Актуальность работы. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки.
Проблема нарушений осанки и плоскосто пия у детей всегда была насущной и актуальной, но в современном мире, в XXI веке стала ещё более ощутим ой. По статистике 70% детей имеют нарушение осанки, а 10% из них даже сколиоз и лордоз. К школьному возрасту у 65% детей есть плоскостопие, а к 12 годам каждый второй ребёнок имеет этот диагноз. Врачи уже называют плоскостопие — болезнью цивилизации и это действительно так. Даже небольшое отклонение от нормы может повлиять на здоровье и физическое развитие ребёнка.
Привычное положение тела человека во вр емя ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Осанка имеет индивидуальный характер и означает уравновешенность тела в пространстве. Обеспечивается она статической работой мышц. Функционально-анатомическая основа осанки - позвоночник с умеренными естественными изгибами, форма грудной клетки, тонус и степень развития различных групп мышц туловища, состояние здоровья, особенно нервной системы. Все вместе определяет положение туловища, головы, симметричность расположения плечевого пояса (вместе с лоп атками) и ног с развитыми сводами стопы.
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника имеют умеренно естественный вид. Голова держится прямо или слегка отклонена назад. Грудь несколько выступает над животом. Плечи развернуты, расположены на од ной высоте, руки свободно лежат вдоль туловища. Ноги выпрямлены в коленях, пятки сближены, носки слегка развернуты. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения и нормальное положение внутренних органов.
Укреплени е опорно-двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки — привычного положения тела при сидении, стоянии, ходьбе, которое начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается осанка, которая характериз уется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Она наиболее благоприятна для функционирования как дви гательного аппарата, так и всего организма.
Объектом исследования: 16 пациентов 7-9 лет, с которыми проводились занятия лечебной физической культурой (экспериментальная группа) и 16 пациентов 7-9 лет с которыми не проводились занятия лечебной физической ку льтурой (контрольная группа).
Предметом исследования: лечебная физическая культура для детей с нарушением осанки.
Гипотеза исследования. Предполагается доказать, что лечебная физическая культура для детей с нарушением осанки 7-9 лет оказывает положительное влияние на пациентов с нарушением осанки.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Врачебно-педагогическое наблюдение.
Оценка функционального состояния позвоночника.
Практическая значимость. Проблема лечебной физической культурой н а детей с нарушением осанки 7-9 лет в литературе активно изучается, но все же отстает от изученных аспектов. Следовательно, изучение лечебной физической культурой на детей с нарушением осанки 7-9 лет имеет высокую практическую значимость для специалистов п о лечебной физической культуре, а также для специалистов, работающих в сфере восстановительной медицины.
Новизна исследования. К числу особенностей лечебной физической культурой на детей с нарушением осанки 7-9 лет относится необходимость сочетать задачу р еабилитации с задачей восстановительного лечения.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ 7-9 ЛЕТ
1.1. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА – ОСНОВНОЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
1.3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
1.4.ЗАНЯТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.4. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.5. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
2.6. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1.1. Результаты исследования
3.1.2. Результаты исследования физиологических показателей до и после эксперимента
3.1.3. Статистический анализ результатов врачебно-педагогического наблюдения
3.1.4. Анализ результатов по критерию Стьюдента
3.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ 7-9 ЛЕТ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сложность проблемы нарушений осанки, их распространенность и значение последствий, при добросовестном подходе не позволяют обойтись поверхностными и краткими рекомендациями. Для того, чтобы наши совместные действия, действия врачей, родителей, педагогов были эффективны, необходимы ясные представления о том, что же все-таки происходит с ребенком, как формируется правильная осанка и отчего она может нарушаться. Эта часть нашей публикации будет посвя щена именно этим вопросам. В следующей части мы расскажем об особенностях ортопедического режима и ортопедического обеспечения для профилактики и лечения нарушений осанки, что делать в сложных и угрожающих случаях.
Как известно, позвоночник взрослого челов ека представляет собой упругую хорду с несколькими дугами-изгибами. Такое строение обеспечивает, во-первых необходимую мобильность опорно-двигательного аппарата, а во-вторых, наряду с межпозвонковыми дисками, создает дополнительную амортизацию, защищая от вибрационных и ударных нагрузок при ходьбе, беге и движениях как сам позвоночник, так и внутренние органы, спинной и головной мозг.
Первый изгиб - шейный, появляется на четвертом месяце жизни малыша, когда он начинает переворачиваться на животик, поднимать голову и ползать.
Второй изгиб – грудной - на шестом-восьмом месяце, когда он начинает садиться, держать самостоятельно спинку и свободно действовать ручками.
