1.3. Аэробная выносливость
1.4. Нагрузка и отдых как компонент спортивной тренировки
1.5.Значение выносливости в других видах спорта
1.6.Скалолазание как вид спорта
2.1 Цель, задачи, методы исследования
2.3.Методика обработки данных
3.1. Экспериментальная программа тренировочного процесса
Лазание на время, в минутах результаты тестирования до эксперимента
1.3. Аэробная выносливость
"Аэробика" - этот термин для многих ассоциируется с телевизионными передачами, в которых группы молодых девушек, под ритмичную музыку, последовательно выполняют танцевально-гимнастические упражнения. На самом деле, аэробика это очень широкое понятие, подразумевающее любые Физические нагрузки, с аэробным типом энергообеспечения. Это может быть бег, ходьба, плавание, и т. д., в том числе и скалолазание. Аэробные возможности организма (АВО) иногда еще называют общей выносливостью. Спортсмен с высокими АВО способен выполнять большие тренировочные объемы, быстро восстанавливаться между подходами, тренировками, циклами.
Существует прямая зависимость между АВО и иммунитетом. Аэробные упражнения положительно влияют на психическое состояние, настроение и на физическое самочувствие.
...
1.4. Нагрузка и отдых как компонент спортивной тренировки
Наряду с понятием средство и метод существует понятие "тренировочная накрутка" (Матвеев Л. П.,1991). Оно подчеркивает тот факт, что выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя или умеренного функционирования, и в этом смысле является "надбавкой", "загружающей" органы и системы организма и вызывающие, если она достаточно велика, утомление. Таким образом, термин "ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА" означает прибавочную функциональную активность организма, вносимую выполнениемтренировочных упражнений,истепень преодолеваемых при этом трудностей.
В основе методов совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств лежит определенный способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.
Нагрузка - количественная мера воздействия физических упражнений.
...
1.5.Значение выносливости в других видах спорта
Существует ряд физических качеств, развитие которых определяет уровень подготовленности спортсмена. Эти качества - выносливость, сила, быстрота, координация, гибкость. Но для разных видов спорта приоритетным является развитие какого-то одного или двух физических качеств. Развитие какого же качества является наиболее важным для скалолазания?
Для нас представляют определенный интерес данные, полученные в результате анкетного опроса тренеров и квалифицированных спортсменов – альпинистов.
Обработка данных статистическими методами показала, что для квалифицированных уровней характерно следующее приоритетное распределение физических качеств:
-на 1-м месте – выносливость;
-на 2-м месте – координация;
-на 3-м месте – сила;
-на 4-м месте - быстрота;
-на 5-м – гибкость.
Интересны данные, которые привел A.
...
1.6.Скалолазание как вид спорта
Скалолазание — это относительно молодой самостоятельный вид спорта, вышедший из альпинизма в середине 50-хгодов ХХ века и заключающийся в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу.
Скалолазание развивает координацию, технику и пластику движений, тренирует силу и общую выносливость человека, т.к. задействованными оказываются все группы мышц (включая и те, о которых человек в обычной жизни даже не подозревает). Нелишними для занятий будут также смекалка, хорошая память и сила воли!
В скалолазании можно выделить три направления: спортивное, рекреационно-оздоровительное и экстремально-прикладное.
Спортивное скалолазание
В настоящее время в спортивном скалолазании можно выделить две специализации:
1) соревнования на естественном и искусственном видах рельефа;
2) свободное лазание.
...
2.1 Цель, задачи, методы исследования
Цель работы:
Повысить уровень специальной выносливости у спортсменов скалолазов 15-16 лет, в группах спортивного совершенствования.
Задачи:
1. изучить данные литературных источников и опыт ведущих тренеров – скалолазов по вопросу специальной выносливости скалолазов;
2. разработать программу по развитию специальной выносливости;
3. оценить эффективность разработанной программы развития специальной выносливости.
Методы исследования:
-анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов;
-тестирование(лазание на время,время виса на зацепе);
-педагогический эксперимент;
-методы математической статистики.
2.2.0рганизация исследования
В исследовании принимало участие 22 спортсменов-скалолазов в возрасте 15-16 лет и занимающиеся в группе спортивного совершенствования первого года обучения (СС-1) в ГОУ СОШ № 495.
