Актуальность работы. В спорте себя проявить только тот спортсмен, психологические качества, свойства и состояния которого соответствуют специфическим требованиям спортивной деятельности в целом и особенностям избранного вида спортивной специализ ации. Недостаточно высокий уровень психических проявлений (психологическая подготовленность) спортсменов лимитирует эффективность и надежность соревновательной деятельности, ограничивает результативность их выступлений. Под влиянием оптимальных и систе матических тренировочных и соревновательных нагрузок достигается такой уровень психических проявлений, при котором преодолеваются все препятствия на пути к достижению в интегральной системе спортивной подготовки. Психика, сознание и личностные качества че ловека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях. Естественно, что лучшей школой психологической подготовки яв ляется участие спортсмена в соревнованиях.
Борьба - это не просто спорт, это философия, которая воспитывается в борце с малых лет. Конечно, не каждый может стать борцом, для этого необходимо обладать не только определенными физическими качествами, но и пси хологической подготовкой (которая является одним из необходимых качеств для достижения результата).
Борцовский труд предполагает - самодисциплину, режим, умение организовать свои действия в продуманную структуру, что естественно ставит борца в более выгодн ое положение к не спортсмену.
Но самое главное качество в борце – это уважение к сопернику, без этого борьба перестала бы быть спортом.
Чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а, кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревнова тельных состояний устанавливают высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было проработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ход е спортивной борьбы. Поэтому следует отметить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.
Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнова ние – это и разрядка накопленного нервно – психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенс твовании спортивного мастерства спортсмена.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать психологические особенности освоения броска прогибом в вольной борьбе.
Гипотеза исследования. Предполагается, что совершенствование методики обучения броску с прогибом в вольной борьбе с учетом современных психологических особенностей позволит повысить результативность выступлений юных борцов на соревнованиях.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс борцов в вольной борьбе.
Предмет исследован ия. Психологические особенности освоения броска прогибом в вольной борьбе.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психологические особенности освоения броска прогибом в вольной борьбе .
2. Разработать методику обучения технике вольной борьбы в броске про гибом в вольной борьбе
3. Экспериментально определить эффективность разработанной методики обучения технике броска прогибом в вольной борьбе.
Практическая значимость: практическое применение результатов исследования позволяет расширить объем знаний о мето дике обучения в психологической подготовке при освоении броска прогибом в вольной борьбе.
Достоверность результатов: обеспечена выбором средств, методов и условий исследования, которые позволили решить поставленные задачи и выявить достоверность различий п рироста средних значений результатов в контрольной и экспериментальной группах борцов в вольной борьбе.
Борьба – это противоборство двух соперников, цель в котором – победить. Один из самых древних видов - ведь в схватке двух борцов решается, кто из них си льнее, а дух такого состязания издавна был свойственен человеку. Являясь совершенным инструментом для развития силы, координации и скорости в движениях, позволяет научиться владеть своим телом и гармонично развить все мышцы своего тела. Данная работа посвя щается изучению психологических особенностей освоения броска прогибом в вольной борьбе.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ БРОСКА ПРОГИБОМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
1.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
1.2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ
1.3. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ БРОСКА ПРОГИБОМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
1.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ БРОСКА ПРОГИБОМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ БРОСКА ПРОГИБОМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Хорошо развитые у спортсмена психические и морально-волевые качества, его высокая помехоустойчивость и выносливость являются основой максимального проявления им спортивно-технического мастерства, умственных и физических возможностей. Тем не менее каждые "соревнования и даже отдельный заезд имеют свои специфические особенности, которые могут повлиять на выступление спортсмена. Психологическая подготовка к конкр етному соревнованию заключительный этап всей психологической подготовки, проводившейся в процессе учебно-тренировочной и воспитательной работы Важнейшая задача этого этапа - формирование оптимального психического предстартового состояния, при котором борец не только способен проявить свои лучшие спортивные качества , но и превзойти их. Еще задолго до начала у спортсмена рефлекторно возникает напряженность, волнение, повышается частота сердечных сокращений, происходит изменение мышечного тонуса Результирующе е проявление таких ответных реакций психики, физиологических и двигательных функции организма на предстоящую спортивную борьбу называют предстартовым состоянием. При помощи этих реакций идет настройка функций организма на все виды нагрузок приближающихся г онок. Это дает возможность спортсмену к моменту старта мобилизовать все свои качества и возможности. Однако если такие процессы, особенно эмоциональное возбуждение, выходят из оптимальных пределов, то они отрицательно сказываются на действиях спортсмена. В зависимости от уровня и характера эмоциональных и физиологических реакций на приближающееся выступление принято выделять три формы предстартового состояния: боевая готовность, стартовая лихорадка и стартовая апатия. Боевая готовность к соревнованию — это состояние оптимального уровня переживаний спортсмена перед стартом , которое характеризуется общим эмоциональным подъемом воодушевлением, бодростью, внутренней собранностью и сосредоточенностью на предстоящей деятельности. Такое приподнятое психическое сос тояние является эффективным стимулятором , усиливающим работоспособность нервных центров анализаторов, всех органов и систем организма, что содействует результативному выступлению спортсмена в гонках . Состояние психической готовности - необходимый компоне нт, входящий в понятие «спортивная форма». Его отсутствие вообще не позволяет говорить о какой-либо спортивной подготовленности спортсмена к соревнованиям.