Третий, поясничный - на десятом-двенадцатом месяце, когда ребенок начинает вставать и ходить, сн ачала с помощью, а затем самостоятельно.
Если ребенок здоров, в этот период он инстинктивно совершает те движения, которые ему необходимы и в необходимом количестве. Поэтому так важно не ограничивать ребенка в подвижности, начиная с первого года создавать условия для формирования нормальной осанки.
Детская мебель, одежда, обстановка в детской комнате не должны создавать препятствий для движения. Например, удобные и так любимые многими родителями куртки с капюшонами могут значительно ограничивать подвижность в шейном отделе, создавать дополнительную нагрузку на мышцы шеи. Излишне тугие лямки комбинезона или натянутые подтяжки брючек рефлекторно заставляют увеличивать поясничный изгиб.
Игрушки и оборудование детской должны побуждать ребенка к активности, делат ь движение интересным. Спортивные комплексы уже давно не редкость. И все больше справедливую популярность приобретают фитбольные мячи - больших размеров, предназначенные для упражнений, формирующих правильную осанку.
Нарушения осанки связаны в основном с р асстройствами функции мышц туловища. Свободная осанка принимается человеком автоматически без особого мышечного напряжения. Напряженная осанка достигается активной работой мускулатуры по удлинению туловища и удержанию его в вертикальном положении. У малень кого ребенка изгибы позвоночника возникают только в вертикальном положении, осанка его напряженная. В горизонтальном положении, во время сна мышцы расслабляются и позвоночник практически выпрямляется. Поэтому так важно обеспечить малышу полноценный отдых. Поверхность кровати должна быть ровная, но не жесткая. Целесообразно использовать специальные ортопедические матрасы. Такой матрас, с одной стороны, позволит мышцам расслабиться, с другой - будет поддерживать те самые изгибы позвоночника по мере их развити я.
Свободная осанка появляется только к 6-7 году, вместе с физиологическими изгибами. Поэтому так важно до этого возраста максимально сохранить естественную подвижность ребенка, не препятствовать его физической активности, а всячески ей способствовать. Нар ушения осанки связаны в основном с ухудшением работы мышц туловища. Свободная осанка принимается человеком автоматически, без особого мышечного напряжения. Один из наиболее частых механизмов нарушения - статический: односторонняя нагрузка на мышцы спины и живота от систематического пребывания в неудобной рабочей позе, неправильной позе за партой или за столом, ношении тяжести в одной руке или на плече.
Список литературных источников
1.Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. – 526 с.
1.Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 389 с.
2.Бачурков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2006. – 528 с.
3.Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 112 с.
4.Грачев О.К. Физическая культура. – М.: МарТ, 2005. – 464 с.
5.Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
6.Дубровский В.И. Лечебная и физическая культура. М.: Владос, 2004. 624 с.
7.Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
8.Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Владос, 2004. – 512 с.
9.Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
10.Епифанов В.А. Восстановительная медицина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 592 с.
11.Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: МЕДГИЗ, 1990. - 404 с.
12.Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 223 с.
13.Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. и др. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование 2-е изд. М.: Академия. 2005. – 384 с.
14.Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2007. – 264 с.
15.Коршевер Е.Н. Гигиена. М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2005. - 216 с.
16.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
17.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
18.Макаров А.Н. Легкая атлетика. М.: Просвещение, 2005. – 452 с.
19.Макарова И.Н. Массаж и лечебная физическая культура. М.: Эксмо, 2009. - 256 с.
20.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
21.Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. – Минск: полымя, 2004. – 245 с.
22.Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. – 221 с.
23.Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
24.Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
25.Основы валеологии и школьной гигиены. Под редакцией Г.Т. Масловой. Минск: Вышэйшая школа, 2003. - 238 с.
26.Охрана здоровья детей и подростков. Под редакцией Сопиной З.Е. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 368 с.
27.Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарсева Т.С. Лечебная физкультура. М.: Академия, 2006. – 416 с.
28.Попов С.Н. Лечебная физкультура. М.: Академия, 2006. – 412 с.
29.Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. СПб.: Речь, 2007. - 464 с.
30.Психофизиология. Под редакцией Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
31.Руководство к практическим занятиям по физиологии человека. Под общей редакцией Солодкова А.С. СПбГУФКим. Лесгафта. М.: Советский спорт, 2006. – 192 с.
32.Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
33.Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
34.Спортивная медицина. Под редакцией Епифанова В.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
35.Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
36.Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
37.Физиология психической деятельности человека. Под редакцией Крылова А.А. СПб.: Деан, 2001. – 128 с.
38.Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Медицина, 2001. – 320 с.
39.Частные методики адаптивной физической культурыю Мю: Советский спорт, 2007. - 608 с.
40.Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Владос, 2006. - 174 с.