваются в практической деятельности. Поэтому поиск путей оптимизации работы тренерского штаба по футболу является актуальным.
Цель исследования - совершенствование работы тренерского штаба по футболу на базе СДЮСШ.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы управления системой многолетней подготовки футболистов и определить методологию собственных исследований.
2. Проанализировать методико-теоретические аспекты работы тренерского штаба по футболу
3. Провести исследование направлений оптимизации работы тренерского штаба по футболу СДЮСШ «Динамо» г. Москва
4. Разработать рекомендации по оптимизации работы тренерского штаба по футболу СДЮСШ «Динамо» г. Москва и провести анализ результатов внедрения предложенных рекомендаций
Объект исследований - система тренировки в современном футболе.
Предмет исследования - оптимизация работы тренерского штаба по футболу СДЮСШ «Динамо» г. Москва
Теоретико-методологической основой исследования стали философские положения, категории и законы диалектики о всеобщей связи и причинно - следственной обусловленности явлений, соотношение общего и отдельного, рассмотрение элементов в рамках целого, единство теории и практики.
В работе использовали:
а) общие основы управления сложными динамическими системами (П.К. Анохин, 1975, 1980; В.Г. Афанасьев, 1981);
б) фундаментальные труды по современной системе подготовки спортсменов, разработанные отечественными и зарубежными специалистами (М.Г. Озолин, 1970; В.В. Кузнецов, 1980; А.В. Ивойлов, 1987; В.П. Филин, 1987; Ю. М. Портнов, 1989; Ю.В. Верхошанский, 1993, 1998; O. Bompal, 1995; J. Talaga, 1996; B. Платонов, 1998, 2004; Ф.П. Суслов, 1998; Л.П. Матвеев, 1999, 2004, 2008; J. Bangsbo, 2000; А.А. Новиков, 2003; В.С. Рубин 2009; В.Д. Фискалов, 2010);
в) теоретические и эмпирические знания о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов и факторы, способствующие или препятствующие достижению высоких результатов (М.А. Годик, 1980, 2009; В.М. Зациорский, 1982, 2009; Ю.В. Верхошанский, 1985; В.М. Платонов, 1986 и др.);
г) методологические подходы к пониманию и оценке спортивной формы как состояния лучшей готовности спортсмена к достижению максимального результата и закономерностей ее развития (В.А. Булкин, 1988; А.П. Бондарчук, 2005; Ф.П. Суслов, 1998; Л. П. Матвеев, 1999, 2008);
д) литературные источники по управлению тренировочным процессом, оценки параметров соревновательной деятельности, моделирования и прогнозирования спортивных результатов (В.А. Запорожанов, 1988; В.А. Булкин, 1993; Б.Н. Шустин, 1995; В.М. Платонов, 1997, 2004; Л.П. Матвеев, 2000; Л.В. Волков, 2002 и др.);
е) литературные источники по теории и методике футбола (М.А. Годик, 1980, 2009; М. Шестаков, 1992; А.А. Сучилин, 1997; Т.А. Лисенчук, 2003; В.М. Костюкевич, 2006;C. Ю. Тюленьков, 2007 и др.).
