СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1. Исследование состояния вопроса по данным литературных источников 7
1.1 Основные двигательные качества и их характеристика 7
1.2 Особенности проявления основных двигательных качеств в гимнастике, лёгкой атлетике и спортивных играх 16
1.3 Возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств 23
2. Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи и методы исследования 25
2.2 Организация исследования 27
2.3 Результаты исследования 43
3. Анализ количественных и качественных особенностей спортсменов ІІІ-І разрядов 47
3.1 Отличительные особенности структуры физической подготовленности и тренировочных нагрузок легкоатлетов массовых разрядов 47
3.2 Критерии оценки технико-тактической подготовленности волейболистов разной квалификации 52
3.3 Сравнительная характеристика показателей относительной силы волейболисток и прыгуний в высоту различной квалификации 57
Заключение 60
Список использованной литературы 61
1.1 Основные двигательные качества и их характеристика
В. Н. Курысь и многие другие авторы дают определения «силы» разные по формулировке, но все они сводятся к одному и тому, же смыслу.
Сила – характеризуется степенью напряжения, которую могут развивать мышцы-
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу – это режим работы мышц.
Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая работа называется преодолевающей (концентрической), а если они удлиняются, например, удерживая очень тяжелый груз, в таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.
Сокращение мышц при постоянном напряжении или внешней нагрузки называется изотоническим.
...
1.2 Особенности проявления основных двигательных качеств в гимнастике, лёгкой атлетике и спортивных играх
Спортивная гимнастика
Сила – одно из наиболее важных двигательных качеств гимнаста. В связи с тем, что выполнение большинства гимнастических упражнений связано с необходимостью преодолевать вес собственного тела, силовые возможности гимнастов определяются не только абсолютными показателями мышечной силы, сколько относительными.
При выполнении гимнастических упражнений сила спортсмена проявляется в условиях различного режима работы мышц: в статическом (изометрическом) режиме, преодолевающем (монометрическом) режиме, в уступающем (полиметрическом) режиме.
В гимнастике, особенно в акробатических и опорных прыжках, велико значение взрывной силы – разновидность динамической силы.
Гибкость. Гимнасты, как правило, обладают хорошей гибкостью, но и среди них есть такие спортсмены, достижения которых лимитируются недостаточной подвижностью в суставах рук, ног, позвоночного столба.
...
1.3 Возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств
В возрасте 19-20 лет, мужской организм сформирован, и процессы роста организма значительно замедляются, а работа систем и органов уравновешивается. У представителей мужского пола, в возрасте 17-22 лет, не все физические качества достигают пика развития. Чтобы узнать об особенностях проявления двигательных качеств в данном возрасте, необходимо охарактеризовать каждое качество отдельно. Начнём с силы. К 19-21 году завершается окончательное окостенение скелета. Мышцы в этом возрасте растут в объёме, в результате чего увеличивается их сила, мышечный корсет (он в этом возрасте полностью сформирован) и сформировавшийся скелет (он в этом возрасте почти полностью окостеневает), позволяет проявлять максимальные усилия. В видах спорта требующих максимального проявления силы, в 19-21 год начинается совершенствование этого качества до уровня предельных возможностей организма.
Быстрота.
...
2.1 Задачи и методы исследования
Перед исследованием нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить возрастные особенности воспитания двигательных качеств по имеющимся литературным данным;
2. Исследовать особенности проявления двигательных качеств в лёгкой атлетике, волейболе, гимнастике;
3. Выявить и сопоставить уровень общей и специальной физической подготовленности в исследуемых видах спорта;
4. Определить взаимосвязь уровня общей и специальной физической подготовленности в исследуемых видах спорта.
Методы исследования.
1. Ретроспективный анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение
3. Тестирование.
4. Метод математической статистики.
Ретроспективный анализ литературных источников проводился нами с целью создания представления о физических качествах проявляемых в занятиях различными видами спорта в возрасте 17-22 лет.
Педагогические наблюдения проводились на тренировочных занятиях по волейболу, лёгкой атлетике и гимнастике.
...
2.2 Организация исследования
Первым этапом являлся подбор, изучение и анализ литературных источников. На основании просмотра литературных источников, можно сделать следующие выводы. Развитию физических качеств студентов факультета физической культуры никто из авторов не уделяет достаточного внимания. На втором этапе проводилось начальное тестирование испытуемых по общей и специальной физической подготовке.
Содержание тестов общей физической подготовки.
Динамометрия кисти (сильнейшей), проводилась ручным динамометром (с тарировкой на 90 кг.).
Положение исследуемых – основная стойка, поднять прямую руку в сторону на уровень плеча.
