Введение
Физическая культура благотворно влияет на организм и здоровье человека. При занятии активными видами спота улучшается здоровье, повышается общий тонус организма, укрепляется сердечно сосудистая система, развиваются мышцы. Тоже можно сказать и про черлидинг.
Черлидинг - это модная смесь спорта и индустрии развлечений. Зажигательный танец, захватывающие дух акробатические трюки, задорные кричалки украшают разные развлекательные мероприятия, всевозможные праздники и спортивные соревнования.
Как вид спортивной деятельности, черлидинг придумали американские зрители состязаний по мини-футболу. В переводе на русский язык - это лидеры, «кричащие заводилы» зрителей, группы поддержки своих любимых команд. Своими выступлениями черлидеры должны подбадривать спортсменов, «речевками и кричалками» зажигать болельщиков, направляя их энергию в позитивное русло для создания благоприятного морально-психологического климата на стадионе. Они владеют приемами смягчения агрессивного настроения фанатов и -управляют эмоциями зрителей.
Черлидинг зародился в США в конце 1880-х годов, а приобрел наиболее широкое распространение в 1970-е годы. Примерный перевод названия - руководитель группы поддержки команды. Кроме того, что черлидинг выступает как самостоятельный вид спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта.
В 2001 году была основана Международная федерация черлидинга (ICF), куда впоследствии, помимо стран-членов европейской ассоциации, вошла Япония - страна, где в 2001 году в г. Токио состоялся первый чемпионат мира по черлидингу.
В России черлидинг существует относительно недавно. Свое начало он получил одновременно с появлением у нас американского футбола. Первая черлидинговая команда в нашей стране была создана в 1996 году при Детской Лиге американского футбола (ДЛАФ). Вскоре интерес у девочек к оригинальному виду спорта настолько возрос, что в январе 1998 года появилась Автономная некоммерческая организация Досуговый Клуб «Ассоль», учрежденный ДЛАФ, главной задачей которого стало развитие программы Группы поддержки спортивных команд. В августе 1999 года по инициативе Клуба «Ассоль» была зарегистрирована РОО «Федерация Черлидерс - группы поддержки спортивных команд».Чуть позже к ней примкнули региональные федерации Астрахани, Волгограда, Челябинска, Магнитогорска, Московской области, Перми, Санкт-Петербурга.
Популярность черлидинга продолжала стремительно расти. Уже в 1999 году во Дворце Спорта «Динамо» состоялись первые соревнования по черлидингу на Кубок Федерации. Впоследствии эти соревнования стали проводиться ежегодно по определенной программе. 12 февраля 2007 года черлидинг в России был официально признан видом спорта. 23 ноября 2008 года во Дворце Спорта «Динамо» г. Москва прошел I-й Этап Кубка Мира по черлидингу (IFC World Cup 2008). Среди других стран Россия заняла 5 призовых мест, из них 3 место — в номинации CHEER ALL FEMALE 16 (Senior), 1 и 3 места — в номинации CHEER MIXED 16 (Senior), 2 и 3 места — в номинации CHEER ALL FEMALE 12-15 (Junior) и 3 место — в номинации GROUP STUNTS 16 (Senior).
Черлидинг развивается и как самостоятельный вид спорта. С 2002 года российские команды участвуют в чемпионатах Европы и мира по этому виду спорта. Существуют две номинации соревновательного черлидинга: «Чир-данс» (танцевальная программа с выполнением прыжков, пируэтов - поворотов и использованием помпонов) и силовое направление - «Чир». В последней номинации, предусматривается исполнение сложных пирамид в три уровня, состоящих из нескольких отдельных стантов, акробатических элементов (кувырки, перевороты, рондаты и сальто), чир-прыжков в «шпагат», танцевальный блок упраж-нения. Кроме того, черлидеры в своей композиции могут использовать предметы агитации: плакаты с названием своей команды, флаги, мегафоны и «кричалки».
У российского черлидинга есть хорошая техническая база отечественной художественной гимнастики и спортивной акробатики для развития перспективы этого зрелищного вида спорта.
Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.
Актуальность исследования определяется также и тем, что координационное совершенствование направлено и на подготовку подрастающего поколения к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
Растущий уровень спортивных результатов, рациональное использование времени занимающихся спортом требует поиска новых средств и методов, направленных на совершенствование и повышения эф-фективности тренировочного процесса.
Проблема соответствия тренировочных нагрузок запросам соревновательной деятельности спортсменов является на современном этапе одной из главных. Необходимо выявление четких характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат.
Важным вопросом является установление строгой согласованности системы управления процессом многолетнего спортивного совершенствования и специфических требований соревновательной дея-тельности в конкретных спортивных дисциплинах. В доступной литературе по этой проблеме имеются довольно разнообразные рекомендации по построению подготовки спортсменов в сложно-координационных видах спорта и такие же разнообразные данные, отражающие контроль соревновательной деятельности и состояние черлидеров на различных этапах годичного цикла подготовки. Существуют противоречия между нарастанием соревновательных нагрузок в связи с коммерциализацией спорта и в частности черлидинга и недостаточным вниманием к рациональному построению подготовки; между возросшими требованиями к соревновательным программам и отсутствием модельных характеристик современной соревновательной деятельности; между проявлением некоторых новых исследований и рекомендаций и недостаточной их реализации в учебно-тренировочном процессе; между потребностью в эффективных технологиях подготовки черлидеров на этапе специали-зированной базовой подготовки и их недостаточной разработанностью [2, 4, 5].
