Успех спортсменов во многом зависит от общей и специальной физической подготовки. Общая подготовка включает в себя развитие и укрепление общефизических характеристик человеческого организма – степени развитости мышц, скорости, гибкости и общей выносливости.
Под специальной подготовкой понимают развитие и совершенствование свойств, являющихся самыми важными для данного вида спорта. В каратэ к физической подготовке также предъявляются определенные требования, имеющие свои особенности.
Каратэ – это противостояние двух соперников. Основным инструментом для достижения побед является использование ударных атак, от мощности удара зависит успех поединка. Сила удара зависит как от физической подготовки человека, так и от чистоты исполнения техники, к другой важной составляющей удара можно отнести скорость. При хорошей скорости удара можно противостоять более рослому и массивному противнику, эта характеристика дает дополнительное стратегическое преимущество. Для придания удару максимальной мощности рука должна двигаться с ускорением, что достигается за счет вращательных движений руки, плечевого пояса, бедер. Все движения должны быть хорошо согласованы, что позволит повысить эффективность действий спортсмена.
Из этой концепции исходят основные физической подготовкиспортсменов в каратэ. Для выполнения приемов одного понимания принципов их выполнения недостаточно, необходима крепкая тренированная мускулатура, для поддержания которой требуются постоянные тренировки.
Специальная подготовка должна быть направлена на развитие участвующих в конкретной тренировке групп мышц, с одновременным использованием для них упражнений на усиление скоростных параметров.
В технике ударов «цуки» используются в основном упражнения для трицепсов как основного двигателя и ускорителя руки – разного рода отжимания для развития силы, поднятия штанги от груди в положении лежа, для развития скорости. Характерной особенностью всех видов спортивных единоборств является переменная интенсивность и отсутствие ритма проведения поединка.
Поединок распадается на эпизоды низкой и высокой активности, проведение таких схваток требует от спортсменов высокой выносливости.
Необходимость в постоянных тренировках очевидна, особенно в тренировках на выносливость. К способам повышения общей выносливости относятся плавание на длинные инстанции, кроссы, циклические выполнения серий упражнений по нескольку подходов. В связи с повышенными рисками, связанными с предельными нагрузками на организм, на первом этапе рекомендуется выполнять их с хорошо отработанной техникой для снижения риска получения травмы.
Актуальность исследования – Проблема подготовки спортивного резерва существует практически во всех видах спорта. Поэтому построение характеристик общей и специальной физической подготовленности каратистов на этапе предварительной базовой подготовки является проблемой современной и актуальной.
Объект исследования– физическая подготовка спортсменов " Каратэ-до".
Предмет исследования -влияние общей и специальной физической подготовки на развитие физических, психических качеств и оздоровление организма спортсменав " Каратэ-до".
Цель исследования–разработка тренировочного процесса для повышения результатов спортсменов "Каратэ-до".
Задачи исследования
1.Изучение литературы по проблемам физической подготовки каратистов.
2. Провести наблюдение за спортсменами и сравнить данные нормативов физической подготовленности спортсменов.
3. Выявить современную методику тренировки на основании литературного обзора, педагогического наблюдения и анкетирования.
4. На основе полученных данных разработать методику тренировки для улучшения физической подготовки спортсменов " Каратэ-до".
Гипотеза исследования–Мы предполагаем что, коррекция тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки юных каратистов, основывающаяся на модельных характеристиках тренировочного процесса, будет способствовать быстрому формированию техники специальных движений и ее реализации в соревновательной деятельности.
Теоретическая значимостьработы заключается в том, что основные положения и выводы дипломной работы расширяют теоретическую базу спортивной подготовки спортсменов «Карате-до» на этапе спортивного совершенствования, создают практические возможности совершенствования методики спортивной подготовки, как в конкретном возрастном диапазоне, так и в контексте целостной модели многолетней спортивной подготовки.
Практическая значимость. нами была разработана и исследована методика подготовки спортсменов "Каратэ-до" путем организации тренировочного процесса нацеленного на работу с выполнением физических упражнений и усовершенствование физических качеств спортсменов " Каратэ-до".
