ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Среди разнообразия видов спорта прыжки в воду для детей и для взрослых чрезвычайно популярны в наши дни. Ведь это не только спорт и хорошее физическое упражнение, но и определенный навык прикладного характера, применимый, например, при спасении утопающих. Однако в виду необходимости специального оборудования, обучение прыжкам в воду может производиться только в соответствующих спорткомплексах и под руководством профессиональных тренеров. Вместе с тем важно учитывать и то обстоятельство, что если в образуемом динамическом стереотипе при обучении прыжкам в воду, если появится какое-либо лишнее или неправильное движение и оно будет закреплено последующими повторениями, то процесс формирования нужного двигательного навыка значительно затруднится. Изменить же навык тем труднее, чем он более прочен. Вот почему тренер должен очень внимательно следить, чтобы с самого начала обучения техника любых упражнений (имитационных, на батуте, в прыжках в воду и т. д.) осваивалась занимающимися только на правильной основе.
Прыжки в воду — самый зрелищный из водных видов спорта, по которому регулярно проводят соревнования. Прыжки в воду включены в чемпионат мира по водным видам спорта и с 1904 года в программу Олимпийских игр. Синхронные прыжки в воду были внесены в программу Игр в Сиднее в 2000 году.
На соревнованиях по прыжкам в воду выполняются прыжки с трамплина (гибкой доски) высотой от 1 до 3 метров и вышки (негнущейся платформы) высотой 5 - 10 метров. Во время прыжка спортсмен выполняет ряд акробатических действий: обороты, винты и вращения. Судьи оценивают как качество выполнения акробатических элементов, так и чистоту входа в воду. На соревнованиях по синхронным прыжкам оценивают также синхронность выполненных элементов двумя спортсменами.
Существует несколько групп, по которым классифицируются все спортивные прыжки. Стойки при прыжке бывают лицом к воде (передняя), спиной к воде (задняя) и на руках. По наличию разбега прыжки разделяются на прыжки с места и прыжки с разбега.
По положению тела прыжки в воду также подразделяются на несколько видов: прогнувшись (прямые ноги соединены вместе), согнувшись (туловище согнуто в поясе, ноги прямые) и в группировке (сведённые колени подтянуты к туловищу, руки обхватывают нижнюю часть ног).
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс по прыжкам в воду детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика обучения прыжкам в воду детей 5-6 лет.
Цель исследования - повышение уровня мастерства прыжков в воду у детей 5-6 лет.
Задачи исследования в данной работе состоят в следующем:
1. Изучить научную литературу по обучению прыжкам в воду;
2. Изучить возрастную характеристику детей 5-6 лет;
3. Проанализировать существующие методики обучению прыжкам в воду;
4. Разработать экспериментальную методику обучению прыжкам в воду детей 5-6 лет;
5. Дать практические рекомендации разностороннего развития физических качеств и укрепления здоровья, как необходимых условий спортивного развития.
Гипотеза – предполагается, что разработанная методика на основе специального комплекса на суше использованных элементов гимнастического и акробатического атлетического обучения будет оптимальный для обучения прыжкам в воду детей 5-6 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ В ВОДУ 5
1.1 ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЫГУНА В ВОДУ 5
1.2 ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 9
1.3 СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ В ВОДУ 12
1.4 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ В ВОДУ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ ПРЫЖКАМ В ВОДУ 36
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ 40
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 51
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 56
ВЫВОДЫ 58
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Чтобы создать у начинающих прыгунов представление о характере вращения тела назад, специфике ориентировки, положении тела при входе в воду и в то же время устранить возможность ушиба о воду, целесообразно применять следующие упражнения и методические приемы.
1. Спад назад, стоя согнувшись, в сед углом на воду. Выполняется только с борта бассейна. Принимая исходное положение, повернуться спиной к воде и стать в основную стойку на краю борта бассейна. Затем, не сгибая ног, наклониться вперед и пальцами вытянутых рук коснуться подъемов стоп. Голову опустить. Сохраняя принятое положение, потерять равновесие и медленно упасть назад. Во время падения необходимо постепенно оттягивать носки, а при погружении в воду тазом смотреть на ноги. Если занимающийся не сумел сохранить принятое положение (падая, выпрямился), целесообразно несколько последующих попыток выполнить с захватом ног за нижнюю часть голеней.
2. Спад назад через мост. Выполняется с бортика и 1м трамплина лишь на одном-двух уроках (из-за несоответствия позы упражнения позе основного прыжка) для ознакомления с вращением назад.
3. Переворот назад из задней стойки. Выполняется с помощью: одной рукой занимающийся поддерживается под поясницу, другой - за нижнюю часть голени.
Обучение входу в воду непосредственно из рук тренера целесообразно проводить (причем только тем тренерам, кому это под силу) лишь на одном-двух уроках, после чего необходимость в этих упражнениях отпадает.
