Введение
Каждый человек индивидуален по своим физическим качествам и психологическим особенностям. Задача педагога - оказать посильную помощь в обучении, учитывая индивидуальные особенности ученика, привлекая все средства и методы, накопленные цивилизацией.
Горно-геологические специальности, в отличие от подавляющего большинства профессий, по которым происходит обучение в технических вузах, связаны с риском для жизни и здоровья и поэтому предъявляют особые требования к выпускнику: помимо глубоких теоретических знаний по специальности он должен обладать отменным здоровьем и психологической устойчивостью. Выбор горно-геологических специальностей для исследования не является случайным: в экстремальных условиях деятельности наиболее полно раскрываются физические кондиции, психические и личностные качества человека и выявляются недостатки в его подготовке к будущей профессиональной деятельности. Особые условия труда специалистов горно-геологического профиля требуют индивидуального подхода, учета его функциональных резервов и психологических особенностей.
Развитие горнодобывающей промышленности сопровождается усложнением технических систем отрасли, горно-геологических условий добычи полезных ископаемых и, как следствие, увеличением числа аварий и несчастных случаев.
В экстремальных условиях от человека требуется мобилизация всех его психофизических качеств. Специалистам горно-геологической отрасли постоянно приходится работать в условиях повышенной опасности, поэтому проблема профессионально-прикладной физической подготовки к деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья, является для них чрезвычайно актуальной. В вузах задачу психофизической адаптации решает дисциплина «Физическая культура», причем обычно на младших курсах реализуется адаптация к обучению в вузе, а на старших курсах - к будущей профессиональной деятельности .
Такая практика, принятая в большинстве вузов неприемлема при обучении горно-геологическим специальностям вследствие особых требований, предъявляемых к физическим кондициям и психологическим особенностям будущего специалиста Данное обстоятельство требует введения в курс «Физическая культура» элементов профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), начиная с первого курса обучения, и поддержания на должном уровне достигнутых психофизических кондиций до начала трудовой деятельности.
В настоящее время в связи с переходом к государственным образовательным стандартам 3-го поколения система подготовки будущих специалистов в вузах характеризуется интенсификацией процесса обучения.
Физическая и умственная работоспособность студента имеют общую физиологическую основу систем обеспечения, которые связаны между собой.
Поэтому низкий уровень психофизической подготовленности может негативно влиять на эффективность усвоения учебных программ по специальности, а в дальнейшем - на качество подготовки специалиста.
Общая физическая подготовка обеспечивает готовность к трудовой деятельности. Профессионально-прикладная физическая подготовка направлена на адаптацию к конкретной трудовой деятельности. Существует прямая связь между сокращением сроков адаптации студентов к конкретным видам труда и решением глобальной проблемы повышения эффективности трудовых ресурсов .
Сложившаяся к настоящему времени система физического воспитания студентов малоэффективна, не обеспечивает психофизическую и профессиональную готовность выпускников к производственной деятельности и требует совершенствования.
Следует отметить, что более 50% студентов и, как следствие, молодых специалистов имеют низкий уровень физической подготовленности . Во многом это связано с тем, что все программы обучения рассчитаны на «среднего» студента, без учета его конкретных психологических параметров. Принятое разделение студентов в рамках дисциплины «Физическая культура» на группы по медицинским показателям явно недостаточно для качественной подготовки к трудовой деятельности с особыми условиями труда. Необходимо проводить более глубокое разделение студентов по их психофизическим показателям и индивидуальный подбор средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки.
Современное производство, информационное общество, новые экономические отношения уменьшают долю простого физического труда и требуют пересмотра структуры содержания и направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов. В русле Болонского процесса кредитно-модульная технология обучения предусматривает дальнейшую гуманизацию и демократизацию учебного процесса, интеграцию в единое европейское пространство высшего образования. Анализ изучаемого вопроса позволил сформулировать проблемную ситуацию:
- ориентация профессионально-прикладной физической подготовки на «среднего» студента, то есть отсутствие в процессе обучения направленности на индивидуальные физические и психологические особенности студента и, как следствие, отсутствие концепции индивидуализированной профессионально-прикладной физической подготовки к трудовой деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья;
- несоответствие психофизических кондиций выпускников вузов потребностям современного высокоинтенсивного производства, стабильное снижение уровня здоровья абитуриентов, сложности профессионального отбора на специальности с особыми условиями труда;
- низкая эффективность сложившейся системы физического воспитания в вузах и, как следствие, недостаточная адаптация выпускников к профессиональной деятельности.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и методического обоснования концептуальных основ индивидуализированной профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов к трудовой деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья.
Основная цель образования в высших учебных заведениях - подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих способностью к эффективной работе по специальности, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В то же время, на протяжении последних лет сложилась тенденция резкого ухудшения здоровья и физического развития студентов. Приобретая профессионально важные знания и умения, будущему специалисту в любой области необходимо обладать определенными психологическими и физическими качествами.
Цель исследования - теоретический анализ, обобщение научных и специальных литературных данных по внедрению методики «круговой тренировки» на занятиях физическим воспитанием в вузах с учетом профессионально-прикладной направленностью студентов горных сециальностей.
Методы исследования - поиск и анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, беседы.
Предметом исследования явилось совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов горных специальностей с использованием средств круговой тренировки.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в вузе.
Рабочая гипотеза - улучшение профессионально-прикладных физических качеств студентов горных специальностей с использованием средств круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в вузах.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности профессионально-прикладной физической подготовки человека.
2. Изучить особенности круговой тренировки.
