ВВЕДЕНИЕ
Хореография в спорте – один из современных методов подготовки юных спортсменов и спортсменов международного класса на основе методики, разработанной школой классического и народного танцев.
Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движения, способны выполнить технически сложные упражнения легко и непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.
Занятия хореографией являются составной частью подготовки фигуриста. Упражнения, выполняемые под музыку, помогают решить ряд важнейших вопросов подготовки. Хореография позволяет развить музыкальность и выразительность, овладеть комплексом двигательных навыков, способствующих повышению координационных возможностей, повысить уровень развития физических качеств, и в первую очередь гибкости, быстроты и силы.
В основе успешного использования элементов хореографии в фигурном катании должно лежать умение выбрать из большого числа существующих упражнений те, которые с наибольшей эффективностью способствуют решению конкретной задачи данного этапа подготовки фигуриста.
Объект - учебно-тренировочный процесс в фигурном катании.
Предмет - методика обучения adagio в группах начальной подготовки.
Цель исследования: исследовать роль и значение обучения adagio в группах начальной подготовки в фигурном катании.
Задачи исследования:
-раскрыть понятие и особенности adagio как выразительного средства;
-рассмотреть методику исполнения adagio простой и развернутой формы построения;
-проанализировать особенности обучения adagio в группах начальной подготовки в фигурном катании;
-провести исследование компонентов программы, как показателя уровня технической подготовки фигуристов.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по вопросу исследования, методы качественного анализа результатов исследования, тестирование, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база: учебно-тренировочная группа девочек, всего в исследовании принимало участие 16 человек, возраст от 10 до 12 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы особенности обучения адажио, применение методики обучения адажио в фигурном катании.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 36 наименований и 2 приложений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ADAGIO В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ 5
1.1 Понятие и особенности adagio как выразительного средства танца 5
1.2 Методика исполнения adagio простой и развернутой формы построения 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПРОГРАММЫ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ 16
2.1 Цель и задачи исследования 16
2.2 Методы исследования 16
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 18
2.3.1. Методика обучения элементам adagio 18
2.3.2 Влияние количества занятий по хореографии на подготовку спортсменов к соревнованиям 31
2.3.3 Значение возраста фигуристов, с которого они начинают заниматься хореографией, в тренировочном процессе 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой программы фигуриста, определяющей ее лицо, является техника, тот уровень спортивного мастерства исполнителя, который позволяет ему максимально точно и легко воплотить замысел тренера и постановщика в спортивном и в художественном отношениях, осуществить танцевально-пластическое решение образного содержания средствами фигурного катания.
Нужно глубоко понимать, что главное в фигурном катании, его сущность — это искусство владения коньками. И только при этом условии фигурное катание может смело крепить союз с хореографией, оставаясь тем не менее фигурным катанием на коньках.
Возможности фигурного катания неизмеримы, поэтому творчество тренеров и спортсменов — это прежде всего поиск. Специфика фигурного катания отнюдь не исключает его связей с другими видами спорта и искусства, такими, как театр, кино, цирк, изобразительное искусство, музыка, поэзия и т. д. Подобные связи всегда будут обогащать фигурное катание. Но самым плодотворным союзом для него был и остается творческий союз с хореографией.
Занятия всеми формами хореографии прочно заняли важное место в общем комплексе подготовки фигуристов — от начинающих, делающих свои первые шаги на льду, до чемпионов. Основными формами таких занятий являются классический, характерный и народный танцы, этюды, выполняемые по тематическому плану, упражнения на льду для придания элементам фигурного катания пластической законченности (прыжки, поддержки, вращения, шаги и т. п.), постановка программ в зале и их отработка на льду, тренировочные прокаты и выступления перед зрителями для решения конкретной хореографической задачи.
Навыки и качества, приобретаемые на занятиях хореографией, требуют постоянного подкрепления и совершенствования. Поэтому хореография является эффективным средством, влияющим на специальную физическую подготовленность – постоянный элемент подготовки спортсменов-фигуристов. Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке заданий и комплексов по хореографии, применяемых в учебно-тренировочных занятиях, для усложнения соревновательных программ и интенсификации тренировочного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абсалямова, И. В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание): учеб. пособие [Текст] / И. В. Абсалямова. - М.: ФОН, 1997. - 122 с.
2. Абсалямова, И. В. Рекомендации по программам для детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва : учеб. пособие [Текст] / И. В. Абсалямова - М. : ФОН, 2006. - 27 с.
3. Абсалямова, И. В. Фигурное катание. Комментарии к судейству [Текст] / И. В. Абсалямова, Е. В. Богданова. - М. : ФиС, 1981. - 278 с.
4. Богданов, Г. П. Уроки физической культуры в школе [Текст] / Г. П. Богданов. - М.: Просвещение, 1999. - 316 с.
5. Вайцеховская, Е. С. Фигурное катание. Только звезды [Текст] / Е. С. Вайцеховская. - М. : Эксмо, 2009. - 256 с.
6. Барышников, Ю. А. Начальная тренировка конькобежцев : метод. реком. [Текст] / Ю. А. Барышников. - М. : 1999. - 200 с.
7. Глязер, С. В. Азбука начинающего фигуриста [Текст] / С. В. Глязер - М. : ФиС, 1969. - 103 с.