Фиксирование результата происходит при максимальном сжатии динамометра, даётся одна попытка.
Бег 30 метров. Стартуя с положения низкого старта испытуемый пробегает с максимальной скоростью 30 м. Даётся две попытки, лучший результат засчитывается.
Результат фиксируется секундомером с точностью до 0.1 сек.
Челночный бег.
...
2.3 Результаты исследования
В результате проведения начального и повторного тестирования мы можем проанализировать полученные данные: в результате начального тестирования уровень общей физической подготовленности легкоатлетов оказался самым высоким, их средний бал составил 4.25 балла. Немного ниже результат у гимнастов – 4.2 балла. Самый низкий уровень показали волейболисты – 4.0 балла. В результате проведения повторного тестирования мы получили следующие данные. У легкоатлетов средний бал составил 4.3 балла, у гимнастов – 4.5 балла, у волейболистов – 4.29 балла. Динамика развития общей физической подготовленности у легкоатлетов 0.05 балла, у волейболистов – 0.29 балла, у гимнастов – 0.3 балла (см. таблицу 13).
Таблица 13.
Результаты тестирования по общей физической подготовленности.
...
3.1 Отличительные особенности структуры физической подготовленности и тренировочных нагрузок легкоатлетов массовых разрядов
Бег на короткие дистанции
В работах целого ряда авторов показано, с помощью каких средств и методов, как и когда можно развивать у бегунов на короткие дистанции быстроту, силу, скоростно-силовые качества и выносливость. При этом как само собой разумеющееся предполагалось совершенствование того или иного качества до наивысшего или околопредельного уровня. Дифференцирование развития каждого из качеств в зависимости от квалификации спринтера, как правило, не имело места. [28, с.72]
На основе проведения исследований были выявлены должные уровни развития основных физических качеств бегунов, необходимые для показа результатов в диапазоне ІІІ разряд-мастер спорта. Использовался комплекс следующих тестов: быстрота – бег на 20 м с ходу и на 30 м со старта, скоростно-силовые качества – по результату “коэффициента реактивности” (по методике Ю.В.
...
3.2 Критерии оценки технико-тактической подготовленности волейболистов разной квалификации
Существующие способы оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов устарели в связи с изменениями правил игры, а соответствующие расчетные формулы нуждаются в усовершенствовании (в частности, из-за отмены правила перехода подачи без начисления очка). [39, с.105]
Нами определены критерии оценки технико-тактической подготовленности волейболистов, которые включают 18 количественных и 14 качественных показателей. К количественным относятся характеристики, представленные в таблице 22 и рассчитываемые по соответствующим формулам.
Таблица 22
Количественные показатели технико-тактической подготовленности в волейболе
Название критерия
Условное обозначение
Способ определения
1. Объем подач
ОПо
2. Количественный показатель эффективности подач
КПЭПо
3. Количество выигранных очков с подачи
КВОПо
4. Количество допущенного брака при подаче
КДБПо
5. Объем приема подач
ОПП
3.3 Сравнительная характеристика показателей относительной силы волейболисток и прыгуний в высоту различной квалификации
Современный уровень спортивных достижений предъявляет высокие требования к двигательным способностям человека, к его функциональным возможностям, характеризуется высокой напряженностью соревновательного процесса, требует от спортсменок максимальных мышечных усилий. Все это возможно только при соответствующем уровне развития различных качеств в процессе многолетней спортивной тренировки.
Проблеме совершенствования уровня физической подготовленности уделяли внимание многие специалисты в различных видах спорта: баскетболе, волейболе, легкой атлетике, плавании и др. В специальной литературе встречаются данные как по отдельным физическим качествам, так и модели физической подготовленности, основанные на большом количестве факторов.
В.Н. Платонов в своих научных трудах уделял внимание вопросу развития двигательных качеств у пловцов.
...
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
• Объектом исследования является тренировочный процесс, направленный на достижение должного уровня общей физической подготовки и специальной физической подготовки. Исследование особенностей проявления двигательных качеств в различных видах спорта определяет уровень физической подготовки гимнастов, легкоатлетов и игровиков, и позволяет выявить пробелы в общефизической и специальной подготовке, реализация которых окажет существенную помощь в улучшении всего тренировочного процесса.
• В результате изучения и анализа литературных источников мы разобрали разные трактовки определений многих авторов таких качеств, как сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость. Но смысл определений физических качеств остается неизменным.
• Особенность проявления физических качеств в различных видах спорта зависит от выполняемых упражнений характерных для каждого вида.
...
1. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Учебное пособие. Л.; 1973. 215с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии /Публ. подгот. И.М. Фейгенбер-гом; Пред. исп. В.М. Зациорского, И.М. Фейгенберга. – М.: ФК и С, 1991. 287 с.
