В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7 – 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества
Водные виды адаптивной физической культуры давно и с успехом используются во всех её видах, начиная с адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации и заканчивая экстремальными видами двигательной активности; во всех возрастных периодах жизни человека – от младенчества (включая роды в воде) до старости; с инвалидами практически всех нозологических групп – по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, сложными дефектами и др.
Цель – выявить эффективность влияния занятий аквааэробикой на людей с избыточным весом.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
2. Разработать комплекс упражнений аквааэробики с учетом возрастных особенностей, степени ожирения и уровня физической подготовки ;
3. Проанализировать эффективность воздействия комплекса упражнений на здоровье занимающихся и их психо — эмоционального состояния.
Объект исследования: женщины от 38 до 42 с избыточным весом.
Предмет исследования: отложение жира и увеличение массы тела у женщин среднего возраста; методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий по аквааэробике с элементами и боевых искусств.
Гипотеза: предполагаю, что занятия аквааэробикой с элементами боевых искусств, оказывает положительное влияние на весь организм в целом, а именно на сердечно-сосудистую,дыхательную, пищеварительную системы и психо-эмоциональное состояние.
Введение
Актуальность темы: В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7 – 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества (Агаджанян Н. А.,1983).
Ожирение — это болезнь, которая характеризуется избыточным накоплением жира в организме. И это избыточное накопление опасно для здоровья. Как и любая другая болезнь обмена, ожирение подкрадывается к человеку незаметно,ведь нет резкой грани между здоровьем и нездоровьем. В большинстве случаев организм человека совершает плавный незаметный переход из одного состояния в другое.
Рост ожирения идёт сейчас во всём мире очень большими темпами,захватывая ужу не только развитые но и развивающиеся страны. Ожирением заболевают как взрослые, так и дети.
...
1.1 Понятие избыточного веса и аспекты ожирения.
Избыточный вес- это первый шаг к ожирению, серьёзному, хроническому, многофактурному заболеванию.
Ожирение — отложение жира, увеличение массы тела за счёт жировой ткани. Жировая ткань может отлагаться как в местах физиологических отложений, так и в области молочных желёз, бёдер, живота. В настоящее время ожирение рассматривается как хроническое обменное заболевание, возникающее в любом возрасте, проявляющееся избыточным увеличением массы тела преимущественно за счёт чрезмерного накопления жировой ткани, сопровождающееся увеличением случаев общей заболеваемости и смертности населения. Заболеваемость ожирением в цивилизованном обществе резко растёт, несмотря на отсутствие изменений в генетическом пуле то есть независимо от наследственных факторов(Беюл Е.А., Оленева В.А.,1986).
Развитие ожирения происходит в результате дисбаланса между поглощением и затратами энергии в организме.
...
1.2 Психосоциальные аспекты ожирения.
На современном этапе изучения проблемы ожирения большинство исследователей признают тот факт, что ведущими этиологическими факторами заболевания являются гипералиментация и гипокинезия. Исходя из этих базовых представлений о причинах ожирения, предлагаются различные модели патогенеза заболевания. Однако констатация гипералиментащш и гипокинезии, являющаяся точкой отсчета при рассмотрении нейро-гуморально-эндокринных и энергетических механизмов заболевания, не позволяет получить адекватное представление о клинике и этиопатогенезе болезни, так как из анализа выпадает собственно человеческий фактор заболевания, т.е. такие механизмы патологического процесса, которые детерминируются социальной сущностью человека(Вейн А.М., Дюкова Г.М.,1989).
Чтобы наиболее точно понять сущность психосоциальных факторов ожирения, необходимо провести анализ пищевого поведения.
...
1.3Анализ использования различных направлений аэробики
Впервые термин «аэробика» (от слова «аэробный» - «кислородный») был введен в 70-е годы прошлого столетия доктором Кеннетом Купером, известным американским специалистом в области физической культуры. Так он назвал свою оздоровительную систему физических упражнений для людей всех возрастов.
«Аэробика - это звучит как некий новый вид спорта по аналогии с гимнастикой или атлетикой, - писал в предисловии к книге Купера «Новая аэробика» профессор А.Коробков. - С точки зрения медика, это слово достаточно емко и точно отражает сущность оздоровительных тренировок. Ведь каждому человеку, прежде всего, необходимы упражнения аэробного характера, развивающие способность организма к усвоению кислорода. В этом процессе ведущую роль играют системы кровообращения, дыхания и тканевого обмена. Именно аэробный характер таких упражнений, как бег, плавание, лыжи, придает им особую оздоровительную ценность».
...
1.4. Физические особенности водной среды
По закону Архимеда, тело, погруженное в воду, весит во много раз меньше. Человек средних габаритов при практическом взвешивании весит в воде 2-3 кг. Исследования показали, что человек, погруженный в воду по плечи, весит только 10% от собственного веса. Влияние водной среды на организм во многом сходно с условиями влияния невесомости на человека.
