Основной задачей современного общества является воспитание подрастающего поколения в духе ответственного и осознанного отношения к собственному здоровью, здоровью других людей как к высшей индивидуальной и общественной ценности. Решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста. В младших классах путем использования средств физического воспитания и оздоровительной работы, использование различных форм двигательной активности закладываются основы здоровья детей.
В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемый в вероятных и неожиданных ситуациях, что требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно – временной точности движений (Н.А. Бернштейн, Н.В. Зинкин, Е.П. Ильин, В.И. Лях В.С. Фарфель и др). Уровень физического развития является важной предпосылкой освоения спортивной техники в видах деятельности, в которых необходимо умение оперативно приспосабливаться к изменяющейся обстановке.
Специалисты в области физического воспитания (В.И.Лях, И.М. Туревский, В.С. Фарфель, В.И. Филлипович и др.) установили, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте 6-13 лет процесс физического развития быстроты в дальнейшем замедлится. Упущенные в этот период возможности едва ли можно наверстать позднее (В.И.Лях).
К настоящему времени установлено, что эффективность физического развития зависит от организации занятий, применения наиболее рациональных методов и приёмов. (В.Т. Барабаш, Л.В. Карманова, Н.А. Ноткина) [12]
Известно, что одним из путей совершенствования двигательной деятельности (в том числе и развития физических качеств) является использование игр. Однако в литературе имеются лишь обрывочные сведения об использовании народных игр в развитии быстроты у детей младшего школьного возраста. Определение подвижных игр как средства разностороннего влияния на личность ребенка дали Л.M. Коровина, Т.И Осокина [25, 42].
Исходя из вышеизложенного, можно выделить противоречие между необходимостью физического развития детей младшего школьного возраста, с одной стороны и недостаточной разработанностью методической стороны проблемы, особенно недостатка литературы об использовании народных игр в физическом развитии.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: определение роли народных игр в физическом развитии детей 7-9 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что физическое развитие в народных играх младших школьников будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:
- учете возрастных особенностей детей;
-применении соответствующей методики развития;
- включении в систему работы комплекса специально подобранных игр.
Объект исследования: физическое развитие младших школьников.
Предмет исследования: процесс физического развития в народных играх у детей младшего школьного возраста.
Целью работы является влияние использования народных игр в учебной деятельности на развитие детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему физического развития детей младшего школьного возраста в народных играх в психолого-педагогической литературе;
2.Исследовать уровень физического развития детей младшего школьного возраста;
3. Отобрать народные игры, направленные на физическое развитие детей младшего школьного возраста, и провести исследование эффективности их использования.
Методы исследования: анализ и обобщение данных литературы, документации школьного учреждения, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анкетирование, математические методы.
Данная работа состоит из введения, главы 1, которая содержит 3 теоретических параграфа, главы 2, в которой описывается опытно-экспериментальная работа, заключения, списка литературы, приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности физического развития младших школьников 6
1.2. Методики физического развития младших школьников в работах исследователей 12
1.3. Роль народных игр в физическом развитии младших школьников 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Определение уровня физического развития младших школьников 27
2.2. Организация работы по физическому развитию младших школьников в народных играх 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
1. Развитие двигательных качеств у ребенка возникает под влиянием двух факторов: природно-возрастных изменений организма и режима двигательной активности. Процесс развития двигательных качеств у дошкольников осуществляется с морфологическими и функциональными возможностями организма.
2. По мнению некоторых ученых (В.М. Зациорский, В.П. Филин, Е.М. Вавилова, Е.С. Вильчковский и др.), наиболее эффективными для улучшения общефизической подготовки детей является применение упражнений, выполнение которых требует проявления быстроты, силы и ловкости по сравнению со средствами, которые направлены только на развитие одной из вышеназванных качеств. Широкое использование разнообразных двигательных действий на занятиях по физической культуре, систематическое проведение подвижных игр с элементами соревнований создают оптимальные условия для развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
3. Важным воспитательным средством физической культуры, бесспорно, являются подвижные игры. На каждом этапе развития общества подвижные игры использовались как воспитательное средство подрастающего поколения. По мере накопления наших знаний о влиянии подвижных игр в быту и в педагогической практике совершенствуется понимание о них. По-новому выражается сущность игры как социального явления, определяются цели, задачи и пути реализации подвижной игры.
4. Выбирая ту или иную игру следует учитывать подготовленность детей, их физическую и техническую подготовку в плане тех задач, которые будут решаться в процессе игры. Надо учитывать еще такие факторы, как состав класса (количественный), место проведения, а также наличие соответствующего инвентаря, местоположение учителя. Очень важно у детей поддерживать интерес к народным играм, способствовать тому, чтобы у них появился стимул научиться выполнять любые движения хорошо, чтобы робкие дети почувствовали уверенность в себе, а дети более подвижные и смелые обращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение игрового задания.
5. Научные исследования в области педагогики и психологии обнаружили сильное желание у ребенка - это желание игровой деятельности. Ребенок двигается во время игры, она вкладывает в нее свою энергию, проявляет творчество и настойчивость. Подвижные игры создают лучшие условия для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, способствующих развитию телесных и духовных сил, воспитывают положительные черты характера.