...
2.3.Методика обработки данных
Для обработки результатов мы воспользовались компьютерной программой Statgraphics Vers 2.6.
Благодаря этой программе мы рассчитываем уровень значимости (вероятность сказать, что ошибка есть, когда ее нет). В области физкультуры и спорта применяют следующий стандартный уровень значимости a=0.05. С этим стандартным параметром будем сравнивать рассчитанный нами уровень значимости и определять достоверность результатов.
Существует параметрический критерий значимости, который применим только для сравнения выборочных данных, представляющих собой результаты измерений, выраженные в единицах метрических шкал (метры, килограммы, секунды и т.д.). Но в спортивных исследованиях часто приходится иметь дело с данными, выраженными в шкалах наименований или порядка, например произвольная нумерация игроков футбольной команды, места, занятые спортсменами на соревнованиях. Для таких данных используется непараметрические критерии значимости.
...
3.1. Экспериментальная программа тренировочного процесса
В результате изучения литературных источников и документальных материалов, а так же изучение программы по скалолазанию и борьбе, методик развития общей и специальной выносливости в скалолазании и борьбе, было выявлено, что для организации тренировочного процесса необходимо представить обоснованное планирование, которое целесообразно представлять в виде структуры тренировок (приложение 1 и 2).
Время бега должно составлять 15-60 минут от времени тренировки. Увеличение времени происходит постепенно. Максимально время 30-60 минут наблюдается в микроцикле (МК), основная задача которого повышения функционального состояния организма. 20-30 минут бега - в МК углубленной общей физической подготовки. 15-20 минут в остальные микроциклы, кроме соревновательных периодов.
...
1. Донской, Д. Д. Лыжные гонки / Д. Д. Донской, В. М.Наумов. - М.: Физкультура и спорт, 2005- С. 31-43.
2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания/ Е. П.Ильин, 1979.- Л., - 83 с.
3. Кунат П. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта// Психология и современный спорт. - М., 1993. - с. 224-319.
4. Курамшин Ю. Ф. Выносливость и методика ее развития. Т и М ФК (курс лекций): Учебное пособие / под общей ред. Курамшина Ю. Ф., Попова В. И. - С-Пб.: СПб ГАФК им П.Ф.Лесгафта, 1999. - С. 154-170.
5. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М: Физкультура и спорт, 1977. – 280
6. Макаров А. Н. Бег на средние и длинные дистанции. - М: Физкультура и спорт, 1997. - 235 с.
7. Набатникова М. Я. Специальная выносливость спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - с. 19
8. Набатникова М. Я. Проблемы совершенствования специальной выносливости спортсменов при циклической работе субмаксимальной и большой мощности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук
9.Мотылянская Р. Е. Выносливость у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 223 с.
10. Огольцов Н. Г. Тренировка лыжника-гонщика. - М: Физкультура и спорт; 1971.-128 с
11.Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. - М.: Физкультура и слорт,1987.-241с
12. Сологуб Е.Б., Солодков А.С. Общая физилогия: Учеб пособие / СПб ГАФК им П.Ф. Лесгафта. С-Пб.Д., 2005.-216с
13. Сологуб Е.Б. Простые методики для массовых обследований и самоконтроля функциональной подготовленности и работоспособности: Методическое пособие / СПб ГАФК им П. Ф. Лесгафта, 1995. с 3-4.
14. Федотов Ю.Н. Спортивно - оздоровительный туризм: учебное пособие / СПб., ГАФК им П.Ф. Лесгафта,2008.- 292с
15. Дегтярев Н. П. Исследование факторной структуры скоростных выносливостей боксеров в специальных заданиях.: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - М., 1999. - 22 с.
16.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1988.-330с.
17.Виноградов М.Н. Физиология трудовых процессов.2е издание.-М.:Медицина, 1996.-с.228-238
18.Гончаренко И. И. Выносливость в скалолазании. Теория и методика. Киев-2001.( [email protected]. uа.)
19. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1988. — 267с.
20. Neil Graham Основы скалолазных тренировок. Выносливость,1998. (ФОРУМ Mountain RU.)
21. http://tsu.tula.ru/san-prof/info/move/sportzal/rock-climbing
22.http://xreferat.ru/103/252-1-sportivnoe-skalolazanie.html