Результативность соревновательной деятельности в черлидинге во многом зависит от физической, специальной и технической подготовки, но при этом система такой подготовки формируется до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-практического обоснования [5, 6, 8].
Основу тренировочного процесса в сложно-координационных видах спорта, в том числе и в черлидинге, составляет техническая подготовка, занимающая значительную часть времени, однако физическая и специальная подготовки представляют собой процесс, направленный на развитие физических качеств, спообствующий увеличению работоспособности организма и являющийся эффективным средством соревновательной деятельности спортсмена [4, 5, 7 и др.].
Анализ последних исследований и публикаций в черлидинге показал, что относительно молодой вид спорта, требует немедленного решения проблемы оптимизации структуры годичного цикла подготовки, поиска рационального соотношения объемов тренировочных нагрузок на этапе специализированной базовой подготовки. Решить эту проблему можно с помощью проведения экспериментальных исследований и учитывая опыт построения макроциклов в скложно-координационных видах спорта.
Поиск оптимального сочетания тренировочных занятий на различных этапах подготовки спортсменов позволит достигнуть высоких результатов в черли-динге, что является весьма важной и актуальной проблемой, которая определяется практическими запросами черлидинга.
Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у девушек черлидеров обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.
Проблема состоит в создании современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять совершенствование координационных способностей черлидеров.
Цель исследования: Изучить особенности развития координационных способностей у девушек 18-20 лет, занимающихся черлидингом.
Объект исследования – процесс развития координационных способностей у девушек 18-20 лет.
Предмет исследования – методика развития координационных способностей у девушек 18-20 лет, занимающихся черлидингом.
Гипотеза исследования: Предполагается, что применение акробатических и гимнастических упражнений с динамическим характером на занятиях у черлидеров, качественно повышают уровень их координационных способностей.
Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
3. Определить уровень развития координационных способностей девушек 18-20 лет.
4. Внедрить в занятия комплексы акробатических упражнений.
5. Обосновать результаты эксперимента.
Теоретическую основу исследования составили представления: «о спортивной подготовке как педагогической деятельно-развивающей системе» (С.Д.Неверковича), «о сущности физических качеств и координационных способностей человека» (В.Б. Коренберга, Л.П. Матвеева, В.Н.Платонова, Ж.К.Холодова, Н.Х. Хакунова и др.); «о структуре тактических и технических навыков яхтсмена-гонщика» (И.П. Блохина, Ю.А. Ларина); «о сенсорных и внесенсорных переменных решения психофизической задачи» (К.В. Бардина, Ю.М. Забродина); «о влиянии функционального состояния сенсорного анализатора на его чувствительность» (М.Б. Михалевской, А.Н. Лебедева); «о единстве и противоположности тактических и технических навыков управления яхтой (Ю.А.Ларина, Э. Твайнейма); «о перцептивном соотношении формы и фона» (Н.А. Бернштейна, А.Д. Логвиненко), «о кросс-модальном сенсорном взаимодействии» (С.В. Кравкова, Ф.Р. Филатова); «о симметрии-асимметрии в спорте» (К.Д. Чермита); «об этапности и преемственности формирования координационных способностей» (В.М. Зациорского, Л.П. Матвеева, В.П. Платонова); «о критериях и формах проявления координационных способностей» (Л.П. Матвеева, В.С. Фарфеля, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова и др.).
Методы исследования: в процессе работы были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ литературных источников;
2. Контрольные испытания.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Особенности развития координационных способностей 9
1.1.Виды координационных способностей и их характеристика 9
1.2. Методы воспитания координационных способностей 15
1.3.Критерии оценивания развития координационных способностей людей, занимающихся чирлидингом 22
Глава 2. Экспериментальное исследование развития координационных способностей людей, занимающихся чирлидингом 30
2.1. Характеристика групп исследуемых 30
2.2. Организация исследований 33
2.3.Результат исследования 33
Заключение 33
Список литературы 49
Приложения 54
Заключение
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемый в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Так же, развитие координационных способностей имеет важное значение в профессиональной и спортивной деятельности людей. А, следовательно, и тема «Развитие координационных способностей у девушек 18-20 лет, занимающихся черлидингом» очень актуальна на данном этапе.
Мы предположили, что применение акробатических и гимнастических упражнений с динамическим характером на занятиях у черлидеров, качественно повышают уровень их координационных способностей.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Изучив координационные способности у девушек 18-20 лет, занимающихся черлидингом, можно сделать выводы, что проблемы существуют как теоретические, так и практические.
2. Предложенная нами методика соответствует преимущественной направленности на развитие координационных способностей у девушек 18-20 лет, занимающихся черлидингом.
