Введение
Актуальность. За последние годы объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных школ очень вырос, и вызванные этим малоподвижность, ограничение мышечных усилий становятся причиной заболеваний различных систем организма [1, 4, 8, 10].
За период обучения в школе количество больных детей растет в 2-3 раза, а количество детей, имеющих нарушения осанки, достигает 80-90% от общего количества школьников [34]. Противодействием негативным последствиям ограничения двигательного режима детей и подростков является физическая культура и спорт, которые могут быть важным фактором сохранения и укрепления здоровья, всестороннего развития, улучшения работоспособности и снижения утомляемости, повышения сопротивляемости организма к различным заболеваниям в период обучения [34].
Специфика физического воспитания состоит в том, что осознанная информация становится мотивирующим побуждением к выполнению физических упражнений, использованию природных факторов и формированию такого образа жизни, который будет способствовать достижению личных и общественных целей. Критерием эффективности этого процесса должен быть уровень здоровья детей и подростков, уровень физической работоспособности и социальной дееспособности [12].
Программа физического воспитания школьников предусматривает формы организации занятий, которые могут в определенной степени компенсировать дефицит двигательной активности, возникающей в условиях насыщенного общеобразовательного процесса. Однако в реальных условиях функционирует только одна форма - урок физкультуры [12]. Дополнение самостоятельными занятиями физическими упражнениями, осуществляются стихийно в виде подвижных и спортивных игр.
Улучшение физического состояния детей, а следовательно, и уровня здоровья, возможно лишь при условии проведения систематических целенаправленных занятий физическими упражнениями, что имеют тренировочные режимы и носят развивающий характер. В школе такими формами являются уроки физкультуры, секционные занятия и выполнение самостоятельных домашних заданий. По данным опроса учащихся, что систематически занимаются спортом только 20-25%, домашние задания по физкультуре выполняют около 7%. Результаты исследований показали, что количество учащихся, занимающихся систематически физическими упражнениями организовано и самостоятельно, может увеличиться только при условии повышения мотивации к этим занятиям.
Исследования [12, 20,24] свидетельствуют, что потребности, мотивы и интересы в области физического воспитания имеют свои возрастные особенности и связаны с психологическим развитием, социальным формированием личности, темпераментом, социально-экономическими условиями жизни конкретной семьи. Однако в литературе отсутствуют данные, позволяющие выделить факторы, влияющие на формирование мотивации школьников к физическому самосовершенствованию, стимулы к систематическим занятиям физическими упражнениями в соответствии с индивидуальными и типологическими особенностями нервной системы. Решение этих вопросов будет способствовать совершенствованию организационно-методической основы физического воспитания школьников и превратит ученика из объекта педагогического процесса в субъект, повысит его активность и заинтересованность в достижении высокого уровня собственного физического здоровья.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс занятий синхронным фигурным катанием подростков 14-15 лет.
Предмет исследования - формирование интереса к занятиям по синхронному фигурному катанию на коньках у подростков 14-15 лет.
Цель: Теоретически основать и экспериментально проверить комплекс педагогических приемов формирования интереса к занятиям по синхронному фигурному катанию на коньках подростков 14-15 лет.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические особенности подросткового периода и их влияние на интерес к занятиям физической культурой и спортом.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить эффективные методы, приемы, средства формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом.
3. Разработать комплекс педагогических приемов, формирующих интерес к занятиям по синхронному фигурному катанию на коньках у подростков 14-15 лет.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса педагогических приемов, формирующих интерес по синхронному фигурному катанию подростков 14-15 лет
Методы исследования:
- Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы;
- Изучение документальных материалов;
- Наблюдение;
- Анкетирование;
- Методы математической статистики.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Методико-теоретические аспекты формирования интереса к занятиям по синхронному фигурному катанию на коньках у подростков 14-15 лет 6
1.1. Возрастные особенности психофизического развития подростков 14-15 лет и их влияние на интерес к занятиям физической культурой и спортом 6
1.2. Состав и структура интереса к занятиям физической культурой и спортом у подростков 14-15 лет 13
1.3. Эффективные методы, приемы, средства формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом 16
Глава 2. Методы и организация исследования 21
2.1 Методы исследования 21
2.2. Организация исследования. 21
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности разработанного комплекса педагогических приемов, формирующих интерес по синхронному фигурному катанию подростков 14-15 лет 22
3.1. Комплекс педагогических приемов, формирующих интерес к занятиям по синхронному фигурному катанию на коньках у подростков 14-15 лет 22
3.2. Результаты эксперимента 37
3.3. Анализ полученных результатов 47
Заключение 49
Список литературы 51
Заключение
Приоритетной формой приобретения положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, сохранению и укреплению здоровья школьников является система физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий:
С детства нужно формировать осознанное и отношение к собственному организму. Научить ребенка слушать свой организм, ознакомить его с простейшими методами самоконтроля, проявлять заботу о своем теле, держать его ухоженным, ценить его красоту - одна из задач валеологического воспитания.
Спортивно-оздоровительная деятельность становится основным компонентом валеологической культуры тогда, когда она является способом, и следствием превращения ученика и собственного физического развития, его бытия.
Если подросток не занимается каким-либо видом спорта, необходимо советовать ему начать заниматься физическими упражнениями самостоятельно дома.
Проведенное педагогическое исследование позволило нам сделать выводы:
- стимулирование поведения и деятельности учащихся, направленное на внедрение здорового образа жизни, обеспечивается постоянной, целенаправленной организацией двигательной деятельности и формированием опыта регулярных занятий физическими упражнениями;
- внедрение разработанной нами методики проведения занятий привело к значительному повышению у учеников мотивации к занятиям физической культурой, в том числе и к самостоятельным занятиям во внеурочное время.