Структура и объем работы. Выпускная аттестационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, 16 таблиц, 4 рисунка, списка литературы, содержащего 20 источников. Общий объем работы составляет 60 страниц компьютерной верстки.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы физической подготовки спортсменов в " Каратэ-до"………6
1.1 Общая физическая подготовка спортсменов…………………………….6
1.2 Специальная физическая подготовка…………………………………...14
1.3 Психологическая подготовка спортсменов…………………………….27
Глава 2. Организация и методы исследованияособенностей развития физических качеств у спортсменов «Карате - До»…………………………..33
2.1 Организации исследования……………………………........................33
2.2 Методы исследования……………………………………………………34
2. 3. Оценка результатов исследования………………………………………39
Глава 3. Организация экспериментальной работы по формированию развития физических качеств у спортсменов «Карате До»……………………………43
3. 1 Организация обучения и реализация программы «ОФП с элементами карате до»………………………………………………………………………..43
3. 2 Экспериментальное обоснование особенностей развития физических качеств у спортсменов «Карате До»…………………………………………...52
Выводы…….……………………………………………………………………57
Список литературы ……………………………………………………………...61
Проведён анализ литературы по проблемам физической подготовки каратистов.
На основе изчения литературных источников разработана методика тренировки для улучшения физической подготовки спортсменов " Каратэ-до" программа общей и специальной физической подготовки спортсменов «Карате - до» «ОФП с элементами карате».
Получены данные тестирования нормативов физической подготовленности ОФП и СФП у спортсменов первого года обучения по программе общей и специальной физической подготовки спортсменов «Карате - до» «ОФП с элементами карате» в начале года (начальное тестирование) и в конце года (итоговое тестирование). Полученные данные, мы сравнили с результатами контрольной группы, не проходившей обучение по программе.
Наше предположение что, коррекция тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки юных каратистов, основывающаяся на модельных характеристиках тренировочного процесса, будет способствовать быстрому формированию техники специальных движений и ее реализации в соревновательной деятельности, оказалось верным. Результаты тестирования экспериментальной группы намного лучше, чем результаты контрольной группы.
1. Бальсевич В.К. «Что нужно знать о движениях человека (лекция профессора В.К. Бальсевича)», Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997.- №2. — С. 46-50
2. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. 4-е изд., стер. - М.: «Академия», 2009. - 416 с.
3. Вовк Н.М. «Каратэ: Учебно-методическое пособие», М., ВРИБ Союзрекламкультура, 1991. – 81 с.
4. Волков Л.Н. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.Н. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с
5. Гизюк А.И., Подковырков В.Ю. «Беседы о боевом искусстве» М., Прометей, 1991. – 160 с.
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. «Психология физического воспитания и спорта», учеб. пособие, М., 2000. – 70 с.
7. Гордон С.М. Спортивная тренировка / С.М. Гордон. - М.: Физи¬ческая культура, 2008. - 256 с
8. Дорохов Р.Н., Губа В.П. «Спортивная морфология: Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры», М., Спорт Академ – Пресс, 2002. – 236 с.
9. Еркомайшвили И.В. «Основы теории физической культуры», Екатеринбург, под ред. доц., канд. пед. наук О.Л. Жукова, 2004. – 191 с.
10.Жак Делкур «Техника каратэ. Полная методика подготовки мастеров с квалификацией «Черный пояс»», М., МАИ, 1994. – 256 с.
11. Камкин А.Г., Киселева И.С. «Атлас по физиологии. В двух томах.» Том 2: учеб. пособие, Глава 7. Физиология дыхания, 2012. – 304 с.
12. Каратедо. Сито-рю. Сито-кай» Евразийская федерация карате-до Сито-рю и Федерация карате-до Сито-рю России, М., 2003. – 304 с.
13. Караулова Л.К. Физиология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. М.: «Академия», 2009. - 384 с.
14. Лукьяненко В.П. «Физическая культура: основы знаний. Учебное пособие», Ставрополь, СГУ, 2001. – 224 с.
15. Марк Бишоп «Окинавское карате», М., Фаир-Пресс, 1999. – 287 с.
16. Маряшин Ю.Е. «Современное каратэ», М., ООО «Издательство АСТ», 2002. – 188 с.
17. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры», Учеб. для институтов физ. культуры, М., 1991. – 543 с.
18. Накаяма М. «Лучшее каратэ» Том 2. Основы, М., ЛадаМир, 1997. – 142 с.
19. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. М.: Физическая культура, 2010. - 203 с.
20. Под ред. Ашмарина Б.А. «Теория и методики физического воспитания», учеб. для пединститутов, М., 1990. – 287 с.
21. Пфлюгер А. «Шотокан каратэ-до», М., Фаир – Пресс, 2002. – 132 с.
22. Солодков A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная Текст. / A.C. Солодков, Е.Б. Сологуб. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. — 620 с.
23. Холодов Ж.К., Кузнецов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта» – 2-е издание, исправленное и дополненное – М., АСАDEMA, 2003. – 472 с.