3. Разработать теоретические основы эффективности использования средств круговой тренировки на развитие профессионально-прикладных физических качеств студентов горных специальностей .
Научная новизна работы.
Научное исследование посвящено неразработанной до настоящего времени методике профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся на горных специальностях с использованием средств круговой тренировки.
Оглавление стр
Введение ……………………………………………………………………….…4
1 Состояние проблемы профессионально-прикладной физической подготовки студентов ВУЗа и круговой тренировки, как метода организации учебно-тренировочного процесса в высших учебных заведениях ………………...7
1.1 Научно-педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки ………………………………………………………………7
1.1.1 Теоретические предпосылки исследований профессионально-
прикладной физической подготовки ……………………………………………...…7
1.1.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших
учебных заведениях ………………………………………………...............................9
1.1.3 Профессионально-прикладная физическая подготовка
на производстве …………………………………………………………….…17
1.1.4 Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения…....19
1.1.5 Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям…………………………………………….24
1.2 Круговая тренировка, как метод организации учебно-тренировочного процесса в высших учебных заведениях…………………………………..………27
1.2.1 История возникновения и развития круговой тренировки…………….27
1.2.2 Характерные признаки круговой тренировки и методика ее применения в разных возрастных группах………………………………………………………31
1.3 Развитие профессионально-прикладных физических качеств студентов горных специальностей с помощью средств круговой тренировки……………..35
1.4 Организация круговой тренировки на практических занятиях физической культуры профессионально-прикладной направленности…………44
Выводы……………………………………………………………………………….61
Список используемой литературы…………………………………………………62
внедрение методики «круговой тренировки» на занятиях физическим воспитанием в вузах с учетом профессионально-прикладной направленностью студентов горных специальностей. 2014 год ЖезУ им.О.А.Байконурова "на отлично"
Список используемой литературы
1. Валеев Д.А. Экспериментальное исследование профессионально-прикладной физической подготовки студентов ВУЗов по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин»: автореф. ... канд. пед. наук:.13.00.04 – Л., 1979. - 24 с.
2. Варварин В.Н. Использование средств физического воспитания с целью профессионально-прикладной физической подготовки студентов ВУЗа по специальности «Горячая обработка металлов»: автореф. ... канд. пед. наук:.13.00.04. – М., 1980. - 26 с.
3. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов. – М.: Московский гос. пед. институт, 1980, 120 с.
4. Гриндлер К., Пальке X., Хеммо Х. Физическая подготовка футболистов / К. Гриндлер, X. Пальке, Х. Хеммо. – М., 2001. – 246 с.
5. Егорычев А.О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности : дис. . докт. пед. наук. Ярославль, 2005. 317 е.;
6. Жаксылыков М.Ф. Организационно-педагогическое обоснование профессионально-прикладной физической подготовки в ВУЗе: автореф. ... канд. пед. наук:.13.00.04. – Алматы, 1997. – 23 с.
7. Жаксылыков М.Ф., Перепелкин В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов автомеханических специальностей. - Усть-Каменогорск, 1990. - 34 с.
8. Жаксылыков М.Ф., Трунов А.Н. Методические рекомендации по профессионально-прикладной физической подготовке студентов факультета «Строительство дорог». - Усть-Каменогорск, 1984. - 49 с.
9. Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка //Теория и методика физического воспитания. - М., 1974. - С.55-56.
10. Иванов Г.Д. Методические рекомендации по профессионально-прикладной физической подготовке студентов. - Алматы, 1977. - 37 с.
11. Иванов Г.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов //Учебно-методическое пособие. - Алма-Ата, КазИФК, 1978. - 93 с.
12. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов. – М.: Высшая школа, 1987. - 144 с.
13. Кожевникова 3. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста / 3. Я. Кожевникова. – М., 2002. – 143 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: 1991. - 543 с.
15. Миквабия Э.Г. Педагогические условия адаптации студентов младших курсов к обучению в техническом вузе : автореф. дис. канд. . пед. наук. Москва. 2006. 22
16. Николайшвили И. А. Экспериментальное исследование некоторых вариантов круговой тренировки в процессе физической подготовки волейболистов. Автореферат диссертации /
17. И. А. Николайшвили. – М., 2007. – 136 с.
18. Ордабаев Н.О. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-нефтяников: автореф. ... канд. пед. наук:.13.00.04. – Алматы, 1985. - 26 с.
19. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических ВУЗов //Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1985. - 136 с.
20. Руденко Г.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта (на примере бокса): автореф. ... канд. пед. наук:.13.00.04. – Малаховка, 1987. - 24 с.
21. Теория и методика физического воспитания : учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М. : Просвещение, 1979. 360
22. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. М. : Советский спорт, 2003. 464 е.;
23. Романцов А. В. К вопросу об эффективности круговой тренировки в школьной практике / А. В. Романцов. – Воронеж, 2006. – 142 с.
24. Чунин В. В. Структура и содержание учебных занятий, проводимых по комплексно - круговой форме. – Теория и практика физической культуры и спорта, № 10 / В. В. Чунин. – М., 2001. – 46 с
25. Шабалкин Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов горных ВУЗов. - М.: Высшая школа, 1971. - 53 с.
26. Шапкова А. Н., Зиновьев А. Н. Круговая форма тренировки – метод индивидуализации тренировочной нагрузки лыжника.- Теория и практика физической культуры и спорта, № 2 / А. Н. Шапкова,
27. А. Н. Зиновьев. – М., 2005. – 176 с.
28. Шолих М. Круговая тренировка / М. Шолих. – М., 2003. – 284 с.