Методы исследования предусматривали теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы, анализ и обобщение современного опыта подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в том числе и в футболе, педагогическое наблюдение в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, анализ игровой деятельности, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна полученных результатов. Вследствие проведенного научного исследования в работе впервые:
• определены и интегрированы в единую систему подготовки футбольных команд факторы совершенствования элементов системы управления учебно-тренировочным процессом - планирования, моделирования, контроля и оценки эффективности тренировочных воздействий;
• показаны основные тенденции дальнейшего совершенствования системы соревновательной, физической и функциональной подготовки футбольной команды; раскрыты устойчивые существенные связи между подготовленностью и успешностью соревновательной деятельности;
Практическая значимость результатов исследования заключается в:
• разработке и внедрении в реальный процесс подготовки футбольных команд технологии деятельности тренерского штаба и технологии ее реализации;
• повышении эффективности управления учебно-тренировочным процессом футболистов в соответствии с уровнем подготовленности и соревновательной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Методико-теоретические аспекты работы тренерского штаба по футболу 8
1.1. Особенности организации тренировочного процесса в современном футболе 8
1.2. Основные аспекты работы тренера в футболе 12
1.3. Психологические и педагогические особенности тренировок детей и юношей 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 29
2.1. Цель и задачи экспериментального исследования 29
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 35
Глава 3. Исследование направлений оптимизации работы тренерского штаба по футболу СДЮСШ «Динамо» г. Москва 37
3.1. Анализ современного состояния организации работы тренерского штаба по футболу СДЮСШ «Динамо» г. Москва 37
3.2. Рекомендации по оптимизации работы тренерского штаба по футболу СДЮСШ «Динамо» г. Москва 47
3.3. Анализ результатов внедрения предложенных рекомендаций 58
Заключение 60
Практические рекомендации 61
Библиографический список 64
Заключение
1. Юные футболисты строят свою игру на использовании простых в координационном отношении и хорошо освоенных технических приёмов. В техническом плане выполняемые приёмы несовершенны, так как нет достаточной базы элементарных технических действий.
2. Изучение возрастных особенностей соревновательной деятельности юных футболистов в широком возрастном диапазоне показало, что в игре спортсменов значительно больше (относительно других ТТД) используются действия, связанные с достаточно продолжительным контролем над мячом посредством его многократных касаний (ведение, обводка).
3. Низкая эффективность выполнения некоторых ТТД приводит к необходимости юным футболистам выбирать не оптимальное продолжение тактической комбинации, а, как правило, то, которое может быть выполнено без потери мяча.
4. Анализ ТТД юных футболистов свидетельствует, что они чаще ошибаются при выполнении таких приёмов, как длинные передачи, отбор и перехват мяча, игра головой и удары по воротам.
5. Координационные способности и ловкость юных футболистов являются той «базой», на которой основывается успешное овладение техническими элементами игры. В условиях современного футбола наиболее наглядно значение этих качеств проявляется при выполнении скоростного ведения мяча и обводки соперника.
Библиографический список
1. Айрапетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в спортивных играх: Автореф. дисс.... Доктора пед. наук: спец.13.0. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» / Л.Р. Айрапетьянц. - М., 1992. - 41 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 222 с.
3. Байрачный О. В. Перспективы и проблемы подготовки юных футболистов / В. Байрачный / / Олимпийский спорт и спорт для всех: Тезисы докладов. ХИУ Междунар. наук. конгр., М, 5-8 октября 2010 года. - К., 2010. - С. 178.
4. Балан Б. А. Игровая деятельность футболистов 19-21-летнего возраста в профессиональных командах / Б. А. Балан / / Педагогика, психология и мед.-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. - 2011. - № 7. - С. 3-5.
5. Башин, Д.Ю. Футбол в современном мире / Д.Ю. Башин. – М.: МИР, 2011. – 287 с.
6. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук. - М.: Аграрная наука, 2000. - 568 с.
7. Булатова М.М. Теоретико -методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: автореф. дис. на соисканию ученой степени д - ра пед. наук / М. М. Булатова. - М, 1996. - 50 с.
8. Варюшин, В.В. Тренировка юных футболистов / В.В. Варюшин. – М.: Физическая культура, 2012. – 112 с.
9. Воронова В. И. Психология спорта / В. И. Воронова. - М.: Олимп. лит, 2007. - 298 с.
10. Герасименко, А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов / А.П. Герасименко. – Волгоград: ВГАФК, 2012. – 87 с.
11. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А.Годик. – М.: Терра–Спорт, Олимпия Пресс, 2012. – 272 с.
12. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: Спортакадемпресс, 2010. – 80 с.
13. Горбанева, Е. П. Функциональные свойства подготовленности спортсменов различной специализации / Е.П. Горбанева, Е.А. Солопова, И. Н. Солопов // Вопросы функциональной подготовки в спорте и физическом воспитании. – Волгоград: Б.и., 2008. – С. 29-41.
