В настоящее время в видах спорта с сложнокоординационной структурой движений отмечается неуклонный рост сложности упражнений, процесс совершенствования композиций соревнований и исполнительского мастерства.
В процессе хореографической подготовки к произвольному катанию используют различные упражнения, совершенствующие чувство ритма, пластику и выразительность движений, необходимые позы для произвольного катания, развивающие музыкальность. Совершенствуется выполнение комбинаций шагов в различных ритмах; разучиваются различные позы при вращениях и проводится тренировка во вращениях с использованием имитационных упражнений (пируэта, винта, вращения в ласточке и др.).
Большое внимание уделяется совершенствованию прыжков в зале. Используют для этого упражнения, помогающие овладеть правильным толчком и движениями руками, совершенствуются группировки в прыжках и строгая дисциплина движений в воздухе и при приземлении. Хореографическая подготовка фигуристов в парном катании и спортивных танцах включает упражнения одиночного катания.
Партерная гимнастика (фр. «parterre» — по земле) — выполнение упражнений на полу в всевозможных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из всевозможных упоров.
Изучая немногочисленные работы по данной проблеме, нами обнаружены исследования, посвященные вопросам хореографической подготовки в физической культуре и различных видах спорта: физической культуре (В.Бочкарев, В.Кручинин, К.Купера, В.Сосина), спортивной гимнастике (С.Борисенко, Ф.Морель, Л.Савельева), художественной гимнастике (И.Ересько, Н.Каравацкая, Т.Лисицкая, Т.Ротерс), фигурном катании (А.Гандельсман, Ю.Ладигина, О.Мишин, Л.Пахомова, В.Рижкин, Е.Чайковская), синхронном плавании (М.Максимова).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Виды хореографии, используемые в фигурном катании 6
1.2 Основные элементы экзерсиса 11
1.3. Развитие гибкости фигуристов в процессе использования средств партерной гимнастики при обучении основным элементам экзерсиса 21
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1. Комплекс упражнений партерной гимнастики 32
3.2 Результаты проведенного исследования 40
3.3 Обсуждение результатов исследования 43
ВЫВОДЫ 44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
По своей биомеханической сущности подавляющее большинство упражнений в фигурном катании требует отличной подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этой способности. При высоком уровне подвижности в суставе возникают предпосылки для экономных движений, так как при увеличении исходной длины мышц проявляется большая сила, сочленения становятся более податливыми, получается, что для осуществления движения в суставе требуется меньшая сила.
Значение гибкости в фигурном катании может быть установлено при наблюдении за характерной структурой двигательных действий. С каждым разрядным этапом объем подвижности в суставах и амплитуда движений постоянно растет, именно поэтому развитие гибкости имеет очень важное значение в карьере спортсмена.
1. Алабин В. Г Гибкость и методика ее совершенствования у спортсменов: [Материалы для чтения лекций] / В. Г. Алабин - Харьков: ХаГИФК, 1998. - 32 с.
2. Алабин В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов. - Харьков, 1993. - 243с.
3. Альтер М. Д. Наука о гибкости / М.Д. Альтер. - К., Олимпийская литература. - 2007. - 421 с.
4. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: [Учебное пособие для студентов вузов физической культуры] / Под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. - М. : СпортАкадемПресс, 2 002.
5. Базарова Н.П. Классический танец. – Ё: «Искусство», 1984. 184с.
6. Бирюкова Ё. Хореографическая подготовка в спорте. Киев: КГИФК, 1990. – 18с.
7. Блок Ё.Д. Классический танец. История и современность. – М.: «Искусство», 1987. – 502с.
8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. М.: «Искусство», 1963. – 192с.
9. Васильева Е. Д. Танец. М.: «Искусство», 1968. – 247с.
10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спотрсменов. - М.: ФиС, 2008. - 331 с.
11. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - М.: Олимпийская литература, 2002. - 295 с.
12. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. – Вып.1, 1975. – С. 30–35.
13. Гращенко А.Ю. Методика развития физического качества гибкости у школьниц 10-11 лет / А.Ю. Грищенко. - Тюмень, 2003. - 160 с.
14. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников - Мн.: Народная асвета, 2008. - 88 с.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. (Основы теории и методики воспитания). - М.: Физкультураы спорт, 2006. - 200 с.
16. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. - М.: Советский спорт, 2008.
17. Казиков И.Б. Проблемы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - М., 2006.-123с.
18. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / / Теория и практика физической культуры - 2006. - № 7. - С. 2-5.
19. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. – Ё: «Искусство», 1972. – 238с.
20. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. – Ё.: «Искусство», 1976. – 270с.
21. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Т. Ю. Круцевич // Методика физического воспитания разных групп населения. – К. : Олимпийская литература, 2003. – Т. 2 – 319 с.
22. Линец М. М. Основы методики развития двигательных качеств: учеб. Пособие / М.Линец. - Л.: Штабар, 2007.
23. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: ФИС, 1984. – 176с.
24. Лях В. И. Гибкость и методика ее развития - Физкультура в школе / В. И. Лях. - 1999. - № 1. - С. 25.
25. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: [Пособие для учителя] / В. И. Лях - М. Москва, 1998. - 272 с.
26. Лях В.И. Двигательные способности / / Физическая культурав школе. - 2006. - № 2. - С. 2.
27. Лях В.И. Понятия « координационные способности » и « ловкость» / / Т ЭОРы и практика физической культуры 2010. - № 8. - С. 44-48.
28. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977.- 280с.
29. Мессерер A.M. Уроки классического танца. – М.: «Искусство», 1967. – 552с.
30. Морель Ф.Р. Хореография в спорте. – М.: ФИС, 1971. – 110с.
31. Озолин Н. Г Настольная книга тренера / Н. Г Озолин // Наука побеждать. - М. : Астрель, 2006. - 863 с.
32. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: ФиС, 1970.-378с.
33. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические положения / В. Н. Платонов. - М.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
34. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 2004.- 808с.
35. Платонов В.Н. Физическая подготовка спортсмена / В.М. Платонов, М.М. Булатова. - К., Олимпийская литература. - 2005. - 320 с.
36. Смирнова М.В. Классический танец. Методическое пособие. – М., 1968. – 48с.
37. Степанова Л., Стенюшина A. Классический танец. Методическое пособие. – М.: «Советская Россия», 1967. – 36с.
38. Стуколкина Н. М. Четыре экзерсиса. – М: ВТО, 1972. – 399с.
39. Тарасов Н. Классический танец. – М.: «Искусство», 1971. – 478с.
40. Теория и методика физического воспитания: [ учеб. для студ. высш. учеб. закл. физ.воспитания и спорта ]: в 2 т. / под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература,2008. - Т. 1. - 391 с.; Т. 2. - 366 с.
41. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: «Искусство», 1967. – 654с.
42. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987.-258с.
43. Шипилина И.А. Хореография в спорте. – М., 2004 – 298 с.
44. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца. – Л.: Музыка, 1968. – 143с.