3. Волейбол: учебник для институтов физ. культ./Под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1996. 270 с.
4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. ВУЗов - М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.
5. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. 124 с.
6. Легкая атлетика. Учебник. Под ред. Н.Г. Озолина и Д.П. Маркова – 2-е изд. М., Физкультура и спорт. 1972. – 672 с.
7. Легкая атлетика: Учеб. для студентов пед. институтов по спец. «Физвоспитание»/А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннов и др.; Под ред. А.Н. Макарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 304 с.
8. Медицинский справочник тренера. В.А. Гесеневич. Изд. 2-е доп. и перераб. М.:Ф и С, 1981. – 271 с.
9. Менхин Ю.В. физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224 с.
10. Никитский Б.Н. Плавание. М., Физкультура и спорт, 1981.
11. Новаковский С.В., Дворкин Л.С. Теория и методология силовой подготовки детей и подростков. – Ростов-на-Дону, 2002. – 326 с.
12. Словарь основных понятий и терминов по теории и методики гимнастики: Учебное пособие /Под ред. В.Н. Курыся. – Ставрополь: СГПУ, 1995. – 147 с.
13. Спортивная гимнастика. Под ред. М.Л. Украна. М., Физкультура и спорт, 1965. – 25 с.
14. Спортивные игры. Учебник для студентов физического воспитания пед. институтов. Под. ред. Н.П. Воробьева. М., Просвещение, 1973. – 34 с.
15. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И. Филипповича. Учебник для факультетов физ. воспитания пед. институтов. М., Просвещение, 1971. 14 с.
16. Зобков В.В. Динамика развития студентов. // Теория и практика фи-зической культуры. 1988. №7 с. 15
17. Рябцев В.Н., Токер Д.С. Комплексная оценка физической подготов-ленности студентов по результатам контрольных упражнений. // Теория и практика физической культуры. 1988. №3 с. 13
18. Зюзюков А.В. Педагогический контроль за физической подготов-ленностью девушек, специализирующихся в прыжках в высоту, на этапе углубленной тренировки: Дисс. канд. пед. наук. - Москва, 1990. - 144 с.
19. Касаткин А.Н. Управление тренировочным процессом юных волей-болистов на этапе спортивной специальной подготовки: Дисс. канд. пед. наук. - Ворошиловград, 1983. - 126 с.
20. Компаниец Ю.А. Построение и контроль тренировочного процесса баскетболисток на этапе углубленной подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Луганск., 1990. - 20 с.
21. Максименко Г.Н., Гребенкин В.С. Современная система подготовки легко-атлетов. - Луганск: Знание, 2000. - 244 с.
22. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спорт-сменов: Учебное пособие. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
23. Платонов В.Н. Плавание : Учебник для студентов высших учебных заведений. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 496 с.
24. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. // Учебник тренера высшей квалификации. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
25. Алабин В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов. –Минск: Вышэйшая школа, 1981. – 207 с.
26. Благуш П.К. К теории тестирования двигательных способностей. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 166 с.
27. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
28. Максименко Г.Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов. – Киев: Здоров’я, 1978. – 144 с.
29. Максименко Г.Н., Табачник Б.И. Тренировка бегунов на короткие дистан-ции. – Киев: Здоров’я, 1985. – 128 с.
30. Максименко Г.Н. Сирис П.З., Кадийски Ив. Подбор и начална спортна подготовка в леката атлетика. – Благоевград, 1987. – 350 с.
31. Максименко Г.Н., Травин Ю.Г., Чуриков Н.К. Подготовка бегунов в спор-тивных секциях вузов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. – 184 с
32. Максименко Г.Н., Полтавский А.Ф. Основы отбора, обучения и тренировки юных легкоатлетов. – Киев: Вища школа, 1994. – 365 с.
33. Никитушкин В.Г., Максименко Г.Н., Суслов Ф.П. Подготовка юных бегу-нов. – Киев: Здоров’я, 1988. – 112 с.
34. Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под. общ. ред. М.Я.Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 277 с.
35. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. – М., 1999. – 220 с.
36. Стрижак А.П., Александров О.И., Сидоренко С.П., Петров В.А. Легкоатлетические прыжки. – Киев: Здоров’я, 1989. – 168 с.
37. Суслов Ф. Бег на средние дистанции: отбор и начальная подготовка. – Легкая атлетика, 1984, №2, с. 62.
38. Травин Ю., Сячин В., Упир Н. Отбор в беге на средние и длинные дистан-ции. – Легкая атлетика, 1980, №5, с. 65.
39. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 252 с.
40. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 128 с