При движении в воде почти все суставы действуют с высокой амплитудой и в самых различных плоскостях, полностью используя свои природные возможности. При этом пределы движений несколько расширяются, поскольку суставы уже не несут наиболее утомительной, статической опорной нагрузки. «Погруженное в жидкость тело» уже почти не тратит усилий не поддержание позы(Васильева И. В.,1997).
Так как условия пребывания в воде схожи с условиями невесомости (присутствие взвешенного состояния), то такой факт, как увеличение роста, может иметь место и при систематическом пребывании в водной среде.
...
1.5 Противопоказания к занятиям аквааэробики
Каждая фитнесс-методика имеет определенные недостатки и противопоказания. У аквааэробики их немного, но в любом случае людям, имеющим отклонения в здоровье надо заранее проконсультировавшись с лечащим врачом и четко следовать полученным рекомендациям, не пытаясь экспериментировать с физическими нагрузками (Н.Ж.Булгакова, И.А.Васильева, 1996).
Так как водная среда повышает требования к безопасности во время занятий, людям, перенесшим сердечный приступ или склонным к судорожным припадкам, а также женщинам преклонного возраста, заниматься в воде следует только под руководством тренера, согласовав свою программу с врачом лечебной физкультуры (Р.Е. Мотылянская. 1984).
Люди, страдающие астмой, должны помнить, что гидростатическое давление может вызвать ощущение сдавленности в груди, отчего им станет трудно дышать, поэтому с таким заболеванием желательно заниматься в мелких бассейнах.
...
2.1. Этапы и условия проведения эксперимента
Для внедрения и осуществления задач и целей данной работы были подобрано 20 девушек с избыточным весом среднего возраста от 38 до 42 лет и созданы две группы: экспериментальная и контрольная.
1-я(основная)- женщины занимающиеся, по основной программе аквааэробики с включением элементов боевых искусств. В группу вошли 10 женщин с различными проблемами со здоровьем: варикозное расширение вен(у троих), остеохондроз (у четверых), ревматизм ( у одной),сахарный диабет( у двоих).
2-я(контроля) – женщины, занимающиеся по основной программе обычной аэробики ( тай-бо). В группу вошли 10 женщин, так же имеющие проблемы со здоровьем: панкреатит ( у двоих), сахарный диабет (у одной), ВСД (у двоих),холецистит ( у одной), гинекологические заболевания( у четверых).
...
2.2. Измерение жировой ткани с помощью калипера.
Калипер — это прибор для измерения количества подкожного жира. С помощью этого нехитрого прибора можно замерять толщину подкожных жировых складок с большой точностью. Поэтому даже прибавка 1 мм на талии будет замечена калипером.
Измерив толщину жировой складки в нескольких местах тела, можно с помощью специальных формул и таблиц, рассчитать процентное содержание подкожного жира и процент сухой массы по отношению к общей массе тела.
http://askpoint.org/medicine_and_health/chto-takoe-kaliper/
Как измерять процентное содержание жира с помощью калипера
1. Обнажите область живота, не следует измерять через одежду.
2. Встаньте ровно, не сутультесь.
3. Возьмите калипер в правую руку и убедитесь, что ползунок сдвинут в крайнее правое положение.
4. Место, где следует брать кожную складку, расположено на 2- 3 см выше подвздошной кости. Найти подвздошную кость очень легко на ощупь. (рис. 1).
5.
2.3 Шкалы тревоги и тревожности Спилберга.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и
предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
...
2.4. Методы проведения исследования. Функциональные пробы и индексы.
Функциональные возможности организма раскрываются наиболее полно при физических нагрузках и в условиях повышенных требований к нему. Функциональные пробы позволяют оценить общее состояние организма, его резервные возможности, особенности адаптации различных систем к физической нагрузке. Применение функциональных проб позволяет учитывать эффективность проведённых мероприятий, степень восстановления или компенсации функций, корректировать процесс занятий. Именно в этих целях нами применялись следующие виды проб и индексы:
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе).
Методика: после 5 мин. отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем сделать полный вдох (80-90% от максимального), задерживать дыхание. Отмечается время от момента задержания дыхания до ее прекращения.
Принципы оценки результатов пробы Штанге у взрослых людей.
Норма.
...
2.5. Статистическая обработка данных
Достоверность различий определялась по Т- критерию Вилкоксона.
Критерий Т-Вилкоксона основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений в первом и втором измерении. Для нахождения числового значения критерия Т необходимо помнить о типичных и нетипичных сдвигах. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Обнаружение статистически достоверных (значимых) различий - p ≤ 0,05, обнаружение статистически не достоверных различий - p >0,05.