Исследованиями установлено, что оптимальный уровень активации (возбуждения) спортсмена интенсифицир ует деятельность дыхательного аппарата, кровообращения , a так же других органов и систем. Все это способствует повышению работоспособности и скорости реакции. Поэтому такое предстартовое состояние следует считать наиболее предпочтительным для успешного вы ступления в соревнованиях. Внешние проявления такой формы психического состояния выражаются в безошибочных , спокойных и уверенных операциях спортсмена по подготовке к старту лодки и мотора, в быстрых и точных действиях при пуске и прогреве двигателя, в же лании общаться с окружающими при этом речь его может быть и спокойной, и возбужденной но обязательно связанной и последовательной. Стартовая лихорадка - это очень сильная эмоциональная реакция, обусловленная излишне высокими уровнями тревога и возбуждения (активации) у спортсмена. Такое состояние - результат нарушения психической устойчивости в той или иной степени. Наиболее характерные симптомы этого состояния: возбужденность, горячность, усиленная потребность общаться с окружающими, тремор пальцев. При яв но выраженном перевозбуждении у спортсмена может наблюдаться агрессивность к окружающим, излишняя суетливость, сбивчивая речь ухудшение зрения и памяти, нарушение работы систем выделения повышенная потливость, усиленная уринация (мочеотделение) и позывы, д рожание рук, ног. В такой форме психического состояния спортсмен способен допускать грубые, стартовые ошибки из-за «выпадения памяти» хаотичности действий нарушения работы анализаторов и двигательных центров. Эти же причины обусловливают ошибки и неудачные маневры в преодолении дистанции. Высокий уровень возбуждения быстро сменяется торможением деятельности нервных центров, что приводит к снижению многих психических функций и общей работоспособности Это очень отрицательно сказывается на скорости и точности движении спортсмена, что, в свою очередь, ухудшает результативность его участия в соревнованиях. В таком состоянии у спортсмена отсутствует сознательная коррекция действий. Стартовая лихорадка как форма предстартового состояния чаще всего наблюдается перед началом ответственных гонок и наиболее отчетливо проявляется у неопытных спортсменов. Измерение времени простой и сложной реакции перед незначительными и очень важными стартами показало, что повышение ответственности соревнований у многих спортсменов вызы вает удлинение времени реакции. Это связано с нарушением координации функций, вызванной иррадиацией сильного возбудительного процесса в главных нервных центрах.
Стартовая апатия—это такое состояние, при котором преобладают тормозные процессы. Они проявляю тся в безразличном, пассивном отношении к предстоящим стартам, отсутствии каких-либо переживаний. Основными симптомами стартовой апатии спортсмена являются: значительная депрессия, стремление к уединению, недооценка своих сил и возможностей, ослабление вни мания, вялость, сопл и иметь. Могут также наблюдаться общая психическая и физическая слабость, ухудшение пищеварения и другие физиологические аномалии. В таком состоянии психические функции вместе с мышечно-двигательным аппаратом оказываются неспособными о беспечить безошибочность и достаточно быстрое выполнение всех необходимых в гонке операций. Спортсмен в таком состоянии плохо ориентируется в предстартовой и гоночной обстановке, действует нерешительно, допускает ошибки, особенно на старте,— теряет время и , как следствие, снижается результативность его выступления. Чаще всего стартовая апатия наступает после сильных и длительных волнений и переживаний, охвативших спортсменов задолго до начала соревнований. Продолжительная напряженность приводит к истощению нервной энергии; активное торможение психических процессов предопределяет безразличное, пассивное отношение к соревнованию. Такой процесс имеет довольно меткое определение: «перегорел». Аналогичное состояние может возникнуть и тогда, когда спортсмен не вид ит перед собой четкой задачи, не придает данному соревнованию (или заезду) личного значения или недооценивает возможных противников. Для преодоления астенических форм предстартовых состояний и проводится непосредственная психологическая подготовка спортсме на к предстоящим соревнованиям. Для регулирования форм психических процессов и оптимальной , эмоциональной настройки применяются различные приемы и средства.