14. Дорошенко Э.Ю. Общие принципы управления соревновательной деятельностью в командных спортивных играх / / Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: IV Междунар. науч. конф.: [сб. науч. тр.] / [под ред. Ермакова С.С.]. - М. - Белгород. - Красноярск. - 2008.- С. 45 - 48.
15. Дыгин, С.В. Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Дыгин. – Волгоград: Б.и., 2003. – 22 с
16. Зеленцов, А.М. Моделирование тренировки в футболе / А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский. – М.: Здоровье, 2009. – 134 с.
17. Ивасев, В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.З. Ивасев. – Краснодар: Б.и., 2009. – 24 с.
18. Искусство подготовки высококлассных футболистов / Науч.-метод. Пособие под ред. проф. Н.М. Люкшинова. – М.: Советский спорт, ТВТДивизион, 2011. – 432 с.
19. Костюкевич В.М. Структура и содержание тренировочного процесса футболистов высокой квалификации в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла / В. Костюкевич / / Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2006. - № 1. - С. 44-47.
20. Костюкевич В.М. Теоретические и методические основы моделирования тренировочного процесса спортсменов игровых видов спорта: дис. на соискание наук. степени доктора наук по физ. воспитания и спорта: спец. 24.00.01 - М., 2012. - 44 с.
21. Кудяшев, Н.Х. Совершенствования методики обучения студентов технике футбола [Электронный ресурс] / Н.Х. Кудяшев, А.А. Черняев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2009. – № 1(10). – Режим доступа: http://www.kamgifk.ru /magazin/journal.htm
22. Лисенчук Г.А. Теоретико - методические основы управления подготовкой футболистов 7 - 16 лет: Автореф. дис.... Доктора наук по физическому воспитанию и спорта: спец. 24.00.01 « Олимпийский и профессиональный спорт » / Г.А. Лисенчук. - М.: 2004. - 42 с.
23. Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г.А. Лисенчук. – К.: Олимпийская литература, 2012. – 272 с.
24. Люкшинов, Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов / Н.М. Люкшинов, А.С. Солодков, В.В. Белоусов и др. – М.: Советский спорт, 2012. – 416 с.
25. Максименко И.Г. Соревновательная и тренировочная деятельность футболистов. - Луганск, Знание. - 2009.- 258 с.
26. Максимик, В.К. Совершенствование координационных способностей юных футболистов / В.К. Максимик, А.И. Шамардин, И.Н. Солопов и др. – Волгоград: ВГАФК, 2012. – 51 с.
27. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
28. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - М., Известия. - 2001. - 333 с.
29. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. - М.: Сов. спорт, 2005. - 288 с.
30. Монаков,Г.В. Техническая подготовка футболиста / Г.В. Монаков. – М.: АО «Офсет», 2011. – 128 с.
31. Николаенко В. В. Анализ игровой деятельности футболистов в ведущих командах Европы / В. В. Николаенко, Б. А. Балан / / Педагогика, психология и мед.-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. - 2012. - № 9. - С. 64-68.
32. Никольских, Г.О. Футбол / Г.О. Никольских. – М.: МИР, 2010. – 300 с.
33. Новокщенов, И.Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации / И.Н. Новокщенов. – Волгоград: ВГАФК, 2011. – 342 с.
34. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 863 с.
35. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка. – М.: Академия, 2012. – 384 с.
36. Платонов В. М. Организационно-методические принципы подготовки спортсменов высокой квалификации в четырехлетних олимпийских циклах / В. М. Платонов, В. А. Дрюков / / Актуальные проблемы физической культуры и спорта. - 2003. - № 1. - С. 2024
37. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - М.: Олимп. лит., 2004. - 808 с.
38. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. – М.: Высшая школа, 2012. – 352 с.
39. Плон, Б.И. Новая школа в футбольной тренировке / Б.И. Плон. – М.: Терра-Спорт, 2012. – 240 с.
40. Рязанов, К.Б. Особенности футбольной игры / К.Б. Рязанов. – М.: Наука, 2011. – 450 с.