3. Проведя тестирование можно сказать, что использование акробатических упражнений благоприятно влияет на развитие координационных способностей в тренировочном процессе у девушек 18-20 лет, занимающихся черлидингом.
Показатели экспериментальной группы уровня развития координационных способностей улучшились, что подтверждает эффективность предложенной нами методики.
Список литературы
1. Белокопытова Ж.А. Оценка соревновательной деятельно¬сти гимнасток высокой квалификации: Метод. рекомендации /Ж.А.Белокопытова. - К., 1992. - 28с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А.Бернштейн. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288с.
3. Григорьева, С. А. Экспертная оценка координационных способностей, профес¬сионально-значимых для бакалавров экономического профиля / С.А. Григорьева // Уче¬ные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 47-50.
4. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физиче¬ское состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Го-ломолзина, С.П. Левушкин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 24-28.
5. Горелов, А. А. Коррекция состояния здоровья студентов специальной меди¬цинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 37-41.
6. Гилев Г.А. Методология скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных пловцов: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1998. -24 с.
7. Глазко Т.А. Влияние тренировочных нагрузок на формирование двигательного навыка в скоростно-силовых видах легкой атлетики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 21 с.
8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
9. Горбунов Г.И. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.-20 с.
10. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КГАФК, 1995. - 68 с.
11. Горский А.П. Динамика проявления скоростно-силовых способностей школьников 8-15 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1970. 18 с.
12. Горстков Е.Н. Анализ тренировочной и оздоровительной деятельности боксеров тяжелых весовых категорий // Бокс: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 43-46.
13. Гречко А.С., Хромин В.Г., Соколов Г.Я. Программы по физической культуре для 9-11 классов: Базовая часть // Физической образование Сибири: Научно-методический журнал. Омск., 1997. - № 2 (6). - С. 128-137.
14. Губа В.П. Эффективность метода освоения основных спортивных умений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. — 21 с.
15. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение, понятия, клас¬сификация форм проявления / О. А. Двейрина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 35-38.
16. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике /Л.А.Карпенко //Культура физическая и здоровье. - 2007. - №4.- С.45-49.
17. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе физического воспитания: [Учебное пособие для студ. вузов] / Т.Ю. Круцевич. - К., 1999. - 232 с.
18. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А.Г. Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992. - С. 24-32.
19. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - М.: СпортАкадемПресс, 2008. - 192 с.
20. Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №1.- С. 48-50.
21. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №11. – С. 39-42.
22. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
23. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И.Лях //Теория и практика физической культуры. - 1991. - №11. - С. 17-20.
24. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7.- С. 28-30.
25. Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №8. - С. 44-46.
26. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П.Матвеев. - М.: Прогресс, 2001. - 324с.
27. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - М.: Физкультура и спорт, 2004 – 328 с.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001. – 412 с.
29. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий / Ю.В. Менхин. - М.: ФиС, 2000. - 148 с.
30. Менхин Ю.В. Конструктивный подход в обеспечении результативности физических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 10. - С. 7.
31. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям к видам спорта сложной координации: Автореф. дис. докт. пед. наук, 1991.-48с.
32. Методы исследований в спорте / Под общей ред. В.П. Филина -Харьков: Основа, 1992.- 149 с.
33. Михайлина Т.М., Лысенко В.В. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихсяобщеобразовательных школ // Теория и практика физической культуры. 1994. - № 11. - С. 17.
34. Мотылев А.В. Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одаренности детей и их значение при выборе спортивной специализации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. С-Пб., 1998. - 23 с.
35. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 279 с.
36. Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1993. - № 8. - С. 40.
37. Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1998. - № 10. -С. 18.
38. Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки спортсме-нок на уровне достижений в художественной гимнастике /Т.В.Нестерова //Современный олимпийский спорт и спорт для всех: XI междунар. науч. конгресс: в 4 ч. - Минск, 2007. - Ч.1.- С.182-185.
39. Пидоря, A.M. . Основы координационной подготовки спортсменов / А.М. Пидоря, М.А. Годик, А.И. Воронов. - Омск, 1992. – 166 с.
40. Ставицкий К.Р. Применение модифицированного теста в целях отбора / К.Р. Ставицкий //Организационные и программно-методические аспекты системы отбора перспективных спортсменов. - 1988. - С.188-195.
41. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция / И.И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 2001. – 46 с.
42. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 608 с.
43. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология. Учебник / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М.: Академия, 2007.-232с.
44. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания / М.И. Станкин. - М.: Просвещение. 2007.-24с.
45. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян. - М.: ФиС. 2006.-154с.
46. Фарфель, В.С. Двигательные способности / В.С. Фарфель //Теория и практика физической культуры. 2007. №12, с.11-24.
Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направлением развития двигательных способностей. - М.: Просвещение,2005. - 204 с.
47. Филлипович, А.Б. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости / А.Б. Филлипович //Теория и практика физической культуры. 2005. №2, с.49-52.
48. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с.
49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. – 480 с.
50. Шевченко Д.Ю. Совершенствование психомоторных способностей старших школьников: Автореф. дис. ...канд. пед. наук: (13.00.04) / Д.Ю. Шевченко. - Омск, 2009. - 23 с.