Актуальность. В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.
Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда. В связи с этим возникает проблемная ситуация, связанная с необходимостью создания новых методов, технологии, приёмов производства, обучения.
До некоторого момента потребности практики по созданию новых способов решения стоящих перед ней задач удовлетворяются за счёт имеющихся научных знаний. Однако рано или поздно этих знаний оказывается недостаточно для решения проблемы ситуации, возникает потребность расширения теоретического потенциала, необходимость создания новой научной базы, выдвижения новых идей, концепций, научных теорий.
Однако непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является развитие гибкости и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата. В связи с резким снижением за последние годы возраста начало занятий художественной гимнастикой юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырём – шести видам многоборья. В течении одного – двух лет становится необходимым обучать девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому развитие гибкости приобретает важное значение и является одной и значимых задач учебно-тренировочного процесса. Иногда на фоне приоритетного развития гибкости проявляются снижение двигательной подготовленности юных гимнасток.
1. Анализ литературных источников и имеющихся данных по теме выпускной работы показал – на этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с юными гимнастками является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентами которой является гибкость и координация движений; в художественной гимнастике большое внимание по сравнению с остальными двигательными качествами уделяется развитию гибкости и координационных способностей, т.к. эти качества имеют решающее значение в достижение высоких спортивных результатов; благодаря целенаправленному развитию гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений – наклонов, равновесий, прыжков, волн;
При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсменки значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями.
2. На основе результатов предварительного исследования было выявлено:
– уровень развития двигательных качеств оказался незначительным во всех показателях, оценивающих координационных способностей и гибкость гимнасток на этапе предварительной подготовки.
– по показателям общей двигательной подготовленности наблюдается уровень выше среднего только в скоростно-силовых способностях.
3. В начале исследования была выявлена слабая обратно пропорционально взаимосвязь (Р 0,05) между гибкостью и координацией движений, а между общей двигательной подготовленностью и координацией движений взаимосвязь оказалась выше среднего (Р 0,05).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И
КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК………
6
Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта…………………………………………………………..
6
Особенности методики развития гибкости и координации
движений, возрастные особенности ………………………………..
9
Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной
подготовки у юных гимнасток…………………………………….
26
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…. 28
Задачи исследования………………………………………………… 28
Методы исследования……………………………………………….. 28
Организация исследования………………………………………… 32
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И
КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ В
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ……………………………
33
Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5-6 лет на предварительном этапе в начале исследования………………..
33
Характеристика средств и методов развития гибкости и
координации движений по экспериментальной методики………
35
Результаты исследования…………………………………………… 43
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...……………. 49
1. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. – М. : Физкультура и спорт, 1974. – 264с.
2. Боброва, Г.А.Художественная гимнастика в школе. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 208с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М. : 2009. – 528 с.
4. Варанина, Т.Т., Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры/Под ред. Орлова, Л.П. – М. :Физкультура и спорт, 1973. – 197 с.
5. Карпенко, Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой : методические рекомендации.-Ленинград 1999. –25 с.
6. Лакоценин, С. С., Система оздоровления дошкольников: Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко 2007 г. – 96 с.Лисицкая, Т.С. Художественная гимнастика. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 231с.
7. Габриелян, К.Г., Ермолаев, Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». – М. : Физкультура и Спорт, 2006. – 122 с.
8. Лях, В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1999, – с . 25
9. Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн. : Полымя, 1989. – 159 с.: ил.
10. Лях, В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000. – 24 с.
11. Лях, В.И., Садовски, Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовке в спорте//теория и практика физической культуры. №8, 1989. – 24 с.
12. Лях, В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. – с. 7-14.
13. Лях, В.И. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. –М. : ООО “Фирма издательства АСТ”, 1998. – 272 с.
14. Мавроматия, Д. Упражнения художественной гимнастики. – М. : Физкультура и спорт, 1972. – 141с.
15. Манжелей, И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. – Тюмень : 2010. – 144 с.
16. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: 2005. – 185 с.
17. Назарова, О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет : Методическая разработка для тренера. – М. : 2001. – 39 с.
18. Филин, В.П. испытание физических качеств у юных спортсменов. – М. : Физкультура и спорт, 1974. – 232 с
19. Филин, В.П. Тренировка юных спортсменов. – М. : Физкультура и спорт, 1965. – 334 с.
20. Харченко, Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения. Автореф… дис. канд. пед.наук , 1999. – 19 с.
21. Шишкарёва, Ю.Н., Орлов, Л.П. Художественная гимнастика: уч.пособ. для секций коллективов физической культуры. – 1954. – 400 с.