Ученики должны представлять влияние физической нагрузки на органы и системы. Понимание этого невозможно без специальных знаний в области биологии. Эти знания позволяют школьникам осознанно заниматься физической культурой. В школе, кроме физической культуры, пожалуй, нет такого предмета, который мог бы так наглядно показать ученикам особенности и возможности своего организма, научить методам закаливания, двигательной подготовки - научить принципам ведения здорового образа жизни.
Главное значение при развитии физических способностей учащихся приобретает обучение навыкам и умениям самостоятельных занятий, объяснение, разъяснение, доведение до сознания школьников, что нужно долго и упорно работать, чтобы получить ощутимые, видимые результаты, как по своему физическому развитию, так и по состоянию своего здоровья.
Таким образом, благодаря наличию в школе приоритетных направлений выбранных из актуальных проблем удается:
сформировать у детей и подростков осознанную потребность в занятиях физическими упражнениями, в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках;
обеспечить большой объем школьников регулярными физкультурными занятиями во время и после уроков;
реализовать личностно-ориентированный подход, при котором каждый ученик чувствует внимание лично к нему, создается атмосфера уважения к внеучебной деятельности школьников, что делает физическую культуру любимой и значимой для школьников всех возрастов.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев – Л.: Изд–во ЛГУ, 2001. – 339 с
2. Байрамов Ю. К. Психологическая подготовка в соревновательной деятельности. ANALYTIC- BOOK // Молодежь, спорт, идеология: Материалы Международной студенческой научной конференции.-Минск, 2004.-С.72-73
3. Бажанова Г.К., Бажанов А.В. О психологической подготовленности в сложнокоординационных видах спорта/ Г.К.Бажанова, А.В.Бажанов.ANALYTIC-BOOK // Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в 21 веке: Материалы международной научно-практической конференции. 9-10 декабря 2004г.-Могилев, 2004.-С.43-45
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М., 1968. – 464 с.;
5. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. 1-е. СПб.: Норинт, 1998.
6. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь – М.: Мысль, 2008. – 301 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. т.4 / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1984. – с. 258–259.
8. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии, 2010 – №1. – С. 13–23.;
9. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М.: МГУ, 1982. – С.78-83.
10. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон – М.: Наука, 1988. – 271 с.;
11. Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье / Е. И. Кульчицкая – К., 1983.;
12. Левин К. Динамическая психология / К. Левин – М.: Смысл, 2001. – 572 с
13. Материалы всероссийского семинара по синхронному катанию на коньках. 2011г
14. Мелхорн Г. Гениями не рождаются / Г. Мелхорн, Х.–Г. Мелхорн – М., 1989. – 160 с.;
15. Моляко В. А. Техническое творчество и трудовое воспитание / В. А. Моляко – М.: Знание,– 80 с.;
16. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка / В. С. Мухина // Психол. журн. – 2000 – Т.1. – №5. – С. 43–53.
17. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка / В. С. Мухина // Психологический журнал – 2009 – Т.1. – №5. – С. 43–53.
18. Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.;
19. Пахомова Л.А. Хореография и фигурное катание. М., ФиС, 1980 г.
20. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. Пер. с фр. / А. Н. Перре-Клермон – М.: Педагогика, 1991. – 248 с.;
21. Петровский А. В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности / А. В.Петровский // Вопросы психологии, 1987. – №4. – С.30–44.
22. Петровский А. В. Индивид и его потребность быть личностью / А.В.Петровский, В.А.Петровский // Вопросы философии– 1982. – №3. – С.44–53
23. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А. В. Петровский // Вопр. психол. – 1987. – №1. – С. 15–26.
24. Петровский В. А. К психологии активности личности / В. А. Петровский // Вопр. психол. – 1975. – №3. – С.26–38.;
25. Правила соревнований по фигурному катанию на коньках. Федерация фигурного катания на коньках России. 2011 г.
26. Примерная программа спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках для ДЮСШ и СДЮСШОР. – М., 2006.
27. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2–е изд. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. – с. 271.
28. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – 2–е изд. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
29. Рыжкин В.И. Ледовая сюита. М., ФиС, 1975 г.
30. Скуратова Т.В., Тихомиров А.К. Критерии оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов: метод. Рекомендации. - Малаховка, 1987.
31. Творческая одаренность и воспитание творческой личности / Подг. В.А. Моляко. – К.: Знание, 1991. – 19 с.;
32. Тихомиров А.К. Методические оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Метод. рекомендации. М., 1983.
33. Тихомиров А.К., Кузнецов А.В. Требования к координационным способностям в фигурном катании на коньках. МОГИФК, Малаховка, 1989.
34. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 1985. – № 6. – С. 26–37.
35. Фигурное катание на коньках. Правила соревнований. М., ФиС, 1983 г.
36. Фигурное катание на коньках. Учебник для ин-тов физической культуры. Под общей ред. А.Б. Гандельмана. М: ФиС,1975 г.
37. Фигурное катание на коньках: Учебное пособие для ин-тов физической культуры. Под общ. ред. А.Н. Мишина. М: ФиС,1985 г.
38. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд – М.: Наука, 2010. – 456 с.
39. Холл К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей – М., 2007 – 339 с.
40. Цукерман Г. А. Десяти–двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, – 2008. – №3. – С. 17–31.
41. Чудновский В. Э. Одаренность: дар или испытание / В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич – М.: Знание, 1990. – 80 с.
42. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин – М.: Гос. уч.–пед. изд. Министерства просвещения РСФСР, 1960. – 328 с– с. 73–74.
43. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. – с.75.