Выводы
1) В экспериментальной группе наибольшее значение респонденты отдают: активной деятельной ж изни – 78%, здоровью 87%, материально обеспеченной жизни – 98%. В контрольной группе наибольшее значение респонденты отдают: здоровью 96%, материально обеспеченной жизни, счастливой семейной жизни – 69%, любви – 74%, получению удовольствий 88%.
2) Анализ р езультатов по методике "Экспертная оценка" показал, что: в экспериментальной группе среднее количество баллов за бой увеличилось с 3,8 (низкое количество баллов) до 6,5 (высокое количество баллов).
3) Анализ результатов по методике САН, представленный в та блице №2 показал, что:
При оценке данных самочувствия, можно утверждать, что средний показатель (2,9), показанный до начала занятий, находится в пределах среднего уровня самочувствия и отражает субъективную оценку самочувствия, в которой следует отметить, что в данном случае показатель незначительно снижен и приближается к нижней границе. В экспериментальной группе у респондентов результаты улучшились с среднего (2,9) до высокого (4,3). В контрольной группе значение увеличилось, не так значительно - с 3,0 д о 3,5, и, можно утверждать, что средний показатель самочувствия (4,3), показанный после занятий, находится на высоком уровне.
При оценке данных активности, можно утверждать, что средний показатель (3,0), показанный до начала занятий, находится в пределах с реднего уровня активности и отражает субъективную оценку самочувствия в которой следует отметить что в данном случае показатель незначительно снижен и приближается к нижней границе. В экспериментальной группе у респондентов результаты улучшились с среднего (3,0) до высокого (4,2). В контрольной группе значение увеличилось, не так значительно - с 3,0 до 3,1, и, можно утверждать, что средний показатель активности (4,2), показанный после занятий, находится на высоком уровне.
При оценке данных настроения можно сказать, что данный показатель в экспериментальной группе показал, что у респондентов результаты улучшились с среднего (2,7) до высокого (4,2). В контрольной группе значение увеличилось, не так значительно - с 2,9 до 3,2.
4) При изучении достоверности разл ичий по критерию Стьюдента в были получены данные на уровне статистически достоверных различий (2,543087) по уровню самочувствия. Данные результаты позволяют судить о наличии более высокого уровня социальной зрелости в оценке своего самочувствия в эксперим ентальной группе и достоверности различий по данному критерию в группах.
Данные на уровне высокой статистической значимости были получены различия по экспертной оценке физического (3,230748). Данные результаты позволяют судить о наличии достоверных различи й у респондентов в освоении броска в вольной борьбе.
5) таким образом гипотеза исследования, предполагающая, что совершенствование методики обучения броску с прогибом в вольной борьбе с учетом современных психологических особенностей позволит повысить резу льтативность выступлений юных борцов на соревнованиях/
Список литературных источников
1.Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. Под редакцией Маликова Н.Н. М.: Академия, 2006. – 528 с.
2.Бачурков, И.С. Физическая культура. / М.: Советский спорт, 2003. – 312 с.
3.Борьба вольная. Под редакцией Громыко В.В., Лукичева А.Ю. М.: Советский спорт, 2009. - 216 с.
4.Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. /Ю.В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988.-420 с.
5.Гаськов, А.В., Кузьмин В.А. Теоретические аспекты построения спортивной тренировки в единоборствах: Монография / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2002.- С.58-68.
6.Егшатян Д. В. Специальная психологическая подготовка юных борцов вольного стиля на этапе непосредственной соревновательной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 7 – С. 100-103.
7.Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. Педагогическое физкультурно-спортивной совершенствование. М.: Академия, 2005. – 384 с.
8.Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 2000. – 223 с.
9.Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
10.Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина –М. Советский спорт, 2003.
11.Матущак П.Ф. 100 уроков вольной борьбы. М.: ИНФРА-М, 2011. - 292 с.
12.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
13.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
14.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб.: Лань, 2005. – 384 с.
15.Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. Минск: полымя, 2004. – 245 с.
16.Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
17.Петров, В.К. Новые формы физической культуры и спорта. / М.: Академия, 2004. – 232 с.
18.Платонов, В.Н.Теория спорта. /В.Н. Платонов / Киев: Вища школа,1987.-570с.
19.Преображенский С.А. Вольная борьба. М.: Воениздат, 1976. - 120 с.
20.Романовский В.Е. Синьков В.А. Все о спорте. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 388 с.
21.Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
22.Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М.: Академия, 2007. – 520 с.
23.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2006. – 272 с.
24.Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов. Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Педагогика, 2004. – 412 с.
25.Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003. – 422 с.
26.Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Круцевич. Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2003. – 390 с.
27.Физическое воспитание учащихся. Под ред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона. – Минск: Высшая школа, 2003. – 336 с.
28.Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.
29.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008. – 480 с.
30.Экспериментальная психология. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.