ВЫВОД по вычислительной части таков: полученный критерий является характерным для получения результатов в данном исследовании Если полученный p – критерий в эксперименте меньше табличного, то различия будут являться достоверными и наоборот, если p– критерий больше табличного, то полученное не достоверно.
2.6.1. Особенности составления комплекса занятия
Процесс составления комплекса аэробики включает следующие этапы:
1. Определение длительности всего занятия в соответствии с возможностями его участников.
2. Распределение времени на подготовительную, основную и заключительную части. В среднем на каждую часть отводится 20, 70 и 10% всего времени занятия. Так, для комплекса в 60 минут на разминку отводится 10 мин., 40мин. - нагрузочная часть, и 10 мин. - расслабление.
3. Подбор упражнений для каждой из частей комплекса, их дозировка, определение темпа и ритма выполнения.
4. В соответствии с ритмическими характеристиками каждой серии упражнений подбирается музыка и записывается в нужной последовательности.
Количество упражнений аэробики огромно. Это позволяет на каждом занятии обновлять часть упражнений, что способствует поддержанию интереса к занятиям. Момент новизны мобилизует внимание.
...
Библиографический список
1.Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма [Текст] / Н. А. Агаджанян. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
2.Анисимова, М.В. Занимаясь оздоровительной аэробикой [Текст] / М.В. 3. 3.Акопян Е.С. Методические предпосылки использования ритмической гимнастики в занятиях с женщинами зрелого возраста: Тез. ХVI респ. научн.-метод. конф., 25-26 февр. Ереван,1987, с. 38-40.
4.Анкин В. А.; Галаева О. В. Влияние занятий гидроаэробикой на освоение плавательных движений молодыми женщинами, не умеющими плавать. //Теория и практика физкультуры. – 1997. – №6 – с. 58.
5.Анкина Л. И. Использование плавания в системе лечебено-профилактических упражнений и организованного отдыха. – Омск, 1988. – с.
6.Апонасенко, Г. Л. О возможностях количественной оценки здоровья человека [Текст] / Г. Л. Апонасенко // Гигиена и санитария. – 1988. -№6. – С. 55 – 58.
7.Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.:1990.
8.Баевский, Р. М. Новое в физиологии [Текст] / Р. М. Баевский // - 1979. - № 11. – С. 17-28.
9.Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 96 с.
10.Бальсевич, В.К. Здоровье в движении [Текст] / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 102 с.
11.Беюл Е.А., Оленева В.А., Шатерников В.А. Ожирение. - М.: “Медицина”, 1986. - 192с.
12.Булгакова Н.Ж., Васильева И.А. Аквааэробика.- М.: РГАФК, 1996. - 30с.
13.Бутрова С.А., Плохая А.А. Лечение ожирения: современные аспекты // Русский медицинский журнал. - 2001. - Т.9 №24. - с.1140-1143.
14.Бурханов А. И. Физическое развитие школьников в процессе занятий плаванием.//Теория и практика физкультуры. – 1990. — №9 – с. 24-26.
15.Васильева И. В. Содержание и методеке занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук – М.; 1997. – 23с.
16.Васильева В. В. и др. Физиология человека: Учебное пособие. — М., ФиС, 1973. – 192с.
17. Вейн А.М., Дюкова Г.М., Ступа М.В. Психосоциальные факторы и болезнь. // Советская медицина. - 1988. - №3. - с.46-51.
18.Виру, А.А. Аэробные упражнения [Текст] / А.А Виру, Г.А. Юримяэ, Т.А. Смирнова. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 142 с.
19.Волчек, Н.П. Идеальная фигура [Текст] / Н.П. Волчек. – Мн.: Харвест, 2003. – 214 с.
20.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры том 2. –М.: 2007 – 448с.
21.Казначеев, В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых исследований населения [Текст] / В.П. Казначеев, Р.М. Баевский. – Л.: Медицина, 1975. 208 с.
22.Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / К.Купер. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 192 с.
23. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. - М.: 2004 – 184с.
24.Купер, К. Новая аэробика [Текст] / К.Купер. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 205 с.
.25.Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде /пер. с англ./. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 256с
26.Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Омега – Л, 2004 – 160 с.
27.Мотылянская, Р. Е. Пути воздействия оздоровительной физической культуры на организм человека среднего и пожилого возраста [Текст] / Р. Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. – 1983. –№4. – С. 34 – 36.
28.Муравов, И. В Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта [Текст] И. В. Муравов. – Киев, : Здоровья, 1989 – 246 с.
29.Ростовцева, М.Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возраста средствами ритмической гимнастики: автореф. дис. канд. пед. наук: / 13.00.04 / М.Ю. Ростовцева. – Малаховка, 1990. – 24 с.