8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. Н. Петров. - М. : Академия, 2008. - 264 с.
9. Заяшников, С. И. Фигурное катание : учеб.-метод. пособие [Текст] / С. И. Заяшников. - М. : Терра-Спорт, 2008. - 272 с.
10. Краткая история фигурного катания от древних времен до Плющенко [http://bluek.narod.ru/fskating/history2.html] многопредметный журнал [Текст] / Электрон. журнал. - М. : Bluеk, 2011. - Режим доступа : http://bluek.narod.ru.
11. Морель, Ф.Р. Хореография в спорте [Текст] / Ф. Р. Морель. - М. : ФИС, 1971. - 110 с.
12. Медведева, И. М. Фигурное катание на коньках [Текст] / И. М. Медведев. - Киев : Олимпийская литература, 1998. - 223 с.
13. Мишин, А. Н. Фигурное катание для всех [Текст] / А. Н. Мишин. - Ленинград: Леон, 1976. - 207 с.
14. Мишин, А. Н. Школа в фигурном катании [Текст] / А. Н. Мишин. - М. : ФиС, 1979. - 175 с.
15. Мишин, А. Н. Биомеханика движений фигуриста [Текст] / А. Н. Мишин. - М. : ФиС, 1981. - 144 с.
16. Москвина, Т. Н. Произвольная программа парного катания [Текст] / Т. М. Москвина, И. Б. Москвин. - М. : ФиС, 1984. - 362 с.
17. Москвина, Т. Н. Короткая программа[Текст] / Т. Н. Москвина. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 112 с.
18. Мишин, Б. З. Прыжки в фигурном катании [Текст] / А. Н. Мишин. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 104 с.
19. Мишин, Б. З. Отечественная история фигурного катания на коньках [Текст] / А. Н. Мишин, К. З. Гуляев, Ю. В. Якимчук. - М. : Олимп, 2006. - 432 с.
20. Мишин, А.Н. Фигурное катание для всех / А. Н. Мишин. - Л.: Лениздат, 1976. - 119с.
21. Мишин, А.Н. Фигурное катание на коньках / А.Н. Мишин. - М.: Физкультура и спорт, 1985. 271 с.
22. Мулик, В.В. Влияние хореографической подготовки на различные стороны подготовленности юных фигуристов / В.В. Мулик, Т.П. Харченко // Современный Олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех. Материалы XII Международного научного конгресса. -2008. - С. 236-238
23. Официальный сайт Международного Союза конькобежцев на русском языке [http://www.goldskate.ru] : Официальный сайт ISU. - 2012. - Режим доступа : http://www.goldskate.ru.
24. Панин, Н. А. Искусство катанья на коньках. История, теория, методика и техника фигурного катанья [Текст] / Н. А. Панин. - М. : Л. : ФиС, 1938. - 466 с.
25. Панин, Н. А. Искусство фигуриста[Текст] / Н. А. Панин. - М. : ФиС, 1956. - 327 с.
26. Панин, Н. А. Первые шаги фигуриста : учеб. пособие [Текст] / Н. А. Панин. - М. : ФиС, 1947. - 100 с.
27. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебник [Текст] / В. Н. Платонов. - Киев : Книга : Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
28. Панин, Н. А. Прыжки как элемент произвольного фигурного катанья на коньках [Текст] / Панин Н. А. // Теория и практика физ. культуры. - 1951. - Т. XIV. - № 10. - С. 773-778.
29. Половцев, В. Г. Юный конькобежец [Текст] / В. Г. Половцев, Г. М. Панов. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 180 с.
30. Проблемы конькобежного спорта : метод. пособие [Текст] / под ред. Б. А. Стенина, Т. Л. Шаровой. - М. : Москва, 1989. - 102 с.
31. Смушкин, Я. А. Искусство фигурного катания на коньках [Текст] / Я. Н. Смушкин. - М. : Советская Россия, 1967. - 230 с.
32. Средства и методы подготовки в фигурном катании на коньках : Сб.науч.тр. / Под ред.В.А.Апарина; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2002. - 63с.
33. Тажирова, Л. Б. Русская шкала фигурного катания[Текст] / Л. Б. Тажирова. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 214.
34. Толковый словарь спортивных терминов [Текст] / И. В. Абсалямова, Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1993. - 351 с.
35. Тактика построения коротких и произвольных программ // Фигурное катание на коньках : учебник [Текст] / под ред. А. Н. Мишина. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
36. Фигурное катание на коньках : учебник [Текст] / под ред. А. Н. Мишина. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
37. Фигурное катание на коньках : учебник [Текст] / под ред. А. Б. Гандельсмана. - М. : ФиС, 1975. - 183 с.
38. Фигурное катание на коньках : учебник [Текст] / под ред. А. Н. Мишина. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
39. Филин, В. П. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / В. П. Филин, Н. А. Фомин. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 176 с.
40. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов : монография [Текст] / В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 230 с.
41. Филатова Н. Фигурное катание и я - М.: «Гриф и К», 2007. - 64 с.
42. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
43. Чайковская, Е. А. Урок последний, музыкальный. Фигурное катание [Текст] / Е. А. Чайковская. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 127 с.