6. Анализируя полученные данные можно отметить, что наблюдается рост показателей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Если сравнить рост показателей у экспериментальной и контрольной группы, то можно отметить, что результативность детей, которые занимались по экспериментальной программе, которая выражается в росте показателей сравнительно с контрольной группой гораздо выше.
1 Андрианов В.Е. Основы физического воспитания. Методические рекомендации для студентов факультета учителей начальных классов. - М, 2002. - 50 с.
2 Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - М.: Здоровье, 1998. - 224 с.
3 Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948, 250 с.
4 Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-476 с.
5 Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др. - М.: Просвещение, 1979. - 360 с.
6 Безруких М.М., Сонькин В. Д., ФарберД. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
7 Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Хрестоматия по возрастной физиологии: Учеб. пособие для студентов выш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр "Академия", 2002. 288 с.
8 Бобрицкая В.И. Анатомия, возрастная физиологии и школьная гигиена. Учеб. метод. пособ. - М.: Профессионал, 2004. - 80 с.
9 Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.-М.: Просвещение, 1981.-96 с.
10 Валеология. Учеб. для студ. высших педагогических учебных заведений / под ред. В. И. Бобрицкой. – М; Знание, 2000. - 146 с.
11 Вильчковский Е. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / Эдуард Вильчковский. - М.: ВНТЛ, 1998. - 336 с.
12 Вильчковский Э.С. Развивайте двигательные функции у детей.-Киев: Здоровье, 1983.-205 с.
13 Волков Л.B. Теория и методика детского и юношеского спорта. -Киев: Олимп., 2002. 294 с.
14 Волков Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис. . . . д- ра пед. наук: 13. 00. 04. М. 1989. - 38 с.
15 Волков Л.В. Физические способности детей и подростков.- Киев: Здоровье, 1981.-177 с.
16 Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. - М.: Высшая школа, 1974. - 468 с.
17 Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. - М.: Просвещение, 1965. - 243 с.
18 Ганонга У. Ф. Физиология человека: Учебник / Перевод с англ.. Науч. редактор перевода М. Гжегоцкий. - М.: БАК, 2002. - 784 с.
19 Грибан В.Г. Валеология. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 256 с.
20 Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. . . . д- ра пед. наук. -М., 1979. 26 с.
21 Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 373 с.
22 Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт,1970.-200 с.
23 Иващенко В.П. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие. - Ч.1 / В.П. Иващенко, А.П. Безкопильний. - М: ЦНТЭИ, 2005. - 236 с.
24 Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада.М., "Просвещение", 1968, 57 с
25 Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста., - М.: Просвещение, 1978.-160 с.
26 Коровина Л.М. Роль элементов соревнования в совершенствовании двигательных навыков у детей 6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.; 1970. -С.4,5.
27 Коромков И. Подвижные и спортивные игры. -M.: Фис. -1982.
28 Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Юрий Курамшин. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 107.
29 Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. Пед. соч., т. 4, "Физкультура и спорт", 1953, 270 с
30 Линец Н.Н. Основы методики развития двигательных качеств. - М.: Штабар, 1997. - 207 с.
31 Лозинский В. С. Учитесь быть здоровыми. - М., 1993. - 160 с.
32 Лях В., Панфилов Н. Развивать координационные способности // Дошкольное воспитание, 1991.- № 7.-с.16-19.
33 Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974. - 223 с.
34 Маруненко И. М., Неведомская Е. А., Бобрицкая В.И. Анатомия и возрастная физиология с основами школьной гигиены. - М.: ИД «Профессионал», 2004. - 479 с.
35 Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 2001. - 400 с.
36 Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе. - М.: Владос -Пресс, 2003. - 248 с.
37 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для институтов физ. культуры - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
38 Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
39 Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников.-СПб,1993.
40 Определение физической подготовленности школьников / Под. ред. Б.В.Сермеева. - М.: Педагогика, 1973. - 104 с.
41 Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
42 Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Под ред. Ю. Д. Железняка.- М.: Академия, 2002.- 384 с.
43 Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения.- К.: Олимп. лит., 2004.- 808 с.
44 Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. - Киев: Рад. школа, 1988. - 288 с.
45 Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). - СПб, 1997. - 256 с.
46 Романенко В.А. Двигательные способности человека: учебник / Валерий Романенко. - М, 1999. - С. 51.
47 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издательский центр "Академия", 2001. – 368 с.
48 Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада-М.: Просвещение, 1979. – 96 с., ил.
49 Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 1982. - 262 с.
50 Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
51 Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.: Просвещение, 1988. - 212 с.
52 Шамардина Г. М. Основы теории и методики физического воспитания: учеб. пособие. / Галина Шамардина. - М.: Пороги, 2003. - С. 184-185.
53 Шитикова Г.Ф. Оценка навыков и умений в младших школьников / / Физическая культура в школе. - 1977. - № 3. - С. 14-18.
Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников: учебник. Часть 1 / Б. Шиян. - М.: Учебная книга,