ВВЕДЕНИЕ
Воспитание подрастающего поколения бодрым, здоровым, жизнерадостным – одна из важных задач современного общества. Здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях.
Физическое воспитание, является той единственной формой социального воздействия на биологическое развитие, которое повышает функциональные и адаптационные возможности организма и оказывает общеоздоровительное влияние.
В настоящее время неуклонно растёт процент детей с нарушением осанки. Ежегодно на школьных профилактических осмотрах выявляются дети с этим нарушением. Это связано с уменьшением физической активности детей: пропал интерес к урокам физической культуры в школе, возрос интерес к занятиям на компьютерах, проведение свободного времени возле телевизора, а не на спортивной площадке, от постановки физической культуры в семье.
Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Осанка не бывает врождённой, не передаётся по наследству.
Её воспитывают у человека с детских лет в семье, в детском учреждении и в школе. На формирование осанки влияет ряд факторов: состояние центральной нервной системы, развитие и тонус мускулатуры, состояние скелета и связочного аппарата.
Детям необходимо создавать все условия для правильного физического развития и устранять всё, что может быть причиной нарушения осанки.
Нарушения осанки сказываются на функции органов дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения.
Нарушение осанки не является заболеванием, но это первый сигнал о том, что необходимо обратить внимание родителей на мышечно-связочный аппарат ребёнка, и своевременно начать активные действия по его укреплению.
Однако, несмотря на всю важность проблемы нарушения осанки в литературе уделено много внимания данному вопросу, но нет единой направленности медицинских работников и специалистов физической культуры, что и послужило для нас актуальностью.
Проблемой нарушение осанки у детей занимались Г.А. Халемский, А.Ф. Каптелин, Л.И. Лубышева, М.Л. Лазарев, Е. Ф. Древинг, В. В. Никитин и др.
Исходя из выше изложенного, целью данной работы является выявить особенности и эффективность физической реабилитации при нарушении осанки детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать характеристику и нарушение осанки у детей;
- выявить особенности физической реабилитации детей с нарушениями осанки;
- раскрыть особенности современных методик коррекции осанки;
- разработать экспериментальную методику коррекции физической реабилитации детей среднего школьного возраста с нарушениями осанки и доказать её эффективность ан примере ГБОУ детский дом «Маячный» г. Кумертау.
- апробировать разработанные занятия на практике, провести анализ полученных данных.
Объектом исследования является процесс физической реабилитации детей среднего школьного возраста при нарушение осанки.
Предметом исследования является применение методик для коррекции нарушений осанки у детей среднего школьного возраста.
Гипотеза: если применить специально подобранный комплекс упражнений, игры и домашнее задание, закрепляющие этот комплекс упражнений, то произойдёт улучшение физической реабилитации подготовленности детей с нарушениями осанки.
В работе использовались следующие методы:
- метод анализа литературных источников;
- метод тестирования (контрольные испытания);
- метод педагогического эксперимента;
- метод математико-статистической обработки, полученных в исследовании данных.
Научная новизна заключается в применении разработанной нами методики в общеобразовательных учреждениях при организации работы с детьми с нарушением осанки на уроках физической культуры и занятиях ЛФК.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что разработанная методика физической реабилитации, позволяющая эффективно повышать функциональные показатели опорно - двигательного аппарата у детей с нарушениями осанки, может быть использована специалистами по физической реабилитации в условиях поликлиники, реабилитационных центрах, в школах интернатах у детей с нарушениями осанки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ОСАНКИ……………………………………………….6
1.1 Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного
аппарата у детей………………………………………………………………6
1.2 Характеристика правильной осанки........…………………………………13
1.3 Нарушение осанки у детей………………………………………………....19
1.4 Комплексная реабилитация детей среднего школьного возраста
при нарушении осанки……………………………………………………..23
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..35
2.1 Методы исследования………………………………………………………35
2.2 Организация исследования………………………………………………...38
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………..69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………………………..72
Предметом исследования является применение методик для коррекции нарушений осанки у детей среднего школьного возраста.
Гипотеза: если применить специально подобранный комплекс упражнений, игры и домашнее задание, закрепляющие этот комплекс упражнений, то произойдёт улучшение физической реабилитации подготовленности детей с нарушениями осанки.
В работе использовались следующие методы:
- метод анализа литературных источников;
- метод тестирования (контрольные испытания);
- метод педагогического эксперимента;
- метод математико-статистической обработки, полученных в исследовании данных.
Научная новизна заключается в применении разработанной нами методики в общеобразовательных учреждениях при организации работы с детьми с нарушением осанки на уроках физической культуры и занятиях ЛФК.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что разработанная методика физической реабилитации, позволяющая эффективно повышать функциональные показатели опорно - двигательного аппарата у детей с нарушениями осанки, может быть использована специалистами по физической реабилитации в условиях поликлиники, реабилитационных центрах, в школах интернатах у детей с нарушениями осанки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов В. Л., Баиров Г. И., Садофьева В. И., Райе Р. Э. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков.- М., "Медицина", 1985. – 364 с.
2. Абальмасова Е.А. Коррекция позвоночника / Е.А. Абальмасова // Журнал «Ортопедия, травматология и протезирование». – М.: Медицина. - 1960. – № 7. – С.21.
3. Андрианов В.Л. Заболевания и повреждения позвоночника у дошкольников / В. Л. Андрианов [и др.]. – М.: Медицина, 1985. – 216 с.
4. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / Отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1978. - 399 с.
5. Абросимова Л.И. Детская спортивная медицина: учебник / Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. – М.: Медицина, 2014. – 361 с.
6. Арсланов В.А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и её влияние на функциональное состояние некоторых систем организма: афтореф.дисс.: канд.биол.н. (13.00.04) / В.А. Арсланов. – Казань. - 2013. - №8. – С. 11-17.
7. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 2012. – 102 c.
8. Аташари А. Коррекция нарушений осанки у школьников 11-13 лет средствами АФК: автореф. дис. канд-та пед. наук /А.Аташари. – М., 2010. – 19 с.
9. Барклай В.М. Валеодиагностика: методическое пособие по валеологии / В.М. Барклай. – Ростов-на-Дону, 2010. – С. 89-105.
10. Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки / Н.Т. Белякова // Физкультура в школе. – 2009. – №4. – С.7-12.
11. Буков Ю.А. Основы физической реабилитации / Ю.А. Буков - Симферополь: 2004. – 191 с.
12. Боголюбов В.М. Техника и методики физио-терапевтических процедур. - ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 406 с.
13. Бирюков А.А. Лечебный массаж: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Бирюков. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 368 с.
14. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: Медицина. 1991. – 176 с.
15. Волков М.В. Болезни костей у детей.- 2е изд. - М.: Медицина, 1985. – 512 с.
16. Васильева В.Е. Лечебная физическая культура / В.Е.Васильева. - М.: издательство «Физкультура и спорт», 1970. – 368 с.
17. Верхало Ю.Н. Тренажеры и устройства для восстановления здоровья и рекреации инвалидов /Ю.Н. Верхало. – М.: Советский Спорт, 2009. – 536 с.
18. Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиманов В.П. Лечебная физическая культура и массаж. – М.: Медицина, 2009. – 196 с.
19. Дубровский В.И. Лечебная Физкультура. – М.: Владос, 2005. - 600 с.
20. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Лечебный массаж. ГЭОТАР-МЕД – 2005 – 504 с.
21. Дорошина Л.А. Программа физической реабилитации сколиотической болезни /Л.А.Дорошина //Адаптивная физическая культура. – 2012. - №;. – С. 22-24.
22. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / Алексей Григорьевич Сухарев. – Москва: Медицина, 1991 . – 272 с.
23. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж - М.: Издательский дом ЭОТАР Медицина, 2002. – 495 с.
24. Иванова Д.А. Нарушения осанки. - М.: Медицина, 1986. - 256 с.
25. Иванникова Н.Г. Методика гигиенического обучения и воспитания по формированию правильной осанки у детей. - М.: 1972. – 50 с.
26. Ковалева Л.Б. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки и сколиозах у детей школьного возраста на базе Читинского ОВФД /Л.Б.Ковалева, В.Я.Макаров, Г.А.Васильченко //Теория и практика оздоровления населения России: мат. I Национал. научн. – практ. конф.- Смоленск, 2013.- С.102 – 103.
27. Ловейко И.Д., Фонарёв И.Д. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. - М.: Медицина, 1988. - 140с.
28. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при деформации осанки, сколиозах и плоскостопии - Л.: Медицина, 1982. – 143 с.
29. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. в высш. учеб. заведений С.Н. Попов, Н.М. Васильев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
30. Лечебная физкультура в системе физической реабилитации / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой - М.: Медицина, 1995. – 215 с.
31. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н. Зависимость состояния опорно-двигательного аппарата школьников от уровня минерализации костной ткани //Российский педиатрический журнал. – М.: Медицина, 2014. - №5. – С. 26-28.
32. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физическая культура/ Новейший справочник - Санкт – Петербург: Сова, 2010. - 495с.
33. Мартинихин В.С. ЛФК и другие методы немедленного воздействия при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учебное пособие /В.С.Мартинихин. – Малаховка, 2011. – 110 с.
34. Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза - монография, 2009. – 268 с.
35. Обрасов А.Н., Карачевцева Т.В. Ясногородский В. Г. и др. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний – М.: Медицина, 2009. – 383 с.
36. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс. - 2009.- 608с.
37. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей. - К.: Здоровье, 1980. - 144с.
38. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 415 с.
39. Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском саду /А.А.Потапчук, С.И.Матвеев. – М.: «Речь», 2010. – 463 с.
40. Стояновский Д.Н. Боль в области спины и шеи: Симптомы заболеваний; Причины их возникновения; Диагностика: Профилактика и лечение, Агентство Мультипресс, 2006 – 320с.
41. Синицкий Ю.Ф., Мурзина М.И., Дудин М.Г. Основные принципы реабилитации детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата в условиях санатория. Всесоюзная конференция по организации санаторно-курортной помощи детям. - М., 2013. – 190 c.
42. Сквознова Т.М. Проблемы и возможности современной тренажерной гимнастики при функциональных нарушениях опорно-двигательной системы /Т.М. Сквознова //ЛФК и массаж. - 2014. - № 4. - С 14 – 19.
43. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.К.Добровольского. - М.: ФиС, 1974. - 480с.
44. Фонарёв М.И. и Фонарёва Т.А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. 2е изд., - Л.: Медицина. - 1981. – 280 с.
45. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье Знание. - 2009. - №1 – С.96.
46. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2014. – 225 с.
47. Шитиков Т.А. Эффективность комплексной реабилитации детей и подростков с нарушениями осанки и функциональной сколиотической деформацией./Т.А.Шитиков //ЛФК и массаж. – 2009. - №9. – С. 37-44.
48. Шкляренко А.П. ЛФК в комплексном санаторном лечении сколиотической болезни у детей и подростков /А.П.Шкляренко //Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. – 2012. - №1. – С. 44-47.
49. Эрденко Д.В. Методика коррекции нарушений осанки с использованием нетрадиционной гимнастики тайц-зиц-юань и мячей большого диаметра /Д.В. Эрденко, С.Н.Попов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. - №1. - С. 21-24.
50. Язловецкий В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. – К.: Здоровье, 2009. – 231 с.