4. Из задней стойки полуоборот назад прогнувшись без движений рук. Выполняется с высоты до 1 м.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алабин, В.Г. Исследование влияния различных средств и методов физического воспитания на двигательный навык и физические качества детей 11 -13 лет // Проблемы физического воспитания и спорта: Сб. науч. Тр. / В.Г.Алабин - Челябинск, 1965. - Вып. 2. - 360 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. Институтов по спец. 03.03 «Физ. культура»/ Б.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
3. . Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры / В.К. Бальсевич 1991, № 7, с. 37.
4. . Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович - М., 1995. - 115 с.
5. Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебник для ИФК / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 49–85.
6. Булгакова, Н.Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов ФК / Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – С. 8–92.
7. Бурлаков, И.Р. Специализированные сооружения для водных видов спорта: учебное пособие / И.Р. Бурлаков, Г.П. Неминущий. – М., 2002. – 286 с.
8. . Бугров, Н.Н. Управление физической культурой / Н.Н Бугров. - М., 1987. - 205 с.
9. . Бунчук, М.Ф. Организация физической культуры / М.Ф. Бунчук - М.: 1972.- 115 с.
10. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский – М.: Физкультура и спорт, 2001. –311 с, ил.
11. Васильев, В. С., Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию / В.С, Васильев – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с, ил.
12. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с
13. Ворженевский, И.В. Плавание: Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. / И.В. Ворженевский – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 301 с..ил.
14. Володина, В.С. Основы теории и методики физического воспитания / В.С. Володина - Красноярск, 1991. - 180 с.
15. Ганчар, И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ. воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И.Л. Ганчар. – Минск, 2005. – 350 с.
16. . Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. физ. культ / А.А. Гужаловский - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
17. . Голомазов, В.А., Ковалев В.Д. Подвижные игры в школе / В.А.Голомазов - М.: Просвещение, 1976.- 150 с.
18. . Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьников/ А.А. Гужаловский - Челябинск, 1980.- 57с.
19. . Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д.Железняк - М.: 2002. - 258 с.
20. . Женеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста / А.В Женеман - М.: Просвещение, 1985. - 53 с.
21. Каунсилмен, Д.Е. Наука о плавании / Пер. с англ. Д.Е.Каунсилмен – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 431 с, ил.
22. Каунсилмен, Д.Е. Спортивное плавание / Пер. с англ. / Д.Е.Каунсилмен – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 208 с, ил.
23. Плавание. Правила соревнований. – М., 2001. – С. 4–8.
24. СНиП 2.08.02–89 Общественные здания и сооружения.
25. . Курицева, З.Н. Развитие двигательных качеств / З.Н. Курицева.- М.: Физкультура и спорт, 1967.- 156 с.
26. . Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 340 с.
27. . Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М Качашкин. - М.: 1980. - 230 с.
28. . Коровин, В.И. Теория и методика физического воспитания / В.И. Коровин - М.: Просвещение, 2002. - 71 с.
29. . Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин - тов. физ. культуры. Изд. 2 - е испр. и доп. (В 2 - х т.) / Л.П.Матвеев - М.: Физкультура и спорт,1976. - 256 с.
30. . Матвеев, А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории / / Л.П.Матвеев и др. - М.: Просвещение, 1991. - 230 с.
31. . Мурзин, А.И. Как научить детей играть // Физическая культура в школе.- № 8, с. 12, 2006.
32. . Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания / А.Д.Новиков - М.: Физическая культура и спорт, 1967. - 397 с.
33. . Найминова, Э.Д. Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры / Э.Д.Найминова Ростов-на-Дону, 2003.- 265 с.
34. . Нежкина, Н.А. Психофизическая тренировка // Здоровье детей.- № 21. с. 21-28, 2006.
35. . Осокина, Т.И. Физическая культура в школе / Осокина Т.И. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
36. . Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». Подготовлена докт.пед.наук В.И. Ляхом, канд.пед.наук Г.Б. Мейксоном. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.
37. . Портных, Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. Док.дис. в форме науч. докл. / Портных Ю.И. СПб, с.62, 1994.
38. Распопова, Е.А. Проблема отбора прыгунов в воду в процессе многолетней подготовки / Распопова Е.А. // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 68-74.
39. . Сиваков, В.И. Теоретико-методическое обоснование психического состояния школьников в процессе физического воспитания и спорта: Монография / В.И Сиваков. - Челябинск: ЧГПУ, 2001. - 169 с.
40. . Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2 - е изд., испр. и доп. / Ж.К.Холодов - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 480 с.
41. . Харабуга, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2 - е, допол. Учебник для техникумов физической культуры / Г.Д. Харабуга - М.: Физическая культура и спорт, 1974. - 320 с.
42. . Шиян, Б.М. Теория и методика физического воспитания / Б.М. Шиян - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.pro-school.com.ua/