41. Савенков, Г.И. Психологическая подготовка спортсменов в современной системе спортивной тренировки / Г.И. Савенков. – СПб.: Физическая культура, 2012. – 180 с.
42. Селуянов, В.Н. Физическая подготовка футболистов / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. – М.: «ТВТ Дивизион», 2011. – 191 с.
43. Смышляев, А.В. Футбол: техника игры: учебно-методическое пособие / А.В. Смышляев, Е.Э. Степанов, Э.Р. Франк. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 69 с.
44. Солопов, И.Н. Адаптация к физическим нагрузкам и физическая работоспособность спортсменов / И.Н. Солопов. – Волгоград: ВГАФК, 2011. – 80 с.
45. Сорокин, О.О. Функциональная подготовка юных футболистов различной игровой специализации в соревновательном периоде: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.О. Сорокин. – Волгоград, 2006. – 26 с.
46. Спирин, А.П. Футбол. Правила игры. Вопросы и ответы / А.С. Спирин, А.П. Будогосский. – М.: Олимпия Пресс, 2010. – 272 с.
47. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / ред.: Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов. – М.: Академия, 2011. – 365 с.
48. Сучилин, А.А. Технология блочно-модульного построения процесса физической подготовки юных футболистов / А.А. Сучилин, А.А. Шамардин, С.В. Дыгин и др. – Волгоград: ВГАФК, 2011. – 55 с.
49. Сычев Б.В. Исследование соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов / / Слобожанский научно -спортивный вестник: сб. наук. ст. - М. - 2008. - № 4. - С. 111 - 115.
50. Таможников, Д.В. Технология функциональной подготовки юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла на основе использования регламентированных режимов дыхания: автореф. дис.... канд. пед. наук / Д. В. Таможников. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – 23 с.
51. Техническая подготовка юных футболистов: Из опыта работы А. И. Зайцева, педагога дополнительного образования ЦДТ / А.И. Зайцев. – Биробиджан: Обл. ИУУ, 2011. – 24 с.
52. Тюленьков С. Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой высококвалифицированных футболистов: Автореф. дис.... Д-ра пед. наук. - М., 1996. - 44 с.
53. Фискалов В. Д. Спортивная система подготовки спортсменов: учебник / В. Д. Фискалов. - М.: Советский спорт, 2010. - 352 с.
54. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под ред. СП. Андреева и др. – М.: Наука, 2009. – 262 с.
55. Футбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. М.С. Полишкиса, В.А. Выжгина. – М.: Физкультура, образование и наука, 2009. – 254 с.
56. Харабуга С. Г. Основные положения в системе подготовки спортсменов высокого класса / С. Г. Харабуга, В. Н. банки не, Х. Колляс / / Физическое воспитание студентов творческих специальностей: [Сб. научн. трудов под ред. Ермакова С.С.] - М.: 2002. - № 1. - С. 33-45.
57. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2011. – 480 с.
58. Цянь, В Функциональная подготовка юных футболистов 13-15 лет разных игровых амплуа на основе применения эргогенических средств: автореф. дис. … канд. пед. наук / В. Цянь. – Волгоград, 2006. – 25 с.
59. Чесно, Ж.Л. Футбол. Обучение базовой технике: учебно-методическое издание / Ж.Л. Чесно, Ж. Дюрэ. – пер. с франц. – М.: ТВТ Дивизион, 2012. – 176 с.
60. Чирва Б.Г. Футбол. Концепция технической и тактической подготовки футболистов. - М., ТВТ « Дивизион ». - 2008. - 336 с.
61. Шамардин В.Н. Система подготовки юных футболистов. - М. - 2001. - 104 с.
62. Шамардин, A.M. Функциональная подготовка футболистов: Учебное пособие / А.М. Шамардин, И.М. Солопов, А.М. Исмаилов. – Волгоград: ВГАФК. – 2010. – 152 с.
63. Швыков, И.А. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР / И.А. Швыков, А.А. Сучилин, С.М. Андреев, Ю.Ф. Буйлин, А.М. Исмолов. – М.: Терра-Спорт, 2013. – 124 с.
64. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 345 c.